Урок 1. Развитие живого организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. Развитие живого организма



Оглавление

alkogolunet.ru/load/dorevoljucionnaja_literatura/uchebnik_trezvosti/4-1-0-452

Предисловие

alkogolunet.ru/blog/predislovie/2014-09-05-824

Урок 1. Развитие живого организма

alkogolunet.ru/blog/uprok_1_razvitie_zhivogo_organizma/2014-09-05-825

Урок 2. Пять основных питательных начал

alkogolunet.ru/blog/urok_2_pjat_osnovnykh_pitatelnykh_nachal/2014-09-05-826

Урок 3. Вода

alkogolunet.ru/blog/voda/2014-09-27-827

Урок 4-ый. Соли или минеральные вещества

alkogolunet.ru/blog/soli_ili_mineralnye_veshhestva/2014-09-30-828

Урок 5-ый. Белковые вещества (альбуминоиды)

alkogolunet.ru/blog/belkovye_veshhestva_albuminoidy/2014-09-30-829

Урок 6-ой. Жиры.

alkogolunet.ru/blog/urok_6_oj_zhiry/2015-01-02-831

Урок 7-ой. Углеводы.

alkogolunet.ru/blog/urok_7_oj_uglevody/2015-01-02-832

Процентный состав главных пищевых продуктов

alkogolunet.ru/blog/procentnyj_sostav_glavnykh_pishhevykh_produktov/2015-01-03-833

Урок 8-ОЙ. О напитках вообще. Естественные напитки: вода и молоко.

alkogolunet.ru/blog/o_napitkakh_voobshhe_estestvennye_napitki_voda_i_moloko/2015-02-01-834

Урок 9-ый. Питательные напитки: какао, шоколад, супы.

alkogolunet.ru/blog/pitatelnye_napitki_kakao_shokolad_supy/2015-02-01-835

Урок 10-ый. Кисловатые напитки, фруктовые сиропы и безалкогольные вина

alkogolunet.ru/blog/kislovatye_napitki_fruktovye_siropy_i_bezalkogolnye_vina/2015-02-01-836

Урок 11-ый. Чай, кофе и другие ароматические напитки

alkogolunet.ru/blog/chaj_kofe_i_drugie_aromaticheskie_napitki/2015-02-01-837

Урок 12-ый. Напитки, получаемые путем брожения. Виноградное вино, сидр (яблочное вино).

alkogolunet.ru/blog/urok_12_yj_napitki_poluchaemye_putem_brozhenija_vinogradnoe_vino_sidr_jablochnoe_vino/2015-04-06-838

Урок 13-ый. Напитки, получаемые путем брожения, (Продолжение). Пиво.

alkogolunet.ru/blog/urok_13_yj_napitki_poluchaemye_putem_brozhenija_prodolzhenie_pivo/2015-04-06-839

Урок 14-ЫЙ. Напитки, получаемые путем брожения, с ничтожным содержанием алкоголя: квас, мед, кумыс, кефир.

alkogolunet.ru/blog/urok_14_yj_napitki_poluchaemye_putem_brozhenija_s_nichtozhnym_soderzhaniem_alkogolja_kvas_med_kumys_kefir/2015-04-06-840

Урок 15-ый. Напитки, получаемые перегонкой: водка.

alkogolunet.ru/blog/urok_15_yj_napitki_poluchaemye_peregonkoj_vodka/2015-04-06-841

Урок 16-ый. Дистиллированные напитки с примесью эссенций: ликеры, абсент и др.

alkogolunet.ru/blog/urok_16_yj_distillirovannye_napitki_s_primesju_ehssencij_likery_absent_i_dr/2015-04-15-844

Урок 17-ый. Алкоголь не пищевое вещество, а наркотический яд.

alkogolunet.ru/blog/urok_17_yj_alkogol_ne_pishhevoe_veshhestvo_a_narkoticheskij_jad/2015-04-15-845

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Действие алкоголя на человеческий организм Урок 18-ый. Пьянство и алкоголизм.

alkogolunet.ru/blog/dejstvie_alkogolja_na_chelovecheskij_organizm_urok_18_yj_pjanstvo_i_alkogolizm/2015-04-16-846

Урок 19-й Действие алкоголя на желудок, печень и почки.

alkogolunet.ru/blog/urok_19_j_dejstvie_alkogolja_na_zheludok_pechen_i_pochki/2015-04-16-847

Урок 20-ый. Действие алкоголя на сердце и кровеносные сосуды.

alkogolunet.ru/blog/urok_20_yj_dejstvie_alkogolja_na_serdce_i_krovenosnye_sosudy/2015-04-16-848

