Волгоградский государственный архитектурно-строительный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волгоградский государственный архитектурно-строительный



Волгоградский государственный архитектурно-строительный

Университет

О.С. Власова

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Учебное пособие

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 2014

Волгоград

ВолгГАСУ

 

УДК ББК В  

Р е ц е н з е н т ы:

Власова О.С., доктор технических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета;

 

Власова О.С.

С Международное реагирование в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.С. Власова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Электронные текстовые и графические данные (00 Мбайт). — Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. — Учебное электронное издание комбинированного распространения: 1 CD-диск. — Систем. требования: РС 486 DX-33; Microsoft Windows XP; 2-скоростной дисковод CD-ROM; Adobe Reader 6.0. — Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Режим доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ — Загл. с титул. экрана. ISBN В учебном пособии рассмотрены принципиальные положения, которые предназначены для использования руководителями организаций при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта экономики в мирное и военное время. Содержание этих рекомендаций, область их применения и порядок осуществления регламентируются федеральными, окружными и местными нормативными правовыми актами. Для студентов дневной и заочной формы обучения направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профиль подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях».  
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 2014

Волгоград

ВолгГАСУ

Содержание:

1.Исторические аспекты развития системы защиты населения от чрезвычайных ситуации…………………………………………………………………… 3

2.Новые подходы в области безопасности населения……………………….8

3.История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного……………………………9

4.Принципы международной безопасности……………………………….12

5.Международные договоры обеспечения безопасности…………………19

6.Основные международные нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности…………………………………………………………20

7.Международные учения в области пожарной безопасности……………….28

8.Международные организации в области пожарной безопасности…………32

9.Добровольная пожарная охрана за рубежом………………………………35

10.Российские космические средства и международные системы предупреждения о чрезвычайных ситуациях: перспективы интеграции………………38

11.Сотрудничество с международными и региональными…………………44

12.Международные нормы и правила поведения спасателей……………….49

13.Библиографический список…………………………………………………….52

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

В 2011 г. Российская Федерация последовательно продолжала сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Одним из основных направлений сотрудничества в рамках ООН явилось выдвижение Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым инициатив о создании международного механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, озвученной на саммите «Группы 20» в июне 2010 г. в г. Торонто, и о необходимости создания общей системы предупреждения и ликвидации ЧС, озвученной в январе 2011 г. на Всемирном экономическом форуме в г. Давосе. В ходе Международной конференции «Уроки горячего лета» в мае 2011 г. в г. Москве обсуждались пути реализации этих инициатив и создания международного механизма гуманитарного реагирования на глобальном уровне. Итоги конференции в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи ООН были доведены до сведения стран- членов ООН и обсуждены в ходе Третьей сессии Глобальной платформы по уменьшению опасностей бедствий (ГПУОБ), которая проходила в мае 2011 г. в г. Женеве, и сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2011 г. в г. Нью-Йорке. В 2011 г. МЧС России обеспечило вице-председательство Российской Федерации в Региональной группе Международной консультативной группы по проведению поисково- спасательных операций (ИНСАРАГ) по Европе, Африке и Ближнему Востоку и принимало активное участие в мероприятиях, формирующих основные приоритеты деятельности ИНСАРАГ в регионе. В связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1», вызвавшей мировой резонанс в отношении будущего использования и развития атомной энергетики, 26 апреля 2011 г. Президент Российской Федерации выступил с инициативой по укреплению международной правовой базы в сфере ядерной безопасности. Госкорпорация «Росатом» совместно с МИД России и Ростехнадзором разработала предложения по совершенствованию международного правового режима обеспечения ядерной безопасности с целью реализации этих инициатив. В июне 2011 г. на Министерской конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности в г. Вене, созванной в связи с аварией на АЭС «Фукусима-1», были представлены три пакета российских предложений, в том числе по поправкам к Конвенции о ядерной безопасности и к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, а также предложения по совершенствованию системы норм МАГАТЭ по безопасности. Основные положения российских предложений были включены в итоговую Декларацию конференции. На 55-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ в сентябре 2011 г. был принят План действий МАГАТЭ по ядерной безопасности, в ближайшие годы будет осуществлена практическая работа МАГАТЭ и государств-членов по укреплению ядерной безопасности, включая совершенствование международной правовой базы. Дальнейшее развитие в 2011 г. получило сотрудничество Российской Федерации по вопросам взаимодействия при реагировании на природные, техногенные и иные чрезвычайные ситуации с Североатлантическим союзом (НАТО) в рамках Совета Россия – НАТО (СРН) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). В этой связи высокой активностью отличалась работа российских экспертов в составе Специальной рабочей группы по чрезвычайному гражданскому планированию Совета Россия-НАТО (СРГ ЧГП СРН). В частности, представители МЧС России приняли участие в Конференции СРН по вопросам защиты критической инфраструктуры. Совместно с Российской академией наук были подведены итоги работы за 2010 г. Комитета СРН по науке ради мира и безопасности с презентацией российских проектов по оценке риска катастрофических наводнений и предотвращению биотеррористических атак.

