Рождественское послание Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождественское послание Преосвященнейшего Феогноста, епископа Новороссийского и Геленджикского



Пятница, Января 06 2017
http://eparh.info/index.php/2015-06-08-09-43-44/k2-category/item/3651-rozhdestvenskoe-poslanie-preosvyashchennejshego-feognosta-episkopa-novorossijskogo-i-gelendzhikskogo

клирикам, монашествующим
и всем верным чадам
Русской Православной Церкви
в Новороссийской епархии

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова!

В эти святые и торжественные дни мы прославляем родившегося Спасителя мира и Его Пречистую Матерь – Пресвятую Богородицу и вновь молитвенно переживаем величайшее событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. В великом своем смирении Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом. Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) Спаситель мира уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере, где пастухи в непогоду укрывали скот, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.
Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету, Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, славу, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в этом мире властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.
Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает имеющих физические недостатки и не пренебрегает тяжелобольными людьми. Спаситель своей земной проповедью лишь говорит всем людям о необходимости неуклонно следовать за Ним, пришедшим для того, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6). И поэтому нас не должны устрашать неизбежно встречающиеся трудности, нас не должны сломить выпадающие на нашу долю испытания, потому что с нами Бог (Ис.8:10)! С нами Бог, и, следовательно, из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него проходим свой земной путь.
Милостью Божией благополучно пройден 2016 год, в котором Новороссийская епархия продолжила свое развитие. В городах Новороссийске и Геленджике продолжились масштабные работы по строительству 2-х кафедральных соборов. Состоялись 1-ый Миссионерский съезд Новороссийской епархии, 1-й съезд Сестричеств, 1-ый женский форум «Отрада», объединивший социально активных женщин для обмена опытом социального служения в Церкви и за ее пределами. Впервые были проведены курсы повышения квалификации для священнослужителей, инициированные и рекомендованные Учебным комитетом Русской Православной Церкви и продолжили свою работу регенто-псаломщицкие курсы с целью подготовки квалифицированных кадров для приходских хоров. Все эти начинания, надеюсь, принесут добрый плод в деле развития нашей епархии и церковной жизни.
А нам, молитвенно воспоминая события Боговоплощения, нужно помнить, что праздник Рождества Христова, открывая человеческие сердца для Божией любви, призывает нас к преображению мира делами веры, правды и милосердия. Отзываясь на этот призыв Христа, будем стараться совместными усилиями нести людям веру и утверждать в современном обществе духовно-нравственные ценности.
Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех вас со светлым и радостным праздником Рождества Христова и Новолетием! В наступившем году благости Божией и во все дни нашей жизни желаю вам доброго здравия, мира и щедрой помощи свыше в непреткновенном шествии за нашим Господом и Спасителем! Пусть праздничные дни принесут радость и счастье в ваши дома, а новый год будет мирным и благополучным! Аминь.

Феогност, Епископ Новороссийский и Геленджикский.
Рождество Христово
2016/2017 гг.
г. Новороссийск

События дня.

Всенощное бдение.

На службу я по привычке пошел в наш собор – к ночной службе. Верхние ворота храма открыты настежь и у ворот стоят казаки и полицейские, проверяющие всех входящих…. В храме собралось уже довольно много народа и большая очередь стоит к иконе праздника и мощам, пребывающим ныне в соборе. В центре установлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном лежат орлецы. Аналои для чтения входных молит в не стоят…. В южной части храма выстроилась большая толпа желающих исповедоваться… Проходит несколько минут и принимающий исповедь о.Евгений Кузнецов уходит в алтарь. Через пару минут он выходит в сопровождении прочего духовенства (помимо него, в службе участвуют о.Серглий Лукин и о.Виталий Таашев) и иподиаконов с архиерейим жезлом, мантией и подсвечником в притвор. Поднос с напрестольным Крестом несет о.Евгений. Вслед за ними в центр выходят диаконы о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами, дикирием и трикирием. Ожидание длится еще несколько минут. Наконец, владыка входит в храм (трезвона при этом не было), благословляя народ, при этом о.Сергий, поздравляя его с праздником, вручает букет цветов. Наконец, на него надевается мантия и вручается, архиерейский жезл. «Премудрость!» - пронзительно возглашает архидиакон о.Сергий, а хор, как всегда, начинает петь: «От Восток солнца до запад хвально имя Господне! Буди имя Господне благословенно от ныне и до века!» В это время архиерей берет с подноса Крест, лобызает его и затем все духовенство лобызает Крест из рук правящего архиерея. Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». После этого, под вычурное пение хора (в службе участвовал один верхний хор), поющего тропарь праздника Владыка, благословляя верующих, идет к амвону, затем с амвона благословляет народ на три стороны и…. уходит в алтарь. Через минуту о.Евгений начинает службу и в предшествии диаконов с подсвечниками, кадит престол (получив благословение архиерея), а затем произносит возглас и начинается служба, а он кадит весь храм, как и обычно, в начале бдения.

