Общая характеристика стандартов разных видов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика стандартов разных видов



В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию и услуги; на работы (процессы); на методы контроля.

Основополагающий стандарт нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

В приведенном определении основополагающего
стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стандарт в широком смысле имеет
объекты межотраслевого значения: система государ-
ственной стандартизации, система конструкторской
документации, единицы измерения, термины межот-
раслевого значения (управление качеством, надеж-
ность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле - стандарт, определяющий общие положения в ²цепочке² стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-92 ²ГСС. Основные положения², ГОСТ Р 50779.0-95 ²Статистические методы. Основные положения², СНиП 10.01-94 ²Система нормативных документов в строительстве. Основные положения².

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавли-вают общие организационно-технические положения по проведению работ в
определенной области (например, ГОСТ Р 1.0-92
²ГСС РФ. Порядок разработки государственных
стандартов²).

Основополагающие общетехнические стандарты
устанавливают научно-технические термины, много-
кратно используемые в науке, технике, производстве;
условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ
14192 ²Маркировка грузов²); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию раз-
личных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5
²Требования к построению и содержанию стандартов²); общетехнические величины, требования и нор-
мы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа,
параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики
и эргономики (например, ГОСТ 8.417 ²Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин²).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают
требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие
основные разновидности стандартов; стандарт общих
технических условий стандарт технических условий. В
первом случае стандарт содержит общие требования кгруппам однородной продукции, во втором - к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические
требования; правила приемки; маркировка, упаковка;
транспортирование, хранение. По группам однородной
продукции могут разрабатываться стандарты узкого на-
значения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки,
упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают
требования квыполнению различного рода работ на
отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматизированного проектирования (САПР). Эта система начала в
нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как
за рубежом она была внедрена раньше и дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японским автомобильным фирмам в 2 - 8 раз сократить
время конструирования новых моделей.

Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ
36-71-82 ²Плиты теплоизоля-ционные минераловат-
ные. Типовой технологический процесс².

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья
населения и охраны окружающей природной среды
при проведении технологи ческих операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг)
- управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс - типичный объект СТП на
предприятии, на котором действует система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть
объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к
ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТ на водку установлено предельно
допустимое значение альдегидов; равное 8,0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получено 7,0 мг/дм3. Если
не, принимать во внимание погрешность результата измерения
(она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о
годности водки по данному показателю. Однако погрешность изменения может достигать 25 - 30%.
Следовательно, действительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм3. Таким образом,
имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации альдегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики
его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок под-
готовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов
испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей
(стандарт на методы испытаний шелковых и полу-
шелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала
необходимость разработки стандартов смешанного
вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 ²Игрушки, Общие требования к безопасности иметоды контроля².

 


СЕРТИФИКАЦИЯ

 

ЛЕКЦИЯ 14

ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

История сертификации

Сертификация как процедура применяется давно, а термин ²сертификат² известен с XIX в.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается определение сертификата: сертификат – это удостоверение. В финансовой сфере сертификат трактуют в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других - как облигацию специального государственного займа.

Производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, т. е. снабжали их (по современной терминологии) ²заявлениями о соответствии².

Описанные факты являются примером сертификации первой стороной.

В метрологии сертификация давно известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет сертифи-кационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма имел следующее название: ²Международный комитет мер и весов. Сертификат Международного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи². В этом объемном документе содержатся сведения об изготовителе прототипов и их аттестации, о химическом составе и объеме, т. е. изложены идентифицирующие признаки. В документе указаны должности и фамилии лиц, выполнявших те или иные технологические операции. Подробно описан процесс метрологической аттестации прототипа, т.е. признание эталона узаконенным на основе тщательного исследования его метрологических свойств. В частности, для прототипа килограмма были проведены ²сертификационные испытания²: для всей группы прототипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международным (главным) прототипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом.

Описанный опыт является примером сертификации третьей стороной – Международным бюро мер и весов.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ ²О защите прав потребителей², который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.

Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда товары поставлялись из СССР.

В 1984 г. Правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.

В 1988 г. странами – членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала проведение сертификации с использованием, как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г, в стране функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.

Вместе с тем в СССР осуществлялось оценка соответствия продукции установленным требованиям в других формах: аттестация по категориям качества; государственная приемка продукции; государственные испытания (им подвергалось около 30% продукции, аттестованной по категориям качества); государственный надзор за стандартами.

В России после ликвидации СССР аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены.

Основные понятия сертификации

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).

Участвующие стороны представляют интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация продукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ ²О сертификации продукции и услуг²; далее – Закон РФ).

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.

Сертификат соответствия [1] (далее – сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ).

Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.022 с.)