Женщина, жена и мать в Священном Писании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женщина, жена и мать в Священном Писании



Гин Карссен

Женщина, жена и мать в Священном Писании

Оглавление

Посвящение
Предисловие
Ева - мать всех живущих
Сарра - почетная княгиня
Ревекка - женщина с большими возможностями и все-таки...
Жена Потифара - женщина, мыслями которой владела похоть
Мариамь - женщина, занимающая высокое положение и переоценившая себя
Раав - блудница в ряду героинь веры
Феннана - женщина, которая не обуздывала свою ревность
Анна - женщина, молитвы которой услышаны
Царица Савская - женщина, которая не боялась ни расходов, ни хлопот, чтобы стать мудрее
Вдова из Сарепты - женщина, которая мужественно отнеслась к испытанию веры
Сонамитянка - женщина, которая мыслила творчески
Девочка служанка, которая не переставала говорить о Боге
Есфирь - женщина, которая ради своего народа подвергла риску свою жизнь
Жена Иова - которая сказала Богу "нет"
Мария-наиболее благословенная между женами
Елисавета - женщина сильного характера и хорошая спутница жизни
Анна - женщина, которая не умерла от разбитого сердца
Вдова, которая умела хорошо пристроить свои деньги
Марфа из Вифании - женщина, поставившая второстепенные вещи на первое место
Мария из Вифании - разумная женщина, которая избрала лучшее
Самарянка - женщина, которая сказала Иисусу "да"
Тавифа - незамужняя женщина, которая из любви к Богу использовала все свои возможности
Лидия - женщина-торговка, которая первое место в своей жизни предоставила Богу
Прискилла - ценная сотрудница в проповеди Евангелия
Указания для изучения Библии
Указания для руководителей библейских кружков
Изучение Библии
Из жизни Гиен Карссен

Посвящение

Эту книгу я посвящаю моим многочисленным друзьям во всем мире. При этом я думаю в особенности о молодых женщинах в Европе, Америке и на Среднем Востоке, плененных - как и я сама - жизнью библейских женщин. Мои встречи с ними впервые натолкнули меня на мысль написать эту книгу. Я вспоминаю также членов нидерландских библейских кружков, проверивших вопросы по изучению Библии на применимость их в жизни.

Кроме того, я вспоминаю тех многих мужчин и женщин, которые через поучения, свой личный пример и дружбу со мною имели неизгладимое влияние на мою жизнь. Три качества были общими у всех этих людей: любовь к Богу, глубокое почитание Его Слова и сердечное желание делить свою жизнь с другими. Два понятия практически подходят к каждому из них: реализм и энтузиазм.

В обращении с ними все больше росло во мне стремление быть человеком по сердцу Господа.

Ева, Сарра и другие женщины этой книги не кажутся мне личностями из давно забытого прошлого. Для меня они - люди, и сейчас имеющие что-то сказать нам.

Хотелось бы, чтобы каждый, читающий эту книгу, нашел в ней ободрение и назидание. В личных беседах с людьми, в библейских кружках я снова и снова вижу, что многие хотят жить с Богом.

Я молюсь о том, чтобы посредством этой книги вы имели хорошее руководство для помощи другим людям.

Предисловие

Женщина - это человеческое существо, подобное мужчине, но отличающееся от него по полу. Сколько уже написано о ней! И тем не менее эта тема неисчерпаема.

Женщины этой книги не вымышлены. Это были люди с плотью и кровью, личности, которые действительно существовали, которые с их стремлениями и борьбой, с их надеждой и честолюбием продолжают жить между нами. Ведь кровь первой женщины течет в каждом из нас. Я надеюсь, что эти образы при чтении будут ободрением и назиданием для вас. Так это было со мной, когда я пыталась пробудить эти женские образы для вас к жизни.

Женщин этой книги отличает одну от другой не их общественное положение. Не то, что одна была богата, как царица Савская, а другая бедная, как вдова во дни Иисуса, или то, что одна стояла во главе общества, как Мариамь, а другая была в пренебрежении, как самарянка. Тайна их счастья не заключалась в том, были ли они замужем, имели ли детей или были бездетными.

Существенное различие между этими дочерьми Евы состоит в том, знали ли они Бога или нет. Перед каждой из них стоит вопрос: "Какое место занимает Господь в твоей жизни?"

От ответа на этот вопрос зависит ее счастье, ее полезность и побуждения, которые приводят ее жизнь в движение.

С этой точки зрения были рассмотрены жизни этих женщин.

