Основания обращения в Европейский суд по правам человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания обращения в Европейский суд по правам человека



Если считаете, что лично являетесь жертвой

Рассматриваются судом только заявления о нарушениях гарантированных Конвенцией и протоколами к ней прав. Суд обеспечивает соблюдение Высокими Договаривающимися Сторонами их обязательств по Конвенции, но не является высшим судом и не имеет полномочий отменять, изменять, решения, также не может вмешиваться в деятельность органа власти.

Может рассматривать только те заявления, которые направлены против ратифицировавших Конвенцию и которые касаются событий, происходивших после даты ратификации. Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений, только в отношении государства.

Заявления принимаются к рассмотрению только после того, как были использованы все внутренние средства правовой защиты, и только в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения.

Условия подачи заявления:

Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. Если Суд не признает жалобу неприемлемой на основе присланных документов, а решит предложить Правительству выразить свою позицию относительно жалоб заявителя, Суд будет вести переписку на английском или французском языке, по общему правилу, вы должны будете передавать дальнейшие замечания английском или французском языке.

Суд принимает только те заявления, присланные по почте. Если Вы отправляете свое заявление электронной почте или факсу, Вам обязательно нужно продублировать ее обычной почтой. Не обязательно присутствовать лично. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.

Содержание заявления:

а) привести краткое изложение фактов, и суть Ваших жалоб;

б) отметить права, которые, по Вашему мнению, были нарушены;

в) назвать национальные средства правовой защиты, которые Вы использовали;

г) привести перечень решений судов в деле, с указанием даты каждого решения и органа, краткую информацию о содержании этого решения. К письму необходимо приложить копии самих решений.

Адрес суда - всю корреспонденцию относительно жалобы следует направлять по адресу: Переписка с Судом – после получения жалобы Секретариат суда направляет ответ с тем, что за вашем именем было открыто дело, номер, который нужно указывать в последующих письмах.

Вы своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Задержка с ответом может расцениваться как не заинтересованность в рассмотрении жалобы, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается.

Все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением представленных по поводу переговоров относительно мирового соглашения, должны быть доступны общественности.

Истец Суд не может помочь Вам по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд. После решения Суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, Вы, в случае нехватки средств для оплаты услуг адвоката, можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи Суд признает необходимым для надлежащего рассмотрения дела. Процедура рассмотрения дела бесплатная.

1. Условия, основанные на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - обстоятельства времени

- обстоятельства места

- обстоятельства по существу

- обстоятельства лица

2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты

3. 6-месячный срок обращения

4. Обоснованность жалобы

5. Недопустимость анонимности жалобы

6. Недопустимость злоупотребления правом на обращение

7. Повторность жалобы

 

42. Российское законодательство о международных договорах: общая характеристика понятия, видов, подготовки, заключения договоров, их применения в правовой системе России.

В России законодательство о международных договорах состоит из ФЗ О международных договорах от 15.07.1995.Он определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией РФ, Фз.

Фз дает понятие таким терминам как международный договор, "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение", "подписание", заключение, оговорка, международная организация, депозитарий.

"международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Данный закон определяет порядок заключения международных договоров, порядок регистрации и официального опубликования, а также порядок прекращения и приостановления действия международных договоров.

 

43. Международное правотворчество: понятие, формы, особенности. Источники современного международного права: понятие, виды.

Международное правотворчество представляет собой процесс создания норм международного права его субъектами.

Этот процесс отличается значительной сложностью и спецификой в результате отсутствия

единого законодательного органа. Достаточно сказать, что субъектами процесса являются около 200 государств. Нет единой конституции, регламентирующей процесс правотворчества. Поэтому сами субъекты по своему желанию определяют методы создания норм права, что облегчает адаптацию этих методов к меняющимся условиям международной жизни.

Институт международного права пришел к заключению: «Государства мира могут создавать для себя право любым путем по своему желанию. Если все они согласны делать это определенным образом, то никто не может отрицать их способность или право поступать таким образом».

Из-за отсутствия надгосударственной власти в основе всех способов создания норм

международного права находится соглашение субъектов.

Юридической формой соглашения являются обычай и договор. В некоторых случаях нормы создаются резолюциями международных организаций. На этом мы остановимся в дальнейшем. Обычная норма и договорная норма различаются не по сути, а по способу достижения соглашения и форме его выражения. Договор — ясно выраженная и, как правило, письменная форма.

Обычай — неписаная форма, в большинстве случаев создается молчаливым соглашением.

 

44. Понятие права международных договоров, его источники и субъекты

Право международных договоров — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.