Урок 21-ый. Действие алкоголя на легкие.

alkogolunet.ru/blog/urok_21_yj_dejstvie_alkogolja_na_legkie/2015-04-16-849

Урок 22-ой. Действие алкоголя на лёгкие (продолжение). Туберкулез.

alkogolunet.ru/blog/urok_22_oj_dejstvie_alkogolja_na_ljogkie_prodolzhenie_tuberkulez/2015-04-16-850

Урок 23-ий. Действие алкоголя на нервную систему.

alkogolunet.ru/blog/urok_23_ij_dejstvie_alkogolja_na_nervnuju_sistemu/2015-04-16-851

Урок 24. Алкоголь и душевные болезни

alkogolunet.ru/blog/urok_24_alkogol_i_dushevnye_bolezni/2015-04-21-852

Урок 25-ый. Наиболее распространенные предрассудки об алкоголе. Алкоголь и мышечная сила.

alkogolunet.ru/blog/urok_25_yj_naibolee_rasprostranennye_predrassudki_ob_alkogole_alkogol_i_myshechnaja_sila/2015-04-21-853

Урок 26-ой. Наиболее распространенные предрассудки об алкоголе (продолжение). Алкоголь и температура

alkogolunet.ru/blog/urok_26_oj_naibolee_rasprostranennye_predrassudki_ob_alkogole_prodolzhenie_alkogol_i_temperatura/2015-04-21-854

Прибавление 1-е к уроку 29-му. Потребление водки в Российской Империи.

Предисловие

Борьба за отрезвление России ведется уже много лет, но лишь в последние годы разрозненные усилия обществ трезвости, духовенства, ученых объединились в могучую силу, опирающуюся на искреннем стремлении к трезвой жизни, неискоренимо живущем в глубине души русского человека. В нашем народе нет самодовольных потребителей алкоголя, уверенных в своем превосходстве над скромными трезвенниками; идеалы лучшей жизни тлеют и в душе пьяницы, - благо тому, кто сумеет эти искры раздуть в яркое пламя благородного самоосуждения и действенного порыва к духовному обновлению.

Сознание своевременности дружной борьбы с народным пьянством ныне охватило все слои русского общества, выразилось в знаменательных постановлениях двух противоалкогольных съездов и получило внушительное воплощение в законопроекте об ограничении продажи спиртных напитков, выработанном 3-ею Государственной Думой.

Как добровольные деятели общественных учреждений и съездов, так и закономерно избранные народные представители единодушно признали, что одним из главных и первых шагов на пути к отрезвлению народа должно быть ознакомление молодежи с истинной природой алкоголя и внедрение в детскую душу убеждения о необходимости полного воздержания от спиртных напитков.

Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, заседавший в Петербурге в конце 1909 года, в числе других постановлений, признал необходимым «ввести обязательное преподавание начал трезвости в низшей и средней школе».

Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, собравшийся осенью 1912 года в Москве и состоявший преимущественно из представителей духовенства, признав, что в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религиозно-нравственные начала, постановил «ходатайствовать перед правительством о том, чтобы преподавание науки трезвости, в возможно скором времени, было введено обязательно во все школы всех ведомств».

Оба съезда, очень различные по составу своих членов, сошлись на признании руководящим началом общественного движения против пьянства - полного воздержания от употребления спиртных напитков.

Государственная Дума 3-го созыва со своей стороны внесла в законопроект о борьбе с пьянством следующую статью: «Во всех начальных, средних и педагогических учебных заведениях учащимся сообщаются сведения о вреде, приносимом употреблением спиртных напитков».

В согласии с приведенными взглядами съездов и законодательного учреждения, и составлен настоящий учебник, изданный Российским Обществом борьбы с алкоголизмом.

Совет названного Общества, рассмотрев целый ряд иностранных руководств, остановил свой выбор на учебнике Жюля Дени, принятом в народных школах французской Швейцарии, и поручил редактирование перевода д-ру мед. А. Л. Мендельсону.

Однако, при осуществлении этой задачи выяснилось, что значительная часть французского оригинала совершенно не отвечает русским условиям и нуждается в коренной переработке. В силу этого редактору пришлось написать заново целый ряд глав; кроме того, многие отделы книги подверглись необходимым изменениям и исправлениям[1]). Таким образом настоящий учебник, составленный в духе и по плану руководства Жюля Дени, не может считаться переводным в точном смысле слова, а является наполовину оригинальным.

«Учебник трезвости» содержит прежде всего точно установленные фактические данные, как материал для преподавания; в то-же время книга - в старших классах - может служить пособием для учащихся при повторении того, что сообщено в классе учителем; наконец, она могла-бы служить и начальным курсом для самообразования.