На пленарных заседаниях и конференциях Комитета НАТО по чрезвычайному гражданскому планированию эксперты Минсоцразвития России обменялись опытом оказания медицинской помощи в ЧС.

В 2011 г. важное внимание уделялось сотрудничеству Российской Федерации с Евросоюзом (ЕС). В рамках Межведомственной координационной рабочей группы по сотрудничеству с ЕС российские специалисты принимали участие в работе экспертной подгруппы по разработке нового базового соглашения по предупреждению и ликвидации ЧС между Российской Федерацией и ЕС.

Важным событием сотрудничества Российской Федерации с ЕС в 2011 г. стал визит в г. Москву 19 – 20 мая Еврокомиссара по вопросам международного сотрудничества, гуманитарной помощи и кризисного реагирования, а также делегации экспертов Европейской комиссии, целью которого являлось проведение первой двусторонней встречи с руководством МЧС России и участие в Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность - 2011».

В 2011 г. было продолжено международное сотрудничество в области чрезвычайного реагирования на Севере Европы и в Арктике в формате действующих в этих районах региональных организаций: Совета Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) и Арктического совета.

Итогом многолетнего сотрудничества в рамках Арктического совета стало подписание на министерской сессии Арктического совета в г. Нууке (Гренландия) в мае 2011 г. первого в истории межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике. Одновременно на сессии принято решение о подготовке еще одного соглашения – о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтяных разливов в Арктике и борьбы с ними. Для разработки документа создана специальная целевая группа, сопредседателями которой назначены представители Российской Федерации, США и Норвегии. Первое заседание этой группы состоялось в октябре прошлого года в г. Осло, а второе – в декабре в г. Санкт-Петербурге.

На заседании Комитета старших должностных лиц Совета государств Балтийского моря (СГБМ) в марте 2011 г. в г. Осло обсуждались предложения об объединении усилий всех стран СГБМ в создании надежной и комплексной системы защиты от природных катаклизмов на Балтике в тесном сотрудничестве со СБЕР и Арктическим советом.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации и протокольных решений рабочей группы по вопросам совершенствования деятельности Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (РКК), 3 февраля 2011 г. в г. Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области подготовки и реагирования на ЧС природного и техногенного характера между МЧС России и РКК, в рамках реализации которого проведены рабочие встречи с объединенной делегацией РКК и Европейского Зонального офиса Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП), а также с делегацией административного аппарата Международного Комитета Красного Креста (МККК) и представителей Региональной Делегации МККК в Российской Федерации, Республике Беларуси, Республике Молдова и Украине с целью обсуждения вопросов взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание в 2011 г. уделялось сотрудничеству с государствами, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Важность этой работы была подчеркнута в информационном сообщении по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС в июне 2011 г. в г. Астане и в совместном коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в ноябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге.

На шестом Совещании руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации ЧС, которое проходило в сентябре 2011 г. в г. Душанбе, был рассмотрен ход выполнения Плана мероприятий на 2011-2012 годы по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации ЧС. В итоговых документах особое внимание уделялось вопросам обучения и переподготовки сотрудников аварийно-спасательных служб и пунктов связи, технического оснащения и внедрения высоких технологий в области предупреждения и ликвидации ЧС. Обсуждался также вопрос создания

Центра ШОС по предупреждению и ликвидации ЧС.

