Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольники «группы риска» и специфика коррекционно-развивающей работы с данной группой.
В дошкольном возрасте отмечается интенсивное развитие процессов познавательной деятельности, формирование психологических механизмов адаптации ребёнка к современным социокультурным условиям. В период дошкольного детства дифференцируются структурные компоненты личности: появляются социальные мотивы, потребность в общении, познании, достижении успеха. Коррекционная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы специалистов дошкольного образования. Коррекционная функция дошкольного образовательного учреждения проявляется: § в коррекционно-развивающих мероприятиях, связанных с преодолением элементов недоразвития во всех сферах психики; § в повышении адаптационных возможностей детей; § в реализации потенциальных возможностей детей. Изменение в психике, активности ребёнка происходит в результате психолого-педагогического воздействия. Конструктивные взаимодействия педагогов, родителей, психолога в образовательном процессе позволяют реализовать возможности детей, преодолевая элементы психофизического недоразвития. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что процесс развития необратим, и если ребёнок пропускает сензитивные сроки развития, то возникает необходимость в коррекционно-развивающей работе. Интегративный подход влияет на достижение оптимального уровня развития детей соответственно возрасту, позволяет успешно спрогнозировать индивидуальный путь развития, разрешает своевременно провести коррекционно-развивающую работу с детьми с проблемами в развитии. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ создаёт условия для развития индивидуальных особенностей детей. В дошкольном возрасте можно выделить следующие группы риска: § дети со стойкими нарушениями; § дети с временными задержками в развитии. Наиболее часто в дошкольных учреждениях встречаются дети с ЗПР, дети с речевыми, сенсорными нарушениями и дети с отклонениями в поведении. С каждым годом все большее количество детей оказываются в среде ограниченного развития, возрастает тревога за положение ребёнка в ДОУ, поэтому необходимо усиливать роль психологов и педагогов в охране психического и физического здоровья ребёнка, обеспечивая их гармоничное развитие.
Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений и одним из показателей задержки в психофизическом развитии. Основная задача освоения инновационных технологий ориентированна на оказание помощи детям с временными задержками развития. Дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) трудно отграничить от нормы психофизического развития. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок начал чуть позднее ходить, говорить, манипулировать с предметами. Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются в поведении детей и лишь впоследствии в учебной и познавательной деятельности. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития, речи и моторики оказывается снижен по сравнению с нормой. Психолого-педагогическая коррекция — это система психолого-педагогических мер, направленных на раскрытие возможностей ребёнка в поведении, ведущей деятельности возраста, межличностных отношениях в группе сверстников; достижении необходимого уровня креативного, речевого, психомоторного развития. Коррекционная работа должна учитывать не только структуру дефекта, но и соотносить программы развития нормы и задержки развития. По мнению У. В. Ульенковой, в плане коррекции большое значение имеет возраст ребёнка, состояние его здоровья, специфика микросоциума, своевременная диагностика и коррекция развития. М.С.Певзнер и Т.А.Власова обратили внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка дошкольного возраста. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов. Можно выделить следующие ступени усложнения эмоционального развития: аффективная реакция, эмоциональная дифференциация, эмоциональное распознавание, эмоциональное сопереживание.
Дети с ЗПР не могут самостоятельно преодолеть проблемы в интеллектуально-эмоциональном развитии и нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР предполагает как коррекцию интеллектуального развития, так и коррекцию эмоционально-волевой сферы. Корреляция интеллектуально-эмоционального недоразвития детей с ЗПР предполагает интегративный подход к коррекционно-развивающей работе, сконцентрированной по следующим направлениям. 1. Совершенствование основных свойств внимания: увеличение объема внимания; поддерживание устойчивости внимания за счет повышения интеллектуальной и творческой активности; развитие произвольного внимания. 2. Развитие различных видов восприятия: освоение перцептивных и интеллектуальных действий; расширение системы сенсорных эталонов; развитие способности к целостному, дифференцированному восприятию. 3. Формирование пространственно-временных представлений. 4. Развитие произвольной логической памяти: умение выделить основную мысль; формирование действий и операций запоминания. 5. Формирование мыслительных операций: совершенствование наглядных форм мышления; освоение операций сравнения, обобщения; способности установления причинно-следственных связей; решение контекстных задач. 6. Развитие звуковой и смысловой сторон речевой деятельности: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического слуха и восприятия; расширение словарного запаса; формирование основных функций речи. 7. Эмоционально-волевое развитие: способность опознания эмоций по модальности, эмоциональная регуляция деятельности и поведения, анализ эмоциональных ситуаций, умение воспроизвести эмоции по образцу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.006 с.) |