Жили они в различные времена, в различных условиях, имели различные занятия, и важно было только одно: их отношение к Богу. Если Он занимал правильное место в ее жизни, то она особенным образом становилась интересной и полезной. Но если Он отсутствовал в жизни или занимал не то место, которое по праву Ему должно принадлежать, то жизнь была бесцельной и не имела надежды.

Вы также можете познать, какой уникальной книгой является Библия. Пусть встреча с моей книгой станет первым или новым толчком для общения со Словом Божиим.

Не забудьте прочесть указанные места Писания Для тех, которые хотят не только послушать об этих женщинах, но подробней изучить их жизнь, будь то самостоятельно или группами, в конце этой книги даны вопросы для изучения Библии.

Ева - мать всех живущих

"Женщина создана Богом из ребра, взятого у Адама. Не из его черепа, чтобы не превзойти его, не из его ног, чтобы не быть растоптанной им, а из его бока, чтобы быть равной ему, под его рукой, чтобы быть под его защитой и вблизи его сердца, чтобы быть любимой им".

Маттей Хенри

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1,27.28).

"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2,18). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене..." (Быт. 3,1-20).

Она восхищена тем, что видит. Она не может отвести своих глаз...

Все, что ее окружает, безупречно. Природа, которую она созерцает, совершенно новая, свежая.

Воздух, который она вдыхает, прозрачен и чист. В воде, которую она пьет, нет и следа нечистоты.

Каждое животное, которое она встречает, живет с другими в полной гармонии.

Толкования Ветхого Завета, Кок, Кампен

Ее супружеское счастье совершенно и общение с Богом - повседневный праздник. Ева имеет все, что человек себе только может пожелать.

Вдруг она слышит голос: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"

- Как же это так, - вдруг задумывается она, - почему же я раньше не видела, как прекрасно это дерево, стоящее посреди рая? Почему же теперь мне кажется, что все мое счастье зависит от его плодов? Ведь съесть что-то такое заманчивое, это может принести только счастье...

Она полностью поглощена этим. Поэтому она не замечает, как она соблазняется преступить Божие слово, как ставит под сомнение Божию любовь.

Она не знает, что в змее, с которым она говорит, сокрыт сатана. (Отк. 20,2; 2 Кор. 11,14). Он обольститель и человекоубийца от начала сотворения мира. (Иоан. 8,44). Его единственная цель - ввести людей в заблуждение. (1 Пет. 5,8). Он не цитирует слова Божий дословно. (Быт. 2,16.17). Он преподносит свои собственные слова.

Его выступление против Бога должно было предупредить ее, чтобы больше не прислушиваться. В этой стадии искушения еще возможно избежать падения. (Иак. 4,7). Она в опасном положении, но она должна бы иметь волю противостоять искусителю, не должна бы давать сатане никаких шансов.

К несчастью, она вступает в разговор с сатаной. Она не только слушает его, но и отвечает ему. И это начало ее падения.

Подобно диаволу, она искажает слова Божий, говоря: "Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь".

К Божиим словам она добавляет "...не прикасайтесь", хотя о прикосновении Бог ничего не говорил. Смерть за преступление теряет свое значение, потому что она начинает сомневаться в верности этих слов.

Сатана выиграл первое сражение. Кажется, женщина слушает его, - это его еще больше поощряет. Он нагло ставит Бога обманщиком. Он рисует Бога так, как будто Бог хочет господствовать над людьми, этим отнимая у них счастье.

"Умереть? - надсмехается он, - ты не умрешь, ты будешь счастливее, чем ты могла себе когда-либо представить. Ты будешь подобна Богу".

Желание независимости и непослушание решают ее судьбу. С того времени, как она начала разговаривать с сатаной, ей уже трудно противостоять. (Еф. 4,27).

То, что видят ее глаза и желает ее сердце, берет ее рука. Этим самым она слишком поддалась во власть искусителя, чтобы противостоять искушению, и случается неизбежное: она ест от плода.

Но на этом дело не заканчивается. Обольщенная женщина сама становится обольстительницей. Она втягивает в грех другого. Ее муж вместе с ней впадает в грех. Без какого-либо возражения он берет у нее плод и ест. В этот момент она с ужасом замечает, что вся ее жизнь полностью изменилась.

Творения Бога были настолько совершенными, что Он Сам был доволен ими. (Быт. 1,10.12.18.21.25). И все-таки чего-то недоставало до тех пор, пока не была создана Ева.

