Зоопсихология и сравнительная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зоопсихология и сравнительная психология



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Зоопсихология и сравнительная психология

Направление подготовки 030300.62 «Психология»

Профиль подготовки: «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 


Пермь

ПГПУ


Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: канд. психол. наук., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Корниенко Д.С.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300.62 «Психология».

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов дневного и заочного отделения.

 

 

Согласовано с деканом обучающего факультета:

 

Декан факультета психологии: _____________ Кирилова Н.А.

 

Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2011 г. ______________________________     Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

 

 


Содержание

1. Цель изучения дисциплины:................................................... 4

2. Место дисциплины в структуре ООП:................................ 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины: 5

3.1. Принятая структура компетенций..................................................... 5

4. Объем дисциплины........................................................................ 6

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................... 6

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............... 7

5. Содержание дисциплины.......................................................... 8

5.1. Программа дисциплины...................................................................... 8

5.2. Содержание семинарских и практических занятий...................... 13

6. Формы и методы обучения..................................................... 22

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов........................................................................................................................ 22

7.1. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Зоопсихология и сравнительная психология» 22

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 24

7.3. План-график самостоятельной работы студентов........................ 25

7.4. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению 28

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.......................... 36

8.1. Основная литература........................................................................ 36

8.2. Дополнительная литература............................................................ 36

8.2.1. Литература для углубленного изучения курса........................... 37

8.3. Учебно-методические материалы.................................................... 38

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)...................................................................................................... 38

8.5. Материально-техническое обеспечение:........................................ 39

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации............................ 39

9.1. Содержание и формы проведения входного контроля.................. 39

9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.......................... 40

9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации........................ 56

 


 

1. Цель изучения дисциплины:

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» занимает важное место в системе подготовки бакалавров по направлению 030300 «Психология».

Преподавание этой дисциплины обеспечивает целостность высшего образования, а так же позволяет рассматривать фундаментальные проблемы психологии: появлении, развитие и совершенствование психического отражения, эволюцию психики, сравнение психики животных и человека.

Преподавание данного курса обеспечивает целостность психологической компетенции выпускника педагогического университета и имеет своей целью следующее:

· сформировать у студентов научные представления об эволюции психического отражение на уровне животных и появлении человеческой психики, об основных теоретических направлениях и подходах к пониманию процесса филогенеза психики, современных проблемах психологии животных;

· раскрыть содержание психического склада животных, рассмотреть роль врожденных и приобретенных компонентов в поведении животных;

· дать представления о проблеме эмоций, элементов сознания и орудийной деятельности животных, коммуникативных возможностях и онтогенезе развития животных разных таксономических групп;

· способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к фундаментальным проблемам психологии и пониманию их прикладных возможностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к базовой части профессионального цикла, шифр Б3.Б.7.

Для освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. анатомия ЦНС (1 семестр);

2. антропология (1 семестр);

3. введение в профессию (1 семестр);

4. общая психология (1 семестр);

Освоение дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. история психологии;

2. психология личности;

3. дифференциальная психология;

4. психология развития и возрастная психология;

5. экспериментальная психология;

6. социальная психология;

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Раздел 2. Эволюция психики

Тема 5. Импринтинг

Основные (ключевые) понятия: импринтинг, сензитивный период, реакция следования

Содержание темы: Открытие импринтинга. Чувствительные периоды для запечатления. Долговременный импринтинг. Импринтинг как научение. Смещенная активность. Причины ее возникновения. Концепция растормаживания. Функциональные аспекты смещенной активности.

Тема 7. Научение

Основные (ключевые) понятия: научение, обучение, дрессировка, навык, подражание

Содержание темы: Общая характеристика процесса научения. Научение и обучение. Классификация и характеристика основных видов научения у животных. Облигатное (неассоциативное) научение. Факультативное (ассоциативное) научение. Навык, методы изучения, свойства. Формирование навыка (Павлов И.П., Скиннер Б.): пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное). Дрессировка и её теория (В.Л. Дуров, М.А. Герд). Модификация инстинктивного поведения. Когнитивные формы обучения у животных. Алелломиметическое поведение, имитация (подражание).

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Содержание семинарских и практических занятий

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб. 2003.

3. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб., 2003.

4. Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия // Лекции по общей психологии. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1975. http://www.psychology.ru/Library/Alexander_Luria/Lectures/

5. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988.

6. Тинберген, Н. Поведение животных / Н. Тинберген. – М., 1969; 1978.

7. Хайнд, Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. – М., 1975.

8. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М., 1997.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 59-63.

2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1972. С. 210-263.

3. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб., 2003. (Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию / А.Р. Лурия // Лекции по общей психологии. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1975.)

4. Калагина, Г.В. Сравнительная психология и зоопсихология. Серия "Хрестоматия по психологии" / Калагина Г.В. – СПб.: Питер. 2001.

5. Ладыгина-Котс, Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Ладыгина-Котс Н.Н. ‑ М.: 1958.

6. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988.

7. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

8. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М., 1997.

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003. С. 250-294, 294-325.

Дополнительная:

1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1972. С. 210-263.

2. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 64-80.

3. Калагина, Г.В. Сравнительная психология и зоопсихология. Серия "Хрестоматия по психологии" / Калагина Г.В. – СПб.: Питер. 2001.

4. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988.

5. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

6. Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию / С.А. Савельев. – М., 2000.

7. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: учеб. пособие / сост. М.Н. Сотская; Моск. гос. психол.-пед. ун-т. – М., 2003.

8. Кирпичников, B.C. Роль приспособительных модификаций в эволюции /, B.C. Кирпичников // Журн. общ. биол. 1940. Т. 1, № 1. С. 121-152.

9. Шовен, Р. От пчелы до гориллы Хрестоматия по психологии / Р. Шовен; под ред. А.В. Петровского. – М.: 1987 С. 91–98.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003. С. 41-53, 84-118

Дополнительная:

1. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

2. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. С. 289-290, 323-341, 356-372.

3. Тинберген, Н. Поведение животных / Н. Тинберген. – М., 1969; 1978.

4. Слоним, А.С. Инстинкт / А.С. Слоним. – Л., 1967.

5. Хорн, Г. Память, импринтинг и мозг / Г. Хорн. – М., 1988.

6. Крушинский, Л.В. Избранные труды / Л.В. Крушинский. – М., 1991. – Т. 1.

7. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: учеб. пособие / сост. М.Н. Сотская; Моск. гос. психол.-пед. ун-т. – М., 2003.

8. Скиннер, Б. Оперантное поведение / Б. Скиннер // История зарубежной психологии: тексты. – М., 1986.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003. С. 159-167.

Дополнительная:

1. Зорина, Г.Г. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / Г.Г. Зорина. И.И. Полетаева. М., 2002. (гл.2; гл.4; гл. 5; гл. 6.1-6.2)

2. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2003. С.160-172.

3. Зорина, З. А., Умеют ли вороны «считать»?/ З. А.Зорина, А. А Смирнова, О. Ф. Лазарева //Природа. 2001. №2. С. 72-79

4. Зорина, З. А., Количественная оценка серой вороной множеств, состоящих из 15—25 элементов / З. А.Зорина, А. А. Смирнова //Журн. высш. нерв. деят. 1996. Т. 46. № 2. С. 298—301.

5. Зорина, З. А., Количественные оценки у серых ворон: обобщение по относительному признаку «большее множество» / З. А.Зорина, А. А. Смирнова // Журн. высш. нерв. деят. 1995. Т.45.№ 3. С. 490-499.

6. Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности / Л.В. Крушинский. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986.

7. Крушинский, Л.В. Дифференцирование фигур по признаку объемности-плоскостности у вороновых птиц / Л. В.Крушинский, Б. А.Дашевский, З.А.Зорина и др. // Биол. науки. 1981. № 3. С. 55-59.

8. Резникова, Ж. И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов / Резникова, Ж. И. ‑ М.: Наука, 2000.

9. Способность дельфинов афалин к обобщению//Морские млекопитающие Галактики. Архангельск, 2000. С. 367-371.

10. Фабри, К.Э. Орудийные действия животных / К.Э. Фабри. – М.: Знание, 1980.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. С. 472-483.

2. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 223-246.

3. Бэрон, Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. ‑ СПб.: Питер, 1997. С. 34-38.