Основными источниками права международных договоров являются две конвенции, заключенные в рамках ООН: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Помимо этого, государства, заключая международные договоры, руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права. Необходимо помнить и о том, что если государства заключают международные договоры в рамках межгосударственной организации, то они не должны противоречить учредительным актам этой организации.

Определенное место в праве международных договоров занимают нормы национального законодательства. Именно с помощью национального права определяются полномочия лиц, обладающих правом на заключение международных договоров от имени государства или правительства. Например, Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» закрепляет порядок ратификации международных договоров, вступлениях их в силу на территории РФ.

Участниками такого соглашения могут быть государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования и межгосударственные организации. Субъект Федерации в порядке редкого исключения может участвовать в договорах, если это предусмотрено федеральной конституцией.

 

45. Понятие и классификация международных договоров.

Международный договор – это соглашение субъектов международного права, регулируемое международным правом.

Их классификацию можно провести по следующим основаниям:

1. По объекту регулирования:

- экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве 1999 г.);

- военно-политические (например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);

- культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, 1997 г.);

- социальные (например, Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении 1994 г.)

2. По сфере регулирования:

- общие (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.);

- специальные (например, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата);

3. По сфере действия:

- универсальные (например, Устав ООН);

- региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);

- двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);

4. По сроку действия:

- срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);

- бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);

5. По возможности присоединения:

- открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

- закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).

Вместе с тем в зависимости от органов, представляющих государство, различают межгосударственные договоры (заключаются на высшем уровне и от имени государства), межправительственные (от имени правительства), межведомственные (от имени ведомств).

 

46. Заключение международного договора: понятие, порядок и стадии.

Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями. Полномочия — это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации).

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Можно выделить следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора.

Выработка текста и установление аутентичности

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Так, конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. принимались на международных конференциях по кодификации права договоров, Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. — на Генеральной Ассамблее ООН, Конвенция о принудительном и обязательном труде 1929 г. — в рамках МОТ и т.п. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность.

Установление аутентичности означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Установление аутентичности договора производится путем его парафирования

(постановки под договором инициалов уполномоченных лиц), подписания, подписания ad

referendum (подписания договора с условием последующего одобрения компетентным

государственным органом), включения текста в заключительный акт конференции или в

резолюцию международной организации об одобрении договора. Если после процедуры

установления аутентичности договора стороны решат внести в текст изменения или дополнения, аутентичность подлежит новому установлению.

Принятие текста договора

Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будут изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора (например, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

Согласие на обязательность договора

Согласие на обязательность договора может выражаться путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору, обмена документами.

Подписание. Необходимо учитывать, что подписание договора может выражать как стадию заключения договора (установление аутентичности текста), так и форму выражения согласия на обязательность договора, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или стороны договорились об этом в процессе переговоров, либо такое намерение вытекает из полномочий представителя, или иным образом это было выражено во время переговоров.

Согласие на обязательность договора может также выражаться путем обмена документами, образующими договор, или иными документами (нотами, письмами и др.), если это предусмотрено этими документами или иным образом установлена договоренность сторон об этом. В некоторых случаях согласие на обязательность договора может выражаться путем обмена ратификационными грамотами, документами об утверждении или присоединении к договору, посредством депонирования соответствующих грамот у депозитария, уведомления о них договаривающихся государств.

Согласие на обязательность выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются при ратификации.

Согласие государства выражается присоединением: если такая возможность предусмотрена договором; государства договорились, что такое согласие может быть выражено путем присоединения.

Ратификация договора означает дачу государством согласия на обязательность договора. Согласие на обязательность договора выражается ратификацией: если это предусмотрено в самом договоре или вытекает из полномочий представителя государства; если государства договорились об этом во время переговоров; если договор подписан под условием ратификации.

Депозитарий договора

Депозитарий хранит подлинник международного договора и выполняет в отношении этого договора определенные функции, в частности, принимает на хранение ратификационные грамоты, документы об оговорках, извещает участников договора о поступивших документах и т.д. В качестве депозитария могут выступать правительство государства, международная организация или ее главное должностное лицо.

Регистрация договоров

Международный договор подлежит регистрации и опубликованию. Согласно ст. 102 Устава ООН международную регистрацию договоров осуществляет Секретариат ООН. Договоры, не зарегистрированные в ООН, не теряют юридической силы, однако государства не вправе ссылаться на них в органах системы ООН. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров.

 

47. Форма и структура международного договора. Оговорки к договорам.

Договор состоит из отдельных компонентов, которые образуют единую упорядоченную систему. Такими компонентами являются наименование договора или титул, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон, приложения. Наличие всех этих компонентов не обязательно, и отсутствие одного или другого не влияет на юридическую силу договора. Например, не все договоры сопровождаются приложениями, или не все договоры имеют преамбулу. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и пр.