 

 

Для читателей, желающих ближе ознакомиться с вопросом, здесь приводится краткий список настольных и справочных изданий по алкоголизму на русском языке:

 

«Труды Комиссии по вопросу об алкоголизме». Т I-III распроданы. Т IV, 1900 г. ц. 1 р.; т. V, 1900 г. ц. 1 р. 25 к.; т. VI, 1901 г. ц. 1 р.; т. VII-VIII, 1905 г.ц. 2 р. за оба тома; т. IX, 1908 г. ц. 1 р., т. X, 1909 г., ц. 1 р., т. ХИ-ХИИИ печатаются. Склад в Русск. Общ. охранения нар. здравия, СПБ., Демидов пер. 5.

«Алкоголизм и борьба с ним». Сокращенное изложение Трудов Комиссии по вопросу об алкоголизме. СПБ. 1909 г., ц. 20 к. Изд. Русск. Общ. охранения нар. здравия, СПБ., Демидов пер. 5.

«Труды Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством» в 3 томах. СПБ. 1910 г. ц. 2 р. Для учителей цена 1р. 40 к. Склад в Русск. Общ. охранения нар. здравия. СПБ., Демидов пер. 5.

«Труды Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом». М-ва 1912 г. Печатается.

И. Горбунов-Посадов. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством. М-ва 1912 г., ц. 35 к. Склад И. И. Горбунова, М-ва, Арбат, д. Тестовых.

Блудоров. Полный систематический указатель книг, брошюр, световых картин и пособий по алкоголизму (1896-1912 г.). СПБ. 1912 г., ц. 1 р. Склад: СПБ., Б. Спасская ул. 26.

Д. П. Никольский. Указатель общедоступной литературы по алкоголизму. СПБ. 1913.

Ф. С. Перебийнос. Первый антиалкогольный адрес-календарь на 1912 г. Справочная книга для деятелей по борьбе с алкоголизмом. СПБ. 1912 г., ц. 1 р. Изд. журн. «Трезвые Всходы», СПБ., Б. Спасская ул, 26.

 

Совет Российского Общества борьбы с алкоголизмом просит обращаться по всем вопросам, касающимся настоящего издания, к товарищу председателя д-ру мед. Александру Леонтьевичу Мендельсону (С.-Петербург, Бассейная 48).

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Пищевые вещества.

Урок 1-ЫЙ.

Развитие живого организма.

 

1. При виде цыпленка, только что вылупившегося из яйца, задавали ли вы себе вопрос: из чего у него образовались мясо, кожа и кости, откуда получился материал, поддерживающий теплоту его тела, откуда цыплёнок почерпнул ту силу, которую тотчас-же начинает затрачивать на движение?

 

Все это он мог добыть лишь из веществ, заключавшихся в яйце во время высиживания его наседкой.

2. Материалом для образования тела цыпленка служили следующие вещества:

а) Белок яйца или альбумин, из которого образовались мышцы цыпленка, т. е. то, что мы называем мясом.

б) Желток - жировое вещество, богатое углеродом.

В состав белка и желтка входят также известь и фосфор, служащие для образования костей, немного железа, предназначенного для образования крови, и большое количество воды, из которой состоят две трети тела цыпленка.

Вылупившись из яйца, цыпленок нуждается в этих-же самых веществах для своего роста и для возобновления всех тканей своего организма.

3. Цыплята всю необходимую пищу для дальнейшего своего развития находят в зерне.

Мучнистая часть зерна, богатая углеродом, снабжает тело теплом и силой, подобно тому, как уголь, сгорая в печи локомотива, превращается в тепло и двигательную энергию. Оболочка того же зерна, богатая альбумином, фосфором и железом, идет на образование и развитие мышц, скелета и крови, питающей весь организм. Цыплята теснятся около тарелки с водой, поставленной в углу курятника, и жадно пьют ее, а вода, как мы уже упоминали, составляет, две трети веса их тела.

4. От птиц перейдем к млекопитающим, т. е. к животным, которые кормят своих детенышей молоком. По своему составу молоко, в смысле питательности, является совершенным пищевым продуктом. Жидкость эта заключает в себе все, что требуется для развития новорожденного существа. Молоко содержит особый вид белка, именуемого казеином и входящего в состав сыра; из казеина молока образуются мышцы и другие мягкие части организма; в молоке, далее, имеются соли извести, фосфора и железа, требующиеся для образования костного остова молодого животного; кроме того, в состав молока входят масло и сахар, являющиеся источником силы, тепла и энергии, и наконец много воды, в которой организм ощущает столь большую потребность.