4. Изард, К. Эмоции человека / Изард К. ‑ М., МГУ, 1980. С. 72-80, 83-91.

5. Лоренц, К. Агрессия. Так называемое “зло” / К. Лоренц. – М.: Прогресс, Универс, 1994.

6. Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1993.

7. Прайор, К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей / К. Прайор. – М.: Селена+, 1995.

8. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений / Дарвин Ч. ‑ т.5, М., 1953.

9. Гудзон, Дж. Шимпанзе в природе: поведение / Дж. Гудзон. – М.: Мир, 1982.

10. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М., 1981.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003. С. 149-153, 158-166, 234-243.

Дополнительная

1. Фабри К.Э., Мешкова Н.Н. Влияние частичной изоляции в онтогенезе на развитие поведения золотистого хомячка// Вестник МГУ. Серия психология. — 1980. — №2.—С. 59—67.

2. Крымов А.А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс. Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психол. — 1981. — № 4. — С. 39—47.

3. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: учеб. пособие / сост. М.Н. Сотская; Моск. гос. психол.-пед. ун-т. – М., 2003.

4. Крымов А.А. Проблемы игры животных в современной зоопсихологии // Психол. журн. 1982. Т.З. № 3. С. 132—139.

5. Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию / С.А. Савельев. – М., 2000.

6. Зорина 3.А. Игры животных // Мир психологии. М., 1998. № 4. С. 95-118.

7. Эльконин, Д.Б. Теории игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: Рос. психол. о-во, 1997. – С. 290–304.

8. Дерягина М.А. Формирование манипуляционной активности в онтогенезе приматов // Биол. науки. Высшая школа, 1980 - №12 – с. 55-62

9. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов – М. Наука, 1986

10. ДерягинаМ.А., Зорина.З.А., Маркина Н.В. Развитие манипуляционной активности в филогенезе позвоночных// Журн. общ. биол. 1988. — Т.69. — № 7. - -С.304—317.

11. Зоренко Т.Д., Андерсоне Ж.Э. Игровое поведение у полевок (Rodentia, Avicolinae)// Зоол. журн. — 1996. — Т. 75. — № 10. — С. 1560—1565.

12. Зорина З.А., Маркина Н.В., Дерягина М.А. Структура и возрастные особенности манипуляционной активности серой вороны Corvus cornix L// Зоол. журн. — 1986. — Т. 65. — № 10. — С. 1552—1559.

13. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики животных в онтогенезе// В кн. Принцип развития в психологии. — М.: Наука. 1978. — С. 337—364.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Галина Григорьевна. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.: ил.; 22 см.

Список литературы:

Основная:

1. Гороховская Е.А. Этология: рождение научной дисциплины: СПб.: Алетейя, 2001. – 224 с. стр. 36-47, 60-72.

2. Акимушкин, И. И. Проблемы этологии [Текст] / Акимушкин Игорь Иванович. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 191 с.: ил.; 20 см. - (Эврика).

Дополнительная:

1. Палмер Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens [Текст] / Палмер Джек, Л. Палмер; пер. с англ. Кулаков А., Павлова И., Рысев С. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. - 384 с.; 22 см. - (BEST: Психология). - ISBN 5-93878-094-2

2. Вагнер, В.А. Сравнительная психология: избранные психологические труды / В.А. Вагнер, Акад.пед. и соц.наук, Моск. Псих.-соц.инст; под ред. Г.В. Калягиной – Москва-Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

3. Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / под ред. Г.В. Калягиной. М., 2001.

4. Тинберген Н. Социальное поведение животных [Текст] / Тинберген Нико; ред. Симонов П. В.; пер. с англ. Амченкова Ю. Л. - М.: Мир, 1993. - 149 с.: ил.; 21 см. - ISBN 5-03-002788-2

5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. М., 1997.

 

Базовый учебник

Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Галина Григорьевна. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.: ил.; 22 см.

Список литературы:

Основная:

1. Палмер Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens [Текст] / Палмер Джек, Л. Палмер; пер. с англ. Кулаков А., Павлова И., Рысев С. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2003. - 384 с.; 22 см. - (BEST: Психология). - ISBN 5-93878-094-2

Дополнительная:

2. Акимушкин, И. И. Проблемы этологии [Текст] / Акимушкин Игорь Иванович. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 191 с.: ил.; 20 см. - (Эврика).

