Методика направлена на оценку отношения к времени, А через это – на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, А также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика направлена на оценку отношения к времени, А через это – на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, А также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам.



Инструкция

Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 - совершенно не верно, 2 - скорее неверно, 3 - нейтрально, 4 - скорее верно, 5 - совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы.

Утверждение          
1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни.          
2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.          
3. Судьба многое определяет в моей жизни.          
4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.          
5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.          
6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.          
7. Мне приятно думать о своем прошлом.          
8. Я действую импульсивно.          
9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.          
10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.          
11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.          
12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.          
13. Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.          
14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.          
15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.          
16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.          
17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.          
18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.          
19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.          
20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.          
21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.          
22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.          
23. Я принимаю решения под влиянием момента.          
24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.          
25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.          
26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.          
27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.          
28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.          
29. Я скучаю по детству.          
30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.          
31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.          
32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.          
33. Редко получается так, как я ожидаю.          
34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.          
35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.          
36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.          
37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.          
38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.          
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.          
40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.          
41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.          
42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.          
43. Я составляю список того, что мне надо сделать.          
44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.          
45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.          
46. Волнующие моменты часто захватывают меня.          
47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое.          
48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.          
49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.          
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.          
51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.          
52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.          
53. Часто удача дает больше, чем упорная работа.          
54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.          
55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.          
56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».          

 

Интерпретация

Оригинальная версия опросниа состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по 5-балльной шкале Ликкерта. Из опросника возможно извлечение 5 показателей:

1. Фактор восприятия негативного прошлого. Выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований.

2. Фактор восприятия позитивного прошлого. Выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.

3. Фактор восприятия гедонистического настоящего. При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель - наслаждение.

4. Фактор восприятия фаталистического настоящего. При этом оно видится независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность - подчинённым судьбе.

5. Степень ориентации на будущее. Выражает наличие у личности целей и планов на будущее.

 

Шкала В прямых значениях В обратных
Негативное прошлое 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54  
Гедонистическое настоящее 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55  
Будущее 6, 10, 13, 18, 21, 30, 40, 43, 45, 51 9, 24, 56
Позитивное прошлое 2, 7, 11, 15, 20, 29, 49 25, 41
Фаталистическое настоящее 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53  

Вопросы для текущего контроля

1. Ж изненный путь – это …

а) субъективная сторона реальной жизни;

б) противоречивый процесс, предполагающий потребность к активности, самореализации собственных устремлений;

в) индивидуальная история личности, ее содержание и мировоззренческая суть;

г) выбор профессии и конкретных жизненных планов.

 

2. Жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности – это …

а) внутренняя жизнь;

б) биографический план единства внутренней и внешней жизни;

в) жизнедеятельность человека;

г) жизненная позиция.

 

3. Технология, позволяющая достигать максимальных результатов с минимально возможными усилиями – это …

а) личностный рост;

б) коучинг;

в) велнес;

г) устремленность в будущее

 

Список литературы

Основная литература

1. Афанасьева А. Н. Личность как субъект жизненного пути // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 475-478.

2. Маляров Н.А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-put-cheloveka-opredelenie-i-soderzhanie-ponyatiya (дата обращения: 06.08.2016).

3. Ральникова Ирина Александровна Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. – 2011. – №2-1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-v-nauchnoy-paradigme-psihologicheskogo-znaniya

4. Иванов М.С. Обеспечение личной безопасности как проблема психологии жизненного пути, самореализации и идентичности личности // Вестник КемГУ. 2015. №3-3 (63). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-lichnoy-bezopasnosti-kak-problema-psihologii-zhiznennogo-puti-samorealizatsii-i-identichnosti-lichnosti

5. Немчинова Н. Тренинг тренеров. Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой / надежда Немчинова – М.: Чистые пруды, 2008 – 32 с.

Дополнительная литература

1. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учеб. пособие. – Минск: Высшая школа, 2004. – 239 с.

2. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.

3. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности. //Психол. Журнал. – 2007. – Т. 28. – №5. – С.69-78.

4. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – с.238-246.

5. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.

6. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психол. журнал. – 2007. – Т. 28. – №5. – С. 81-87.

7. Купченко В.Е. Психология жизненного пути и его диагностика: Методическое пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2002.

8. Лебедева Л.В. Исследования автобиографического опыта профессионального и жизненного пути человека // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2008. – №3 (51).

Задание по теме для самостоятельной работы

Задание 1. Провести психологический анализ структуры и жизненного пути личности по материалам автобиографии.

1. Выберите опубликованный в печатных или электронных источниках текст автобиографического характера.

2. Создайте краткую справку относительно автора автобиографии и созданного им биографического текста.

3. По материалам анализа автобиографии ответьте на следующие вопросы:

- Опишите организацию внутреннего мира или структуру изучаемой личности.

- Опишите развитие изучаемой личности: основные этапы жизненного пути; основные движущие силы; основные факторы развития.

- Выделите основную жизненную задачу (задачи) рассматриваемой личности.

- Выделите ведущие ценности личности.

- Обозначьте доминирующий локус контроля личности.

- Приведите примеры трудностей, страданий, которые испытывает личность. Выделите типичные для данной личности варианты жизненных затруднений.

Задание 2. Методика «Жизненный путь»

Предлагаемые вопросы помогают исследовать, каким образом события и люди повлияли на жизнь.

1. Сначала кратко опишите внешние события Вашей жизни (время и место рождения, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на Ваше развитие?

2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом, другие предпочитают начинать с того момента, который, по каким-то причинам, является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего Вас волнует, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни.

3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которые вызывают яркие, живые эмоции. Эти события могут иметь как позитивную, так и негативную окраску: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь. Если текст покажется Вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и сжатый вариант. Такая работа поможет Вам лучше увидеть собственные стереотипы.

4. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в Вашей жизни.

5. Опишите замеченные Вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые Вы вынесли из своего жизненного опыта.

6. Опишите свои самые ранние воспоминания.

7. Отметьте любые события, которые травмировали Вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на Вас?

8. Подумайте, как бы Вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее.

9. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.

При обсуждении «жизненного пути», следует обратить внимание на следующее: принимает ли человек свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?

Задание 3. Опираясь на известные вам примеры, напишите эссе на тему: «Творчество, его влияние на жизненный путь и развитие личности».

Вопросы по теме к зачету

1. Понятие жизненного пути

2. Понятие жизненной позиции

3. Понятие жизненной перспективы

4. Понятие жизненного сценария

5. Личность как субъект жизненного пути

6. Личностный рост и его патогенные механизмы

7. Признаки остановки личностного роста

8. Понятие индивидуального коучинга и условия его успешности

Задания к зачету

1. Подготовиться к тесту по учебной дисциплине.

2. Представить собственное портфолио, которое отражало бы видение Вами собственного развития в будущей профессиональной деятельности, научно-исследовательской работе, общественной, культурно-творческой, спортивной и др. сферах (можно выбрать для себя приоритет). В портфолио могут быть включены следующие материалы: грамоты, сертификаты, дипломы, публикации, резюме, свидетельства, благодарственные письма, рекомендации и др.

3. Подготовить и выступить с презентацией собственной команды.

Содержание презентации: название, девиз (миссия), логотип, атрибуты команда.

Требования к презентации:

-продолжительность не более 7-10 мин.;

-участие всех членов команды (обязательно);

-форма представления – устная;

-можно использовать различные вспомогательные средства (музыка, плакат и др.);

-форма подачи – свободная.

4. Представить одно или несколько командных дел (зависит от трудоемкости) любой направленности: профессиональной, учебной, научно-исследовательской, общественно-полезной, культурной, благотворительной, спортивной и др. Это могут быть: конкурсы, флешмобы, акции, выступления, соревнования, субботники, конференции и др.

Командное дело может быть представлено в виде фото- или видеопрезентации.

Требования:

-продолжительность не более 10 мин.;

-участие всех членов команды (обязательно);

-форма подачи – свободная;

-понятная и интересная форма представления материала.

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Вопросы к зачету

1. Команда как особый вид малой группы. Типы команд.

