Глава 2. Концепция управления объектами производственной инфраструктуры южно-уральскойдирекции по тепловодоснабжению (оао «ржд») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Концепция управления объектами производственной инфраструктуры южно-уральскойдирекции по тепловодоснабжению (оао «ржд»)



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………...…7

ГЛАВА 1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………………………….….9

1.1 Роль и место железнодорожного транспорта в экономической структуре и развитии российской экономики……………………………………………………………………………………………………………………….….7

1.2 Мировой опыт реформирования железнодорожного транспорта

1.3 Стратегические приоритеты развития железнодорожного транспорта
Российской Федерации

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙДИРЕКЦИИ ПО ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЮ (ОАО «РЖД»)

Инфраструктура предприятия. Сущность, классификация, свойства

Понятие производственной инфраструктуры предприятия.

Производственный процесс на предприятии является основой любой экономической системы. Чем больше в стране производится продукции, находящей конечных потребителей, тем выше в ней уровень экономического развития.

Сложная организация производства требует существования вспомогательных звеньев как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. Так называемое вспомогательное хозяйство объединяется понятием «инфраструктура», и от того, на сколько эффективно построена деятельность вспомогательных элементов, зависит экономическое состояние предприятий в целом.

Термин «Инфраструктура» (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т. п.).

В экономической литературе понятие «Инфраструктура» появилось в конце 40-х гг. 20 века для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельско-хозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.) [1].

На уровне хозяйствующего субъекта инфраструктура позиционируется как составная часть воспроизводственного процесса и аккумулирует значительную долю капитальных вложений. Исследуя возможности совершенствования инфраструктуры предприятия, целесообразно рассмотреть ее системные характеристики и экономическую природу. Изучение экономической сущности инфраструктуры нашло отражение в работах Р. Йохимсена, М. Комарова, В. Красовского, О. Пчелинцева, Е. Руссковской, В. Терентьева, Г. Тимофеевой, В. Федько, Н. Федько, И. Чернявского и других исследователей [33].

В рамках настоящего исследования рассмотрены существующие определения понятия «Инфраструктура предприятия»:

— это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом [17];

— это совокупность подразделений по созданию материальных условий, обеспечивающих бесперебойное и эффективное функционирование производственного процесса, а также подразделения по социальному обслуживанию коллектива [35];

Таким образом, инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Состав и особенности объектов инфраструктуры Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению.

Техническое состояние объектов хозяйства Южно-Уральской ДТВ

Хозяйство теплоснабжения

v Общий уровень износа котельных составляет 85,95%:

 

Таблица 2.6 - Уровень износа котельных

Количество, ед. Техническое состояние котельных, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

 

Износ объектов теплоснабжения с разбивкой по видам топлива:

 

Таблица 2.7 - Уровень износа котельных твердом топливе.

Количество, ед. Техническое состояние котельных на твердом топливе, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

 

Таблица2.8 - Уровень износа котельных на мазуте.

Количество, ед. Техническое состояние котельных на мазуте, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

 

Таблица 2.9 - Уровень износа котельных на дизельном топливе.

Количество, ед. Техническое состояние котельных на дизельном топливе, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

 

Таблица 2.10 - Уровень износа котельных на дизельном топливе.

Количество, ед. Техническое состояние котельных на газу, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

 

Таблица 2.11 - Уровень износа котельных на электроэнергии.

Количество, ед. Техническое состояние котельных на электроэнергии, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
       

Протяженность тепловых сетей, в однотрубном исчислении, находящихся на балансе ДТВ составляет 164,4 км. Износ тепловых сетей составил 74,2%

Таблица 2.12 - Уровень износа тепловых сетей

Количество, км. Техническое состояние тепловых сетейе, износ
до 30% 30-60% 60-90% 100%
11,28 14,15 28,44 110,59

 

Предпосылки для разработки Плана развития

Экономические показатели деятельности ЮУДТВ указывают на необходимость проведения реформы для обеспечения эффективного управления комплексом объектов теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения в интересах ОАО «РЖД».

