М.С. Мантрова – Орск: Орский гуманитарно-технологический институт( филиал) ОГУ, 2014 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.С. Мантрова – Орск: Орский гуманитарно-технологический институт( филиал) ОГУ, 2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Б.1.В.ОД.8 Психологическое консультирование»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

Психология образования

(наименование направленности (профиля) образовательной программы)

Тип образовательной программы

Программа прикладного бакалавриата

 

Квалификация

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Оренбург 2014


 

 

Рабочая программа дисциплины « Б.1.В.ОД.8 Психологическое консультирование » /сост.

М.С. Мантрова – Орск: Орский гуманитарно-технологический институт(филиал) ОГУ, 2014

 

 

Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

 

  © Мантрова М.С., 2014
  © Орский гуманитарно-технологический институт(филиал) ОГУ, 2014

 


 

Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины........................................................................................  
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы................................................  
3 Требования к результатам обучения по дисциплине................................................................  
4 Структура и содержание дисциплины.......................................................................................  
4.1 Структура дисциплины.............................................................................................................  
4.2 Содержание разделов дисциплины.........................................................................................  
4.3 Лабораторные работы................................................................................................................  
4.4 Практические занятия (семинары)...........................................................................................  
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины......................................................................  
5.1 Основная литература.................................................................................................................  
5.2 Дополнительная литература.....................................................................................................  
5.3 Периодические издания............................................................................................................  
5.4 Интернет-ресурсы......................................................................................................................  
5.5 Программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий...........................................  
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины..............................................................  
Лист согласования рабочей программы дисциплины.................................................................  
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины....................................................  
Приложения:  
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.......................................................................................................................................  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.....................................  

 


 

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования и развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.

Задачи:

- создать у студентов целостное представление о процессе психологического консультирования, его содержании, направлениях и формах;

- обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения;

- способствовать формированию у студентов навыков психологического консультирования;

- развивать психологическую компетентность в областипрактической психологии.

2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам (модулям) вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)»

 

Пререквизиты дисциплины: Б.1.Б.13.2 Психология подросткового и юношеского возрастов, Б.1.Б.14 Психолого-педагогическая диагностика

 

Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины

 

Предварительные результаты обучения, которые должны быть сформированы у обучающегося до начала изучениядисциплины Компетенции В таблице оставляются только строки с компетенциями, по которым предварительные результаты обучения должны быть сформированы до начала изучения данной дисциплины. Остальные строки удаляются разработчиком рабочей программы
Знать: ... Уметь: ... Владеть: ... ОПК-1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
Знать: ... Уметь: ... Владеть: ... ОПК-2 готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
Знать: ... Уметь: ... Владеть: ... ОПК-3 готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
Знать: ... Уметь: ... Владеть: ... ОПК-4 готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

 

Постреквизиты дисциплины: Б.1.В.ОД.10 Психология семьи и семейное консультирование

 

3 Требования к результатам обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций Формируемые компетенции
Знать: основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;виды, формы и методы психологической консультации; стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом. Уметь: самостоятельно работать с научной психологической литературой; выбрав тему для реферативной работы, ознакомиться с рекомендуемой литературой, написать и защитить реферат; также студенты должны выполнить практические работы, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта. Владеть: навыками установления контакта с другими людьми; диагностическими методами; психотехническими приемами практической психологии   ОПК-8 способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
Знать: Основные виды и типы профессиограмм; Уметь: Составлять профессиограмму для различных видов профессий; Владеть: Основными методиками диагностики профессионального самоопределения ПК-31 способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

(очная форма)

 

Вид работы Трудоемкость, академических часов
6 семестр всего
Общая трудоёмкость    
Контактная работа: 35,25 35,25
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Консультации    
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 0,25 0,25
Самостоятельная работа: 72,75 72,75
- выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ); - выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); - написание реферата (Р); - написание эссе (Э); - самостоятельное изучение разделов (перечислить); - самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; - подготовка к лабораторным занятиям; - подготовка к практическим занятиям; - подготовка к коллоквиумам; - подготовка к рубежному контролю и т.п.)    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет) экзамен  

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

(заочная форма)

 

Вид работы Трудоемкость, академических часов
5 семестр 6 семестр всего
Общая трудоёмкость      
Контактная работа:   9,25 17,25
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Консультации      
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен)   0,25 0,25
Самостоятельная работа:   62,75 90,75
- выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ); - выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); - написание реферата (Р); - написание эссе (Э); - самостоятельное изучение разделов (перечислить); - самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; - подготовка к лабораторным занятиям; - подготовка к практическим занятиям; - подготовка к коллоквиумам; - подготовка к рубежному контролю и т.п.)      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет)   экзамен  