И сказал Господь Бог: "Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Только после того как оба, мужчина и женщина, были сотворены, увидел Бог, что все, что Он создал, было "весьма хорошо". (Быт. 1,31).

Ева была создана рукой Божией. Она была во всем похожа на мужа, но отличалась от него по полу.

Как человек, она подобно мужу обладала разумом. Так же, как и ее муж, она имела личные отношения и ответственность перед своим Создателем. Так же, как и мужу, Бог дал ей определенные обязанности. Благодаря своей особенности, она тоже должна обладать и владеть землею. По отношению к мужу она сотворена так, что дополняет его и делит с ним жизнь. Ее организм сотворен так, что она соответствует ему и вместе с ним может выполнить задание размножения. Хотя Ева создана после Адама, она с самого начала имела место в Божьем плане. Ева ничто без мужа, также как и муж ничто без нее. (1Кор. 11,11-12).

В браке она повинуется ему. (Еф. 4,27). Адам сотворен Богом для руководства, чтобы в человеческой жизни был порядок. Бог не есть Бог неустройства и беспорядка. В Троице Сын стоит не ниже Отца (Иоан. 5,18) и не уступает Ему. (1 Кор. 11,3). В семье жена по существу равна мужу, но в своих функциях она послушна ему так же, как Иисус послушен Богу. (Гал. 3,28). Божьему порядку соответствует, что жена непринужденно повинуется мужу. Только когда муж и жена вместе, они могут создать одно - супружескую чету. Чета характеризуется собственной личностью. Это не сумма двух отдельных существ, - формируется новое единство. Божие намерение, чтобы супружеская пара жила в полной гармонии друг с другом. Они одна плоть. Их союз должен основываться на взаимной любви и уважении. (Еф. 5,33).

Ева разочарована и чувствует, как горько она обманута.

Вначале она заметила это по отношению к Адаму. Внезапно они почувствовали стыд друг перед другом. Они чувствуют себя беспомощными. Их защита разрушена.

Они заметили, что они сопротивляются один другому, и их отношения друг к другу не могут быть такими же непринужденными и свободными, как прежде. У них появляется потребность как-то прикрываться.

Тогда же они обнаружили, что они наги не только друг перед другом, но и перед Богом. Их невинность исчезла. Близкие отношения с Богом нарушены.

Вместо того, чтобы стать подобными Богу, как обещал сатана, они убоялись Бога и стали прятаться от Него. Тогда Бог входит в эту ужасную ситуацию. Он берет на Себя инициативу восстановить общение.

С какой любовью Бог приближается к ним. Он начинает не с обвинения, а с вопроса. Он дает им возможность признать вину и грех. Но они этого не делают.

Когда Бог обвиняет Адама (Рим. 5,12-14), что он, как глава семьи, вовремя не воспрепятствовал греху, он бессердечно винит Еву.

"Жена, которую Ты мне дал..." Это звучит так, как будто он обвиняет Бога, что Он дал ему эту жену.

Ева поступает не лучше. Она возлагает всю вину на змея. Если бы она была честной, то должна была честно признаться, что добровольно последовала его совету. Змей ее обольстил, это правда, но согрешила она по своей воле. Она потерпела поражение при первом же испытании, когда от нее требовалось только лишь то, чтобы она в любви повиновалась Богу, как Его творение.

В разговоре с Богом ей открывается ее ужасная вина. Был проклят не только прелестный Едемский сад, но и вся земля. Тернии и волчцы произрастит почва, которая раньше не знала о сорняках.

Животный мир, над которым они господствовали, тоже втянут в погибель. Волк с овцой не пасутся теперь мирно друг с другом. Господствует власть победителя.

И рай, в котором они могли бы всегда счастливо жить, вмиг становится потерянным раем. Они должны поспешно покинуть его, чтобы им, как грешным людям, не съесть плода с дерева жизни и не остаться жить вечно в своем греховном состоянии. (Быт. 3,22.23).

Ева, сотворенная как последнее и завершающее звено в цепи творения, своим непослушанием уничтожила счастье людей и животных не только своего поколения, но и всех последующих поколений.

Будущее становится мрачным. Так как человек порвал с Богом, разрушены все связи.

Страдания и боль помрачают ее материнскую радость. Через грех ее муж побуждается к господству. С этого момента он ее опекун.

Хотя они в момент падения не тотчас же должны были умереть, все же смерть уже становится действительностью, фактом. Они становятся смертными людьми.

