Методы борьбы с бедностью и неравенством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы борьбы с бедностью и неравенством



Методы борьбы с бедностью.

Главное направление преодоления абсолютной бедности – обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности труда, создание условий для трудовой активной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий – проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп – полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.

Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:

1) совокупные доходы семьи находятся ниже официально установленной черты (стандарта) бедности,

2) стоимость личного имущества находится ниже некоторого официально установленного регионального минимального стандарта. Только одновременное соблюдение данных двух условий может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

Если задача совокупных доходов семьи в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это – загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.

Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат – один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы – бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный стандарт имущества с их имуществом.

 

Рыночный механизм является социально нейтральным, т.е. в задачи его функционирования не входит обеспечение равенства в распределении доходов или хотя бы уменьшение степени неравенства. Этим обосновывается необходимость государственного вмешательства в процесс распределения доходов. С целью смягчения социальных последствий кризисов на Западе в конце 40-х – начале 50-х гг. XX века начали вводиться практические мероприятия, направленные на снижение степени дифференциации доходов.

Существует концепция «государственного благосостояния» (Welfare State) Она подразумевает необходимость широких мер социальной защиты для бедных. Программа «государства благосостояния» включает:

1) программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения;

2) систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей (страхование по старости, медицинское страхование, пособия по безработице и т.д.);

3) программы государственной помощи социально незащищенным слоям населения (неполные и многодетные семьи, инвалиды, нетрудоспособные и т.п.).

В странах с развитой рыночной экономикой для устранения бедности и неравенства существуют различные системы перераспределения доходов. Та система распределения доходов, которую мы анализировали выше, отражает лишь распределение номинального дохода. К нему относятся все денежные выплаты, которые получает население, включая заработную плату, дивиденды, проценты, все денежные трансфертные платежи. Однако эта система не учитывает доходы, не получившие денежной оценки (доходы от садово-огородного хозяйства, работы в домашнем хозяйстве, государственной помощи на образование, государственных субсидий на оплату жилья, помощи благотворительных фондов, продовольственных талонов и т. д). В большинстве развитых стран правительство активно участвует в перераспределении доходов. Прогрессивный характер налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается большим в процентном отношении налогом, чем беднейшая. К тому же часть полученных налогов, государство использует для трансфертных платежей (негативного налога) в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы (пособия по безработице). Программы государственной помощи включают ряд дополнительных мер: социальное и медицинское страхование; помощь многодетным семьям; выделение продовольствия и различных льгот (в том числе снижение платы за жилье, за образование и медицинское обслуживание).

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне во всех развитых странах мира созданы системы социальной поддержки малоимущих.

Еще одной важной составляющей при борьбе с бедностью является наличие социальных трансфертов.

Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц (примеры: пенсии, социальные пособия, стипендии и пр.).

Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.);

4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др. с

Социальные трансферты в натуральной форме состоятиз индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.). В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство — сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений; переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают дилемму эффективности и справедливости.

Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в эффективности. Причиной этому является увеличение финансирования социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Проблема потерь в ходе процесса перераспределения – проблема «дырявого ведра» социальной помощи, описанная А. Оукеном

Суть этой проблемы заключается в том, что в процессе перераспределения доходов часть пособий оседает в самой системе перераспределения в виде вознаграждений чиновников, администраторов и прочих сотрудников социальных служб. По подсчетам А. Оукена, из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Для того чтобы появились достижения в борьбе с бедностью и неравенством, эту проблему также нужно учитывать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.007 с.)