Глава 2. Конституционное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Конституционное право



2.1. Общие положения об отрасли конституционного права

Конституционное право является основополагающей отраслью в правовой системе РФ. Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих основы конституционного строя, осуществление и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, отношения в обществе и государстве, развитие демократических общественных институтов, в том числе гражданского общества. Конституционное право понимается еще как юридическая наука и научная дисциплина.

Все отрасли права в правовой системе РФ отличаются друг от друга двумя основными критериями: предметом и методом правового регулирования. Под предметом конституционного права понимается совокупность общественных отношений, опреде­ляющих основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, политико-территориального устройства страны, а также отношения, возникающие при установлении и регулировании организации и деятельности государства и государственной власти.

Необходимо отметить, что длительное время государства обходились без конституций, попирали права личности. Считалось, что общество несет, главным образом, обязанности перед государством. Однако со временем и государство, и общество стали осознавать, что государство также имеет обязанности перед обществом и человеком. И в конституциях воплотилась идея общественного договора между властью и человеком. В ней закреплялись взаимные права и обязанности обеих сторон. Термин «конституция» происходит от лат. constitutio (установление). Традиционно этим термином определяется основной закон государства. Конституция – это фундамент законодательства, основной нормативный документ конституционного права, обладающий высшей юридической силой и имеющий учредительный характер. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием.

Для полного изучения конституционного права важной является проблема классификации конституций по различным основаниям. Например, различают писаные (составленные в виде единого акта) и неписаные (содержащие из законов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных взглядов), гибкие и жесткие (например, положения гл. 1, 2, 9 Конституции РФ могут быть изменены исключительно Конституционным Собранием (ст. 135), поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136), республиканские и монархические, постоянные и временные, демократические, авторитарные, тотали­тарные и т.д.

 

2.2. Характеристика конституционных основ РФ

 

Основы конституционного строяэто совокупность важнейших принципов устройства государства и общества, взаимоотношений человека, государства и общества, обеспечения подчинения их праву и характеризующее их как конституционное государство.

К принципам конституционного строя в РФ относятся следующие принципы: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие, определяющие правовое положение индивида в обществе (правовое государство; социальное государство; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; равная защита всех форм собственности; политический и идеологи­ческий плюрализм; гражданство РФ); принципы, определяющие организацию государственной власти: демократия и народный суверенитет; государственный суверенитет РФ; федеративное устройство; республиканская форма правления; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; светское государство; разграничение государственной власти и местного самоуправления).

 

2.3. Права и свободы человека и гражданина

 

Основы конституционно-правового статуса личности закреплены в главе 2 Конституции РФ. Не существует единого мнения по пониманию данного термина и его содержания. Многие авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

Под «правами человека» должны понимать такие права, действие которых не ограничивается определённым кругом лиц, то есть этими правами может воспользоваться каждый. Каждый человек в обществе с момента своего рождения наделяется правами и свободами, которые обусловлены обстоятельством его проживания и жизнедеятельности именно в данном обществе, его социальными потребностями. К правам человека, принадлежащим ему от рождения можно отнести право на жизнь, право неприкосновенности достоинства личности, право на свободу, право собственности, право на общение с себе подобными, право продолжения рода, право на нормальные условия человеческой жизнедеятельности и т.д. Совокупность этих прав человека называется естественным правом. Эти права призваны обеспечить, в первую очередь, достоинство, свободу, безопасность человека, не только от государства, но и от любого произвола и вмешательства, а государство призвано оберегать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

Права гражданина можно определить как такие основные права, которые принадлежат только гражданам данного государства, то есть охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором лицо рассчитывает не только на ограждение своих прав от какого-то вмешательства, но и на активное содействие государства в реализации и эффективной защиты своих прав.

