Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание шкал начинается с 22-ой стр.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Описание шкал начинается с 22-ой стр. Индекс трудности
Проверка на надежность Проверка надежности по однородности ТСИ-2005 проводилась отдельно для каждого субтеста по следующим коэффициентам: по формуле Кюдера - Ричардсона (для субтеста 4 по формуле Кронбаха) и по формуле Спирмена-Брауна (по полной форме) Проверка проводилась на выборке в 178 человек. В данную выборку вошли подростки 15-16 лет обучающиеся в средних школах и гимназиях г. Новосибирска. Результаты проверки на надежность представлены в таблице №1
Таблица №1.
Данные по ретестовой надежности, приводимые чешскими авторами говорят о достаточно высокой устойчивости тестовых оценок. В результате повторного тестирования учащихся средней экономической школы и интервалом в 3 года ими был получен коэффициент корреляций равный 0,748. Проверка на валидность При отборе тестовых заданий Р.Амтхауэр руководствовался двумя основными принципами: а) обеспечение максимально высокой корреляции каждой группы заданий с общим результатом и б) достижение возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. На этапе проверки конструктной валидности ТСИ-2005 высчитывались коэффициенты корреляции отдельных субтестов с окончательным результатом по всей методике. Эти данные приведены ниже, а также коэффициенты, полученные чешскими авторами и полученные Амтхауэром. Таблица №2. Корреляция субтестов с итоговым баллом по тесту
Согласно полученным результатам, средняя величина корреляции между субтестами и общим результатом по нашим данным – 0, 601 (по данным Амтхауэра – 0, 606), а средняя величина взаимных корреляций - по нашим данным 0, 279 (разброс от 0,511 до 0,101), по данным Амтхауэра - 0,36 (разброс от 0,62 до 0,2). Взаимная корреляция субтестов не соответствует идеальному варианту второго принципа, однако необходимо помнить, что и у самого Терстоуна наблюдалась значимая положительная корреляция, приведшая его к признанию G-фактора как общего фактора второго порядка. К тому же можно заметить, что на наших данных этот принцип выполняется в большей степени.
Для оценки другого существенного элемента конструктной валидности – внутренней согласованности использовался метод бисериальной корреляции, результаты этой оценки приведены по субтетстам в Таблице № 3. Таблица №3. Коэффициенты корреляции каждого вопроса с итоговым баллом по субтесту
Таблица №3 (продолжение). Коэффициенты корреляции каждого вопроса с итоговым баллом по субтесту
Таблица №3 (окончание). Коэффициенты корреляции каждого вопроса с итоговым баллом по субтесту
Примечание: 0,505 - коэффициенты корреляции значимы на уровне р<0,01 0,189 - коэффициенты корреляции значимы на уровне р<0,05
Как можно заметить по таблицам в целом для всех субтестов получена хорошая внутренняя согласованность, хотя, практически в каждом субтесте имеются 1-2 задания, которые не согласуются с суммарным показателям по соответствующему субтесту, такие результаты не могут быть признаны удовлетворительными, и эти задания в будущем должны быть заменены, а сам тест должен быть подвергнут повторной проверке, однако, несмотря на это, и в таком виде тест может обоснованно использоваться для исследования интеллекта. Кроме того, для проверки данного вида валидности ТСИ чешские авторы приводят следующие данные по корреляции итогового балла теста с другими методиками: шкала В опросника Кэттела (r=0,614), матрица Равена (r=0,353). Оценка критериальной валидности проводилась двумя способами: методом контрастных групп (проверка значимости различий показателей отдельных субтестов методики и его окончательного результата мужской и женской выборки), а также путем вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости. Мужская выборка состояла из 76 испытуемого, женская выборка состояла из 102 испытуемых. Возрастной диапазон выборки – 15-16 лет. Статистически значимыми оказались различия по субтесту «Аналогии», по субтесту «Ряды чисел», по субтесту «Задания на способность сосредотачивать внимание и сохранить в памяти усвоенное» и общему показателю (по всем этим показателям значения у девушек лучше). По чешским данным статистически показательными являются субтест 9 «Задания на способность сосредотачивать внимание и сохранить в памяти усвоенное» (ME) (у женщин лучше), субтест 5 - «Задания на счет» (RA) (у мужчин лучше) и субтест 7 «Выбор фигур» (FS) (у женщин лучше).