В 2011 г. дальнейшее развитие получило трехстороннее сотрудничество в формате Россия – Индия – Китай (РИК). В этой связи в сентябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась встреча экспертов профильных ведомств РИК, на которой обсуждался ход выполнения Плана взаимодействия стран РИК по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в 2011 г. и реализации мероприятий этого Плана в 2012 году. В октябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге прошла очередная встреча представителей этих ведомств, на которой российская делегация представила на рассмотрение партнеров проект Плана действий по созданию многостороннего и международного механизмов преодоления техногенных и природных катастроф.

В мае 2011 г. в г. Хайдарабаде на полигоне Индийского космического агентства был проведен трехсторонний семинар в формате РИК по вопросам космического мониторинга стихийных бедствий. По результатам работы семинара были выработаны рекомендации по подготовке пятидневного обучающего тренинга экспертов стран РИК по тематике наблюдения, прогнозирования и оценки ущерба от наводнений (паводков) и засух.

Вопросы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий в 2011 г. были приоритетными и в рамках Диалогового партнерства Российской Федерации с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках этого сотрудничества осуществлялись подготовка рабочей программы взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и рассмотрение предложений НЦУКС МЧС России по проведению семинара по вопросам организации национальных систем управления кризисными ситуациями.

В 2011 г. Российская Федерация также принимала участие в работе Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). Практическая работа в этом направлении проводилась по линии Механизма межсессионных встреч АРФ по ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС на основе рабочего плана по чрезвычайному реагированию АРФ.

В 2011 г. проблематика чрезвычайного реагирования занимала значительное место в работе форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В рамках этого сотрудничества российские эксперты участвовали в марте 2011 г. в заседании рабочей группы по вопросам готовности к ЧС в г. Вашингтоне, в июле – в семинаре по предупреждению и ликвидации наводнений в г. Дананге, в августе - в семинаре по изучению вопросов готовности частного сектора к ЧС в г. Сендае и в сентябре – в пятом Форуме старших должностных лиц чрезвычайных служб экономик – участниц АТЭС в г. Сан-Франциско. Тематика сотрудничества в ЧС обсуждалась и на отдельном заседании министров иностранных дел в преддверии саммита АТЭС-2011 в г. Гонолулу. По инициативе российской стороны на базе МЧС России в ноябре 2011 г. в г. Москве для экспертов государств-членов

АТЭС был проведен учебный курс «Предупреждение и ликвидация природных пожаров в регионе АТЭС».

В 2011 г. приоритетным оставалось сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Значимым мероприятием по линии этого сотрудничества стало проведение в мае 2011 г. в г. Москве встречи экспертов ДСА по чрезвычайному реагированию.

В 2011 г. Российская Федерация продолжила сотрудничество по вопросам чрезвычайного реагирования в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. В этой связи в октябре прошедшего года в г. Сочи прошла встреча руководителей чрезвычайных служб стран-участниц этой организации, в ходе которой обсуждались проблемные вопросы международного сотрудничества в бассейне Черного моря. Положительная динамика в 2011 г. наблюдалась в вопросах сотрудничества по линии Содружества Независимых Государств (СНГ). Основой для взаимодействия Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области чрезвычайного реагирования является Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера от 22 января 1993 года. В ходе реализации этого соглашения Российская Федерация направила на безвозмездной основе государствам- участникам СНГ 187,0 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи на общую сумму 126 млн. долларов в рамках более 100 гуманитарных акций. В 2011 г. по поручению Правительства Российской Федерации экспертами Минэнерго России и МЧС России изучались возможность и необходимость присоединения в 2012 г. к Соглашению о взаимопомощи в случаях аварий и других ЧС на электроэнергетических объектах государств-участников СНГ от 30 мая 2002 года. Одновременно на экспертном уровне осуществлялась доработка Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ при проведении совместных мероприятий по ликвидации ЧС и их последствий. Продолжалась также проработка вопроса о создании Резервного фонда СНГ по оказанию помощи государствам, пострадавшим от ЧС природного и техногенного характера. Подготовка и реализация двусторонних соглашений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций В 2011 г. сотрудничество между Российской Федерацией и США осуществлялось в рамках двусторонней российско-американской Президентской комиссии, функционирующей на основе Меморандума о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки (США) о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС от 16 июля 1996 г. и дополнительного Протокола к нему от 26 июня 2007 года. В июне 2011 г. в г. Бостоне состоялось второе заседание рабочей группы по предупреждению и ликвидации ЧС российско-американской Президентской комиссии, на котором рассматривались российская инициатива по формированию глобального механизма преодоления природных и техногенных катастроф, а также вопросы взаимной поддержки по реализации проектов Российской Федерацией и США, осуществляемых в рамках АТЭС. Американские специалисты оказывали помощь в подготовке к международной аттестации отряда «Центроспас» МЧС России по методике Международной консультативной группы по проведению поисково-спасательных операций, которая была проведена в Московской области в июле 2011 года.

