VII. Субтест - «Выбор фигур» (FS). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Субтест - «Выбор фигур» (FS).



 

Данный субтест включает в себя задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматри­вает совмещение, поворот, сложение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями (областью создания образа) и не предусматривает выход за ее границы, дея­тельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, одна­ко, не только о вербальной логике, в основе которой необходимо наличие поня­тийного аппарата, требуется развернутая система умозаключений. Решение об­разных задач требует особого вида логики - образной логики - при которой «схватывание» наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельно­сти, где преобразование технических объектов подчиняется специальным про­изводственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по суб­тесту не могут служить основанием для вывода о высоком уровне развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в данных видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста FS осуществля­ется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает раз­витие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к актив­ному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобра­зуется по структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование на их основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее ре­зультатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно лишь сделать вывод о том, что субтест FS диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. при выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двухмерными образами, тогда как способность к созданию нового образа здесь практически не проявляется.

 

VIII. Субтест - «Задания с кубиками» (WU).

 

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или по­вернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время, выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач преды­дущего субтеста исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мыс­ленно видоизменяется испытуемым. Однако, эти изменения касаются в основ­ном пространственного положения и не затрагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С. Якиманской, требуют значи­тельно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразо­вания.

Таким образом, субтест WU предъявляет более высокие требования к раз­витию пространственного мышления испытуемого (что хорошо видно по таблицам №4-№6). Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике многие специалисты считают, что часто высокий показа­тель по субтесту FS сочетается с низким показателем по субтесту WU. По их предположению, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста FS испытуемый оперирует образами двухмерного пространства, при решении субтеста WU - трех­мерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изобра­жениями появляются у ребенка онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) пред­ставления более развиты, чем двухмерные. Однако способность одновре­менно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что уча­щиеся постепенно привыкают работать только с двухмерными изображениями (однако, в нашем исследовании данный факт не нашел полного подтверждения, в нашем исследовании для общей выборке коэффициент корреляции между показателями FS и WU r=+0,234 при р=0,002, у юношей связь между этими шкалами ещё выше r=+0,367 при р=0,002, а у девушек показатели по этим субтестам не связаны r=+0,071 при р=0,496). На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста WU позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предме­тами в практическом пространстве, то есть косвенно определить уровень разви­тия наглядно-действенного мышления.

Таким образом, по результатам выполнения субтеста LS можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о способности составлять и оформлять суждение.

По результатам вы­полнения субтеста GE — об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой, о развитости чувства языка.

Субтест AN диагностирует спо­собность к обобщению, развитие комбинаторных способностей, дает информацию о потенциальных возможностях ис­пытуемого.

Субтест KL определяет способность к абстракции, по его результа­там можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого уже достиг испытуе­мый.

Субтест ME диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти, способность подметить определенную черту, свойство.

Субтест RA диагностирует уровень развития практического математического мышления, т.е. таких мыслительных опе­раций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также способности к установлению логических умозаключений.

Субтест ZR диагно­стирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемо­го и его теоретическое математическое мышление.

Субтесты FS и WU определяют способность к оперированию пространст­венными образами.

Субтест FS диагностирует пространственное представление.

Субтест WU диагностирует пространственное воображение, кроме того, показатель по субтесту WU косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого.

Для примера на рис.10 приведены профили по субтестам у учащихся различных профильных классов.

 

Средние нормированные значения по субтестам у учащихся разных профильных классов рис.10    

 

 

Список литературы

 

  1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П., Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М.: 1984, с.23-35
  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с.
  3. БлейхерВ.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питер, 1999. – 528 с.
  5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / РАН. Ин-т психологии. - М.: Academia, 1996. - 216 с.
  6. Намазов В.П., Жмыринов А.Н., Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. – М.: 1988
  7. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  8. Сенин И.Г., Сорокина О.В., Чирков В.И. Тест умственных способностей (ТУС) Ярославль, НПЦ "Психодиагностика" 1993 г
  9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Спб.: Питер,2002
  10. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава.: 1988.
  11. Amthauer R. Intelligenz und Beruf. Z.f.exp.und.angew.Psychol., I, 1953, 102-136.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.007 с.)