Священномученик леонид викторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священномученик леонид викторов



Память 28 декабря / 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Кузбасских святых

Протоиерей Леонид Сергеевич Викторов родился 5 / 18 марта1891 года в Рязани в семье диакона Сергия Иоанновича Викторова. Дедом его был протоиерей Иоанн Викторов, дядей - священноисповедник Михаил Викторов

По кончине отца в 1905 году как сирота был принят на бесплатное обучение в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой поступил псаломщиком в Преображенский храм села Болошнева Рязанского уезда Рязанской губернии, строителем и первым настоятелем которого являлся его дед, протоиерей Иоанн Викторов.

Семинарист Леонид Сергеевич Викторов

8 / 21 ноября 1912 года был рукоположен епископом Рязанским Димитрием в сан диакона, а вскоре - в сан священника, и становится настоятелемБогородице-Рождественской церкви в селе Курбатове Ряжского уезда Рязанской губернии. В том же году был назначен заведующим церковно-приходской школой того же села.

Священник Леонид Викторов с матушкой Анной и детьми. 1925г.

Почти двадцать лет нёс службу в Курбатове. В семье родилось здесь девять детей, но четыре дочери умерли в младенчестве.

В ходе кампании по организации в колхозов Курбатовский храм был закрыт, семья отца Леонида репрессирована и выселена из собственного дома.

Священник Леонид Викторов с женой Анной и дочерью. 1914г.

В 1931 году получил должность настоятеля в храме села Павлищева Рязанского района вновь образованной Московской области, куда его семья переехала из Курбатова. Через несколько месяцев была закрыта и эта церковь, после чего отец Леонид с семьей вернулся в село Болошнево. К тому времени священник местного храма, дядя отца Леонида отец Михаил Викторов, был арестован. Заступив на его место, отец Леонид вёл активную приходскую деятельность в течение последующих пяти лет.

В 1936 году был лишён избирательных прав, а его дочерей Александру и Елену отказались принимать в учебные заведения для продолжения образования, в связи с чем семье пришлось переехать в село Туму Московской области, где дочери смогли поступить в педагогическое училище.

В начале 1936 года был арестован архиепископ Рязанский священномученик Иувеналий (Масловский), вслед за чем начались аресты других священнослужителей епархии. Зная, что аресты обычно проводятся по ночам, отец Леонид ночевать уходил в соседние деревни, а детей прятали на колокольне. В Болошневе было объявлено: "Кто приютит священника или члена его семьи, тот будет арестован и выслан."

Власти организовали настоящую охоту за священнослужителями, и 20 февраля отца Леонида выследили в соседней деревне, арестовали и потребовали выдать церковную казну. Не найдя при обыске денег и ценностей, чекисты забрали священника в тюрьму, изъяв его личные документы, дневник и письма. Прощаясь, отец Леонид сказал старшей дочери Анне: "Не оставляй детей и мать, я обязательно вернусь. Храни вас Господь!"

Особое Совещание при НКВД СССР 4 апреля 1936 года, рассмотрев уголовное дело в отношении рязанских священнослужителей и мирян, признало их виновными по статьям 58-10, 58-11 УК РФСФР. Отцу Леониду вменили: "участие в контрреволюционной группе церковников, возглавляемой архиепископом Иувеналием, " а также что он "вел суждения антисоветского характера." Приговор - 5 лет исправительно-трудового лагеря.

Отбывать наказание отец Леонид был направлен в Мариинское отделение Сиблага НКВД (тогда Новосибирская область), где скончался в начале 1938 года. Датой преставления принято считать 10 января.

3 июля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Рязанской области[119].

11 апреля 2006 года был определением Священного Синода по представлению Рязанской епархии был причтён

к лику новомучеников и исповедников Российских.