В международном праве договоры могут иметь различное наименование, что не влияет на их юридическую силу. Однако наименование определенным образом имеет значение для определения природы международных соглашений.

Оговорки к международным договорам

Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка не изменяет положений договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство. Оговорки не могут быть сделаны когда: данная оговорка запрещена договором; оговорка не входит в число допустимых по договору; оговорка несовместима с объектом и целями договора. Если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята сделавшим ее государством в любое время

 

48. Нормы МП: понятие, виды, структура.

Международно-правовая норма – это созданное соглашением субъектов определенное правило, регулирующее межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемое юридическим механизмом охраны.

В доктрине современного международного права по характеру (природе) норм различают императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы международного права, нормы-обращения, нормы-декларации.

Кроме того, можно выделить такие виды норм международного права, как альтернативные и факультативные, нормы постоянного и временного действия и т. д. По сфере применения различают универсальные и локальные, всеобщие и региональные нормы.

Международно-правовые нормы также можно классифицировать по функциям в механизме международно-правового регулирования на материальные и процессуальные.

В зависимости от того, в каком источнике содержатся нормы, можно выделить такие виды, как обычные, договорные, нормы-решения международных организаций; регулятивные и охранительные.

Помимо характера нормы международного права имеют и особую структуру. С общетеоретической точки зрения, нормы права включают три элемента: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило. Специфика же международно-правовых норм и их системы состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию. Как правило, в теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство».

 

49. Международные нормы-стандарты основных прав и свобод человека: правовое закрепление, перечень, характеристика.

Ценность международных актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться государства при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Нормы, закрепляющие права и свободы человека, выступают в качестве общечеловеческих стандартов, определяющих моральные ценности каждого государства.

Международные акты вводят минимальный уровень защиты прав человека, который должен быть обеспечен государством посредством реализации норм внутреннего или международного права. Международные акты не препятствуют созданию более эффективной системы защиты прав человека.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

- определяют перечень прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников международных договоров о правах человека;

- формируют главные черты содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

- фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженные с законными ограничениями;

- устанавливают обязательства государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

- определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и международный).

Международные договоры о правах человека с точки зрения предмета правового регулирования можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют международные договоры, закрепляющие общие положения сотрудничества государств по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие договоры, государства принимают свое национальное законодательство в этой сфере. Первым документом, в котором были закреплены международно-правовые гарантии прав человека, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные договоры. В их числе Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия прав человека и основных свобод.

Во второй группе договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К договорам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В третью группу входят договоры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких договоров могут быть международные договоры озащите прав женщин, детей, а также договоры, регулирующие коллективныеправа (национальные меньшинства).На международном уровне создана комплексная система защиты прав женщин. Международные договоры, касающиеся прав женщин, регулируют

защиту их прав в политической, экономической сфере, в области образования

и семейных отношений. В числе договоров этой группы – Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства.

Государства принимают на себя международные обязательства обеспечить права самой уязвимой категории – детей. Эти обязательства содержат Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области международного усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и др.

Четвертую группу составляют договоры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации: Конвенция МОТ № 87 (Свобода ассоциации и защита права на организацию), Конвенция МОТ № 98 (Право на организацию и ведение коллективных переговоров), Конвенция МОТ № 135 (Представители трудящихся), Конвенция № 117 (Об основных целях и нормах социальной политики), Конвенция № 130 (О медицинской помощи и пособиях поболезни), Конвенция № 17 (О возмещении трудящимся при несчастных случаяхна производстве).

 

50. Принципы права международной безопасности.

Право международной безопасности базируется на основных принципах современного международного права: принципе неприменения силы, принципе мирного разрешения споров. Также можно вести речь о специальных принципах: принципе разоружения, принципе равной безопасности, принципе ненанесения ущерба безопасности государств, принципе равенства и одинаковой безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Если в XIX в. обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половине ХХ в. стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, которые может уничтожить все человечество, поэтому возникла актуальная проблема – как от него избавиться, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип ненанесения ущерба безопасности государств. Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность засчет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться отлюбых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военныеобъединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил.

Основными средствами поддержания международной безопасности

являются:

- мирные средства разрешения споров;

- меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

- неприсоединение и нейтралитет;

- разоружение;

- нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий;

- ликвидация иностранных военных баз;

- создание в различных районах земного шара зон мира и безъядерных зон;

- коллективная безопасность (универсальная и региональная);

- меры по ослаблению международной напряженности и прекращению

гонки вооружений, их ограничению;

- меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения;

- меры по укреплению доверия между государствами.