2. Основные характеристики коллектива как разновидности малой группы.

3. Лидерство в команде.

4. Этапы командообразования.

5. Принципы командной работы.

6. Категории команд в зависимости от цели формирования.

7. Пути командообразования.

8. Понятие «роль». Виды и функции ролей, выполняемых участниками команды.

9. Ролевая модель функциональной команды Р. Белбина. Ее использование в практике командообразования.

10. Стихийное и целенаправленное формирование команды.

11. Управление взаимоотношениями в команде

12. Определение общения. Функции общения.

13. Проблемы, барьеры, ошибки в общении.

14. Отражение проблемы общения в теоретических концепциях.

15. Источники распознавания состояний партнера.

16. Интерпретация невербального поведения партнера.

17. Гендерные особенности в деловом общении.

18. Инструменты управления командными взаимоотношениями.

19. Работа с конфликтами в команде.

20. Трудности работы в команде.

21. Тренинг командообразования: содержание и особенности проведения.

22. Виды тренингов командообразования и особенности их применения.

23. Тим-билдинг как способ формирования команды.

24. Веревочный курс как способ формирования команды.

25. Понятие жизненного пути.

26. Понятие жизненной позиции.

27. Понятие жизненной перспективы.

28. Понятие жизненного сценария.

29. Личность как субъект жизненного пути.

30. Личностный рост и его патогенные механизмы.

31. Признаки остановки личностного роста.

32. Понятие индивидуального коучинга и условия его успешности.

 

Задания к зачету

1. Подготовиться к тесту по учебной дисциплине.

2. Представить собственное портфолио, которое отражало бы видение Вами собственного развития в будущей профессиональной деятельности, научно-исследовательской работе, общественной, культурно-творческой, спортивной и др. сферах (можно выбрать для себя приоритет). В портфолио могут быть включены следующие материалы: грамоты, сертификаты, дипломы, публикации, резюме, свидетельства, благодарственные письма, рекомендации и др.

3. Подготовить и выступить с презентацией собственной команды.

Содержание презентации: название, девиз (миссия), логотип, атрибуты команда.

Требования к презентации:

-продолжительность не более 7-10 мин.;

-участие всех членов команды (обязательно);

-форма представления – устная;

-можно использовать различные вспомогательные средства (музыка, плакат и др.);

-форма подачи – свободная.

4. Представить одно или несколько командных дел (зависит от трудоемкости) любой направленности: профессиональной, учебной, научно-исследовательской, общественно-полезной, культурной, благотворительной, спортивной и др. Это могут быть: конкурсы, флешмобы, акции, выступления, соревнования, субботники, конференции и др.

Командное дело может быть представлено в виде фото- или видеопрезентации.

Требования:

-продолжительность не более 10 мин.;

-участие всех членов команды (обязательно);

-форма подачи – свободная;

-понятная и интересная форма представления материала.

 

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ

«ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ»

 

1. Процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации, называется:

А) командообразование;

Б) групповая сплоченность;

В) ценностно-ориентационное единство.

2. Командообразование как специальный вид деятельности зародилось:

А) в конце 19 века;

Б) во второй половине 20 века;

В) в начале 20 века.

3. В настоящий момент выделяют следующие направления в области командообразования:

А) вопросы комплектования команд;

Б) формирование командного духа;

В) диагностика целевых групп с точки зрения их соответствия понятию «команда»;

Г) все ответы не верны.

4. Состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы сотрудников организации, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач, называется:

А) сплоченность;

Б) группа;

В) команда.

5. Вид группы, члены которой могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий, называется:

А) потенциальная команда;

Б) псевдокоманда;

В) рабочая группа.

6. Небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия, называется:

А) команда;

Б) рабочая группа;

В) псевдокоманда.

7. Человек, который ведет других за собой, задает направление и темп движения, заряжает энергией, воодушевляет, показывает пример, привлекает к себе людей, нацелен на преобразование и развитие – это:

А) менеджер;

Б) лидер;

В) руководитель.

8. В концепции Р.М. Белбина выделяются следующие командные роли:

А) реализатор;

Б) руководитель;

В) мотиватор;

Г) организатор;

Д) все ответы верны.

