Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема XIV. Развитие страны в 30-е годы XX В.
СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА В СССР 1. Экономическое развитие в 30-е годы: а) форсированная индустриализация: замыслы и результаты; б) коллективизация в СССР: цели, средства, результаты; 2. Эволюция политической системы: а) складывание режима личной власти Сталина; б) политические процессы 30-х гг., массовые репрессии; в) противодействие сталинизму. 3. Советская культура в 30-е годы.
Темы рефератов: 1. Политический портрет И.В. Сталина. 2. Коллективизация в пензенской деревне. 3. Ликвидация неграмотности в Пензенском крае.
Литература 1. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996. 2. Аксютин Ю.В. «Большой террор»: девятая версия // Преподавание истории в школе. 2009. № 1. 3. Блюм А. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб., 2000. Он же. Буржуазная курочка Ряба и православный Иван-дурак // Родина. 2000. № 3. 4. Винокуров Г.Ф. Коллективизация: репрессии в пензенских селах в 1928-1933 гг. // Новая Газета – Мир Людей. 1999. №№ 26, 28. Он же. Коллективизация. Ликвидация кулачества // Пензенская энциклопедия. М., 2001. 5. Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. IV. 6. Власов В.А., Степанова О.В., Тишкина А.В. Коллективизация и раскулачивание в Пензенском крае. Пенза: ПГПУ, 2009. 7. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б) – ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 1999. 8. Гинзберг Л.И. Массовая депортация крестьян в 1930-1931 гг. и условия их существования в северных краях // Отечественная история. 1998. № 2. 9. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышление о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989. 10. Гулаг: экономика и принудительный труд. М., 2009. 11. Данилов В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии // Отечественная история. 2004. № 5. 12. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Вопросы истории. 2002. № 1. 13. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10; Он же. Кульминация «Большого Террора». Зигзаги аграрной политики (1937-1938 гг.) // Отечественная история. 2004. № 1. 14. Зелёв С.В. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917 – 1941). Пенза. 2007. 15. Ивницкий Н.А. Голод 1932 – 1933 гг.: кто виноват? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 2, 3.
16. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994. Он же. Судьба раскулаченных в СССР. М., 2004. 17. Кондрашин В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни. М., 2008. 18. Кропачев С.А. Новейшая отечественная историография о масштабах политических репрессий в 1937 – 1938 гг.// Вопросы истории. 2010. № 1. 19. Курляндский Н.А. 1937 год: власть не от Бога // Вопросы истории. 2009. № 1. 20. Лебедева Е. Политические процессы 1920 – 1930 гг. // Родина. 2007. № 12. 21. Мельтюхов М.И. Репрессии в Красной Армии: итоги новейших исследований // Отечественная история. 1997. № 3. 22. Мосякин А. Антикварный экспортный фонд // Наше наследие. 1991. № 2, 3. 23. Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. 2001. № 8. 24. Овчинникова Л. Дети в сталинских лагерях // История. 2003. № 11, 16-22 марта. 25. Павлова В.И. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. 2001. № 10. Она же. 1937: Выборы как мистификация, террор как реальность // Вопросы истории. 2003. № 10. 26. Синицын Ф.Л. Политические настроения депортированных народов СССР. 1939 – 1956 // Вопросы истории. 2010. № 1. 27. Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е годы XX века // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. Методические советы 1 вопрос. Рассматривая проблемы коллективизации и индустриализации, обратите внимание, с одной стороны, на энтузиазм народа, социалистическое соревнование, а с другой – на узурпацию экономической деятельности, на внеэкономические методы наведения порядка в экономике («закон о пяти колосках» в колхозах, борьба с «вредительством» в промышленности), на неспособность партийной номенклатуры учитывать объективные потребности экономики, на внеэкономические методы хозяйственной политики ВКП(б) и как результат – на возникновение затратной экономики, диспропорцию в развитии различных отраслей народного хозяйства. Заключая обсуждение вопроса следует ответить на вопрос: существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и насильственной коллективизацией? 2 вопрос. Политическую основу тоталитаризма составляет полное отстранение народа от управления делами общества, сосредоточение политической деятельности в партийно-государственном аппарате. Проследите процессы установления тоталитарного партийно-государственного контроля над обществом, насаждение системы террора, принуждения и насилия под флагом «социалистической демократии». Изучая документы судебных процессов 30-х гг., покажите массовую фальсификацию органами НКВД судебных дел на «террористов и шпионов».
3 вопрос. При его подготовке необходимо показать то, что тоталитарное государство считает культуру средством идеологического обеспечения существующего режима, средством для внедрения в массовое сознание политических мифов: о мудром Вожде, о коварном враге, о мессианстве социалистической России, о новом человеке и т.д. Рассмотрите взаимоотношения власти и интеллигенции, противоречия в развитии образования, роль моностилистической культуры в тоталитарном обществе. Проанализируйте шаги советского правительства по созданию новой системы школьного образования, выделите цели народного образования, его противоречия и результаты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.008 с.) |