Кроме прав человека и прав гражданина, в научной литературе приняты следующие классификации права человека: в зависимости от содержания – личные, политические, экономические, социальные, культурные; – по времени возникновения (с точки зрения генерационного основания) – права первого поколения (личные, политические): право на жизнь, неприкосновенность человеческого достоинства, свободу и равенство, защиту чести и доброго имени, справедливый, независимый, беспристрастный, компетентный суд, свободное передвижение и выбор места жительства, гражданство, частную собственность, неприкосновенность личности, свободу совести, мысли и вероисповедания, создание семьи и воспитание детей, неприкосновенность жилища и др.); права второго поколения (позитивные права) (экономические, социальные, культурные): в отличие от прав первого поколения, требуется разработка многосторонних и эффективных социальных программ, активная экономическая и организационная деятельность государства; права третьего поколения (коллективные права): на развитие, мир, здоровую окружающую среду, объективную информацию и коммуникации, безопасность, общее наследие человечества, высококачественную пищу и другие продукты, защиту от международного терроризма и др.; права четвертого поколения (биотехнологии, информационные права): новые модификации права индивида на труд, образование, охрану здоровья, информацию, безопасность, защиту частной жизни, экологических и авторских прав, в связи с беспрецедентным прогрессом науки, развитием Интернета и компьютеров; – в зависимости от соподчиненности – основные и производные; – в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству – права граждан РФ, права иностранных граждан, права лиц с двойным (или много) гражданством, права лиц без гражданства; – в зависимости от степени распространения – общие и специальные; – в зависимости от характера субъектов – индивидуальные и коллективные; – в зависимости от роли государства в их реализации – негативные и позитивные; – в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности – права в сфере личной безопасности и частной жизни, права в области государственной и общественно-политической жизни, права в области экономической, социально-культурной деятельности.

Обязанности – это вид и мера должного (требуемого) поведения, соблюдение которого не зависит от желания и субъективного отношения человека. Различают общие (соблюдение Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 15), уважение прав и свобод других лиц; получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43), забота о сохранении исторического и культурного наследия, сохранение памятников истории, культуры (ч. 3 ст. 44), сохранение природы, окружающей среды (ст. 58) и т.д.) и конкретные обязанности (забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), плата налогов и сборов (ст. 57), воинская обязанность (ст. 59).

Ответственность как элемент правового статуса личности предполагает возможность применения к лицу мер государственного принуждения в том случае, если оно совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством РФ в качестве основания ответственности. Кроме указанного, одним их важнейших элементов правового статуса личности являются юридические гарантии соблюдения прав и свобод, поскольку они обеспечивают саму возможность существования и реализации ее правового статуса. Гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Различают политические, экономические, социальные и юридические гарантии. Правовой статус личности включает в себя только юридические гарантии. Юридические гарантии – это правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого имеют различный уровень.

Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Отношения гражданства на территории РФ регулируются ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г., вступившим в силу 01.07.2002 г. В указанном законе и юридической литературе к основаниям приобретения гражданства относят: по рождению (различают два принципа: «принцип почвы», «принцип крови»), натурализация, восстановление в гражданстве, оптация или выбор гражданства, двойное гражданство и др. При этом предусматриваются также основания прекращения гражданства: выход из гражданства, оптация, иные).

 

2.4. Федеративное устройство российского государства

 

В главе 3 Конституции РФ закреплено федеративное устройство РФ. Основой обновленного федеративного устройства России стал Федеративный договор от 31.03.1992 г. и Конституция РФ. Основополагающим для федеративного устройства России является положение о том, что государственный суверенитет принадлежит РФ в целом (ст. 4 Конституции РФ). Правовым выражением суверенитета являются следующие конституционные принципы:

- верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов РФ (ст. 4);

- территориальная целостность и неприкосновенность (ст. 4): РФ обладает высшей властью в пределах своей территории, складывающейся из территорий ее субъектов;

- государственная целостность РФ: Россия – единое государство, обладающее всей полнотой государственной власти, источником которой является ее многонациональный народ (ст. 5);

- единство системы государственной власти, которая обеспечивает единство экономического и правового пространства на всей территории РФ;

- равноправие и самоопределение народов РФ (ст. 5);

- единое гражданство;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов (ст. 5).

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) определены три способа правового регулирования объема полномочий Федерации и ее субъектов – конституционный, законодательный и договорный. Конституция РФ разграничила сферу исключительного ведения Федерации (ст. 71), сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) и сферу исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73).