План развития ЮУДТВ, и его ожидаемые результаты, способствует достижению целей ОАО «РЖД», и соответствует Стратегической программе развития компании до 2030 года, в том числе:

· повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

· обеспечение качества предоставляемых услуг;

· достижение финансовой устойчивости и эффективности.

В рамках достижения поставленных целей сформированы основные направления.

План развития ЮУДТВ сформирован в разрезе дирекции, территориального участка и в отдельности каждого производственного объекта. При подготовке данного плана учитывалось:

- техническое состояние,

- производственные и экономические характеристики объектов,

- его функциональное назначение.

В результате определено 19 типовых решений. По каждому объекту выработаны организационные и технические решения, направленные на достижение максимального экономического эффекта, в том числе инвестиционные затраты, оптимизация производственных мощностей и присоединенных нагрузок, вовлечение объектов в гражданско-правовой оборот и иные организационно-технические мероприятия.

В целом это позволит решить задачи по приведению производственного комплекса к нормативному состоянию и существенно снизить финансовую нагрузку ОАО «РЖД».

 

2.4.2 SWOT-анализ:

Для оценки состояния Южно-Уральской по тепловодоснабжению проведен SWOT-анализ, результаты приведены на рисунке 2.4 (Рис 2.4)

Сильные стороны: · опыт в организации эксплуатации и управления объектами тепловодоснабжения и водоотведения; · наличие квалифицированного технического и управленческого персонала; · устойчивые и налаженные бизнес-процессы в части предоставления услуг для ОАО «РЖД».   Слабые стороны: · низкая загрузка производственных мощностей; · высокий уровень износа основных фондов; · высокий уровень затрат на оказываемые услуги; · территориальная разобщенность объектов.
Возможности: · наличие гарантированного потребителя; · наличие единой технической политики в ОАО «РЖД»; · получение синергетического эффекта от инвестиционных проектов ОАО «РЖД»; · эффект масштаба от поставки топливно-энергетических ресурсов; · низкая стоимость заемных ресурсов.   Угрозы: · государственная политика в области тарифного регулирования; · рост цен на энергоресурсы; · низкая платежеспособность населения; · ужесточение экологического законодательства; · ограничения в обороте имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД»).  

Рисунок 2.4 SWOT-анализ

 

По итогам проведенного исследования можно отметить, что для снижения общего износа основных фондов ЮУДТВ и увеличения загрузки производственных мощностей необходимо разработать программу по эффективному использованию существующих объектов производственной инфраструктуры.

По итогам совещания по вопросу обсуждения предложений по повышению эффективности развития энергетического комплекса ОАО «РЖД» 20 января 2016 года издано поручения президента ОАО «РЖД» Белозёрова О.В. от 28 января 2016 г. № ПП-11. Во исполнения поручения президента ОАО «РЖД» разрабатывается План развития производственного комплекса тепловодоснабжения и водоотведения Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению для обеспечения эффективности и надежности предоставления коммунальных услуг и снижения нагрузки на бюджет компании по коммунальным услугам на 8-летний период.

Целью плана развития - качественное обеспечение основных видов деятельности ОАО «РЖД» услугами тепловодоснабжения и водоотведения в необходимом объеме, с экономически обоснованным уровнем затрат, а также повышение эффективности инвестиций в сектор деятельности Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

· повысить эффективность инвестиций в развитие и обновление основных фондов, формирование инвестиционных программ, исходя из приоритетов ЮУДТВ на основании комплексного анализа и прогноза его развития.

· повысить уровень технической оснащенности объектов, обеспечивающих безопасность и бесперебойное функционирование инфраструктуры ОАО «РЖД» со снижением износа основных фондов до 50%;

· привести производственные мощности ЮУДТВ в соответствие реальным потребностям ОАО «РЖД» с увеличением процента загрузки производственных мощностей не менее 68%;

· повысить эффективность использования основных фондов путем ликвидации, консервации неиспользуемых основных фондов, а так же вовлечения в гражданско-правовой оборот (далее – ГПО).