3. Вагнер, В.А. Сравнительная психология: избранные психологические труды / В.А. Вагнер, Акад.пед. и соц.наук, Моск. Псих.-соц.инст; под ред. Г.В. Калягиной – Москва-Воронеж: НПО «Модэк», 1998.

4. Сравнительная психология и зоопсихология: хрестоматия / под ред. Г.В. Калягиной. М., 2001.

5. Тинберген Н. Социальное поведение животных [Текст] / Тинберген Нико; ред. Симонов П. В.; пер. с англ. Амченкова Ю. Л. - М.: Мир, 1993. - 149 с.: ил.; 21 см. - ISBN 5-03-002788-2

6. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. М., 1997.

Базовый учебник

Филиппова, Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Филиппова Г.Г. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 544 с.

Список литературы:

Основная:

1. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии: учеб. для студентов вузов / К.Э. Фабри. – 6-е изд. – М., 2003.

Дополнительная:

1. Палмер Дж., Палмер Л.. Эволюционная психология. Сереты поведения Homo Sapiens. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Хейс, Н. Принципы сравнительной психологии / Н. Хейс – М.: Когито-центр, 2006. – 304.

3. Гороховская Е.А. Этология: рождение научной дисциплины: СПб.: Алетейя, 2001. – 224 с. стр. 36-47, 60-72.

4. Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

5. Захаров А.Л. Муравей, семья, колония. М., 1978.

6. Крушинский Л.В. Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений у животных // Вопр. филос. 1973. № 11. С. 120-131.

7. Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение собаки. М., 2003.

8. Панов Е.Н. Бегство от одиночества. М., 2002.

9. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.

10. Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе, М., 1991.

11. Формозов Н.А. Звери, птицы и их взаимосвязь со средой обитания. М.: Наука, 1976.

Формы и методы обучения

Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия.

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, выступление с докладом, сообщением по реферату,научно-исследовательские проекты

Игровые и имитационные технологии: дискуссия, дебаты.

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанное в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).

7.1. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Зоопсихология и сравнительная психология»

В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.

Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

· Учебники, учебные и методические пособия;

· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;

· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;

· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.

3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.

4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллеквиуме, конференции.

5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.

6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.

7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
подготовка конспектов выступлений на семинаре реферирование литературы подготовка докладов, презентаций, рефератов составление аналитических таблиц выполнение заданий по самопроверке выполнение заданий поисково-исследовательского характера и подготовка отчетов по результатам работы
1. Раздел 1. Общая характеристика психики животных              
2. Тема 1. Место зоопсихологии в современных психологических науках              
3. Тема 2. Основные направления исследования психики животных   0,5   0,5      
4. Раздел 2. Эволюция психики              
5. Тема 3. Эволюция психики животных. Элементарная сенсорная психика              
6. Тема 4. Перцептивная психика     0,5 0,5      
7. Раздел 3. Врожденное и приобретенное в поведении животных              
8. Тема 5. Импринтинг       0,5 0,5    
9. Тема 6. Инстинкты и инстинктивное поведение              
10. Тема 7. Научение       0,5   0,5  
11. Тема 8. Проблема интеллекта животных       0,5 0,5    
12. Тема 9. Коммуникации у животных              
13. Тема 10. Эмоции и элементы сознания у животных              
14. Раздел 4. Развитие психики животных в онтогенезе              
15. Тема 11. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе.              
16. Тема 12. Психическая деятельность в пренатальный и постнатальный период              
17. Тема 13. Игровое поведение животных. Концепции игры              
18. Раздел 5. Эволюция психики человека в филогенезе              
19. Тема 14. Сравнительная психология       0,5 0,5    
20. Тема 15. Основные положения эволюционной психологии.       0,5 0,5    
21. Раздел 6. Этология как одно из направлений изучения психики животных              
22. Тема 16. Основы этологии. Поведение животных.         0,5 0,5  
  Итого:   6,5 1,5 7,5 7,5    

7.3. План-график самостоятельной работы студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.129 с.)