Хуже плотской смерти смерть духовная, их разлука с Богом. Она явилась тут же. (Быт. 2,17; Еф. 2,1). Ева чувствует это до глубины своей души.

Когда она держит в руках своего первого сына Каина, то позади у нее одинокое, тяжелое время беременности. Она была первой женщиной на земле, которой не с кем было поделиться чувствами, ведь у нее не было ни матери, ни сестры, ни подруги. Не было женщины, которая бы ей могла помочь советом, которая бы помогла ей при родах.

Это необыкновенное чувство - стать матерью, никогда не бывшей ребенком.

Разве удивительно, что в таких обстоятельствах она возвращается к Богу? "Приобрела я человека от Господа", - говорит она (Быт. 4,1) и с удовлетворением смотрит на своего ребенка.

Ведь в любом горе есть луч света. Бог не только Адама и ее наказал за их грех. Большую меру наказания несет змей. Ему было объявлено уничтожение через одного из потомков Евы.

Надеется и ожидает ли она, что ребенок в ее руках - предсказанный Мессия?

Во всяком случае она выражает веру. Веру, что как бы человек глубоко ни пал, он может возвратиться к Богу. Она надеется, что Бог дает человеку новые возможности, если он - несмотря на все разочарования в самом себе - решается начинать с Богом. Это почти сокрушает ее, когда она видит во взрослом Каине, что она родила грешного человека. Ее сын становится убийцей - братоубийцей.

Только здесь она полностью видит ужасные последствия своего поступка. Она должна передать смерть - духовную и плотскую - каждому человеку, рожденному от нее. (Рим. 3,10-12; 23,6.23). Ни один человек не сможет жить так безвинно, как она это когда-то могла. Каждый будет грешить. Не только по собственному желанию, но и по внутреннему принуждению. Каждый без исключения будет вести непрерывную борьбу между добром и злом, потому что он потерянный человек, которого грех отделяет от Бога. Сатана все снова и снова будет возбуждать его страсти и желания.

Он будет пробовать заманить человека в грех. Каждый раз, когда мы уступаем плоти, совершается грех и наступает смерть. (Иак. 1,14-15).

Израильскому народу, как наследникам Евы, придется переносить много горя, как, например, под городом Гаем. (Иис. Н. 7,20).

Через все поколения люди будут, подобно Еве, стремиться к тому, что соблазняет глаз и удовлетворяет гордость. (1Иоан. 2,16). Сатана будет пытаться точно так же, как он это сделал с Евой, каждого направлять против Бога, подстрекать к неблагодарности, чтобы человек пал, как и сам он пал через свою гордость. (Ис. 14,12-15).

Спустя много лет грех искуплен через Иисуса Христа (1 Иоан. 2,2), и каждый, кто принимает Его верой как своего Спасителя, опять имеет доступ к Богу (Иоан. 1,12-13). Но даже и лучшие среди христиан будут замечать, что они склонны к злу, хотя и желают доброго (Рим. 7,15.19). Только Иисус Христос докажет, что человек способен противостоять искушению, если он придерживается Слова Божия. Если он так же, как и Христос, говорит: "Написано.." (Матф. 4,1-11).

Последствия греха, слезы, раскаяние и боль только тогда окончательно исчезнут, когда Иисус Христос восстановит Свое Царство, и новое небо и новая земля станут действительностью. (Отк. 21,1.4).

До того времени каждый человек будет мучим грехом. И каждый человек предупреждается не следовать примеру Евы (2 Кор. 11,3), через которую грех пришел в мир, когда она позволила сатане внушить ей сомнение в Божием Слове и Его любви.

Сарра - почетная княгиня

"Вера - это шестое чувство, которое делает нас способными познавать невидимый, но действительный духовный мир. В этом царстве мы имеем дело непосредственно с Богом".

Освальд Зандерс

"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер..." (Быт. 18,1-15).

"И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил..." (Быт. 21,1-13).

"Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший" (Евр. 11,11).

"Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Пет. 3,6).

Хеврон, примерно два тысячелетия до Христа.

Сарра смеется, но не потому, что ей радостно. Она с неверием смеется над тем, что она услышала. Женщина 89-ти лет должна родить ребенка?... Сына? Это невозможно.

Она и ее муж слишком стары, чтобы иметь ребенка.

Они много лет ждали ребенка, но его не было. В начале они были убеждены, что Бог Сам даст им ребенка. Но теперь прошла уже четверть века, а обещание не исполнилось.