5. Хотя молоко различных млекопитающих содержит в себе почти те-же составные части, но оно содержатся не в одинаковых между собой отношениях.

Нужно заметить, что в состав женского молока входит особое вещество лецитин, род жира, содержащий в себе фосфор. Лецитин способствует образованию мозга и нервов. Как известно, вес мозга младенца по отношению к весу его тела гораздо больше, чем относительный вес мозга животных.

Вопросы и задачи.

 

1. Какие соображения возникают при виде цыплёнка, вылупившегося из яйца?

2. Какие вещества содержатся в яйце?

3. Какие вещества находит цыпленок в зерне?

4. Каков состав молока млекопитающих животных?

5. Какое вещество в женском молоке способствует главным образом образованию человеческого мозга и нервов?

 

Выводы.

Зародыш цыпленка находит в содержимом яйца все вещества, необходимые для его образования и роста его тела. Молодые млекопитающие животные получают в молоке матери весь необходимый материал для их роста и развития. Молоко представляет собой для новорожденного весьма совершенный пищевой продукт. Оно является единственной подходящей пищей для младенцев.

 

Урок 2-ой.

 

Вопросы и задачи.

 

1. Назовите совершенный пищевой продукт.

2. Почему детский и юношеский возраст особенно нуждаются в хорошем питании?

3. Как увеличивается рост ребенка?

4. Как изменяется вес человека вместе с возрастом?

5. Что такое пищевой продукт?

6. Из каких веществ состоит наше тело?

7. Почему человеку нужно употреблять подходящую смесь пищевых продуктов?

8. Назовите 5 питательных начал.

9. Что понимают под пластическими и восстановляющими питательными веществами?

10. Какие питательные вещества перерабатываются главным образом в силу и теплоту?

 

Выводы.

Наше тело состоит из воды, жиров, белков и минеральных солей. Пищевым продуктом называется всякое вещество, которое после известного ряда изменений может стать составной частью человеческого тела. Мы знаем следующие 5 основных питательных начал: 1) вода, 2) минеральные соли, 3) белки, 4) жиры и 5) углеводы. Питание имеет целью: 1) возмещать потери организма и восстановлять изношенные ткани органов и 2) снабжать организм теплом и новой энергией.

 

Урок 3-й

Вода

 

1. Вода является одной из наиболее важных составных частей человеческого тела.

Так, например, тело мальчика 12-13 лет, вес которого равняется 30 килограммам (около 75 фунтов), заключает в своих тканях и органах, в крови и в других соках около 20 килограммов (50 фунтов) воды, что составляет по объему 20 литров (или более 11/2 ведра). Таким образом 2/3 веса тела. состоят из этой драгоценной жидкости. Вода встречается в большом обилии в крови и в пищеварительных соках. Мышцы, нервы и даже кости содержат в себе воду.

 

2. В нашем организме вода постоянно сменяется. Бегая в жаркую погоду, вы ясно чувствуете, как с вас струится пот. Пот представляет собой воду с примесью солей и некоторых других веществ. Зимой, во время мороза, видно, как при дыхании изо рта идет пар, это та же вода, выделяемая легкими вместе с выдыхаемым воздухом. Вода ежедневно в большом количестве выводится, в виде мочи из нашего тела, Благодаря работе почек эта вода уносит с собой из тела отработанные, вредные продукты его деятельности, от которых организм стремится избавиться. Взрослый человек таким образом теряет ежедневно через кожу, лёгкие, почки от 2 до 3 литров (3-4,5 бутылки) воды.

3. Напитки имеют целью пополнение этой ежедневной потери жидкости. Самым естественным и необходимым напитком является вода. Животные для утоления жажды пользуются только водой, и ею одной в течение многих веков должен был пользоваться и человек, пока он не открыл способов приготовления напитков путем брожения и перегонки. Вода единственная жидкость, которая необходима растениям, и без которой растения погибают. Весьма важно при скученности населения иметь всегда в распоряжении здоровую питьевую воду. Города затрачивают значительные средства на водопроводы для снабжения населения здоровою питьевою водой.

4. Нас одолевает жажда, когда утрата воды нашим телом превышает количество воды, введенное в организм в виде питья, т. е. когда нарушено равновесие жидкости в теле; в таком случае кровь становится более густой, и свободное обращение её (циркуляция) по кровеносным сосудам затрудняется; слизистые оболочки теряют влажность, во рту пересыхает, словом, - «хочется пить».

Напитки утоляют жажду лишь благодаря содержащейся в них воде. Какой бы напиток мы ни взяли, прежде всего слизистой оболочкой желудка поглощается заключающаяся в напитке вода. Вступив в кровеносные сосуды, она разносится по всем тканям; смешиваясь с кровью, увеличивает её объем и делает ее более жидкой. Кроме того, вода способствует деятельности различных желез и выделительных органов (печени, почек и др.).

