Дошкольники «группы риска» и специфика коррекционно-развивающей работы с данной группой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольники «группы риска» и специфика коррекционно-развивающей работы с данной группой.



 

В дошкольном возрасте отмечается интенсивное развитие процессов познавательной деятельности, формирование психологических механизмов адаптации ребёнка к современным социокультурным условиям.

В период дошкольного детства дифференцируются структурные компоненты личности: появляются социальные мотивы, потребность в общении, познании, достижении успеха.

Коррекционная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы специалистов дошкольного образования. Коррекционная функция дошкольного образовательного учреждения проявляется:

§ в коррекционно-развивающих мероприятиях, связанных с преодолением элементов недоразвития во всех сферах психики;

§ в повышении адаптационных возможностей детей;

§ в реализации потенциальных возможностей детей.

Изменение в психике, активности ребёнка происходит в результате психолого-педагогического воздействия. Конструктивные взаимодействия педагогов, родителей, психолога в образовательном процессе позволяют реализовать возможности детей, преодолевая элементы психофизического недоразвития. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что процесс развития необратим, и если ребёнок пропускает сензитивные сроки развития, то возникает необходимость в коррекционно-развивающей работе. Интегративный подход влияет на достижение оптимального уровня развития детей соответственно возрасту, позволяет успешно спрогнозировать индивидуальный путь развития, разрешает своевременно провести коррекционно-развивающую работу с детьми с проблемами в развитии. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ создаёт условия для развития индивидуальных особенностей детей.

В дошкольном возрасте можно выделить следующие группы риска:

§ дети со стойкими нарушениями;

§ дети с временными задержками в развитии.

Наиболее часто в дошкольных учреждениях встречаются дети с ЗПР, дети с речевыми, сенсорными нарушениями и дети с отклонениями в поведении. С каждым годом все большее количество детей оказываются в среде ограниченного развития, возрастает тревога за положение ребёнка в ДОУ, поэтому необходимо усиливать роль психологов и педагогов в охране психического и физического здоровья ребёнка, обеспечивая их гармоничное развитие.

Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений и одним из показателей задержки в психофизическом развитии.

Основная задача освоения инновационных технологий ориентированна на оказание помощи детям с временными задержками развития.

Дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) трудно отграничить от нормы психофизического развития. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок начал чуть позднее ходить, говорить, манипулировать с предметами. Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются в поведении детей и лишь впоследствии в учебной и познавательной деятельности. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития, речи и моторики оказывается снижен по сравнению с нормой.

Психолого-педагогическая коррекция — это система психолого-педагогических мер, направленных на раскрытие возможностей ребёнка в поведении, ведущей деятельности возраста, межличностных отношениях в группе сверстников; достижении необходимого уровня креативного, речевого, психомоторного развития. Коррекционная работа должна учитывать не только структуру дефекта, но и соотносить программы развития нормы и задержки развития. По мнению У. В. Ульенковой, в плане коррекции большое значение имеет возраст ребёнка, состояние его здоровья, специфика микросоциума, своевременная диагностика и коррекция развития.

М.С.Певзнер и Т.А.Власова обратили внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка дошкольного возраста. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов. Можно выделить следующие ступени усложнения эмоционального развития: аффективная реакция, эмоциональная дифференциация, эмоциональное распознавание, эмоциональное сопереживание.

Дети с ЗПР не могут самостоятельно преодолеть проблемы в интеллектуально-эмоциональном развитии и нуждаются в психолого-педагогической поддержке.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР предполагает как коррекцию интеллектуального развития, так и коррекцию эмоционально-волевой сферы. Корреляция интеллектуально-эмоционального недоразвития детей с ЗПР предполагает интегративный подход к коррекционно-развивающей работе, сконцентрированной по следующим направлениям.

1. Совершенствование основных свойств внимания: увеличение объема внимания; поддерживание устойчивости внимания за счет повышения интеллектуальной и творческой активности; развитие произвольного внимания.

2. Развитие различных видов восприятия: освоение перцептивных и интеллектуальных действий; расширение системы сенсорных эталонов; развитие способности к целостному, дифференцированному восприятию.

3. Формирование пространственно-временных представлений.

4. Развитие произвольной логической памяти: умение выделить основную мысль; формирование действий и операций запоминания.

5. Формирование мыслительных операций: совершенствование наглядных форм мышления; освоение операций сравнения, обобщения; способности установления причинно-следственных связей; решение контекстных задач.

6. Развитие звуковой и смысловой сторон речевой деятельности: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического слуха и восприятия; расширение словарного запаса; формирование основных функций речи.

7. Эмоционально-волевое развитие: способность опознания эмоций по модальности, эмоциональная регуляция деятельности и поведения, анализ эмоциональных ситуаций, умение воспроизвести эмоции по образцу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.006 с.)