9. Совокупность ожиданий, существующая относительно каждого члена команды, называется:

А) роль;

Б) образ;

В) стремление.

10. В модели управленческих ролей Базарова Т.Ю., реализация данной роли предполагает оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования:

А) организатор;

Б) управленец;

В) администратор;

Г) руководитель.

11. По мнению Р.М. Белбина, представители данной командной роли амбициозны, азартны, борются за победу любой ценой, будоражат команду и двигают ее к цели, при этом отличаются раздражительностью, нетерпением и не всегда способны довести до логического конца свою активность – это:

А) организаторы;

Б) генераторы идей;

В) мотиваторы;

Г) гармонизаторы.

12. К механизмам, по которым члены команд принимают свои роли, относят:

А) ролевое самоопределение;

Б) ролевая идентификация;

В) создание роли;

Г) принятие роли;

Д) все ответы верны.

13. Автором модели «Колесо команды» является:

А) Т.Б. Базаров;

Б) Р.М. Белбин;

В) Марджерисон-МакКенн.

14. Роли «исследователь–промоутер» в модели Марджерисона-МакКенна соответствует следующий тип задач:

А) консультирование;

Б) новаторство;

В) развитие;

Г) организация;

Д) стимулирование.

15. Специалисты одного профиля, регулярно встречающиеся для совместного изучения рабочих вопросов:

А) виртуальная команда;

Б) команда специалистов;

В) команда перемен.

16. Знание норм и правил, принятых в команде, позитивное или как минимум нейтральное к ним отношение и следование им в повседневной жизни, называется:

А) лояльность;

Б) законопослушность;

В) идентичность;

Г) приверженность;

Д) все ответы не верны.

17. Объединение команды против одного из своих членов, выражающееся в его скрытой травле:

А) групповое табу;

Б) моббинг;

В) самоизоляция.

18. Самовосприятие человека как члена определенной группы или нескольких групп, называется:

А) коллективистическое самосознание;

Б) групповая идентичность;

В) групповая сплоченность.

19. Управленческая форма, в которой как индивидуальные, так и коллективные решения и действия регулируются совместно выработанным общим видением и также разработанными самой командой процедурами взаимодействия ее членов, называется:

А) стратегический менеджмент;

Б) командный менеджмент;

В) структурированный менеджмент.

20. К факторам, провоцирующим раскол в команде, относятся:

А) жизненные кризисы;

Б) неуспех деятельности;

В) конкуренция с другими группами;

Г) все ответы верны.

21. К условиям, обеспечивающим эффективную деятельность команды относят:

А) поддерживающее окружение;

Б) квалификация и четкое осознание выполняемых ролей;

В) командное вознаграждение;

Г) открытые коммуникации.

22. Стиль мышления людей, полностью включенных в команду, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий, называется:

А) огруппление мышления;

Б) ингрупповой фаворитизм;

В) групповое табу.

23. Феномен, заключающийся в том, что производительность команды оказывается меньшей, чем сумма индивидуальных усилий, продемонстрированных по одиночке, называется:

А) моббинг;

Б) групповой ритуал;

В) социальная леность;

Г) внешний локус контроля.

24. На данном этапе командообразования команда постоянно отслеживает, насколько эффективно она продвигается вперед, называется:

А) знакомство;

Б) позиционирование;

В) рефлексия.

25. Начальный этап командообразования, на котором осуществляется целенаправленный подбор членов команды на основе принципа максимальной однородности участников, учитывающего требование взаимодополняемости:

А) комплектование команды;

Б) формирование общего видения;

В) знакомство.

26. Система согласованных представлений членов команды о том, к чему надо стремиться, называется:

А) формирование общего видения;

Б) знакомство;

В) институциализация.

27. Данный вид тренинга включает не столько обучение конкретным навыкам, сколько согласование целей и ценностей:

А) тренинги навыков;

Б) тренинги овладения поведением;

В) групподинамические тренинги.