Особенность российского федерализма состоит в том, что он «ассиметричен». В составе РФ находятся 89 субъектов (ч. 1 ст. 65), среди которых 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 10 автономных округов и 1 автономная область. Они выделяются на основе двух признаков: национального (республика, автономные округа, автономная область) и территориального (края, области, города федерального значения).

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 г. предусмотрел возможность дальнейшего расширения РФ и закрепил порядок присоединения новых субъектов, обусловленной политической волей федеральных органов власти, субъектов Федерации, их населения.

Согласно Конституции РФ государственная власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии со ст. 77 и ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

В обеспечении принципа единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5) ключевая роль принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции и арбитру при разрешении споров и разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов (ст. ст. 80, 85). В последнее время заметна тенденция укрепления вертикали исполнительной власти в РФ. Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе. Их семь: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

 

2.5. Система государственных органов

 

Народ РФ осуществляет свою власть также через органы государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Орган государственной власти – это созданная в установленном порядке структура, наделенная государственно-властными полномочиями по установленному кругу предметов ведения.

Конституционное законодательство закрепляет общие принципы построения и деятельности органов государственной власти. Выделяют два уровня органов государственной власти – федеральный и региональный (субъектов РФ).

Основной конституционной нормой является демократический принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ.

Президент РФ является главой государства. Его функции связаны с обеспечением основ конституционного строя: вступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти.

Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ и в соответствии с федеральными законами. Период полномочий Президента РФ ограничивается четырехлетним сроком; одно лицо не может занимать данный пост более двух сроков подряд; Президент избирается всенародными выборами на альтернативной основе, предусматривается процедура отрешения его от должности; допускается признание нормативных актов Президента не соответствующими Конституции по решению Конституционного Суда РФ.

Законодательные органы государственной власти – это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть.

Федеральным законодательным органом является парламент – Федеральное Собрание РФ (ст. ст. 94, 95 Конституции РФ); в пределах субъекта РФ действуют законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ. Органы законодательной власти принимают обязательные для всех органов и субъектов решения, закрепленные в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума представляет население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года на основе всеобщего избирательного права (Федеральный закон от 20.12.2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ, в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 05.08.2000г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом, а представитель от исполнительного органа в верхней палате парламента назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Конституция РФ закрепляет существенные различия в компетенции палат Федерального Собрания (ст. ст. 102, 103), обеспечивает их самостоятельную работу (ст. 100).

Исполнительную власть в РФ осуществляют исполнительные органы государственной власти[1]. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности по исполнению актов представительных органов государственной власти, указов Президента РФ и т.д.

Органы судебной власти осуществляют правосудие, которое является особым видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением правовых норм. Судебные органы государственной власти осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. В Конституции РФ определяется правовой статус Конституционного Суда РФ (ст. 125), Верховного Суда РФ (ст. 126), Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 127).

В специальную группу государственных органов выделены правоохранительные органы, к которым относятся, в первую очередь, органы прокуратуры. Эти органы составляют самостоятельную единую централизованную систему органов, осуществляющими от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Основные функции прокуратуры заключаются в осуществлении надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

К правоохранительным относятся также органы внутренних дел и органы обеспечения безопасности. В первую группу входят, например, главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов. Во вторую, например, органы федеральной службы безопасности (ФСБ), органы внешней разведки и др.

 

Контрольные вопросы

1. Какие правовые отношения регулируются конституционным правом?

2. Что такое правовой статус личности?

3. В чем заключаются основные отличия прав человека и прав гражданина?

4. Что такое гражданство РФ?

5. Какие поколения прав человека выделяют?

6. Что такое обязанность лица?

7. Какие принципы можно отнести к принципам конституционных основ РФ?

8. Почему российский федерализм называют «ассиметричным»?

9. Какие виды субъектов РФ закреплены в Конституции РФ?

10. Перечислите ветви государственной власти.

11. Что такое орган государственной власти?

12. Какими органами осуществляется законодательная, исполни­тельная и судебная власть в РФ?

13. Решение каких вопросов входит в компетенцию высшего законодательного (представительного) органа РФ?

14. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ? Каков их количественный состав?

15. Какие функции у Президента России?

16. Дайте общую характеристику системы государственных органов РФ.

17. Перечислите основные функции органов прокуратуры в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.034 с.)