Служба самого праздника Рождества Христова стоит среди служб всех двунадесятых праздников особняком. Начинается оно не вечерней, как прочие, ибо Великая вечерня уже была, но великим повечерием – тем самым последованием, которым дневной богослужебный круг завершается в Великий пост. Если в праздник Святой Пасхи чтение совершенно исчезает из праздничной службы, то здесь, наоборот, идет, преимущественно, чтение. Собственно, повечерие – это последование, предназначенное для совершения перед отходом ко сну «по вечери», то есть, после ужина. Создавалось оно в монастырях, где после совершения вечерни монахи ужинали, а затем – после повечерия и чтения молитв на сон грядущий, расходились на ночь по кельям. Есть малое повечерие, в приходских храмах совершаемое лишь раз в году – в Великую пятницу – после Великой вечерни с чином выноса плащаницы Христовой. Правда, в нашем соборе повечерие это не совершается, а лишь читается канон из него. В монастырях же оно совершается постоянно так, как было написано выше. Великое же повечерие совершается, преимущественно, в Великий пост. В приходских храмах оно совершается лишь на первой его седмице, когда в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея, епископа Критского (память 4 / 17 июля) и им же начинается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в случае выпадения на дни со вторника по субботу. В монастырях же им завершается каждый день поста. И вот, мы встречаем это последование не в Великий пост, когда всякая торжественность уходит, а во второй по значимости в нашей Церкви праздник, да еще в праздник Крещения Господня, чей чин сходный в силу общего происхождения. Перед нами читаются три последования с долгой чередой псалмов и молитв, прошений к Богу о даровании мирной ночи, правда, перемежаемое торжественным пением тропаря и кондака праздника после Трисвятого на первом и втором последовании, входящем в повечерие. Нам как бы напоминается вновь о том, что за рождением Христа последует не слава одна, но полная скорбей жизнь, начавшаяся с гонений от нечестивого царя и завершившаяся на Кресте. Но в то же время, с особой торжественнотью на этой службе звучат слова из книги пророк Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог[74]», которое за чтецом вновь и вновь повторяет хор, а чтец возглашает стихи и славословия. Потом повечерие прерывается и духовенство выходит на литию. Поются стихиры и завершается эта часть службы, подобно вечерне – пением песни святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих, Израиля». Чтец читает Трисвятое по «Отче наш», а хор поет тропарь праздника. Предстоятель поизносит молитву благословенимя хлебов и далее бдение идет обычным образом, как служба праздника, одного из величайших в нашей Церкви.

