Тема 1. Команда как вид групп высшего уровня развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Команда как вид групп высшего уровня развития



Вопросы:

1. Понятие о командообразовании.

2. Команда как особый вид малой группы. Типы команд.

3. Отличия команды от малой группы.

4.Основные характеристики коллектива как разновидности малой группы.

5. Лидерство в команде.

6. Этапы командообразования.

Необходимо различать понятия развитие команды и командообразование. Развитие командыпредставляется как естественный процесс, обычно происходящий без присутствия консультанта или тренера и нередко длящийся годами. Однако, этот процесс можно оптимизировать, применяя современные технологии работы с группой, которые позволяют развить навыки командного взаимодействия, способность принимать решения и т.д. Более того, в ходе командообразования можно проводить согласование индивидуальных целей членов команды не только с общекомандными задачами, но и со стратегической линией организации в целом. Поэтому здесь и далее, под командообразованиембудет пониматься процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации.

Командообразование как специальный вид деятельности, зародившийся во второй половине прошлого века, вступил в период зрелости. Об этом свидетельствует изменения в содержании, тональности и даже в названиях публикуемых текстов. Наблюдается переход от пропагандистских призывов внедрять командные формы организации работы и рецептов, как «сделать команду своей мечты», к рассуждениям на тему, что нужно предпринять, чтобы команды заработали более эффективно. Поэтому в настоящее время не имеет смысла множить аргументы в пользу утверждений, что команда – это хорошо, а без команды плохо. Вместо этого стоит потратить усилия для выяснения того, где и когда целесообразно осуществлять командообразовательные проекты и, самое главное – как их делать.

Следует отметить, что в интересующей нас области, как и в любой другой области практики, и само содержательное наполнение области и акцентировка на тех или иных образующих эту область, задается не столько импульсами, идущими изнутри этой практики, сколько содержанием и приоритетами, идущими извне. В данном случае – содержанием социальных заказов, а конкретнее – заказов организационных (корпоративных, административных, политических). Следовательно, и разнообразие работ и их динамика и даже их тематическое структурирование определяется в первую очередь характером тех заказов/запросов, которые адресуются профессиональному сообществу (тренерскому и консалтинговому).

На настоящий момент можно выделить несколько направлений деятельности в области командообразования, которые оказались наиболее востребованы обществом. Во-первых, это вопросы комплектования команд, включая и задачу подбора отдельных «исполнителей» с учетом общекомандного контекста. Во-вторых, это задача командной сыгровки (формирование командного духа, чувства локтя, улучшения взаимопонимания). В-третьих, это задачи оценки (диагностики) целевых групп с точки зрения того, в какой мере эти группы являются командами. Это – основные задачи, решаемые в групповом контексте (на уровне группы). Кроме того, существует круг практических задач, выходящих за рамки социальной группы и локализуемых с одной стороны, на индивидном уровне, с другой – на организационном. Среди задач первого рода можно выделить задачи подбора и подготовки лидеров (капитанов) команд. К задачам второго рода относится создание организационной среды (инфраструктуры), отвечающей принципам командного способа работы.

Вместе с расширением практики командообразования набирают вес и научные исследования данной проблематики. Более того, некоторые из этих исследований носят признаки не столько прикладных исследований, сколько исследований фундаментального характера.

Что касается содержания работ фундаментального характера, то просматриваются, как минимум, два дисциплинарных основания для их развертывания. С одной стороны, это психология индивидуальных различий, особенно, типологический подход. С другой – социально-психологические исследования малых групп, в особенности групповая динамика и групповоеразвитие. Наработки в области дифференциальной психологии и психологии личности используются прежде всего при решении задач комплектования и переукомплектования рабочих групп и команд. Кроме того, знания в области психологии индивидуальных различий применяются для решения вопросов, связанных с эффективностью позиционирования членов команды. Что касается наработок в области групповой динамики и группового развития, то они находят свое применение как при построении целостной картины процесса формирования команды, так и при построении программ целенаправленного формирования команд.

Но наиболее явным и востребованным для командообразования как разновидности социально-психологической практики являются не факты, полученные в научных исследованиях, а совсем другой вид научных разработок – методики, созданные первоначально для исследовательских целей, а затем внедрившиеся в сферу практики.

Хотя в настоящее время нет полной ясности в том, как соединяются направления исследований фундаментального и прикладного характера, несомненно, что и те, и другие необходимы для прояснения существа дела и являются ценным ресурсом, использование которого повышает эффективность практической работы. При этом никак нельзя отрицать и ценность чисто эмпирических находок.

Командообразование, как и всякая другая область общественной практики, покоится на трех основаниях: здравом смысле, научных достижениях (факты и методы) и анализе самой этой практики. При этом анализ практики опять-таки проводится научными методами и направляется здравым смыслом. Под здравым смыслом здесь понимается не совокупность представлений пресловутого «человека с улицы», а способ видения реальности, присущий образованным людям, делающим сегодняшнюю жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.017 с.)