Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Волгоградский государственный архитектурно-строительныйСтр 1 из 13Следующая ⇒
Волгоградский государственный архитектурно-строительный Университет О.С. Власова МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учебное пособие
Волгоград ВолгГАСУ
Р е ц е н з е н т ы: Власова О.С., доктор технических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета;
Власова О.С.
Волгоград ВолгГАСУ Содержание: 1.Исторические аспекты развития системы защиты населения от чрезвычайных ситуации…………………………………………………………………… 3
2.Новые подходы в области безопасности населения……………………….8 3.История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного……………………………9 4.Принципы международной безопасности……………………………….12 5.Международные договоры обеспечения безопасности…………………19 6.Основные международные нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности…………………………………………………………20 7.Международные учения в области пожарной безопасности……………….28 8.Международные организации в области пожарной безопасности…………32 9.Добровольная пожарная охрана за рубежом………………………………35 10.Российские космические средства и международные системы предупреждения о чрезвычайных ситуациях: перспективы интеграции………………38 11.Сотрудничество с международными и региональными…………………44 12.Международные нормы и правила поведения спасателей……………….49 13.Библиографический список…………………………………………………….52
ОРГАНИЗАЦИЯМИ. В 2011 г. Российская Федерация последовательно продолжала сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Одним из основных направлений сотрудничества в рамках ООН явилось выдвижение Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым инициатив о создании международного механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, озвученной на саммите «Группы 20» в июне 2010 г. в г. Торонто, и о необходимости создания общей системы предупреждения и ликвидации ЧС, озвученной в январе 2011 г. на Всемирном экономическом форуме в г. Давосе. В ходе Международной конференции «Уроки горячего лета» в мае 2011 г. в г. Москве обсуждались пути реализации этих инициатив и создания международного механизма гуманитарного реагирования на глобальном уровне. Итоги конференции в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи ООН были доведены до сведения стран- членов ООН и обсуждены в ходе Третьей сессии Глобальной платформы по уменьшению опасностей бедствий (ГПУОБ), которая проходила в мае 2011 г. в г. Женеве, и сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2011 г. в г. Нью-Йорке. В 2011 г. МЧС России обеспечило вице-председательство Российской Федерации в Региональной группе Международной консультативной группы по проведению поисково- спасательных операций (ИНСАРАГ) по Европе, Африке и Ближнему Востоку и принимало активное участие в мероприятиях, формирующих основные приоритеты деятельности ИНСАРАГ в регионе. В связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1», вызвавшей мировой резонанс в отношении будущего использования и развития атомной энергетики, 26 апреля 2011 г. Президент Российской Федерации выступил с инициативой по укреплению международной правовой базы в сфере ядерной безопасности. Госкорпорация «Росатом» совместно с МИД России и Ростехнадзором разработала предложения по совершенствованию международного правового режима обеспечения ядерной безопасности с целью реализации этих инициатив. В июне 2011 г. на Министерской конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности в г. Вене, созванной в связи с аварией на АЭС «Фукусима-1», были представлены три пакета российских предложений, в том числе по поправкам к Конвенции о ядерной безопасности и к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, а также предложения по совершенствованию системы норм МАГАТЭ по безопасности. Основные положения российских предложений были включены в итоговую Декларацию конференции. На 55-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ в сентябре 2011 г. был принят План действий МАГАТЭ по ядерной безопасности, в ближайшие годы будет осуществлена практическая работа МАГАТЭ и государств-членов по укреплению ядерной безопасности, включая совершенствование международной правовой базы. Дальнейшее развитие в 2011 г. получило сотрудничество Российской Федерации по вопросам взаимодействия при реагировании на природные, техногенные и иные чрезвычайные ситуации с Североатлантическим союзом (НАТО) в рамках Совета Россия – НАТО (СРН) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). В этой связи высокой активностью отличалась работа российских экспертов в составе Специальной рабочей группы по чрезвычайному гражданскому планированию Совета Россия-НАТО (СРГ ЧГП СРН). В частности, представители МЧС России приняли участие в Конференции СРН по вопросам защиты критической инфраструктуры. Совместно с Российской академией наук были подведены итоги работы за 2010 г. Комитета СРН по науке ради мира и безопасности с презентацией российских проектов по оценке риска катастрофических наводнений и предотвращению биотеррористических атак.