· снизить нагрузку на бюджет компании по коммунальным услугам не менее чем на 15%.

 

2.5 Описание методики управления объектами производственной инфраструктуры тепловодоснабжающего предприятия на примере Южно-Уральской дирекции (ОАО «РЖД»).

2.5.1 Критерии формирования плана и мероприятия по его реализации:

При подготовке данного плана рассмотрены техническое состояние, производственные и экономические параметры работы объектов. Разработано 10 типовых решений.

Для дифференцирования объектов и принятия решений по ним, определены следующие критерии и мероприятия, изложенные в таблицах № 19 (теплоснабжение) и № 20 (водоснабжение и водоотведение):

2.5.2 Объекты теплоснабжения:

«Код мероприятия № 1. Организационно-технические»

 

1.2 «Код мероприятия № 2. Вовлечение в гражданско-правовой оборот без дополнительных инвестиционных затрат»:

· наличие объемов оказания услуг по прочим видам деятельности (сторонним потребителям и населению (исключая объекты ДЗО)) более 50 %;

· наличие просроченной дебиторской задолженности перед ОАО «РЖД»;

· наличие убытков по прочим видам деятельности.

1.3 «Код мероприятия № 5. Вывод из эксплуатации объекта со строительством источника теплоснабжения для нужд ОАО «РЖД»:

· наличие убытков по прочим видам деятельности;

· наличие объемов оказания услуг потребителям ОАО «РЖД»;

· отсутствие добровольного согласования органов местного самоуправления в принятии объекта в муниципальную собственность от ОАО «РЖД»;

· отсутствие возможности переключения нагрузки на другие источники теплоснабжения (как объекты ОАО «РЖД», так и сторонние организации – поставщики коммунальных услуг).

1.4 «Коды мероприятий № 8-12. Инвестиционные затраты»:

· износ оборудования и сооружений 100%;

· отсутствие убытков по прочим видам деятельности;

· отсутствие возможности продления сроков службы оборудования в рамках текущей эксплуатации;

· наличие объемов оказания услуг потребителям ОАО «РЖД».

1.4.1 «Код мероприятия № 8. Перевод на газ с заменой оборудования»:

· техническая возможность газификации объекта;

· себестоимость после перевода на газ ниже себестоимости использования альтернативных видов топлива.

1.4.2 «Код мероприятия № 11. Без перевода на другой вид топлива»:

· себестоимость при переводе на альтернативный вид топлива выше, чем себестоимость при сохранении существующего вида топлива.

1.4.3 «Код мероприятия № 12. Перевод на пеллеты»:

· наличие экологических требований в зоне расположения объектов;

· отсутствие технической возможности перевода объектов теплоснабжения на природный газ.

 

Таблица № 19

Код мероприятия Наименование мероприятия Кол-во объектов, шт.
  Организационно-технические мероприятия  
  ГПО без инвестиций  
  Вывод из эксплуатации и инвестиции  
  Инвестиции – перевод на газ  
  Инвестиции – без перевода на другой вид топлива  
  Инвестиции – перевод на пеллеты  
  Когенерация и покупка тепловой энергии  
ИТОГО  

 