В 2011 г. в связи с подключением к совместной работе Геологической службы США значительно активизировалось сотрудничество по вопросам мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий. Осуществлялся также обмен опытом с участием экспертов Минтранса России по вопросам производства и эксплуатации авиационной техники, предназначенной для работы в арктических условиях. Большое внимание в 2011 г. уделялось развитию сотрудничества с европейскими государствами. В 2011 г. получило дальнейшее развитие сотрудничество Российской Федерации с Федеративной Республикой Германией (ФРГ). В этой связи получен новый позитивный опыт в области взаимодействия добровольных пожарных дружин. В апреле 2011 г. в г.г. Берлине и Ротенбурге-об-дер-Таубер (Бавария) проводилась 11-я конференция городов-партнеров, в ходе которой была создана совместная рабочая группа по сотрудничеству в области добровольной пожарной охраны. Для российских экспертов из состава этой рабочей группы была организована ознакомительная поездка по объектам федеральной и добровольной пожарных служб ФРГ. В рамках сотрудничества с Австрийской республикой в 2011 г. продолжалась работа по согласованию межправительственного соглашения о взаимопомощи и сотрудничестве при предотвращении катастроф природного и техногенного характера. В августе 2011 г. очередные предложения австрийских партнеров были направлены российской стороне и в настоящее время прорабатываются в межведомственном формате. Позитивно оценивается сотрудничество в 2011 г. между МЧС России и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству, в частности по изучению швейцарского опыта по проведению спасательных операций в горах, включая авиационную эвакуацию пострадавших, и обеспечению безопасности крупных культурно-массовых мероприятий в контексте подготовки спасательных служб МЧС России к решению аналогичных задач в период проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи. В 2011 г. традиционно на высоком уровне осуществлялось взаимодействие между профильными ведомствами по чрезвычайному реагированию Французской Республики, Итальянской Республики, Королевства Испании и Российской Федерации. В октябре 2011 г. делегация МЧС России нанесла визит во Францию, в ходе которого изучался опыт функционирования и подготовки персонала «Системы 112», формирования и деятельности добровольных пожарных дружин на базе национальной чрезвычайной службы. В ноябре 2011 г. делегация МЧС России приняла участие в Международной конференции высокого уровня «Гражданская защита и система оказания гуманитарной помощи вместе перед лицом бедствий и кризисов», организованной Департаментом гражданской защиты при совете министров Республики Италии, при поддержке Евросоюза. В ходе двусторонней встречи обсуждались вопросы сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также взаимодействия при реализации проекта по созданию российско-сербского регионального спасательного центра в г. Ниш (Республика Сербия). В рамках сотрудничества с Королевством Испании наиболее значимым является проведение серии совместных семинаров в городах Москве и Мадриде с участием российских и испанских экспертов по вопросам введения и функционирования единого диспетчерского номера «112». Наряду с этим был проведен «круглый стол» по обмену опытом борьбы с крупномасштабными лесными пожарами. Российские эксперты ознакомились также с испанским опытом проведения спасательных работ на спортивных объектах. Плодотворно развивалось в 2011 г. сотрудничество между Российской Федерацией и Сербией. Эксперты МЧС России в течение года продолжили работу по развертыванию гуманитарного центра в г. Ниш (Республика Сербия), определению и юридическому закреплению его организационно-правовой формы. При согласовании контрактов с европейскими партнерами продвигалась идея преобразования этого Центра в региональную структуру реагирования на чрезвычайные ситуации. В плане сотрудничества с Республикой Хорватией в 2011 г. прорабатывался вопрос о создании совместной комиссии по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия о сотрудничестве в области предупреждения катастроф природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, вступившего в силу в мае 2011 года. Активно развивалось в 2011 г. сотрудничество в области обеспечения безопасности от ЧС с государствами азиатского континента. В рамках контактов в июне 2011 г. проходил визит делегации Республики Индии в г. Москву, в ходе которого состоялась встреча членов делегации с Министром МЧС России С.К. Шойгу и ознакомление с работой НЦУКС МЧС России. В апреле 2011 г. состоялось девятое заседание российско-монгольской комиссии по реализации Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 11 февраля 1995 года. В 2011 г. также осуществлялись контакты на уровне экспертов по согласованию с монгольской стороной проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия трансграничным лесным пожарам. В 2011 г. дальнейшее развитие получили связи в области предупреждения и ликвидации ЧС с государствами, расположенными в бассейне Карибского моря. Наиболее интенсивно развивалось взаимодействие в этой области между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэлой. В июне 2011 г. в г. Каракасе подписан Рамочный контракт на строительство и оснащение Национального центра по предупреждению и управлению в кризисных ситуациях (СИНАПРЕД). Вопросы, касающиеся продвижения проекта СИНАПРЕД, регулярно вносились в повестку российско-венесуэльских переговоров. В течение 2011 г. продолжалась работа по согласованию проекта Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, разработанного МЧС России в соответствии с Планом действий по развитию российско-венесуэльского партнерства на 2010-2014 годы.