На пленарных заседаниях и конференциях Комитета НАТО по чрезвычайному гражданскому планированию эксперты Минсоцразвития России обменялись опытом оказания медицинской помощи в ЧС. В 2011 г. важное внимание уделялось сотрудничеству Российской Федерации с Евросоюзом (ЕС). В рамках Межведомственной координационной рабочей группы по сотрудничеству с ЕС российские специалисты принимали участие в работе экспертной подгруппы по разработке нового базового соглашения по предупреждению и ликвидации ЧС между Российской Федерацией и ЕС. Важным событием сотрудничества Российской Федерации с ЕС в 2011 г. стал визит в г. Москву 19 – 20 мая Еврокомиссара по вопросам международного сотрудничества, гуманитарной помощи и кризисного реагирования, а также делегации экспертов Европейской комиссии, целью которого являлось проведение первой двусторонней встречи с руководством МЧС России и участие в Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность - 2011».
В 2011 г. было продолжено международное сотрудничество в области чрезвычайного реагирования на Севере Европы и в Арктике в формате действующих в этих районах региональных организаций: Совета Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) и Арктического совета. Итогом многолетнего сотрудничества в рамках Арктического совета стало подписание на министерской сессии Арктического совета в г. Нууке (Гренландия) в мае 2011 г. первого в истории межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания в Арктике. Одновременно на сессии принято решение о подготовке еще одного соглашения – о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтяных разливов в Арктике и борьбы с ними. Для разработки документа создана специальная целевая группа, сопредседателями которой назначены представители Российской Федерации, США и Норвегии. Первое заседание этой группы состоялось в октябре прошлого года в г. Осло, а второе – в декабре в г. Санкт-Петербурге. На заседании Комитета старших должностных лиц Совета государств Балтийского моря (СГБМ) в марте 2011 г. в г. Осло обсуждались предложения об объединении усилий всех стран СГБМ в создании надежной и комплексной системы защиты от природных катаклизмов на Балтике в тесном сотрудничестве со СБЕР и Арктическим советом. Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации и протокольных решений рабочей группы по вопросам совершенствования деятельности Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» (РКК), 3 февраля 2011 г. в г. Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области подготовки и реагирования на ЧС природного и техногенного характера между МЧС России и РКК, в рамках реализации которого проведены рабочие встречи с объединенной делегацией РКК и Европейского Зонального офиса Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП), а также с делегацией административного аппарата Международного Комитета Красного Креста (МККК) и представителей Региональной Делегации МККК в Российской Федерации, Республике Беларуси, Республике Молдова и Украине с целью обсуждения вопросов взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в 2011 г. уделялось сотрудничеству с государствами, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Важность этой работы была подчеркнута в информационном сообщении по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС в июне 2011 г. в г. Астане и в совместном коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в ноябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге. На шестом Совещании руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации ЧС, которое проходило в сентябре 2011 г. в г. Душанбе, был рассмотрен ход выполнения Плана мероприятий на 2011-2012 годы по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации ЧС. В итоговых документах особое внимание уделялось вопросам обучения и переподготовки сотрудников аварийно-спасательных служб и пунктов связи, технического оснащения и внедрения высоких технологий в области предупреждения и ликвидации ЧС. Обсуждался также вопрос создания Центра ШОС по предупреждению и ликвидации ЧС. В 2011 г. дальнейшее развитие получило трехстороннее сотрудничество в формате Россия – Индия – Китай (РИК). В этой связи в сентябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась встреча экспертов профильных ведомств РИК, на которой обсуждался ход выполнения Плана взаимодействия стран РИК по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в 2011 г. и реализации мероприятий этого Плана в 2012 году. В октябре 2011 г. в г. Санкт-Петербурге прошла очередная встреча представителей этих ведомств, на которой российская делегация представила на рассмотрение партнеров проект Плана действий по созданию многостороннего и международного механизмов преодоления техногенных и природных катастроф. В мае 2011 г. в г. Хайдарабаде на полигоне Индийского космического агентства был проведен трехсторонний семинар в формате РИК по вопросам космического мониторинга стихийных бедствий. По результатам работы семинара были выработаны рекомендации по подготовке пятидневного обучающего тренинга экспертов стран РИК по тематике наблюдения, прогнозирования и оценки ущерба от наводнений (паводков) и засух. Вопросы предупреждения и ликвидации стихийных бедствий в 2011 г. были приоритетными и в рамках Диалогового партнерства Российской Федерации с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках этого сотрудничества осуществлялись подготовка рабочей программы взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и рассмотрение предложений НЦУКС МЧС России по проведению семинара по вопросам организации национальных систем управления кризисными ситуациями.