Когда при несчастных случаях люди обречены на долгое голодание (например, рабочие при завалах в рудниках, путешественники, заблудившиеся в пустыне), то наибольшие мучения человек испытывает от чувства жажды. Лишенный воды человек быстро погибает, тогда как, употребляя одну только воду, человек сравнительно долго выносит голодание.

5. Однако не всякая вода пригодна для питья. Нужно обращать внимание на состав и на происхождение воды, которой мы пользуемся. Близость кладбищ, выгребных ям, навозных куч, является частой причиной загрязнения воды: вода луж, канав, стоячих прудов и колодцев нередко бывает чрезвычайно вредна для здоровья. Мельчайшие организмы, губительные грибки и бактерии, различимые лишь под микроскопом, обильно развиваются в загрязненной воде и, будучи занесены в тело человека, размножаются в нем в короткое время и вызывают тиф, холеру, кровавый понос.

6. Для исправления подозрительной воды ее следует по крайней мере пропустить через фильтр, но еще лучше обезвредить воду кипячением.

 

Вопросы и задачи

 

1. Каково количественное содержание воды в нашем теле? 2. Каким путем вода выводится из организма? 3. Почему мы испытываем жажду? 4. Каким образом можно заразиться тифом, холерой, кровавым поносом? 5. Какие меры предосторожности следует принимать против воды, внушающей подозрение?

 

Выводы

 

Напитки имеют целью пополнять ежедневные траты воды нашего тела и облегчать выведение из организма отработанных продуктов. Напитком естественным, необходимым и достаточным является вода. Напитки утоляют жажду лишь благодаря содержащейся в них воде. Следует обращать внимание на свойства и происхождение воды, употребляемой в питье.

 

Урок 4-ый.

Вопросы и задачи

 

1. Что придает нашему скелету твердость и крепость? 2. Каковы кости детей? 3. Как доказать, что кости содержат минеральные соли? 4. Какая разница между живой и мертвой костью? 5. Расскажите, что вы знаете о зубах. 6. Как получается искривление позвоночника? 7. Содержатся ли минеральные соли, кроме костей, еще в других частях организма? в каких? 8. В каких пищевых продуктах мы встречаем минеральные соли? 9. Какое влияние оказывает алкоголь и табак на развитие костей и зубов?

 

Выводы.

 

Соли или минеральные вещества встречаются в незначительном количестве в пищевых продуктах и в напитках; однако, присутствуя в малых количествах, они имеют все-таки важное значение. Соли входят главным образом в состав костей, нервов, крови и пищеварительных соков. Наиболее ценны фосфорные и углекислые соли извести, соли железа, серы, калия и натрия.

 

Урок 5-ый.

Вопросы и задачи

 

1. Из какого вещества состоят наши мышцы? 2. Что называется альбуминоидом? 3. Назовите главнейшие белковые вещества. 4. Какие пищевые продукты богаты альбумином? 5. Почему алкоголь не способствует образованию мышечной ткани? 6. Для чего служат мышцы? 7. Какие мышцы вызывают сгибание и разгибание локтевого сустава? 8. Для чего служат альбуминоиды пищи? 9. Что следует предпринимать для укрепления и развития мышц?

 

Выводы

 

Альбуминоиды, содержащиеся в яйцах, мясе, хлебе, горохе, молоке или сыре, являются питательными веществами, химический состав которых близок к составу яичного белка или альбумина. Они заключают в себе азот, связанный с углеродом, водородом, кислородом и серой. Их называют также азотистыми веществами. Альбуминоиды служат главной составной частью для образования мышц и крови; они-же служат для образования внутренних органов. Алкоголь не содержит и следов альбумина; он, следовательно, совершенно не пригоден для образования и развития мышц.

 

Урок 6-ой.

Жиры.

 

1. Жировые вещества - говяжий жир, свиное сало, коровье масло, различные растительные масла - являются пищевыми продуктами, которые служат топливом для организма. Одни из них животного происхождения, как-то: рыбий жир, свиное, говяжье, баранье сало; коровье масло, получаемое из молока, также является одним из лучших жировых продуктов. Другия жировые вещества - происхождения растительного и представляют собой съедобные масла; таковы, например: подсолнечное, прованское (оливковое), сурепное, ореховое, конопляное и др. масла.

2. Жиры являются веществами, богатыми углеродом, всегда связанным с кислородом и водородом. Они сгорают в клетках организма медленно и постепенно и выделяют тепло, которое, в свою очередь, может превращаться в двигательную силу и различные виды энергии.