 

51.Система мирных средств разрешения международных споров, ее функционирование.

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:

переговоров;

обследования;

посредничества;

примирения;

арбитража;

судебного разбирательства;

обращения к региональным органам или соглашениям;

иными мирными средствами по своему выбору.

В поисках подобного урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене.

Таким образом, к международно-правовым средствам решения споров (конфликтов) можно отнести:

1) Международные переговоры.

2) Консультации.

3) Международные следственные комиссии.

4) Примирительные комиссии.

5) Добрые услуги и посредничество.

6) Международный третейский суд.

7) Международные судебные органы:

Международный суд ООН

Международный трибунал по морскому праву.

Европейский суд по правам человека.

 

53. Международно-правовое регулирование средств и методов ведения военных действий.

Первоначально «право Гааги», а сейчас и гуманитарное право в целом ограничивают выбор воюющими сторонами средств и методов ведения вооруженных конфликтов. Эти ограничения были закреплены в IV Гаагской конвенции 1907 г. Если применить еще и положения Женевских конвенций 1949 г., то во время вооруженного конфликта можно выявить несколько критериев допустимости вооружений во время войны:

- избирательный характер (должно воздействовать только на участников вооруженного конфликта, но не на мирных жителей);

- гуманность (не причинять излишних, бессмысленных, неоправданных страданий).

Во время войны нельзя использовать следующие виды вооружений:

1) яды или отравленное оружие;

2) разрывные снаряды массой до 400 г (как негуманное оружие);

3) пули, легко расширяющиеся или сплющивающиеся в теле человека (пули с надрезами или полостями, благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения);

4) химическое оружие;

5) биологическое оружие;

6) мины-ловушки;

7) оружие, порождающее осколки, невидимые в рентгеновских лучах. (небольшие кусочки пластмассы, дерева и стекла).

Применение ряда вооружений является ограниченным:

1. Противопехотные мины. Полностью запрещены Оттавской конвенцией 1997 г., но многие государства ее не ратифицировали (включая США и РФ). II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений не запрещает использование противопехотных мин, но накладывает на него ограничения:

- мины должны располагаться на четко обозначенных и охраняемых минных полях или иметь механизм самоуничтожения, срабатывающий от времени;

- мины должны определяться стандартными миноискателями.

2. Зажигательное оружие и боеприпасы. Ограничения касаются только того оружия, зажигательный эффект которого является основным. На его применение накладываются следующие ограничения:

- запрещено применение любого зажигательного оружия по мирным объектам;

- запрещено применение зажигательных авиабомб в городах, селениях или вблизи таковых (даже по военным объектам).

3. Ослепляющее лазерное оружие. IV протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г. запрещает использование лазеров, специально созданных для перманентного ослепления.

Также существует проблема использования целого ряда вооружений, которые не удовлетворяют указанным выше критериям избирательности и гуманности. Например, конвенционно не запрещены:

1) кассетные бомбы;

2) игольчатые бомбы;

3) боеприпасы объемного взрыва (термобарические боеприпасы);

4) боеприпасы, содержащие обедненный уран;

5) ядерное оружие.

Международное гуманитарное право также запрещает ряд методов ведения войны:

1) вероломство:

- предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к армии или населению вражеского государства;

- убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

- злоупотреблять флагом перемирия, национальными флагами, знаками различия и униформой, равно как и эмблемами, определенными в Женевской конвенции;

- атаковать незащищенные города, селения и здания;

2) отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

3) уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

4) ненадлежащее обращение с мирным населением:

- принуждение населения оккупированной территории воевать против вооруженных сил своего государства, а также принуждение к присяге на верность армии противника;

- грабежи и мародерство;

- покушения на жизнь и честь женщин, семейные права, собственность, религиозные убеждения;

- использование мирного населения в качестве заложников, «живого щита» и т. п.;

- осуждение и применение наказания без предварительного судебного

решения;

5) любые покушения на культурные ценности, памятники архитектуры, храмы, библиотеки, парки, заповедники, зоопарки и ботанические сады.

Одним из запрещенных методов является вероломство – нарушение доверия противоположной стороны. Некоторые виды вероломства уже были представлены выше. Вероломство следует отличать от военной хитрости – допустимого обмана без нарушения норм международного права.

 

54. Вооруженные конфликты в современном мире: понятие и виды, источники, правовое регулирование действий участников конфликта.

Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил. Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государствами, политическими вооруженными группировками и т. д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.

Виды вооруженных конфликтов делят:

1. По целям войны – на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.94 (0.157 с.)