В 2011 г. на уровне экспертов продолжалась проработка проекта Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством

Республики Гватемала по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках гуманитарного содействия Республике Куба в 2011 г. прорабатывались проект создания на базе пожарного училища в г. Гаване совместного Центра по подготовке специалистов гражданской защиты, пожарных, спасателей и других профильных специальностей и условия оснащения пожарно-спасательных формирований специальной техникой и оборудованием. Начало работы Центра запланировано на 2012 год.

По приглашению Корпуса добровольных пожарных Республики Парагвай делегация МЧС России в ноябре 2011 г. нанесла визит в г. Асунсьон, где состоялись переговоры с руководством Национального секретариата Парагвая по чрезвычайным ситуациям.

В декабре 2011 г. состоялся визит делегации МЧС России в Республику Перу дляучастия в третьем заседании Совместной комиссии по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС в г. Лиме. В ходе заседания достигнуты договоренности об оказании помощи перуанской стороне в обучении и подготовке специалистов, пилотов и спасателей для проведения поисково-спасательных операций и в ремонте и обслуживании вертолетного парка Национального института гражданской обороны.

Дальнейшее развитие в 2011 г. получили двусторонние контакты Российской Федерации со странами СНГ. В декабре 2011 г. в г. Москве прошло заседание подкомиссии по новым вызовам и угрозам Подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, на котором обсуждались актуальные вопросы взаимодействия Российской Федерации и Украины в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Вопросы российско-белорусского взаимодействия в сфере чрезвычайногореагирования обсуждались на седьмом заседании Совместной коллегии МЧС России и МЧС Республики Беларусь в августе 2011 г. в Брестской области.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабурин С. Н.Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 512 с. (ЭБС «Инфра-М»)

2. Жуков В. И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 - 392 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006369-0, 500 экз. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=374574

3. Мастрюков, Борис Степанович. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для вузов по направлению "Безопасность жизнедеятельности" / Б. С. Мастрюков. - М.: Академия, 2011. - 367, [1] с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Безопасность жизнедеятельности). - Библиогр.: с. 364-365. - ISBN 978-5-7695-5916-7: 584,43.

4. Суторьма И. И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие / И.И.Суторьма, В.В.Загор, В.И.Жукалов - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 270 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006693-6, 500 экз. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=404994

 

Учебное издание

 

Власова Оксана Сергеевна

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Учебное пособие

Публикуется в авторской редакции

 

 

Подписано в свет 21.01.2014.

Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 00. Объем данных 00 Мбайт.

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

400074, Волгоград, ул. Академическая, 1

http://www.vgasu.ru, info@vgasu.ru

 

Волгоградский государственный архитектурно-строительный

Университет

О.С. Власова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.2.54 (0.059 с.)