Проверка методом вычисления корреляции итогового балла теста с показателем школьной успеваемости (средняя оценка) проводилась на выборке в 66 человек — учащихся 10-х классов гимназий г. Новосибирска (г=0,42). По чешским данным коэффициент корреляции общего результата теста с показателем школьной успеваемости на аналогичной выборке равен 0,45. Таким образом, достаточно высокие показатели критериальной и конструктивной валидности ТСИ-2005, а также их сходство с аналогичными показателями чешского варианта теста и данными Р. Амтхауэра говорят о том, что предлагаемая модификация методики позволяет делать достаточно обоснованные выводы об уровне интеллекта и его структуре, а также сохраняет все предложенные Р. Амтхауэром закономерности в измерении умственной деятельности человека. Стандартизация теста
Мы провели разработку локальных норм ТСИ-2005 для выборки в возрасте 15-16 лет. Наша выборка стандартизации составила 178 испытуемых, куда вошли учащиеся 10-х классов средних школ и гимназий г. Новосибирска. В качестве стандартной шкалы использовалась шкала IQ (среднее значение - 100, s=10). Проверка распределения на нормальность проводилась по критерию l отдельно для каждого субтеста и итогового балла для всего теста. Проведенная стандартизация показала, что характер распределения первичных оценок как по отдельным субтестам, так и по всему тесту в целом не отличается от нормального, поэтому на основе линейного преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в стандартные баллы см. таблицы №8 - №11. Средние значения и стандартные отклонения по всем субтестам и тесту в целом приведены в Таблицах №4-№6. Таблица №4 Средние значения и стандартные отклонения (юноши)
Таблица №5 Средние значения и стандартные отклонения (девушки)
Таблица №6 Средние значения и стандартные отклонения (общая выборка)
Условия проведения.
Для проведения ТСИ-2005 необходимо иметь тестовую тетрадь, бланк ответов, секундомер или часы с секундной стрелкой. Перед началом тестирования экспериментатор должен разъяснить цель эксперимента и коротко описать структуру методики. Однако при этом недопустимо расшифровывать аббревиатуру «ТСИ» в заголовке тестовой тетради, а также указывать на то, что предметом диагностики теста является интеллект. Тестирование должно проводиться при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. В тестовой тетради варианты решений обозначены буквами а; б; в; г; д, и задачей испытуемого является внесение в бланк ответа правильного варианта. Исключение составляет лишь четвертый, пятый и шестой субтесты, в которых испытуемый должен цифрами или в словесной форме записать свой ответ в специально отведенном месте на бланке ответов. Эксперимент начинается с того, что испытуемый заполняет верхнюю часть бланка ответов (записывает свою фамилию, пол, возраст и другие данные). После этого он читает общую инструкцию на стр. 1 тестовой тетради. Затем по команде экспериментатора он переворачивает страницу и знакомится с инструкцией и примерами решений к субтесту 1. Следует помнить, что испытуемый имеет право задавать вопросы экспериментатору только при ознакомлении с инструкциями к субтестам. После того как инструкция к первому субтесту будет понята, экспериментатор дает знак переворачивать следующий лист и засекает время. По истечении времени, отпущенного для выполнения субтеста, экспериментатор прерывает работу, и испытуемый начинает знакомиться с инструкцией к следующему субтесту. Работа с девятым субтестом (запоминание) происходит в следующей последовательности: испытуемый знакомится с инструкцией, затем в течении трех минут заучивает слова в таблице. По истечении этого времени он перелистывает следующий лист, и изучает инструкцию к субтесту после чего тестовая тетрадь сдается экспериментатору и начинает работать над субтестом в бланке для ответов, одновременно с этим экспериментатор засекает время. Среднее время проведения всего теста - 80 - 90 минут. Для получения достоверных результатов при групповом тестировании необходимо выполнить ряд дополнительных условий. Во-первых, тестируемую группу необходимо ограничить 10-15 испытуемыми, во-вторых, каждый испытуемый должен занимать отдельный стол, в-третьих, все испытуемые должны начинать работать с очередным субтестом одновременно, в-четвертых, в ходе тестирования необходимо следить, чтобы испытуемые не листали тестовую тетрадь. В том случае, если кто-либо из испытуемых закончит работу над субтестом раньше отведенного времени, необходимо проследить, чтобы он не переходил к следующему субтесту и ждал, когда закончат остальные испытуемые.