 

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 6 семестре (очная форма)

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудиторная работа внеауд. работа
Л ПЗ ЛР
  Предмет психологического консультирования          
  Теоретические основы процесса психологического консультирования          
  Психолог-консультант как личность и профессионал          
  Процесс психологического консультирования          
  Классификация типов консультирования          
  Характеристики группового психологического консультирования          
  Телефонное консультирование          
  Метафоры в психологическом консультировании          
  Итого:          
  Всего:          

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре (заочная форма)

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудиторная работа внеауд. работа
Л ПЗ ЛР
  Предмет психологического консультирования          
  Теоретические основы процесса психологического консультирования          
  Психолог-консультант как личность и профессионал          
  Процесс психологического консультирования          
  Итого:          

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 6 семестре (заочная форма)

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудиторная работа внеауд. работа
Л ПЗ ЛР
  Классификация типов консультирования          
  Характеристики группового психологического консультирования          
  Телефонное консультирование          
  Метафоры в психологическом консультировании          
  Итого:          
  Всего:          

4.2 Содержание разделов дисциплины

Интернет-ресурсы

1. Сайт журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru - тексты статей по многим проблемам психологии, опубликованные в данном журнале с 1986 г.

2. Сайт журнала «Психология» http://www.psychology.ru – научно-популярные статьи о выдающихся психологах

3. Психологические тесты on-linehttp://psitest.com.ru – наиболее популярные тесты по изучению особенностей памяти, мышления, характера, способностей человека, разработанные отечественными и зарубежными психологами

4. Электронная библиотека Гумера http://www.gumer.info – учебная и научная литература по гуманитарным наукам, в том числе и истории психологии

5. Рефераты по психологии http://ucheba.ru – библиотека реферативных и курсовых работ по всем разделам психологии

6. Электронный словарь по психологии http://www.slovari.yandex.ru – полный словарь по общей психологии и истории психологии

7. СайтПсихологического факультета Самарского университетаhttp://www.psycheya.ru - достаточно объемное собрание книг, учебников, словарей и статей по психологии

8. Виртуальная библиотека Русского гуманитарного интернет-университетаhttp://www.i-u.ru/biblio/default.aspx - книги и статьи, которые будут интересны и полезны всем, кто интересуется психологией и историей психологии

9. Сайт Психология в Оренбургеhttp://www.psyvoren.narod.ru/bibliot.htm - библиотека, содержащая психологическую литературу по всем направлениям, а также учебные пособия для студентов, аспирантов, преподавателей

10. Всероссийская виртуальная энциклопедияhttp://www.portalus.ru - свежие публикации по различным направлениям и проблемам психологии (статьи, рефераты, практические рекомендации)

11. Сайт Психологической газетыhttp://www.psy.su/. – статьи по актуальным проблемам истории психологии обучения и воспитания личности

12. Вестник Университета Российской академии образованияhttp://www.vestnikurao.ru/ - статьи, эссе, материалы конференций и круглых столов, отражающие результаты исследований в различных областях научных знаний, в том числе психологии

 

Занятие № 1.

Тема.Понятие и сущность психологического консультирования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «психологическое консультирование».
  2. Цели и задачи психологического консультирования.
  3. Виды психологического консультирования и их особенности.
  4. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи.
  5. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту.

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

 

Занятие 2

Тема. Организация работы психологической консультации.

Вопросы для обсуждения:

Занятие проводится в форме «круглого стола», высказывания по каждому вопросу не более 7 минут.

  1. Общие вопросы организации работы психологической консультации
  2. Организация идивидуального психологического консультирования.
  3. Организация группового психологического консультирования.
  4. Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами.
  5. Подготовка и проведение психологического консультирования.
  6. Основные этапы психологического консультирования.
  7. Понятие «процедуры» психологического консультирования.
  8. Методология психологического консультирования.
  9. Синдром профессионального выгорания у психолога-консультанта.

 

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

Занятие 3

Тема: Особенности телефонного консультирования.

1.Телефонное консультирование. Основные принципы работы телефонного консультанта.

2.Этическая основа телефонного консультирования.

3.Язык телефонного диалога.

4.Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

 

Занятие 4.

Тема. Особенности психологического консультирования при работе с разновозрастной аудиторией.

Вопросы для обсуждения:

1.Психологическое консультирование дошкольников.