Но для сгорания жиров в нашем теле непременным условием является дыхание.

3. Во время акта дыхания, мы расширяем легкие и вводим в них воздух, состоящий из смеси 2 газов - кислорода и азота. Кислород сквозь легочную ткань вступает в кровеносные сосуды. Азот выделяется обратно с выдыхаемым воздухом, который насыщается, кроме того, углекислотой, выступающею из крови, и водяным паром. Кислород, разносимый по тканям красными кровяными шариками, вступает в соединение с находящимися в крови и тканях тела питательными веществами, наподобие того, как он на воздухе соединяется с углем во время процесса горения. Результатом этого внутреннего сгорания (иначе именуемого окислением), которое главным образом происходит в мышцах, является выделение тепла.

4. При сгорании углерод и водород жировых веществ соединяются с кислородом воздуха, выделяется тепло, а конечными продуктами сгорания являются вода и углекислота (углекислый газ), которые и выводятся организмом, как ненужный отброс.

5. То же явление наблюдается при горении свечи. Свеча является жировым веществом, состоящим из углерода, водорода и кислорода. Один из элементов воздуха, кислород, соединяющийся с одной стороны с водородом, с другой - с углеродом, поддерживает тепло и свет свечи. Другой элемент воздуха, азот, остается бездеятельным, не вступая в соединение ни с одним из элементов, принимающих участие в акте горения. Его роль сводится к тому, чтобы умерять слишком сильное действие, свойственное чистому кислороду. Продуктами сгорания свечи является вода и углекислота (рис. 8).

 

 

6. В виду того, что жировые вещества, сгорая в организме, выделяют тепло, вполне естественно, что они находят самое широкое применение среди жителей полярных стран. Эскимосы употребляют пищу, богатую жиром и маслом, так как им приходится переносить жестокие морозы, доходящие до -40° и ниже. Они охотятся на моржей, тюленей, белых медведей, с целью добычи их мяса и сала. Жир является для них повседневной пищей, как для нас хлеб.

7. Исследователи полярных стран должны были усвоить себе образ жизни самоедов, гренландцев, лапландцев, чтобы быть в состоянии бороться с жестокими морозами. Нансен и его товарищ Иогансен, во время их экспедиции к северу земли Франца-Иосифа, питались более года мясом и салом медведей, а также моржей и тюленей. «Для нас», говорит этот знаменитый путешественник, «кусочки сала, которые мы применяли и для горения в лампах, были праздничным блюдом».

Вопросы и задачи.

1. Назовите главнейшие съедобные жировые вещества. 2. Какова их роль в питании? 3. Какое значение имеет процесс дыхания? 4. Назовите продукты полного сгорания. 5. Что происходит при сгорании свечи? 6. Какова пища жителей полярных стран?

 

Выводы.

 

Такие жировые вещества, как сало говяжье и свиное, коровье масло и растительные масла, являются пищевыми продуктами, которые служат топливом для организма. Они до конца сгорают в организме, образуя воду и углекислоту. Сгорая медленно в тканях тела, они выделяют тепло, которое, в свою очередь, может превращаться в двигательную силу и другие виды энергии.

Урок 7-ой.

Углеводы.

1. Наряду с жирами существует большое количество других веществ, которые также окисляются, т.е., соединяясь с кислородом, сгорают без остатка в организме, причем выделяют тепло, и таким образом становятся источниками физической силы и энергии. Их называют углеводами.

Как показывает самое название, углеводы являются веществами, в состав которых входит углерод или уголь, в соединении с известным количеством воды. Они состоят из трех элементов: углерода, кислорода и водорода, причем последние газы содержатся в них в той же пропорции, как и в воде.

Углеводы отличаются от жиров тем, что они содержат меньше углерода, чем жиры, и при сгорании выделяют в два с половиной раза меньше тепла.

Углеводы получаются нами главным образом из растительной пищи. Они отлагаются в различных частях растений: в семенах, плодах, корнях, клубнях и стволе.

2. Главнейшими углеводами являются:

а) крахмал, он не растворим в холодной воде и разбухает в горячей воде, причем образуется клейстер;

б) сахар и сахаристые вещества, растворимы в воде;

в) клетчатка, или целлюлоза, т.е. остов растения; она не растворима в воде и крайне неудобоварима.

3. Крахмал встречается в изобилии в семенах злаков: пшеницы, ячменя, ржи, риса, в клубнях картофеля, в каштанах. В состав муки входит около 75% крахмала; в хлебе же, испеченном из муки, содержится около 45% крахмала. Так-называемая «молочная мука», искусственная смесь, предназначенная для питания маленьких детей, содержит 77% углеводов.