IX. Субтест - «Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное» (ME).
В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведения. Восприятие слова (и тем более его запоминание) является сложным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения побочных связей. Факт многомерных связей, стоящий за словом, имеет существенное значение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, так как различные виды памяти независимы друг от друга.
V. Субтест - «Задания на счет» (RA).
Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая задача ставит перед решающим строго определенную цель, сформулированную в конечном вопросе задачи. В отличие от неопределенных видов цели определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает прежде всего соблюдение строгой логики процесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач требует развития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению. В целях успешного решения задачи субъект должен предварительно ориентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать возможность пересмотрения исходных условий задачи, представление их в новом ракурсе. Для этого решающему математическую задачу необходимо прежде всего выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осуществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитических способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические символы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу протекает в форме абстракции, то есть происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несущественных. Кроме аналитических способностей ориентировка в условиях математической задачи предполагает высокую степень развития синтетических способностей, так как выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними. На следующем этапе с учетом выявленных существенных отношений решающим вырабатывается гипотеза относительно характера стратегии решения. Стратегия в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер. Таким образом, успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обобщению. На следующем этапе решения математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с возможно большей вероятностью приводят к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности значительное место занимают вычислительные способности. Таким образом, успешное выполнение задач данного субтеста свидетельствует о наличии у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению.
VIII. Субтест - «Задания с кубиками» (WU).
Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками. Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время, выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач предыдущего субтеста исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако, эти изменения касаются в основном пространственного положения и не затрагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования. Таким образом, субтест WU предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого (что хорошо видно по таблицам №4-№6). Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике многие специалисты считают, что часто высокий показатель по субтесту FS сочетается с низким показателем по субтесту WU. По их предположению, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста FS испытуемый оперирует образами двухмерного пространства, при решении субтеста WU - трехмерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у ребенка онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двухмерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двухмерными изображениями (однако, в нашем исследовании данный факт не нашел полного подтверждения, в нашем исследовании для общей выборке коэффициент корреляции между показателями FS и WU r=+0,234 при р=0,002, у юношей связь между этими шкалами ещё выше r=+0,367 при р=0,002, а у девушек показатели по этим субтестам не связаны r=+0,071 при р=0,496). На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста WU позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, то есть косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления. Таким образом, по результатам выполнения субтеста LS можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о способности составлять и оформлять суждение. По результатам выполнения субтеста GE — об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой, о развитости чувства языка. Субтест AN диагностирует способность к обобщению, развитие комбинаторных способностей, дает информацию о потенциальных возможностях испытуемого. Субтест KL определяет способность к абстракции, по его результатам можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого уже достиг испытуемый. Субтест ME диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти, способность подметить определенную черту, свойство. Субтест RA диагностирует уровень развития практического математического мышления, т.е. таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также способности к установлению логических умозаключений. Субтест ZR диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого и его теоретическое математическое мышление. Субтесты FS и WU определяют способность к оперированию пространственными образами. Субтест FS диагностирует пространственное представление. Субтест WU диагностирует пространственное воображение, кроме того, показатель по субтесту WU косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого. Для примера на рис.10 приведены профили по субтестам у учащихся различных профильных классов.
Список литературы
Описание шкал начинается с 22-ой стр.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.059 с.) |