2.Психологическое консультирование младших школьников.

3.Психологическое консультирование подростков.

4. Психологическое консультирование родителей.

5.Психологическое консультирование супружеских пар.

6. Основы семейного консультирования.

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

 

Занятие 5-6

Тема. Типичные ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию

Вопросы для обсуждения:

  1. Типичные ситуации психологического консультирования по проблемам способностей.
  2. Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента.

А) Методики диагностики темперамента.

Б) Методики диагностики характера.

В) Диагностики и коррекция эмоционально-волевой сферы.

Д) Диагностика и коррекция коммуникативных способностей.

Е) Консультирование по потребностно –мотивационным проблемам.

3.Основные вопросы психологического консультирования по проблемам межличностных отношений людей.

4. Консультирование по вопросам неудачного выбора профессии, профориентация.

5.Вопросы семейного консультирования

А) Взаимоотношения между супругами.

Б) Взаимоотношения между супругами и их родителями.

В) Детско-родительские отношения(конфликты с детьми).

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

 

Занятие 7-8

Тема. Оценка результатов психологического консультирование

  1. Что такое результативность психологического консультирования.
  2. Как оценить результаты психологической консультации.
  3. Причины недостаточной результативности психологического консультирования.

4.Типичные ошибки,допускаемые в процессе консультирования и способы их устранения.

Литература:

1.Мантрова, М. С. Психологическое консультирование [Текст]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. - Орск: Изд-во ОГТИ (филиала ОГУ), 2016. - 115 с. - ISBN 978-5-8424-0805-4. http://library.og-ti.ru/catalog.php

2.Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие.- Спб.:СПбГИПСР,2012.-304с. ISBN 978-5-98238-026-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232825&sr=1

3.Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /И.С. Якименская, Н.И. Биктина; Оренбургский гос. университет.- Оренбург: ОГУ,2015.-230с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=364901

4.Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учеб.псособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция»/Т.В.Мальцева, И.Е. Реуцкая. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.-143 с. ISBN 978-5-238-01702-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=117055

Фонд оценочных средств

Тесты для самоконтроля:

 

1. Что из перечисленного не входит в предмет консультативной психологии?

а. Стрессы.

б. Возрастные кризисы.

в. Наркомания.

г. Шизофрения.

2. Консультативная психология выделилась из...

а. возрастной психологии;

б. психотерапии;

в. дифференциальной психологии;

г. психогенетики.

3. Выберите наиболее точное определение консультативной психологии из перечисленных.

а. Консультирование – это совокупность процедур, направленных на по­мощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

б. Консультирование – это профессиональное отношение квалифициро­ванного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «лич­ность—личность».

в. Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи (выступающая в совокупности с психотерапией и активным социально-психологическим обучением).

г. Консультирование может рассматриваться как вид отношений помощи (эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, под­линность (истинность) отношений и т, д.), как репертуар возможных воз­действий (психоаналитические воздействия, рационально-эмотивные воздействия, гештальт-техники и т. д.), как психологический процесс.

4.Что из перечисленного нельзя считать целью психологического консультирования?

а. Способствовать развитию личности.

б. Обучать новому поведению.

в. Помогать выбрать оптимальный способ действия в критической ситуации.

г. Сформировать манипулятивное поведение.

5. Консультант стремится акуализировать и опираться прежде всего на...

а. эмоции клиента;

б. эмпатию клиента;

в. волю клиента;

г. ответственность клиента.

6. Что из перечисленного не является принципом «консультативного взаимодействия», предложенным К. Роджерсом?

а. Каждая личность имеет право на такое поведение, которое ее удовлетво­ряет.

б. Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает внима­ния как таковая.

в. Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя.

г. Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать са­мостоятельные решения.

7. Что можно считать оптимальной теоретической установкой консультанта в работе с клиентом?

а. Строго и последовательно придерживаться единой теоретической основы.

б. Создавать собственную теорию работы с каждым клиентом.

в. Вообще не опираться на теорию, а следовать интуиции.

г. Отказаться от теории во имя практических мероприятий.

8. Почему консультантам рекомендуется кратко информировать клиентов о том, что такое психологическое консультирование?

а. Потому что обычно клиенты слабо знают, с какими проблемами можно обращаться к консультанту, чего можно и не нужно от него ожидать.

б. Потому что это страхует психолога юридически от притязаний и обвине­ний клиента в случае неудачного консультирования.

в. Потому что так легче всего завязать с клиентом разговор.