Мгновенно перед глазами Сарры в воспоминании проходят эти годы.

Они жили в Уре Халдейском, в культурном центре и богатом торговом городе, расположенном в южной Месопотамии, в междуречье рек Евфрата и Тигра.

Хотя в то время Ур уже не так славился, он все же еще был городом большого значения. Он имел знаменитых ремесленников, которых превосходили только египтяне. Корабли, причаливающие в порту, привозили товары из Индии и Дальнего Востока для обмена на отечественное зерно. Многие жители города были богаты и имели большие дома.

И Аврааму с Саррой жилось хорошо со своими родственниками и друзьями. Потом их жизнь с одного дня на другой радикально изменилась. Бог явился Аврааму. (Быт. 11,31; 12,5). Явление было таким впечатлительным и величественным (Деян. 7,2), что не было никакого сомнения в том, что с ним говорил живой Бог, а не тот, которого чтили его предки. (Иис. Н. 24,2).

Бог повелел ему, чтобы он оставил родину и родственников и пошел в страну, которую Он ему покажет. Начало было связано с обещанием: "И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные". (Быт. 12,2.3).

Авраам тотчас послушался, и Сарра без колебания повиновалась его решению. Так они двинулись в путь. Из горожан со всеми удобствами они превратились в полукочевников.

Как и большинству женщин, ей тоже нелегко было покинуть дом и родных и идти в неизвестное будущее. Но она пошла с доверием к Богу и в послушании мужу.

Это было длинное и тяжелое путешествие, пока они пришли в Харран, почти тысячу километров севернее Ура. (На юге сегодняшней Турции.)

Там они остановились, и жизнь постепенно снова стала легче. Было правда не так уютно, как в Уре, но все же заметно лучше, чем во время изнурительного путешествия.

Когда они снова тронулись в путь, чтобы переехать на юго-запад, умер их отец, Фарра. Авраам и Сарра были сводными братом и сестрой, у них был один отец. В то время найти спутника жизни было настолько трудно, что часто его приходилось искать в близком семейном кругу.

Без отца и других родных, которые остались в Харране (Быт. 24,4.10.27.43), жизнь стала еще более одинокой и полной опасности. Только племянник Авраама, Лот, пошел с ними.

Они потеряли все, но неизменными у них оставались: во-первых, обещание Бога, что у них будет ребенок, несмотря на их преклонный возраст (Аврааму в это время было 75, Сарре 65 лет); во-вторых, у них оставалось постоянное взаимное уважение и любовь. Сарра, как и Авраам, была сильной личностью с особо развитым характером. И все же она всегда старалась приспосабливаться к мужу и быть послушной ему. Она была женщиной со значительным собственным состоянием. И все-таки она добровольно покорилась своему мужу.

Такое отношение к мужу было определено ее отношением к Богу. Упование на Бога сделало ее женщиной, на которую можно было положиться. Так она стояла твердо и непоколебимо в жизни и вела примерную супружескую жизнь. (1 Пет. 3,1-7).

Авраам чтил ее, потому что она была послушна ему и ценила его. Он слушался ее советов и также выражал ей свое дружелюбие. Они были друзьями и совместно обсуждали свои дела. Так как они душой были открыты пред Богом, то они взаимно обогащали и подкрепляли свою духовную жизнь. Сами того не зная, отец всех верующих и его жена показали своей супружеской жизнью, что они являются прообразом Христа и Его будущей Церкви. (Еф. 5,22-33).

Но время шло, а ребенка все еще не было. Когда они, продолжая путь, были недалеко от Сихема, Бог снова явился Аврааму.

Он сказал: "Потомству твоему отдам Я землю сию". (Быт. 12,6.7).

Они вздохнули с облегчением, когда, наконец, дошли до места назначения. По-видимому, они все еще могли рассчитывать на ребенка.

Авраам построил там жертвенник в знак благодарности Богу. Позже, в Вефиле, он вновь приносил жертвы Богу. Им жилось хорошо, потому что жертвенник, поклонение Богу, занимал центральное место в их жизни. (Исх. 33,14.15).

Сарра вспоминает и радостные моменты жизни, и неудачи в прошлом; разочарования, которые она пережила в Египте. Там ей была нанесена рана, которая болела еще сейчас.

Южная земля, область Негев, суха и пустынна. Это горное место без воды. Когда они были там и наступил голод, то Авраам не вернулся в Вефиль или Сихем, а сошел южнее в Египет. Он не подумал спросить совета у Бога, поговорить с Ним у жертвенника.