В 2011 г. Российская Федерация также принимала участие в работе Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). Практическая работа в этом направлении проводилась по линии Механизма межсессионных встреч АРФ по ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС на основе рабочего плана по чрезвычайному реагированию АРФ. В 2011 г. проблематика чрезвычайного реагирования занимала значительное место в работе форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В рамках этого сотрудничества российские эксперты участвовали в марте 2011 г. в заседании рабочей группы по вопросам готовности к ЧС в г. Вашингтоне, в июле – в семинаре по предупреждению и ликвидации наводнений в г. Дананге, в августе - в семинаре по изучению вопросов готовности частного сектора к ЧС в г. Сендае и в сентябре – в пятом Форуме старших должностных лиц чрезвычайных служб экономик – участниц АТЭС в г. Сан-Франциско. Тематика сотрудничества в ЧС обсуждалась и на отдельном заседании министров иностранных дел в преддверии саммита АТЭС-2011 в г. Гонолулу. По инициативе российской стороны на базе МЧС России в ноябре 2011 г. в г. Москве для экспертов государств-членов АТЭС был проведен учебный курс «Предупреждение и ликвидация природных пожаров в регионе АТЭС». В 2011 г. приоритетным оставалось сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Значимым мероприятием по линии этого сотрудничества стало проведение в мае 2011 г. в г. Москве встречи экспертов ДСА по чрезвычайному реагированию. В 2011 г. Российская Федерация продолжила сотрудничество по вопросам чрезвычайного реагирования в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. В этой связи в октябре прошедшего года в г. Сочи прошла встреча руководителей чрезвычайных служб стран-участниц этой организации, в ходе которой обсуждались проблемные вопросы международного сотрудничества в бассейне Черного моря. Положительная динамика в 2011 г. наблюдалась в вопросах сотрудничества по линии Содружества Независимых Государств (СНГ). Основой для взаимодействия Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области чрезвычайного реагирования является Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера от 22 января 1993 года. В ходе реализации этого соглашения Российская Федерация направила на безвозмездной основе государствам- участникам СНГ 187,0 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи на общую сумму 126 млн. долларов в рамках более 100 гуманитарных акций. В 2011 г. по поручению Правительства Российской Федерации экспертами Минэнерго России и МЧС России изучались возможность и необходимость присоединения в 2012 г. к Соглашению о взаимопомощи в случаях аварий и других ЧС на электроэнергетических объектах государств-участников СНГ от 30 мая 2002 года. Одновременно на экспертном уровне осуществлялась доработка Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ при проведении совместных мероприятий по ликвидации ЧС и их последствий. Продолжалась также проработка вопроса о создании Резервного фонда СНГ по оказанию помощи государствам, пострадавшим от ЧС природного и техногенного характера. Подготовка и реализация двусторонних соглашений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций В 2011 г. сотрудничество между Российской Федерацией и США осуществлялось в рамках двусторонней российско-американской Президентской комиссии, функционирующей на основе Меморандума о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки (США) о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС от 16 июля 1996 г. и дополнительного Протокола к нему от 26 июня 2007 года. В июне 2011 г. в г. Бостоне состоялось второе заседание рабочей группы по предупреждению и ликвидации ЧС российско-американской Президентской комиссии, на котором рассматривались российская инициатива по формированию глобального механизма преодоления природных и техногенных катастроф, а также вопросы взаимной поддержки по реализации проектов Российской Федерацией и США, осуществляемых в рамках АТЭС. Американские специалисты оказывали помощь в подготовке к международной аттестации отряда «Центроспас» МЧС России по методике Международной консультативной группы по проведению поисково-спасательных операций, которая была проведена в Московской области в июле 2011 года. В 2011 г. в связи с подключением к совместной работе Геологической службы США значительно активизировалось сотрудничество по вопросам мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий. Осуществлялся также обмен опытом с участием экспертов Минтранса России по вопросам производства и эксплуатации авиационной техники, предназначенной для работы в арктических условиях. Большое внимание в 2011 г. уделялось развитию сотрудничества с европейскими государствами. В 2011 г. получило дальнейшее развитие сотрудничество Российской Федерации с Федеративной Республикой Германией (ФРГ). В этой связи получен новый позитивный опыт в области взаимодействия добровольных пожарных дружин. В апреле 2011 г. в г.