Теплоснабжение

Таблица № 21

Мероприятия по объектам теплоснабжения Плана развития

млн. рублей

Код Наименование мероприятия Кол-во объек-тов Рас-ходы Доходы Инве-сти-ции Эф-фект Срок окупаемо-сти, лет
  ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
  Организационно-технические мероприятия   165,37 115,32 26,37 29,54 73,68 16,36 Менее 1 года
  ГПО без инвестиций   11,38 0,45 2,003     5,59 Менее 1 года
  Вывод из эксплуатации и инвестиции   11,92   3,7     -54 От 6 до 8 лет
  Инвестиции – перевод на газ   92,89 52,65 22,47 14,06 311,50 32,78 От 4 до 15 лет
  Инвестиции – без перевода на другой вид топлива   37,59 35,16 5,61 2,35 76,46 -0,59 От 8 до 87 лет
  Инвестиции – перевод на пеллеты   2,996 2,234     4,917 0,228 9 лет
  Когенерация и покупка тепловой энергии   610,65 398,19 117,67     73,55  
ИТОГО   932,79 604,0 177,82 45,95 466,55 73,91  

Водоснабжение

Таблица № 22

Мероприятия по водоснабжению Плана развития

млн. рублей

Код Наименование мероприятия Кол-во объектов Рас-ходы ДО Доходы ДО Расходы ПОСЛЕ Доходы ПОСЛЕ Инвес-тиции Эф-фект
  Организационно-технические мероприятия   40,98 2,11 18,06 2,17    
  Вовлечение в ГПО без дополнительных инвестиций   50,92 10,40       34,8
  Перевод железнодорожных потребителей на техническое водоснабжение   91,01 27,31 -9,68     -6,85
ИТОГО   182,9 39,82 8,38 2,17   27,9

Водоотведение

Таблица № 23

Мероприятия по водоотведению Плана развития

млн. рублей

Код Наименование мероприятия Кол-во объектов Расхо-ды ДО Дохо-ды ДО Расходы ПОСЛЕ Доходы ПОСЛЕ Инве-сти-ции Эф-фект
  Инвестиционные мероприятия   2,58 0,0 2,45 0,0 13,200 0,13
  Вовлечение в гражданско-правовой оборот без дополнительных инвестиционных затрат   85,00 33,54 22,97     28,48
ИТОГО   87,58 33,54 25,42   13,2 28,61

VI. Финансовый план

При формировании финансового Плана развития приняты следующие допущения:

· в качестве текущего финансового состояния проекта приняты отчетные параметры за 2015 год;

· в целях сопоставимости: прогноз доходов и расходов после реализации мероприятий произведен в ценах уровня 2015 года.

В рамках Плана развития предусмотрена реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности производственной деятельности Центральной дирекции по тепловодоснабжению.

В таблице № 26 представлены основные финансово-экономические параметры реализации комплекса запланированных мероприятий по объектам коммунального назначения, дифференцированных по видам услуг. Общее снижение расходов по основным видам деятельности составляет 396 млн.рублей, снижение доходов по прочим видам деятельности – 169 млн.рублей, экономический эффект от реализации Плана развития – 52,15 млн.рублей.

Таблица № 26

Параметры реализации Плана развития

млн. рублей

Показатель теплоснабжение водоснабжение водоотведение ИТОГО
ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ
Расходы ВСЕГО 932,79 604,0 182,9 8,38 87,58 25,42 1203,27 637,8
Затраты на оплату труда 314,80 44,54 34,95 21,28 20,723 0,895 370,473 66,715
Отчисления на соц.нужды 5,83 13,68 10,67 3,47 6,093 0,263 22,593 17,413
Материалы 238,90 5,37 2,00 1,53 0,381 0,017 241,281 6,917
Топливо 201,10 264,01 0,37 0,15 0,011 0,000 201,481 264,16
Электроэнергия 163,48 74,14 17,70 12,79 11,744 0,044 192,924 86,974
Прочие материальные затраты 83,93 157,13 3,24 2,54 4,448 0,031 91,618 159,701
Амортизация 10,09 51,62 13,90 25,81 12,787 0,351 36,777 77,781
Прочие затраты 2,93 5,60 10,13 4,70 0,046 0,003 13,106 10,303
Доходы 177,84 45,95 39,82 2,17 33,54   251,2 48,12
Инвестиционные затраты 466,55   13,2 479,75

 

v Объекты теплоснабжения:

Общий объем инвестиционных вложений в объекты генерации тепловой энергии запланирован на уровне 466,55 млн. рублей, из них 392,87 млн. рублей на модернизацию объектов теплоснабжения без изменения технологии производства.