Двинулся ли он в путь, по которому Бог не мог идти с ним? Стало ли ему поэтому страшно?

"Давай скажем, что ты моя сестра", - предложил он. Авраам, который много лет надеялся на Бога, вдруг стал бояться за свою жизнь. Он прибегнул ко лжи и этим отдал Сарру в жертву.

Где же остались его любовь и верность?

Правда, в начале своего путешествия они договорились поступать так. Они успокаивали свою совесть тем, что это не ложь. (Быт. 20,12.13.) Теоретически это звучало допустимо, но в действительности это была измена Сарре. Это оставалось ложью.

Ее преклонный возраст и длительное пребывание под палящими лучами солнца, без возможности ухаживать за собой, кажется, не повредили ее красоте.

Она все еще считалась привлекательной женщиной.

Случилось то, чего ожидал Авраам: ее заметили, и она попала в дом фараона. Эгоизм Авраама привел в опасность не только ее целомудрие, он поступил легкомысленно, даже рискованно и по отношению к обещанному ребенку. Но Бог, на Которого надеялась Сарра, вступился. Он дал язычнику понять, как обстояли дела. И фараон отослал Авраама вместе с Саррой. (Быт. 12,10-20).

Конечно, из-за этого ее доверие к мужу пострадало. Исчезла часть ее уверенности. Когда они вернулись в Вефиль, где в последний раз приносили жертву, то вместе с караваном людей и животных прибыла молодая египетская служанка Агарь.

В поступке с Лотом потом Авраам опять доказал, что он муж Божий. Отделился его племянник Лот со своей семьей, и этим была порвана последняя связь с своим родом. (Быт. 13,1-12.) Они окончательно разбили свои шатры в Хевроне.

Когда проходили годы без исполнения обетования, возможно, Авраам спрашивал себя, не является ли приемный сын выходом из положения. Он думал об Елиезере, важном муже в его доме. (Быт. 15,1-4.) Но это не было намерением Божиим. Он ответил, что сын, который произойдет из чресл Авраама, будет его наследником.

Обещание о наследнике оставалось и было подтверждено заветом. (Быт. 15,5-21).

Хотя Бог повторил обещание, но исполнения еще не было...

Сарра заметила, что жизнь по вере означает не только отказ от человеческой уверенности, она требует терпения.

Вера и терпение неразрывны. Но их не так просто достичь. Этому нужно научиться в школе жизни. Это требует упражнений. (Евр. 6,13-15).

Отец всех верующих со своей женой должны были учиться, несмотря на все безнадежные обстоятельства, оставаться твердыми в вере. Они должны были быть примером для тех, которые ждут обещанное в вере и долготерпении. Через позор и потери они должны были учиться, какой трудной задачей иногда является ожидание. Божий обещания тверды, но Он держит в секрете время их исполнения. В школе жизни они должны были упражняться, укреплять свою веру на твердой почве Божиих обещаний, а не на песчаной почве человеческих возможностей.

И как раз это им не удалось.

Сарра подумала о своем преклонном возрасте и предложила Аврааму взять наложницу, египетскую служанку. (Быт. 16,2).

В этом она поступила по обычаям тех времен, так как тогда такое встречалось очень часто. Она по закону могла ссылаться на то, что она обещала мужу ребенка. Но то, что она так поступила, было неправильно.

Она принесла жертву самоотверженности и даже могла оправдываться тем, что Бог не говорил, что обещанный сын Авраама должен быть и ее сыном.

Но, несмотря на все оправдания, ее поступок остается неправильным.

Это было ненужной жертвой, когда она любой ценой хотела видеть исполнение Божьего обетования и сама установила время.

Понятно, что долгое ожидание, уже 10 лет, было почти невыносимым. Но проблема была не в том, что ее терпение пришло к концу. Ее ошибкой было то, что она сама искала выход из положения. Она взяла свою судьбу в собственные руки и за это должна была тяжело страдать.

Что же дало Аврааму повод послушаться ее? Это не совсем понятно. Ясно лишь то, что ему пришлось пожинать горький плод, как и Адаму (Быт. 3,17), потому что он послушался ложного внушения своей жены.

Последствия были неизбежны. Грех неверия и нетерпения принес плоды еще раньше, чем Агарь родила ребенка. Еще до рождения Измаила семья Авраама была нарушена раздором. Агарь проявила не соответствующее ее положению чувство превосходства, но Сарра забыла, что инициатива этого злополучного плана вышла от нее.