Документы

  • Архив УФСБ по Рязанской обл., д. 9611, т. 5, л. 275.
  • Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 г.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http://213.171.53.28/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm?HYZ...1M*
  • Страница сайта ΠΥΡΓΟΣ. Новомученики и исповедники Российские:
    • http://purgos.narod.ru/data/january/leonidv.htm
  • Лаврина В. Л. и др., Жизнеописания кузбасских святых: Сборник очерков, 2013, 8-10.

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.

7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.

25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Евангелист замечает, что время созревания плодов еще не пришло, но толкователи отмечают, что на дереве не было даже зачатков будущих плодов – только листья. Потому Господь проклинает ее. Когда же удивленные ученики говорят Ему о том, что она засохла (в других Евангелиях они спрашивают Христа о смысле этого деяния), то Господь говорит им о вере. Мы призываемся не просто верить в наличие Бога (ибо и бесы верят, они ЗНАЮТ о наличии Бога), надобно доверять Богу, как дитя доверяет родителям. На деле же человек всегда больше доверяет себе, а потому на Господа надеется в последнюю очередь, а потому и не верит помощь Божию, если его логика не видит выхода из ситуации. Впрочем, часто бывает, что человек просит у Бога вещи, заведомо вредные для него, а потому Господь и не дает ему просимое. Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – дереву уподобляется душа, не желающая давать Бог плоды от своего труда. Что может воздать человек Богу, дающему ему ВСЕ, включая и самую жизнь? Принять спасение, которое Бог предлагает всем людям. Но это предусматривает и некоторые усилия самого человека по возделыванию почвы своей душы, дабы в ней прорастали семена, которые Господь влагает в душу, обращающуюся к Нему. Парадокс в том, что сам человек не может добиться того, чтобы его труд принес добрые плоды, но он разрешается, когда на помощь приходит сам Господь…. Но этого не происходит, если сам человек не желает этого, ибо Господь уважает свободу человека и не спасает его без согласия самого человека. Какому дереву мы хотим уподобиться – уже решать нам, а Господь лишь поможет, если мы примем правильное решение…..

И чтение праздника мучеников. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если

духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Апостолы восхищаются данной им властью совершать чудеса, но Господь увещевает их, дабы они не радовались этому, ибо эта власть принадлежит не им (им еще придется убедиться в этом), но радовались тому, что их имена «написаны на небесах», а соответственно, чтобы об этом и заботились….

Среда 11 января.

В этот день совершается память 14000 Вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода после того, как он понял, что волхвы, посланные им для розыска родившегося Христа, к нему не вернуться. Таким образом, он надеялся, что вместе с ними будет убит и Тот, в котором он видел соперника. Интересно, что сейчяас иудейские историки склонны отрицать злодеяния этого царя, в основном, потому что о них сказано в Евангелии, предпочитая более доверять своим, иудейским писателям, которые об этом, разумеется, не пишут. Впрочем, изуверской жестокости этого царя не отрицают даже они, ведь известно, что он убил свою жену и трех своих сыновей и еще ряд своих родственников. Также при нем были казнены многие известные общественные и религиозные деятели (так слова Христа об убийстве «между притвором и храмом Захарии, сына Варахиина» обычно принято относить к праведному Захарии – отцу Иоанна Крестителя). Отчасти жестокость объясняется тем, что он не был не только из рода царя Давида, но и не был евреем, вообще, а происходил из идумеев (народа, населявшего регион, южнее Мертвого моря), принявших иудаизм. Также в житийных источниках пишется, что царь Ирод «умер, изъеденный червями». В книге Деяний Апостольских так сказано про совсем другого царя из этой династии – Ирода Агриппы – внука упомянутого нами Ирода Великого и племянника Ирода Антипы. С другой стороны, про Ирода в светских источниках сказано, что перед смертью он «жестоко страдал от болей в животе»…. Впрочем, цель нашего повествования не Ирод, а упомянутые выше младенцы, ставшие первыми мучениками, пострадавшими за Христа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.063 с.)