г. Берлине и Ротенбурге-об-дер-Таубер (Бавария) проводилась 11-я конференция городов-партнеров, в ходе которой была создана совместная рабочая группа по сотрудничеству в области добровольной пожарной охраны. Для российских экспертов из состава этой рабочей группы была организована ознакомительная поездка по объектам федеральной и добровольной пожарных служб ФРГ. В рамках сотрудничества с Австрийской республикой в 2011 г. продолжалась работа по согласованию межправительственного соглашения о взаимопомощи и сотрудничестве при предотвращении катастроф природного и техногенного характера. В августе 2011 г. очередные предложения австрийских партнеров были направлены российской стороне и в настоящее время прорабатываются в межведомственном формате. Позитивно оценивается сотрудничество в 2011 г. между МЧС России и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству, в частности по изучению швейцарского опыта по проведению спасательных операций в горах, включая авиационную эвакуацию пострадавших, и обеспечению безопасности крупных культурно-массовых мероприятий в контексте подготовки спасательных служб МЧС России к решению аналогичных задач в период проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи. В 2011 г. традиционно на высоком уровне осуществлялось взаимодействие между профильными ведомствами по чрезвычайному реагированию Французской Республики, Итальянской Республики, Королевства Испании и Российской Федерации. В октябре 2011 г. делегация МЧС России нанесла визит во Францию, в ходе которого изучался опыт функционирования и подготовки персонала «Системы 112», формирования и деятельности добровольных пожарных дружин на базе национальной чрезвычайной службы. В ноябре 2011 г. делегация МЧС России приняла участие в Международной конференции высокого уровня «Гражданская защита и система оказания гуманитарной помощи вместе перед лицом бедствий и кризисов», организованной Департаментом гражданской защиты при совете министров Республики Италии, при поддержке Евросоюза. В ходе двусторонней встречи обсуждались вопросы сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также взаимодействия при реализации проекта по созданию российско-сербского регионального спасательного центра в г. Ниш (Республика Сербия). В рамках сотрудничества с Королевством Испании наиболее значимым является проведение серии совместных семинаров в городах Москве и Мадриде с участием российских и испанских экспертов по вопросам введения и функционирования единого диспетчерского номера «112». Наряду с этим был проведен «круглый стол» по обмену опытом борьбы с крупномасштабными лесными пожарами. Российские эксперты ознакомились также с испанским опытом проведения спасательных работ на спортивных объектах. Плодотворно развивалось в 2011 г. сотрудничество между Российской Федерацией и Сербией. Эксперты МЧС России в течение года продолжили работу по развертыванию гуманитарного центра в г. Ниш (Республика Сербия), определению и юридическому закреплению его организационно-правовой формы. При согласовании контрактов с европейскими партнерами продвигалась идея преобразования этого Центра в региональную структуру реагирования на чрезвычайные ситуации. В плане сотрудничества с Республикой Хорватией в 2011 г. прорабатывался вопрос о создании совместной комиссии по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия о сотрудничестве в области предупреждения катастроф природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, вступившего в силу в мае 2011 года. Активно развивалось в 2011 г. сотрудничество в области обеспечения безопасности от ЧС с государствами азиатского континента. В рамках контактов в июне 2011 г. проходил визит делегации Республики Индии в г. Москву, в ходе которого состоялась встреча членов делегации с Министром МЧС России С.