Удаление от Бога не привело ее к самопознанию и покаянию. Наоборот, она возложила вину на мужа. Сарра унизилась и стала притеснять Агарь. Она делала это так основательно, что если бы не вмешался Бог, то Агарь погибла бы.

Сарра пережила, что человек не может предвидеть, какие уничтожающие силы оживают в нем, когда он отходит от Бога.

Время, которое Сарра надеялась выиграть, не стало ли потерянным временем? Библия говорит, что прошло 13 лет, пока Бог снова открылся Аврааму...

Авраам усердствовал, обслуживая гостей, которые вдруг неожиданно предстали пред ним. Сарра также помогала в приготовлении пищи.

Но Авраам сам обслуживал своих гостей, потому что по обычаю Востока это должны были делать мужчины.

Она стала прислушиваться к их разговору, когда один из пришельцев спросил: "Где Сарра, жена твоя?"

Невольно она подошла к входу в шатер. Кто эти мужчины? Откуда они знают ее имя? Что они знают о ней? На кивок Авраама: "Здесь, в шатре", последовал неожиданный ответ: "Через год Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей".

Мужчины сидели спиной к шатру, и Сарра думала, что ее не видят. Она была наедине со своими мыслями и в тиши засмеялась о сказанном. "Как воспитанные люди они желают нам ребенка за оказанное гостеприимство", - думает она.

Вдруг она приходит в себя и пугается, когда слышит слова, полностью выражающие ее мысли: "От чего это рассмеялась Сарра, сказав: неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?"

Далее этот голос говорит удивительные слова: "Есть ли что трудное для Господа?"

Сарра прислушивается - для Господа?... для Господа?... Только теперь она узнает, Кто это так разговаривает с Авраамом.

Сам Господь спустился на землю, чтобы поговорить с Саррой и лично подтвердить ей обещанное: "В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын". Испугавшись и в замешательстве, она обманывает: "Я не смеялась". Но в ответ слышит: "Нет, ты смеялась".

Почему же Господь не говорил непосредственно с ней? По обычаю ли той страны? Или Он этим хотел напомнить Аврааму, что он так же, как и Сарра, недавно с неверием смеялся, когда Господь ему еще раз напомнил Свое обещание (Быт. 17). Авраам тоже потерял надежду иметь сына от Сарры. Он был доволен Измаилом и думал, что этот принят Богом.

Но Бог ясно сказал, что обещанный сын должен быть от Сарры. В доказательство Он изменил их имена. Вместо Аврам - благородный отец - он должен называться Авраамом: отцом множества народов. И Сара теперь должна стать Саррой, что означает - княгиня. Обрезание мужеского пола становится знамением завета с Богом.

Господь хотел сообщить не только Аврааму, что время ожидания приблизилось к концу, но и Сарра имеет право это лично слышать.

Год спустя, в назначенное Богом время, Сарра родила Исаака. "Он смеется" означает его имя, которое он получил от Самого Бога. Его имя будет всегда напоминать родителям, что вопросительный знак, который они своим сомнительным смехом поставили после его имени, Бог превратил в восклицательный знак.

Последний год перед рождением Исаака, в котором Бог доверился Аврааму как другу (Ис. 41,8; Быт. 18,16-19), не был безупречным годом.

Египетская ложь, где Авраам выдал свою жену за свою сестру, повторилась снова (Быт. 20). Сомнение в Божьем обещании принесло не только проклятие всего народа, но из-за неверия должны были страдать и невинные. И только непосредственное вмешательство Бога защитило ребенка Авраама и Сарры.

Еще раз мы встречаемся с Саррой на пире, когда Исаак отнят был от груди. Ошибка Сарры ввести Агарь как наложницу в семью, приносит опять новые проблемы.

Измаил надсмехается над Исааком, и Сарра принуждает Авраама выгнать Агарь с сыном.

Авраам огорчен. Его мучает часть вины, но по Божьему приказанию он слушается Сарры и отпускает египтянку с ребенком.

Из рассказа видно: Бог любит и Агарь. Но между сыном обетования и сыном рабыни должна быть четкая граница.

37 лет жизни Сарры после рождения Исаака - это слишком короткий срок для того, чтобы видеть горе, которое постигает следующие поколения обоих сыновей Авраама. Арабы, потомки Измаила, становятся постоянными врагами евреев, потомков Исаака. Проблемы на Среднем Востоке после многих столетий все еще не разрешены.

