Основания, способы и порядок осуществления норм международного права в правовой системе государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания, способы и порядок осуществления норм международного права в правовой системе государства.



Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта​ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъек​тами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

1) согласование воль субъектов международного права относи​тельно правила поведения;

2) дача субъектами международного права согласия на юридичес​кую обязательность согласованных правил поведения.

Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реа​лизуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-право​вых норм являются соблюдение, исполнение, использование и при​менение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-за​претов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и полити​ческих правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. На​пример, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах челове​ка 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм соче​тает в себе различные поведенческие акты.

Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют междуна​родно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (лат. implere — выполнять) норм.

Международно-правовой механизм имплементации представля​ет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют:

система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление между​народных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению между​народного мира и безопасности;

совокупность норм международного права, содействующих осу​ществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государст​вами об инспекциях в связи с Договором.

Национально-правовой механизм имплементации составляет со​вокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реали​зацию норм международного права, а именно:

система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспе​чивает его реализацию во внутригосударственных отношениях;

совокупность норм национального права, обеспечивающих эф​фективное осуществление внутри страны международно-правовых норм

6. Основные принципы международного права: нормативное закрепление и содержание, общая характеристика.

принципы представляют собой основопо​лагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридичес​кой силой. Все остальные международно-правовые нормы и между​народно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного права носят универсальный харак​тер и являются критериями законности всех остальных международ​ных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основ​ных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Поскольку основные принципы международного права представ​ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международ​но-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь прин​ципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обяза​тельств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дру​жественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основ​ных принципов было конкретизировано актами Совещания по без​опасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинк​ским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле​нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу​дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве​ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до​говорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость го​сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять​ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

государства свободно выбирают свои политические, экономичес​кие, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна​родные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориаль​ной неприкосновенности и политической независимости других го​сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства обя​заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро​ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с други​ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли​вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы​бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест​ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру​гими мирными средствами.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби​рать свою политическую, экономическую, социальную или культур​ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ​стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет​ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе​мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между​народного мира и безопасности.

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу​дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин​ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок​купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст​вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принципуважения прав человека. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен​ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде​ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво​бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само​определение.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю​щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин​ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей​ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж​дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы​полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест​влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

7. Принципы самоопределения народов и территориальной целостности государств: становление, нормативное содержание, проблемы соотношения и реализации .

Принцип равноправия и самоопределения народов. В соответствии с п. 2 ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей Организации является "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов".
Принцип равноправия и самоопределения получил свое подтверждение в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Декларации принципов Заключительного акта БСЕ 1975 г.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормативное содержание принципа равноправия и самоопределения выражено следующим образом: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".
Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств.
Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.

В обобщенном виде современное содержание принципа равноправия и самоопределения народов может быть представлено следующим образом:

все народы имеют право свободно, без вмешательства извне, определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие;

все государства обязаны уважать это право;

все государства обязаны путем совместных и самостоятельных акций содействовать осуществлению народами права на самоопределение, свободу и независимость;

в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

запрещается подчинение народа иностранному государству и эксплуатации.

Принцип территориальной целостности государств защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории и является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Он закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН. Конкретизация этого принципа дается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где она трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны".
Наиболее полная формулировка принципа территориальной целостности государств содержится в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной".

8.Принцип невмешательства во внутренние дела: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка.

Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Из общего правила есть исключение, касающееся применения принудительных мер на основании гл. VII Устава ООН.

Принудительные меры – это действия, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Поэтому понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не относится только к территориальным проблемам, это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего. Если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, такие события перестают быть внутренним делом данного государства и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государств. Однако определенные общественные отношения за пределами государственной территории (например, отношения, возникающие из действующего международного договора) продолжают оставаться внутренним делом государств – участников таких отношений.

В соответствии с Декларацией о принципах 1970 г. содержание указанного принципа включает, в частности, следующее:

запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

запрещение использования экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

запрещение применения силы для лишения народов формы их национального существования;

право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.

 

9.Принцип неприменения силы и угрозы силой: становление, нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка.

Согласно п. 4 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций.
Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства - члены ООН. Согласно Уставу ООН, запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы.
Применение вооруженной силы представляет собой наибольшую опасность, и в п. 4 ст. 2 Устава речь идет прежде всего о запрещении применения вооруженной силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).
Главное в содержании принципа неприменения силы и угрозы силой - запрещение агрессивной войны, которая является преступлением против мира.

Согласно Определению агрессии 1974 г., содержание принципа неприменения силы и угрозы силой составляют, среди прочего, следующие действия:

любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;

применение силы и угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;

репрессалии с применением вооруженной силы (к такого рода запрещенным действиям относится, например, так называемая "мирная блокада", т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время);

организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников;

организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применения;

военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;

насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской Федерации является особое соглашение с Советом Безопасности ООН о выделении российских контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.

 

10.Принципы суверенного равенства и сотрудничества государств: нормативное содержание, роль в обеспечении международного правопорядка.

Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций.
Сегодня в наиболее полном виде этот принцип закреплен в Декларации принципов 1970 г., Заключительном акте 1975 г., Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

По Декларации принципов 1979 г. понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

государства юридически равны;

каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

территориальная целостность и политическая неприкосновенность государства неприкосновенны;

каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существенно расширил содержание рассматриваемого принципа Заключительный акт 1975 г., указав на обязательство государств не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1975 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Это означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами.
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

 

Субъекты международного права: понятие и виды. Содержание международной правосубъектности.

Субъект международно-правового отношения - лицо, участвующее или могущее участвовать в международно-правовом отношении, является субъектом международного права.
Под субъектом международного права понимается потенциальный или реальный участник международно-правового отношения, который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. При этом особенностью субъектов международного права является их прямое и непосредственное участие в создании норм этой системы права. Международное правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами международного права.
Всех субъектов международного права принято делить на первичных и производных. Первичные субъекты международного права - это прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Ими могут быть межправительственные организации либо государственно подобные образования типа вольных городов. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности как обобщающей категории, включающей правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность представляет собой способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Такой способностью обладают государства в момент возникновения; нации, борющиеся за независимость, — с момента признания; международные межправительственные организации — с момента вступления учредительных документов в силу; физические и юридические лица — при наступлении ситуаций, урегулированных международными договорами.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права своих прав и обязанностей. К примеру, государства и международные межправительственные организации, реализуя свою договорную правоспособность, заключают соответствующие международные договоры; осуществление своих прав государствоподобными образованиями может проявляться в открытии представительств, участии в международных межправительственных организациях;
индивиды и неправительственные организации, реализуя право на правовую защиту, предусмотренное, в частности, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., обращаются с жалобами в Европейский Суд по правам человека, если были исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Деликтоспособность проявляется в способности нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Таким образом, международная правосубъектность проявляется в способности субъектов иметь и осуществлять свои права и обязанности, а также нести ответственность по международному праву.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.078 с.)