К. Шойгу и ознакомление с работой НЦУКС МЧС России. В апреле 2011 г. состоялось девятое заседание российско-монгольской комиссии по реализации Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 11 февраля 1995 года. В 2011 г. также осуществлялись контакты на уровне экспертов по согласованию с монгольской стороной проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия трансграничным лесным пожарам. В 2011 г. дальнейшее развитие получили связи в области предупреждения и ликвидации ЧС с государствами, расположенными в бассейне Карибского моря. Наиболее интенсивно развивалось взаимодействие в этой области между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэлой. В июне 2011 г. в г. Каракасе подписан Рамочный контракт на строительство и оснащение Национального центра по предупреждению и управлению в кризисных ситуациях (СИНАПРЕД). Вопросы, касающиеся продвижения проекта СИНАПРЕД, регулярно вносились в повестку российско-венесуэльских переговоров. В течение 2011 г. продолжалась работа по согласованию проекта Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, разработанного МЧС России в соответствии с Планом действий по развитию российско-венесуэльского партнерства на 2010-2014 годы. В 2011 г. на уровне экспертов продолжалась проработка проекта Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках гуманитарного содействия Республике Куба в 2011 г. прорабатывались проект создания на базе пожарного училища в г. Гаване совместного Центра по подготовке специалистов гражданской защиты, пожарных, спасателей и других профильных специальностей и условия оснащения пожарно-спасательных формирований специальной техникой и оборудованием. Начало работы Центра запланировано на 2012 год. По приглашению Корпуса добровольных пожарных Республики Парагвай делегация МЧС России в ноябре 2011 г. нанесла визит в г. Асунсьон, где состоялись переговоры с руководством Национального секретариата Парагвая по чрезвычайным ситуациям. В декабре 2011 г. состоялся визит делегации МЧС России в Республику Перу дляучастия в третьем заседании Совместной комиссии по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС в г. Лиме. В ходе заседания достигнуты договоренности об оказании помощи перуанской стороне в обучении и подготовке специалистов, пилотов и спасателей для проведения поисково-спасательных операций и в ремонте и обслуживании вертолетного парка Национального института гражданской обороны. Дальнейшее развитие в 2011 г. получили двусторонние контакты Российской Федерации со странами СНГ. В декабре 2011 г. в г. Москве прошло заседание подкомиссии по новым вызовам и угрозам Подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, на котором обсуждались актуальные вопросы взаимодействия Российской Федерации и Украины в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Вопросы российско-белорусского взаимодействия в сфере чрезвычайногореагирования обсуждались на седьмом заседании Совместной коллегии МЧС России и МЧС Республики Беларусь в августе 2011 г. в Брестской области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бабурин С. Н.Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 512 с. (ЭБС «Инфра-М») 2. Жуков В. И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 - 392 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006369-0, 500 экз. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=374574 3. Мастрюков, Борис Степанович. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для вузов по направлению "Безопасность жизнедеятельности" / Б. С. Мастрюков. - М.: Академия, 2011. - 367, [1] с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Безопасность жизнедеятельности). - Библиогр.: с. 364-365. - ISBN 978-5-7695-5916-7: 584,43. 4. Суторьма И. И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие / И.И.Суторьма, В.В.Загор, В.И.Жукалов - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 270 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006693-6, 500 экз. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=404994
Учебное издание
Власова Оксана Сергеевна
МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учебное пособие Публикуется в авторской редакции
Подписано в свет 21.01.2014. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 00. Объем данных 00 Мбайт.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1 http://www.vgasu.ru, info@vgasu.ru
Волгоградский государственный архитектурно-строительный Университет О.С. Власова
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.2.54 (0.059 с.) |