Я стою у гробницы Сарры в мечети над пещерой Махпела, где стоит ее роскошный гроб. Чтобы немного лучше рассмотреть, я подхожу к решетке. Но как я ни напрягаюсь, все-таки ничего не вижу. Я только вдыхаю душный воздух, который поднимается из пещеры.

Снаружи чувствуется напряженность, ведь арабы и евреи до сих пор враждуют между собой. Мусульмане почти не дают нам времени для посещения. Пропасть между мусульманами - духовными наследниками Измаила - и нами, христианами, - духовными наследниками Исаака - велика. Хеврон является самым враждебно настроенным против христиан городом арабского мира.

Я думаю: как невообразимо печально для Сарры, что один этот поступок ее нетерпения имеет такие роковые последствия. Какую тень это бросает на воспоминания о ней!

Я вспоминаю всех мужей веры, людей, которые в Послании к Евреям описываются с большим уважением. Первой женщиной среди них является Сарра. В Новом Завете мы находим ее не потому, что она так упала, но потому что она имела такую большую веру.

Ее вера, которая ясно видна при рождении Исаака, должна была долго расти. Сарра должна была принести большие жертвы. Она оставила многое из того, что любила, и переносила нужду и разочарования без ропота.

В меняющихся обстоятельствах жизни она всегда приспосабливалась к мужу. Через ее послушание Аврааму она сделала его способным быть послушным по отношению к Богу.

Наука говорит, что существуют отрицательные эмоции, которые могут сделать человека больным, но существуют и целебные эмоции - радость, довольствие и твердая вера, - которые приводят к внешней красоте и могут способствовать здоровью и долголетию.

Было ли это тайной Сарриной красоты и жизненной энергии? Я вспоминаю Петра, он славит ее внутреннюю красоту. Он призывает меня и всех женщин мира следовать примеру Сарры, примеру княгини среди женщин.

Ревекка - женщина с большими возможностями и все-таки...

"Бог, который вначале из земли по образу Своему сотворил человека для счастья, теперь дарует вас друг другу, Он делает вас мужем и женой".

Хуб Остерхус

Сватовство

"Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама во всем..." (Быт. 24,1-28).

"И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала..." (Быт. 24,58-67).

Повествование начинается как сказка. Один молодой человек ищет себе жену.

Будущий жених является сыном богатого человека и наследником значительного состояния (Быт. 24,35.36).

Исаак еще не знаком со своей невестой, но он уже знает, что он должен стать отцом многочисленного потомства. Еще до его рождения Бог обещал это его отцу Аврааму, сказав, что Он заключит завет вечный с Исааком и его потомстом (Быт. 17,19; 12,2.3).

Поэтому очень важно, с кем он будет строить свое будущее и кто будет матерью его детей.

Во времена Исаака супругу избирали родители. Поэтому его отец Авраам начинает основательную подготовку к браку сына.

Он посылает старшего слугу - по всеобщему мнению, Елиезера - в город Харран в Месопотамии (Быт. 24,2-4) с деликатным заданием. В этом городе он сам жил одно время. Так как он еще имеет там родственников, то семейный круг кажется ему лучшей гарантией гармоничных отношений.

Исаак не должен жениться на хананеянке, хотя он и живет среди этого народа. На этом народе лежит проклятие Божие (Быт. 9,24-27). Женой Исаака не может быть язычница. Она должна поклоняться Тому же Богу, как и он. Он не должен вступать в брак с неверующей. Это не даст гармонии. (2 Кор. 6,14).

Какие условия кроме этого предъявляются к невесте?

Авраам желает Исааку жену, которую предназначил ему Бог. Он убежден в том, что браки должны заключаться на небе и что Бог участвует во встрече двух людей. Не создал ли Он первому человеку - Адаму - именно ту жену, которая соответствовала ему и с которой он мог быть оптимально счастлив? (Быт. 2,18).

И для Исаака Бог определил как раз соответствующую ему жену. Как отец, Авраам может оставить Исааку дом и имение, но разумную жену может дать только Бог (Прит. 19,14). Она является даром от Господа и знаком Его милости. (Прит. 18,22).

Авраам знает, что Бог Сам будет управлять этим путешествием, если следовать Его указаниям (Прит. 3,5.6). Он ободряет своего домоправителя, уверяя его, что Господь вышлет перед ним Своего ангела (Исх. 23,20), чтобы позаботиться о надлежащем контакте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.137 с.)