Данные инвестиционные затраты обеспечивают снижение расходов на реализацию тепловой энергии на 598 млн. рублей по объектам, в отношении которых запланированы мероприятия, предусматривающие инвестиционные вложения. По объектам, не требующим инвестиционных вложений, запланировано снижение расходов в объеме 9,37 млн. рублей за счет средств текущего эксплуатационного бюджета, а также вовлечения объектов в гражданско-правовой оборот или их ликвидации. Снижение доходов – на 131 млн. рублей.

Снижение затрат от реализации мероприятий предусматривается по всем элементам затрат, кроме амортизации и прочих материальных затрат.

v Объекты водоснабжения:

Инвестиционных вложения в объекты водоснабжения не предусмотрены.

Снижение эксплуатационных расходов при этом запланировано на уровне 174 млн. рублей при одновременном снижении доходов от реализации услуг водоснабжения сторонним потребителям на 37,65 млн. рублей и улучшении финансового результата.

v Объекты водоотведения:

Общий объем инвестиционных затрат на модернизацию объектов водоотведения запланирован в сумме 13,2 млн. рублей.

Снижение эксплуатационных расходов при этом прогнозируется в объеме 62,16 млн. рублей при снижении доходов от реализации услуг водоотведения сторонним потребителям на 33,54 млн. рублей и улучшении финансового результата.

Сводные параметры реализации проекта за период 2017-2024 годов представлены в таблице № 27.

 

Таблица № 27 Параметры реализации Плана развития ЦДТВ по годам, млн. рублей

Показатели                 ИТОГО
инвестиционные затраты                  
теплоснабжение 5,89 65,8 65,8 65,8 65,8 65,8 65,8 65,8 466,55
водоснабжение                  
водоотведение     13,2           13,2
прочие расходы (на вовлечение объектов в ГПО)                  
снижение эксплуатационных расходов                  
теплоснабжение 41,1 41,1 41,1 41,1 41,1 41,1 41,1 41,1 328,8
водоснабжение 21,8 21,8 21,8 21,8 21,8 21,8 21,8 21,8  
водоотведение 7,8 7,8 7,8 7,8 7,8 7,8 7,8 7,8 62,16
снижение доходов от прочих видов деятельности                  
теплоснабжение 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4  
водоснабжение 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 4,7 37,65
водоотведение 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 4,2 33,54
экономический эффект                  
теплоснабжение (с учетом когенерации) 9,14 9,14 9,14 9,14 9,14 9,14 9,14 9,14 73,19
водоснабжение 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 27,9
водоотведение 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 28,61
затраты по всем мероприятиям нарастающим итогом 5,89 71,69 150,69 216,49 282,29 348,09 413,89 479,69 959,44
экономический эффект нарастающим итогом 16,24 32,48 48,72 64,96 81,2 97,44 113,68 129,92 259,62

 

Риски реализации Плана развития

1. Секвестр инвестиционной программы ОАО «РЖД».

2. Отсутствие инвестиционной привлекательности проектов для привлечения внешнего инвестирования.

3. Риски неисполнения договорных обязательств в рамках инвестиционных проектов.

4. Не учтены мероприятия по возможному принятию на баланс ЦДТВ имущества от других подразделений ОАО «РЖД», и не вошедшего в данный план.

5. Рост стоимости привлекаемых ресурсов.

6. Отказ муниципальных образований от принятия на баланс объектов ЦДТВ.

7. Наличие ограничения в обороте.

Выводы

ЦДТВ считает целесообразным реализацию Плана развития производственного комплекса тепловодоснабжения и водоотведения с целью обеспечения эффективности и надежности предоставления коммунальных услуг и снижения нагрузки на бюджет компании по коммунальным услугам на 8-летний период, с учетом возможности привлечения внешних заемных средств.

