Основные участники и инструменты рынка государственных ценных бумаг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные участники и инструменты рынка государственных ценных бумаг



 

Основными участниками рынка государственных ценных бумаг в России выступают:

- эмитенты, в роли которых выступают Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и / или исполнение федерального бюджета. Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования;

- Центральный банк РФ, который выступает в качестве генерального агента по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов РФ устанавливал для каждого отдельного выпуска облигаций объем эмиссии, размер кулонного дохода даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода. При эмиссии ОФЗ-АД Банк России был обязан по поручению Минфина России размещать и погашать выпуски ОФЗ-АД от имени и за счет Минфина России; выступать агентом по выплате купонных доходов ОФЗ-АД; приобретать по поручению Минфина России облигации размещенных ранее выпусков на вторичном рынке от имени и за счет Минфина России;

- торговые площадки, на которых происходит обращение государственных ценных бумаг. ОАО «Московская Биржа» управляет крупнейшей в России публичной площадкой для торговли облигациями, валютой и инструментами денежного рынка, центральным депозитарием (НКО ЗАО «Национальный Расчетный Депозитарий»), а также крупнейшим клиринговым центром - ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр». Помимо этого, Московская Биржа предоставляет участникам торгов информационные услуги по российскому рынку ценных бумаг и программно-технические решения. По итогам 2012 г., Московская Биржа входит в двадцатку ведущих фондовых площадок мира по суммарной капитализации торгуемых акций, а также в десятку крупнейших площадок по объему торгов облигациями (в денежном выражении) и по числу торгуемых срочных контрактов. По состоянию на 31 декабря 2012 г. на фондовом рынке Московской Биржи были допущены к торгам ценные бумаги 694 эмитентов, в том числе бумаги крупнейших российских компаний по уровню рыночной капитализации.[6]

Регулирование рынка ценных бумаг в целом, а также рынка государственных ценных бумаг претерпело множество изменений. В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации» была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

С 13 марта 2004 года полномочия ФКЦБ России переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. ФСФР России была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации. 4 марта 2011 года к ФСФР России была присоединена Федеральная служба страхового надзора. [7]

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Центральный банк РФ ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создано девять новых подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков.

В Банке России создано шесть департаментов: департамент развития финансовых рынков; департамент допуска на финансовые рынки; департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; департамент страхового рынка; департамент коллективных инвестиций и доверительного управления; департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, а также Главное управление рынка микрофинансирования, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках и служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

В данное время отношения в целом на рынке ценных бумаг и, в частности, на рынке государственных ценных бумаг, которые связаны с обращением ценных бумаг, регулируются такими правовыми актами, как:

- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 с изменениями и дополнениями от 02.11.2013;

- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с изменениями и дополнениями на 28.12.2013);

- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ
"О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" с изменениями и дополнениями от 23 июля 2013 г.;

- Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Рынок государственных ценных бумаг в экономике национального масштаба, да и мирового масштаба играет важнейшую роль как место, где инвестору предоставляется возможность инвестировать деньги, а эмитенту необходимый капитал (денежные средства) для их целей. В современном мире с его сложными взаимоотношениями между людьми и государствами, а также с увеличивающейся скоростью жизни и потоком информации тяжело найти место, где быстро и с наименьшими усилиями можно достичь поставленных перед собой целей (инвестирование и получение денежных средств).

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами [9].

Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему.

Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на рынке государственных ценных бумаг (далее - РГЦБ) отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран, проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг, на наш взгляд, может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций.

Таким образом, государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

- регулирование денежной массы;

- регулирование инфляции;

- влияние на валютный курс;

- формирование уровня доходности по ценным бумагам;

- обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

- решение других социально-значимых задач.

С начала 90-х годов в России выпускалось большое количество государственных ценных бумаг. В настоящее время государственные заимствования осуществляются в виде ОФЗ - с различными видами дохода, ГСО и ОВОЗ.

ОФЗ - Облигации Федерального Займа - облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, то есть по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. Все ОФЗ - среднесрочные. Вид дохода - фиксированная или переменная купонная ставка. Они бывают следующих видов:

- ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

- ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения. Облигации являются именными, среднесрочными с постоянной величиной купонного дохода и эмитируются в форме отдельных выпусков. Номинальная стоимость - 1000 руб. Эмитент Минфин России по согласованию с Банком России устанавливал для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, размер кулонного дохода даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода. Эти условия фиксируются в глобальном сертификате и объявляю не позднее чем за 7 дней до начала размещения займа.

В ходе новации были выпущены ОФ3-ПД со сроком обращения три года и с нулевым купонным доходом. Этими облигациями можно было погашать задолженность по налогам в федеральный бюджет, образовавшую по состоянию на 1 июля 1998 г. Они могли быть использованы в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных учреждений;

- ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % - конец срока);

- ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга. Эмитентом ОФ3-АД является Минфин России. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками в сроки, установленные Минфином России. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

В настоящее время основной акцент делается на привлечение денежных средств с помощью ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД.

Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг в структуре рынка ценных бумаг занимает значительное место, то по сравнениию с зарубежными странами его объемы невелики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.022 с.)