4. В картофеле крахмал содержится в виде мелких яйцевидных зерен (рис. 9), заключенных в клетки с прочными стенками. Стенки этих клеток, состоящие из клетчатки, или целлюлозы, неудобоваримы для нашего желудка. Крахмальные зерна, под влиянием пищеварительных соков, в особенности слюны, превращаются в сахар. Без такого превращения крахмал не мог бы всасываться, т.е. усваиваться организмом; но, приняв жидкую, сахаристую форму, крахмал становится растворимым, переходит в кровь и идет на пользу организма.

5. В семенах злаков, во время прорастания, наблюдается подобное же превращение. Крахмал разрушается и зерно становится пустым.

Под влиянием тепла и влаги мучнистая часть зерна понемногу превратилась в сахар, который растение и расходует, развиваясь за его счет. Таким образом сахар является пищей растения. Подобный же процесс происходит и в животном организме: крахмал превращается в сахар; последний же сгорает, выделяя тепло и развивая мышечную силу.

6. Сахар является, без сомнения, самым совершенным углеводом. Во многих растениях сахар содержится в совершенно готовом виде.

Сахарный тростник, свекловица, многие фрукты, например: виноград, винные ягоды, вишни, груши, яблоки, сливы, апельсины, персики, богаты сахаристыми веществами.

7. Мед представляет собой сахаристое сиропообразное вещество, очень полезное для здоровья. Он вырабатывается в пищеварительном канале пчелы из собираемого ею сока цветов. Мед содержит 75% сахара.

8. Сахар, благодаря своей совершенной растворимости, легко усваивается организмом, и является чрезвычайно ценным пищевым средством. Он представляет собой важный источник тепла и силы. Поэтому люди, которым приходится затрачивать много физической силы, отводят углеводам, и в особенности сахару, очень большое место в своем питании.

В германской армии вместо спиртных напитков солдатам дают кофе с сахаром. Подслащенный чай или горячий сбитень (из патоки) - питательные напитки, потому что содержат сахар. По той же причине полезно ягодное и фруктовое варенье.

 

Вопросы и задачи.

 

1. Назовите главнейшие углеводы и укажите их состав. 2. Откуда получается крахмал? 3. Во что превращается в пищеварительном канале картофельный крахмал? 4. Расскажите о прорастании хлебных зерен. 5. Назовите различные сахаристые вещества. 6. Что такое мед и из чего он состоит? 7. Какой пищевой продукт доставляет нам тепло и силу?

 

Выводы.

 

Крахмал и сахар называются углеводами. Под этим названием разумеют вещество, содержащее углерод в соединении с известным количеством воды. Углеводы состоят из трех элементов: углерода, кислорода и водорода. Они, подобно жирам, сгорают в организме без остатка, причем продуктами этого сгорания являются вода и углекислота. Углеводы представляют собой главные источники мышечной энергии.

 

Прибавление к части 1-ой.

 

Процентный состав главных пищевых продуктов [5].

 

  Вода Белок Жиры Углеводы и другие без азотные вещества Соли
Говядина сырая (без жира и костей) 72,25 20,91 5,19 0,48 1,17
Говядина вареная 56,82 34,13 7,50 0,40 1,15
Говядина жареная (бифштекс) 55,39 35,23 8,21 0,72 1,45
Солонина годовалая 58,56 18,61 5,07 - 18,69
Телятина жареная 57,59 29,00 11,95 0,03 1,43
Свинина тощая 72.57 20,25 6,81 - 1,10
Курица, утка 70,82 22,65 3,11 2,33 1,09
Лососина свежая 74,36 15,01 6,42 0,85 1,36
Щука 79,59 18,34 0,51 0,63 0,93
Треска соленая 65,68 19,53 0,31 - 13,62
Корюшка 72,45 16,14 6,78 - 3,51
Икра паюсная 30,89 40,33 18,90 - 9,88
Сельди соленые 46,23 18,90 16,89 1,57 16,41
Яйцо крутое (без скорлупы) 73,67 12,55 12,11 0,55 1,12
Молоко женское 87,02 2,36 3,94 6,23 0,45
Молоко коровье 87,42 3,41 3,65 4,81 0,71
Сливки 65,51 3,61 26,75 3,52 0,61
Масло коровье 14,49 0,71 83,27 0,58 0,95
Сыр русско-швейцарский 33,40 24,59 31,85 4,62 5,46
Сметана 64,97 4,51 26,93 2,95 0,64
Творог 80,64 14,66 0,59 2,17 1,94
Пшеничная мука 12,65 11,82 1,36 73,21 0,96
Ржаная мука 13,71 11,52 2,08 71,25 1,44
Кукуруза 13,12 9,85 4,62 70,90 1,51
Гречневая крупа 14,57 10,96 2,05 70,18 2,24
Рис 13,11 7,85 0,88 77,15 1,01
Пшено 12,01 12,25 3,31 68,91 3,52
Макароны 13,07 9,02 0,30 76,77 0,84
Ржаной хлеб 44,30 7,80 1,30 45,00 1,30
Ситный хлеб 51,32 7,84 0,33 35,79 1,12
Картофель 75,48 1,95 0,15 21,44 0,98
Морковь 87,05 1,04 0,21 10,75 0,90
Огурец 95,60 1,02 0,09 2,90 0,39
Бобы сушеные 14,76 24,27 1,61 56,10 3,26
Горох 14,99 22,85 1,79 57,79 2,58
Чечевица 12,34 25,70 1,89 57,03 3,04
Капуста белая, кочанная 92,68 1,80 0,27 4,49 0,71
Капуста квашеная 91,79 1,35 0,27 4,48 2,00
Грибы белые свежие 91,28 3,63 0,18 4,30 1,61
Грибы сушеные 13,27 36,09 1,75 42,86 6,03