г. Потому что это укрепляет самооценку и рабочий настрой консультанта.

9. Какую функцию не выполняет теория в консультировании?

а. Обобщает накопленную информацию, опыт работы с самыми разными клиентами.

б. Делает более понятными сложные явления и способствует эффективному применению конкретных методов.

в. Демонстрирует компетентность консультанта.

г. Предсказывает последствия разных обстоятельств.

10. Распространенное эклектичное консультирование – это...

а. случайный набор положений различных психологических школ;

б. интеграция лучших сторон различных психологических школ;

в. соединение психологических тезисов с тезисами религии;

г. консультирование клиента специалистами разных профилей.

 

Вопросы к экзамену:

1.Понятие психологического консультирования, его цели и задачи.

2.Предмет психологического консультирования.

3.Виды психологического консультирования.

4.Основные подходы к осуществлению психологического консультирования.

5.Основные современные направления психологического консультирования (психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, гуманистическое направление (К. Роджерс), бихевиористский подход, гештальт-подход (Ф. Перлз), трансактный анализ (Э. Берн).

6.Проблема «профессионального сгорания» консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и преодоления «профес­сионального сгорания».

7.Общие принципы работы консультанта.

8.Принципы консультативной работы с родителями детей, имею­щих психологические и физические дефекты.

9.Общие, профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к психологу-консультанту.

10.Качества, которые должен проявлять психолог-консультант в общении с клиентом.

11.Этические вопросы психологического консультирования: права клиента в консультативном процессе, обязанности и права консультанта.

12.Общие и специальные вопросы подготовки к психологическому консультированию.

13.Основные этапы психологического консультирования.

14.Процедуры психологического консультирования.

15.Интервью как основной консультативный метод: общая характеристика и отличие от других методов работы психолога-консультанта.

16.Основные стадии интервью и их характеристика.

17.Организационные и методические приемы интервью.

18.Методы воздействия психолога-консультанта на клиента в ходе интервью.

19.Критерии эффективности интервью.

20. Индивидуальное консультирование и его характеристика.
21. Специфика группового консультирования.

22.Цели психодиагностики в ходе психологического консультирования.

23.Случаи необходимости проведения психодиагностики в ходе консультирования.

24.Требования, предъявляемые к психологическому тестированию в психологическом консультировании.

25.Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного консультирования.

26.Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального консультирования (тесты специальных способностей, тесты темперамента и характера, тесты мотивов и потребностей).

27.Тесты, рекомендуемые к использованию в практике коммуникативного консультирования (тесты коммуникативных и организаторских способностей).

28.Понятие о технике психологического консультирования. Правила встречи клиента в консультации.

29.Техника снятия психологического напряжения у клиента и активизации его рассказа на стадии исповеди.

30.Правила интерпретации исповеди клиента.

31.Действия консультанта при даче рекомендаций.

32.Основные задачи работы с родителями в практике психологического консультирования.

33.Основные формы и методы работы с родителями в процессе консультирования.

34.Телефонное консультирование. Основные принципы работы телефонного консультанта.

35. Этическая основа телефонного консультирования.

36. Язык телефонного диалога.

37. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения

38.Цели и задачи семейного консультирования.

39.Правила семейного консультирования.

40.Способы организации семейного консультирования. Тактики работы с семьей.

41.Тесты, направленные на выявление особенностей внутрисемейного взаимодействия.

42.Проблемы взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками и их разрешение в ходе психологического консультирования.

43.Консультирование по проблеме подготовки детей к обучению в школе.

44.Проблемы младших школьников и их родителей, требующие проведения психологического консультирования.

45.Консультирование подростков и их родителей.

46.Акцентуации характера. Особенности взаимодействия с подростками, имеющими различные типы акцентуаций.

47.Консультирование по проблемам конфликтов между родителями и детьми.

48.Консультирование учащихся юношеского возраста и их родителей

ЛИСТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Б.1.В.ОД.8 Психологическое консультирование»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

Психология образования

(наименование направленности (профиля) образовательной программы)

Тип образовательной программы

Программа прикладного бакалавриата

 

Квалификация

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Оренбург 2014


 

 

Рабочая программа дисциплины « Б.1.В.ОД.8 Психологическое консультирование » /сост.

М.С. Мантрова – Орск: Орский гуманитарно-технологический институт(филиал) ОГУ, 2014

 

 

Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

 

  © Мантрова М.С., 2014
  © Орский гуманитарно-технологический институт(филиал) ОГУ, 2014

 


 

Содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.241.53 (0.213 с.)