28. Одна из наиболее популярных форм групподинамического тренинга командной сыгровки, при подготовке ряда упражнений которого используется альпинистское снаряжение:

А) тим-билдинг;

Б) веревочный курс;

В) тренинг личностного роста.

29. К причинам ухода команд из организации относят:

А) команда перерастает организацию;

Б) смена владельца бизнеса;

В) поиск лучших условий работы;

Г) команда создает собственный бизнес;

Д) все ответы верны.

30. К групповым защитным механизмам, позволяющим обеспечить целостность команды в условиях внутренних и внешних противоречий, относят:

А) групповое табу;

Б) групповой ритуал;

В) социальная леность;

Г) все ответы неверны.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Жуков, Ю.М., Павлова, Е.Н., Журавлев, А.В. Технологии командообразования [Текст] - М.: Аспект-Пресс, 2008. 320 с.

2. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения [Текст]: Учебник и практикум для вузов / Ю.Н.Лапыгин; Рос.акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - М.:Юрайт, 2015. - 248 с. - (Образовательный процесс). - Глоссарий: с.237-246. - Библиогр.: с.247-248. - ISBN 978-5-9916-5229-2: 405-38.

3. Льюис, Дж. Управление командой: Как заставить других делать то, что вам нужно [Текст] - СПб.: Питер, 2004. 160 с.

4. Томпсон, Л. Создание команды [Текст] - М.: Вершина, 2006. 544 с.

5. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом [Текст]: Учеб.-практ. пособие / Гос. ун-т управления; Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: Проспект, 2015. - 72 с. - ISBN 978-5-392-17415-7: 157-50.

6. Управление персоналом: теория и практика. Управление организационной культурой [Текст]: Учеб.-практ. пособие / Гос. ун-т управления; Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: Проспект, 2015. - 72 с. - ISBN 978-5-392-16688-6: 157-50.

7. Управление человеческими ресурсами [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. А.М.Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 350 с. - (Высшее образование). - Глоссарий: с.338-341. - Библиогр.: с.343-348. - ISBN 978-5-222-23976-6: 528-55.

8. Эвангелиста, Р. Бизнес победы: Руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2005. 248 с.

Дополнительная литература

1. Белбин, Р.М. Типы ролей в командах менеджеров [Текст] - М.: HIPPO, 2003. 232 с.

2. Белбин, Р.М. Команды менеджеров: Секреты успеха и причины неудач [Текст] - М.: HIPPO, 2003. 315 с.

3. Блэклок, Д., Джекс, Э. Технология командной игры. Руководство для лидера [Текст] - М.: ИД Гребенникова, 2008.

10. Бронштейн, М. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды [Текст] - М., 2004.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду [Текст] - СПб.: Речь, 2003.

4. Капецио, П. Команды, которые выигрывают [Текст] - М., 2005.

5. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / под ред. Н.В. Клюевой [Текст] - СПб.: Речь, 2008. 208 с.

6. Митин, А.Н. Культура власти и управления / Уральская академия государственной службы [Текст] - Екатеринбург, 2001. - 10 экз.Паркер, Г., Кролл, Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров [Текст] - СПб.: Питер, 2002. 160 с.

7. Резник, С.Д., Куликов, В.Г.Эффективная команда менеджера [Текст] - - Ростов н/Д, 2005.

8. Роббинс, Х., Финли, М. Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить [Текст] - М.: Добрая книга, 2005. 304 с.

9. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования [Текст] - М.: Речь, 2005. 187

 

 

Интернет-ресурсы

1. Букс, 2008. — 102 с. http:// http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=9814&ln=ru&search_query

2. Невеев А. Б.Тренинг в организации: Учебное пособие / А.Б. Невеев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 256 с.// http://znanium.com/bookread.php?book=319549

3. Ханин В. Рассказы о тренингах / Виктор Ханин. — М.: Альпина Бизнес

4. Чернецкая Н. И. Экспериментальная психология: практикум: Учебное пособие / Н.И. Чернецкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с. //http://znanium.com/bookread.php?book=450407

5. Шалагинова И. Г., Клейменов В. Н. Развитие конфликтологической компетентности в ходе интерактивных занятий: Методическое пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.-26с. http:// www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6878&ln=ru&search_query

