Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Субтест - «Выбор фигур» (FS). ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Данный субтест включает в себя задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки - части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сложение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур. Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями (областью создания образа) и не предусматривает выход за ее границы, деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не только о вербальной логике, в основе которой необходимо наличие понятийного аппарата, требуется развернутая система умозаключений. Решение образных задач требует особого вида логики - образной логики - при которой «схватывание» наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком уровне развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в данных видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста FS осуществляется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к активному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.
Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование на их основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме. На основе проведенного анализа можно лишь сделать вывод о том, что субтест FS диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. при выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двухмерными образами, тогда как способность к созданию нового образа здесь практически не проявляется.
VIII. Субтест - «Задания с кубиками» (WU).
Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками. Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время, выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач предыдущего субтеста исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако, эти изменения касаются в основном пространственного положения и не затрагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования. Таким образом, субтест WU предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого (что хорошо видно по таблицам №4-№6). Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике многие специалисты считают, что часто высокий показатель по субтесту FS сочетается с низким показателем по субтесту WU. По их предположению, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста FS испытуемый оперирует образами двухмерного пространства, при решении субтеста WU - трехмерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у ребенка онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двухмерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двухмерными изображениями (однако, в нашем исследовании данный факт не нашел полного подтверждения, в нашем исследовании для общей выборке коэффициент корреляции между показателями FS и WU r=+0,234 при р=0,002, у юношей связь между этими шкалами ещё выше r=+0,367 при р=0,002, а у девушек показатели по этим субтестам не связаны r=+0,071 при р=0,496). На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста WU позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, то есть косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Таким образом, по результатам выполнения субтеста LS можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о способности составлять и оформлять суждение. По результатам выполнения субтеста GE — об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой, о развитости чувства языка. Субтест AN диагностирует способность к обобщению, развитие комбинаторных способностей, дает информацию о потенциальных возможностях испытуемого. Субтест KL определяет способность к абстракции, по его результатам можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого уже достиг испытуемый. Субтест ME диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти, способность подметить определенную черту, свойство. Субтест RA диагностирует уровень развития практического математического мышления, т.е. таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также способности к установлению логических умозаключений. Субтест ZR диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого и его теоретическое математическое мышление. Субтесты FS и WU определяют способность к оперированию пространственными образами. Субтест FS диагностирует пространственное представление. Субтест WU диагностирует пространственное воображение, кроме того, показатель по субтесту WU косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого. Для примера на рис.10 приведены профили по субтестам у учащихся различных профильных классов.
Список литературы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.007 с.) |