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Напитки.

Урок 8-ОЙ.

О напитках вообще.

Вопросы и задачи.

1. Определите, что такое напиток. 2. На какие группы можно разделить различные напитки? 3. Чем отличаются напитки с ничтожным содержанием алкоголя от просто алкогольных (спиртных) напитков? 4. Назовите важнейший напиток. 5. Почему следует соблюдать меру при утолении жажды? 6. Каково значение молока? 7. Почему следует кипятить воду и молоко подозрительного происхождения?

 

Выводы.

 

Напитки представляют особые жидкости, предназначенные для утоления жажды и для восстановления потерь воды, которые беспрестанно претерпевает организм. Напитки делят на безалкогольные и алкогольные или спиртные. Первые полезны для здоровья или безвредны, вторые - вредны. Напитки с ничтожным содержанием алкоголя (менее 2%) обыкновенно не причисляются к алкогольным или опьяняющим напиткам. Вода является естественным и безусловно необходимым напитком. Молоко представляет собой самый совершенный пищевой продукт и в то-же время отличный напиток.

 

Урок 9-ый.

Вопросы и задачи.

 

1. Назовите несколько питательных напитков. 2. Опишите приготовление какао и шоколада. 3. От чего зависит питательность шоколада? 4. Каков состав бульона? 5, Почему бульон полезен? 6. Укажите питательное значение супов.

 

Выводы.

 

Питательными напитками нужно считать молоко, шоколад и супы. Бутылка шоколада на молоке обладает питательным достоинством в 6 раз большим, чем бутылка пива. Бульон является истинным возбудителем аппетита. Супы представляют собой жидкую пищу, а потому являются превосходными питательными напитками.

 

Урок 10-ый.

Вопросы и задачи.

 

1. Каковы свойства кисловатых напитков? 2. Назовите несколько кисловатых напитков. 3. Как приготовляется домашний лимонад? 4. Что понимают под словом «безалкогольное вино»?

 

Выводы.

 

Кисловатые напитки, которые летом так хорошо утоляют жажду, приготовляются из лимонов, апельсинов, клюквы и других ягод. Сиропы, приготовляемые из малины, крыжовника, черной и красной смородины, обладают очень тонким ароматом. Безалкогольные напитки, приготовляемые путем нагревания яблочного, грушевого и, главным образом, виноградного сока, прекрасно утоляют жажду и в тоже время питательны, так как содержат от 10 до 20% сахаристых веществ. Кисловатые напитки, насыщенные углекислотой, называются газированными фруктовыми водами, шипучим лимонадом. Все эти напитки весьма ценны, особенно в жаркое время года; они быстро утоляют жажду, безвредны, а сладкие фруктовые соки даже питательны.

 

Урок 11-ый.

Вопросы и задачи.

 

1. Какое действующее начало содержит чай и кофе? 2. Назовите хорошие и дурные качества чая и кофе. 3. Что вы знаете о чае? 4. Что вы можете сказать о кофе? 5. Какие настои могли-бы заменить напитки, содержащие кофеин?

 

Выводы.

Чай и кофе - ароматические напитки, содержащие в себе возбуждающее вещество, называемое теином или кофеином. Слабый чай и некрепкий кофе, содержат кофеин лишь в малых количествах, действуют бодрящим и освежающим образом, усиливают внимание и трудоспособность и полезны для взрослых. Однако малолетним детям не следует вовсе давать чая или кофе. Земляничный, малинов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.153 с.)