Чин повечерия на сей раз был чрезвычайно сильно сокращен (дело не в том, что служба – ночная, ведь ночная служба на Новый год совершалась почти без сокращений – в сравнении с тем, как она совершается всегда). Так, в первом последовании присутствуют 4, 6, 12, 24, 30 и 90, из которых 4 говорит об отходе ко сну, 6 – вопль покаяния и одновременно, вопль человека страждущего от болезни (так что строка «помилуй мя Боже, яко немощен есмь, исцели мя Господи, яко смятошася кости моя» читается, как стих при чтении канона на Таинстве соборования) и огорченного этим, дабы по смерти не угодить в ад. 12 – вопль человека, изможденного нападениями врагов (бесов, разумеется) и считающего, что Бог «оставил» его…. Писать о них можно бесконечно…. Так или иначе, но на деле читался только 90 псалом, после чего началось пение «С нами Бог…» (см сноску), при этом возглашали оба диакона, читая стихи подряд, а хор одновременно пел «…. Яко с нами Бог». Правда, читаемые в первом последовании тропари с прошениями о даровании мирной и спокойной ночи опущены не были. Но все это компенсировало торжественное пение тропаря после Трисвятого, при этом открылись Царские врата и включился весь свет, выключенный на время, пока они были закрыты. Во втором последовании читался только 50 псалом, предшествующий ему 101 псалом – также покаянный, был опущен. Опущена была и покаянная молитва Манассии, читаемая после псалмов…. и после них, по Трисвятом, также торжественно пелся кондак праздника. В третьем последовании читался только 69 псалом – также содержащий вопль человека страждущего о врагов, но в отличие от 12 псалмопевец уже не сомневается в Боге и просит о защите. Следующий за ним 142 псалом (им должен начинаться молоебен и им завершается шестопсалмие на утрени) был опущен, а сразу начинается славословие[75], после которого повечерие прерывается и начинается чин литии. Литию возглавлял сам Владыка Феогност и он же совершал благословение хлебов (при этом, сократив третье последование повечерия, чтецы поторопились, так что момента, когда архиерей будет готов к выходу, пришлось долго ждать)…

… На утрени было сокращено чтение кафизмы, так что снова выхода архиерея пришлось долго ждать (на полиелей архиерей должен облачиться полностью, как к литургии) и это вызвало паузу. И вот, впервые поется велчание ВОПЛОТИВШЕМУСЯ ХРИСТУ….

Евангелие на бдении (от Матфея): 1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Помазание елеем на службе этой длилось почти до самого конца службы. При этом на каноне не только ирмосы, но и катавасии (в данном случае, ирмосы, повторяемые после прочтения всех тропарей каждый песни) пелись неуконительно. Перед началом 9 песни диакон, стоя в центре, перед иконой праздника (в нашей практике – на амвоне), воспевает: «Величай, душе моя, Честнейшую славнейшую горних воинств, Деву пречистую Богородицу». После этого хор поет ирмос 9 песни: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». Чтение тропарей 9 песни канона было несколько сокращено. Стихиры, которые поются по окончании канона, также были сокращено до двукратного пения одной стихиры (на самом деле их – шесть). В конце в центр, где уже завершается помазание, выходят диаконы с дикирием и трикирием. Взяв дикирий и трикирий, архиерей возглашает» «Слава Тебе, показавшему нам свет[76]»! Затем он на три стороны благословляет народ…. Затем. завершив помазание, он уходит в алтарь….

По завершении основного чина всенощного бдения о.Евгений Кузнецов прочитал верующим патриаршее Рождественоское послание (см. выше). После этого был прочитан 1 час…

Литургия.

Сразу после отпуста 1 часа началось чтение часов. Сразу скажу, что прочитан был только 6 час, а 3 был опущен. Во время чтения духовенство выходит на чтение входных молитв перед совершением литургии, прося Благословения Божия на совершение БЕСКРОВНОЙ ЖЕРТВЫ (напомню, что от чтения последования ко Святому причащению, это священника не освобождает, оно у священнослужителей даже более полное, чем у нас, мирян). Поклонившись иконам Христа Спасителя и Божией Матери в иконостасе, архиерей совершает конечную молитву, затем просит прощения у верующих и благословляет народ на три стороны, а затем уходит в алтарь для облачения….

Итак, завершается чтение 6 часа. Проходит несколько минут, прежде чем открываются Царские врата. Зажигается свет, и в центр храма выходит духовенство. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Сергий Лукин) и оба диакона берут благословение архиерея. Старший священник идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения….

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, о созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.

Литургия праздника уже яввся преисполнена праздничного ликования. На ней вместо обычных для нас изобразительных антифонов, поются антифоны особые. Когда-то оба штатных хора собора пели их, как и антифоны Пасхи и всех двунадесятых праздников, подлинно антифонно, то есть, попеременно. Теперь же всех их пропевает один верхний хор нким вычурным напевом….

Антифон 1 (Пс 110).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.014 с.)