В заключении отмечу, что реализация всех выше перечисленных мероприятий, позволит получить экономический эффект по ЦДТВ на 104,396 млн. руб. и обеспечить безубыточную деятельность Южно-Уральской дирекции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе исследована роль железнодорожного транспорта в процессе общественного воспроизводства и обеспечении социально-экономического развития и целостности страны. Представлен анализ основных показателей, характеризующих деятельность железнодорожного транспорта за период 2007­2012 гг. Выявлены преимущества и недостатки железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта, характеризующие его конкурентные возможности, эксплуатационно-технические и экономические особенности, а также условия работы. Определены его основные особенности, связанные с конфигурацией и территориальной разобщенностью сети, спецификой общеэкономических условий, системы государственного регулирования и взаимодействия субъектов железнодорожной отрасли.

Проведенный автором анализ международного опыта реформирования железнодорожного транспорта в странах Европы, Японии, Северной и Латинской Америки в конце ХХ - начале XXI века, позволил выявить ряд закономерностей:

- железнодорожный транспорт является основой инфраструктурного комплекса ведущих экономик мира;

предпосылки, содержание, этапы и сроки проведения реформ в странах мира были обусловлены различиями экономического и технического развития страны, сложившейся системой экономических институтов, спецификой деятельности железнодорожного транспорта.

При этом общей целью реформирования железнодорожного транспорта стал поиск оптимальных моделей управления железными дорогами, которые должны были обеспечить рациональное соотношение государственного регулирования отрасли и участия частных предприятий в эксплуатационной деятельности железных дорог (в том числе на принципах государственно-частного партнерства), и создание условий для развития конкуренции в тех сегментах, в которых это экономически целесообразно.

В ходе проведенного автором анализа нашли свое подтверждение выводы большинства исследователей о наличие двух подходов к проведению реформ, предусматривающих:

полное или частичное разграничение перевозочной и инфраструктурной деятельности с сохранением монополии государства на объекты инфраструктуры и управление движением (характерен для стран Европейского Союза и положен в основу проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ);

создание вертикально-интегрированных компаний, конкурирующих между собой и владеющих всеми видами основных активов (реализован в США, Канаде, Японии, Латинской Америке).

При этом особо следует отметить отсутствие объективных доказательств роста конкурентоспособности железнодорожного транспорта и снижения издержек при развитии конкуренции в сегменте перевозок и значительное увеличение затрат при разделении инфраструктурной и перевозочной деятельности в странах с высокой интенсивностью перевозок, усиление роли государственных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.

В работе рассмотрены предпосылки проведения и основные направления структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Систематизированы результаты первых трех этапов реформирования отрасли (2001-2010 гг.), основные направления и предварительные итоги IV этапа реформы (2011-2015 гг.).

Представлена схема функциональных кластеров, обеспечивающих деятельность железнодорожного транспорта, определенных в результате проведенной реформы, в разрезе основных блоков: пассажирского, грузового и инфраструктурного; и показана роль ОАО «Российские железные дороги» в экономике страны.

В рамках поставленных задач, автором сформулировано определение инфраструктуры предприятия как совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

В работе обоснована необходимость разработки отдельной методики для оптимизации деятельности по управлению и финансированию инфраструктуры тепловодоснабжающего предприятия с целью обеспечения соответствующего уровня ее текущего состояния и перспективного развития в соответствии с требованиями, предъявляемыми утвержденными Правительством РФ «Программой структурной реформы железнодорожного транспорта» и «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Проведенный автором анализ существующей системы управления объектами производственной инфраструктуры Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению позволил выявить следующие основные проблемы:

· Недостаток собственных средств на финансирование мероприятий по развитию и модернизации инфраструктуры компании в размере около 117 млн. руб. на период до 2024 года;

· Проблемы привлечения инвесторов для финансирования инфраструктурных объектов в связи с длительными сроками окупаемости проектов;

· Отсутствие единых критериев для принятия управленческих решений.

