Исповемся Тебе господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исповемся Тебе господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя.



Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.

В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев:

Изыскана во всех волях Его. Припев:

Исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. Припев:

Слава, и ныне: Припев:

Так как хор пел один, то и об антифонном пении и речи не было. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. Звучит второй антифон (попеременное пение двух хоров в былые времена звучало, разумеется, приятней, но да не будем по-старушечьи предаваться сетованиям, «как хорошо было раньше»).

Антифон 2 (Пс. 111).

Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Припев: Спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа.

Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев:

Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Припев:

Возсия во тме свет правым, милостив и щедр и праведен. Припев:

Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла и оно уносится. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона. Он состоит в том, что чтец возглашает ряд стихов, после которых хор (обычно это пели оба хора по очереди) поет тропарь праздника

Антифон 3 (Пс 109).

Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Тропарь: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Тропарь:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господьствуй посреде врагов Твоих. Тропарь:

С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих. Тропарь:

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакон с кадилом и протодиакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Диакон испрашивает благословения н вход и возглашает, к традиционному «Премудрость прОсти[77]», возглашает: «Из чрева прежде денницы[78] родих тя, клятся Господь и не раскается, ты иерей во век по чину Мелхиседекову». По уставу после этого должен петься тропарь праздника, заменяя обычное для входа песнопение, но при архиерейском служении этого не происходит. Так и теперь, духовенство поет обычное песнопение, с поправкой на праздник: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти. Аллилуиа.». При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет (несколько нестройно)… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и снова хор. Тропарь и кондак в этот раз поется только праздничный, при этом кондак пели попеременно, хор и духовенство, что звучало весьма интересно. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и хором (поскольку в службе участвовал только верхний хор), а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись – это цитата из апостола Павла), исполняемая, поскольку, в этот день в древние времена совершалось массовое крещение оглашенных – ведь это песнопения – часть этого Таинства. В древности последование этого Таинства включалось прямо в литургию, отсюда и эта особенность литургии праздника, да и многих праздников. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь песнопение протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач). Отрывок зи послания апостола Павла к

Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Заканчивается чтение и диакон пронзительным голосом возглашает: «Аллилуиа[79]». На архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ

Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

И снова мы слышим повествование о поклонении волхвов. Ко Христу пришли не богословы от иудеев, ожидавших Мессию века, а языческие мудрецы, астрологи, «звездам служащие», по слову тропаря праздника, люди, чьи умы были заняты лжеучением о зависимости жизни человека от положения звезд и богов, которые, по их мысли, были связаны с ними. Но увидев таинственную звезду (считается, что она возникла не небе в день Благовещения, когда Архангел возвестил Пречистой Деве о грядущем рождении от Нее Спасителя мира), они прониклись желанием увидеть Его. Движимые поначалу не вполне чистым желанием, они, по дествию Благодати Божией, были преображены и не в нечистоте, но в духе и истине поклонились Христу, как считается, впоследствии крестившись. При этом они принесли символические дары: золото – как царю, ладан – как Богу, а смирну - компонент распростаненных у иудеев снадобий, применявшихся при обработке трупов перед погребением, как человеку, который должен будет принять смерть за спасение людей. Таким образом, они исповедовали Христа в подлинной чистоте, без всяких лжеучений, коими были забиты головы, казалось бы, правоверных иудеев. И впоследствии из-за этих лжеучений (мнении о Мессии, не как Спасителе мира от греха, а как о властителе, который принесет евреям власть над всем миром – они буквально понимали многочисленные слова пророков о том, что «сыновья угнетавших вас будут вашими слугами») те, к кому пришел Христос, отвергнут Его, а примут сыновья вчерашних язычников, которых иудеи считали нечистыми и почитали скверным даже разговаривать с ними.

И для справки приведу здесь рядовое Евангелие. должное читаться в этот день. Итак, Евангелие (от Луки): 1Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца' ваши, ибо что высоко у людей, то' мерзость пред Богом.

16Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Верный в малом – верен и во многом. Проще сказать, нет «тяжких» и «нетяжких» грехов. Каждый грех отдаляет человека от Бога и требует покаяния. Адам лишился рая из-за съеденного незаконно плода, но также – из-за желания съесть этот плод и от нежелания признать грех, стремления свалить вину на ближнего (Еву). С нашей точки зрения, грех нетяжкий, но он вызвал необратимые изменения в человеской природе, которые ощущаются и в нас. Человек стал склонный более ко злу, нежели к добру. Поэтому нет нетяжких грехов… Притом, человек не может делать центром жизни одновременно земное и небесное, ибо если центром будет земное, то небесное будет лишь вспомогательным, а при соответствующей ситуации – отходить на второй план. Но речь не о том, чтобы отрешиться от всего и жить «птичьей жизнью», но о том, чтобы и земному и небесному выполнять свою роль…. Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Поминовения усопших на сей раз не было, но сразу звучала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Архиадиакон о.Сергий (Пугач). кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник Рождества Христова: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Небесных воинств Деву Пречистую Богородицу. Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобие молчание. Любовию же, Дево, песни ткати спротяженносложенныя неудобно есть. Но, и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.» Обычно задостойниками праздников являются ирмосы 9 песни канона праздника, но в этом случае все совсем по-другому. Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга»). Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. Хор в это время поет некоторые колядки. После окончания причащении духовенства вышедший о.Виталий Таашев зачитал с амвона Рождестенское послание епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста (см. выше)….

Открываются Царские врата и чаши с Телом и Кровью Христа выносятся на амвон. В этот раз причастнико было довольно много, хоть и меньше, чем могло быть. В то же время, причащение шло на четыре чаши, а с амвона причащал верующих сам Владыка Феогност.

И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. После нее духовенство вышло в центр, где само пропело тропарь, кодак и величание праздника, после чего последовало обычное окончание службы.

После произнесения отпуста протодиакон возгласил многолетие всему священноначалию и всем православным христианам. Затем Владыка, благословив верующих, под многолетие ушел в алтарь….. Через некоторое время на амвон вышел о.Евгений Кузнецов, который напомнил всем о поздней литургии, которая будет сегодня в 8.30, а после нее – прямо в храме будет выступление воспитанников воскресных школ, коорые будут поздравлять архиерея. На это действо он пригласил всех желающих…. И вот, служба завершается. Чтец читает благодарственные молитвы после причащения, а мы целуем Крест, а затем…. поклонившись образу праздника и мощам, отправляемся домой….. В притворе организован лоток, с которого ведется торговля и прием треб (для места, где пребывают частицы мощей, прибывшие к нам).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.027 с.)