Педагогической работы с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогической работы с детьми



Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и обществен­ного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом— тем, каким в итоге становится ребе­нок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующи­ми признаками.

Цель —вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с де­тьми— «Делай, как я!». Способы общения — наставления, наказа­ния, нотации, окрик. Тактика— диктат и опека. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превраща­ются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исклю­чений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по ти­пу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регла­ментируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных зна­ний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведе­ния, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущ­ность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и де­тей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется не­гативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффек­тивности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями, поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачас­тую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту»— «для себя» и «для тети».

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возмож­ных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, макси­мально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чув­ства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педа­гога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманиза­ции, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях со­трудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придает­ся игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьмии самих детей друг с другом, ста­новится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты— расширение «степеней свободы» раз­вивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества пре­одолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, фор­мируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Разви­ваются познавательные и творческие способности.

Личностно ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспита­ние является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания, и обучения де­тей является забота общества об их здоровье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)