· Наряду с необходимостью обеспечения развития и модернизации объектов производственной инфраструктуры, преодоления их технического и технологического отставания и улучшения транспортной обеспеченности регионов, в качестве одного из направлений преодоления инфраструктурных ограничений определена необходимость оптимизации функционирования инфраструктурного комплекса с целью снижения эксплуатационных затрат.

Обеспечение оптимизации деятельности является актуальным для Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению, объединяющей подразделения ремонтно-путевого комплекса ОАО «РЖД», и обеспечивающей организацию качественного и бесперебойности теплоснабжения потребителей.

В работе представлены:

- результаты проведенного автором SWOT-анализа деятельности ЮУДТВ;

- приведены основные показатели, характеризующие деятельность ЮУДТВ, и результаты выполненной автором оценки;

В качестве основных предпосылок проведения производственной и экономической оптимизации тепловодоснабжающего комплекса ОАО «РЖД» автором определены следующие:

необходимость рационального использования производственных мощностей и инфраструктурных объектов для обеспечения железных дорог в полном объеме их продукцией с наименьшими затратами;

необходимость обеспечения выполнения установленных Холдингом «РЖД» приоритетов развития ЮУДТВ, направленных на ежегодное снижение расходов, повышение качества оказываемых услуг.

Предложена авторская методика принятия управленческих решений в части объектов производственной инфраструктуры, позволяющая внедрить систему управления оптимизирующую затраты на содержание существующих объектов. Определен экономический эффект от реализации мероприятий по оптимизации.

Рассчитан экономический эффект от реализации плана экономического развития, который за 8-летний период в текущих ценах (с учетом инфляции) составит 29408,48 млн. руб., что позволяет констатировать высокую эффективность и экономическую обоснованность реализации предложенной методики.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты и официальные документы

1 «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012): Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 21.08.1995. - № 34.

2 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28.07.2012): Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2.

3 «О концессионных соглашениях»: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2005. - № 30.

4 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 12.12.2011): Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 01.03.1999. - № 9.

5 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ред. от 21.11.2011): Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2003. - № 9.

6 «О теплоснабжении»: Федеральный закон от 17 июля 2010 г. №190-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 13.05.2016. - № 52.

7 «О водоснабжении и водоотведении»: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 10.03.2013. - № 42.

8 О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»: Постановление Правительства от 05 августа 2009 г. № 643 // Собрание законодательства РФ. - 10.08.2009. - № 32.

9 О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 (ред. от 22.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 04.06.2001. - № 23; Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009.

10 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ред. от 19.12.2012): Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 // Собрание законодательства РФ. - 29.09.2003. - № 39.

11 «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р // Собрание законодательства РФ. - 21.07.2008. - № 29.

12 «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2008. - № 50.

13 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ред. от 28.02.2011): Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 57 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 16.02.2004. - № 7.

14 «Положение о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиале открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: утверждено Распоряжением Президента ОАО «РЖД» от 1 апреля 2010 г. № 1284.

 

Монографии, учебные пособия, сборники научных трудов

15 Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 303 с.

16 Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 720 с.

17 Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007.- 816 с.

18 Бурков, В.Н. Модели и методы управления организационными системами / В.Н. Бурков, В.А. Ириков. - М.: Наука, 1994. - 426 с.

19 Б.А. Волков, Е.П. Панкратов и др. Инвестиции и инновационное развитие. Проблемы. Перспективы. / // Монография, под ред. Б.В. Генералова. Владимир, 2011.

20 Головина, Р.С. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике: Монография. - М.: Наука, 2001. - 310 с.

21 Другие рельсы. Эволюция железный дорог. 10 лет. - Издательство: ОАО «РЖД». - 2011. - 160 с.

22 Ефимова, Е.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер 5. -Вып. 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.118 с.)