6. Академия живого бизнеса - кейсы - http://www.akademiki.biz/forum/index.php?showtopic=2472

7. Бизнес-планер/командообразование - http://bizlana.ru/komandoobrazovanie-glava-pyataya/

8. Кейсы на командообразование - http://ru.convdocs.org/docs/index-5811.html?page=2

9. Тренинги на командообразование -http://eslitrenera.net/55-uprazhnenij-dlya-treninga-komandoobrazovaniya/

10. Учебник работы с кейсами - http://www.twirpx.com/file/232502/

 

ГЛОССАРИЙ

Автократия (единоначалие, самоуправство, тирания) — управленческая форма, в которой сколько-нибудь важные решения принимаются только одним человеком на основаниях, ведомых зачастую лишь ему самому, и то не всегда. Может быть, весьма эффективна в случае, когда организация сравнительно невелика, а первое лицо наделено недюжинной интуицией и имеет время для оценки неспешно меняющейся ситуации.

Адаптация — овладение сотрудником существующими ценностями, нормами, темпами работы и их использование в качестве инструмента для достижения поставленных целей. См. также ассимиляция, лояльность.

Активное групповое меньшинство — часть группы, обладающая изначально меньшими возможностями влияния на группу в целом (меньшими авторитетом, статусом, властью), однако настойчивая в продвижении своих взглядов, относительно которых имеет согласованную и гибкую позицию. В социальной психологии установлено, что многие социальные преобразования обусловливаются влиянием активного меньшинства (концепция С. Московичи).

«Аморфность» — тип сопротивления, предполагающий эмоционально скрытые формы активности. Сотрудники пытаются спрятать негативное отношение к изменениям, удерживая его в себе, стремясь демонстрировать внешнюю лояльность, что проявляется в отсутствии вопросов, предложений, инициативы. Такое сопротивление незаметно до тех пор, пока сотрудникам не придется на практике применять новые способы работы: именно в этот момент обнаруживается критический недостаток новых умений, представлений, знаний и т.п.

Анализ деятельности члена команды — методика, направленная на реконструкцию и типологизацию задач, решаемых членом команды, времени отводимого на их решения, а также функциональных связей, в которые вступает участник для решения той или иной задачи.

Анархия — управленческая форма, при которой все и каждый принимают решения на свой страх и риск, не имея возможности или просто не утруждая себя процессами согласования этих решений с другими компетентными лицами.

Ассимиляция — некритическое принятие сотрудником существующих ценностей, целей, норм, темпов работы, которые становятся регуляторами его поведения в организации. См. также адаптация, лояльность.

Базовая модель (матрица) общего видения — выбранная командой стратегия, которая способствует как достижению личных рациональных интересов, так и реализации индивидуальных и командных мечтаний, желаний и не противоречит ценностным ориентациям участников. Формулируется предельно абстрактно и обозначает принципиальное направление, по которому участники готовы двигаться вместе. Может включать элементы из других стратегий в функции вспомогательных маневров.

Вербальные проективные методики — разновидность проективных методик, предполагающих получение от респондентов смысловых ассоциаций в устной форме на те или иные вербальные стимулы. Участники освобождаются от «поверхностных» ассоциаций, тренируются интерпретировать полученные результаты, осваивают принципы открытой коммуникации.

Веревочный курс — технология командообразования, предполагающая необходимость нахождения креативных решений по соорганизации персональных усилий членов команды для физического преодоления преград и препятствий. Основоположником технологии является К. Ронке, адаптировавшийпрограмму сыгровки армейских штурмовых групп к подготовке бизнес-команд.

Виртуальные команды — группы, участники которых объединены друг с другом электронными средствами связи и идентифицируют себя как членов одной команды.

Включенность — игровое состояние, которое характеризуется отстраненным наблюдением за ходом игры, когда участник занят либо решением проблем, не имеющих отношения к игре, либо анализирует решения и действия других участников, не стремясь внедрять свои выводы в игровую практику «здесь и сейчас». См. также вовлеченность, увлеченность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.239 с.)