Подразделение лесов по целевому назначению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подразделение лесов по целевому назначению



Все леса расположенные на землях лесного фонда в зависимости от их экологического, экономического и социального значения, местополо­жения и выполняемых ими функций подразделяют на защитные, экс­плуатационные и резервные.

Леса на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам.

Распределение площади лесных участков по целевому назначению в защитных и эксплуатационных лесах устанавливается Проектом освоения лесов.

1.7.1. Особенности использования охраны, защиты и воспроиз­водства защитных лесов

К защитным лесам относятся леса следующих категорий защитности:

• леса особо охраняемых природных территорий;

• леса, расположенные в водоохранных зонах;

• леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

• леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

• защитные полосы лесов вдоль железнодорожных путей: общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования и

• автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации;

• зелёные зоны и лесопарки;

• городские леса;

• леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

• ценные леса:

• государственные защитные лесные полосы;

• противоэрозионные леса;

• леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и мало­лесных горных территориях;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• орехопромысловые зоны;

• лесоплодовые насаждения;

• притундровые леса;

• ленточные боры.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных и эксплуатационных лесах.

К особо защитным участкам лесов относятся:

• берегозащитные и почвозащитные участки лесов вдоль водных объектов, склонов оврагов;

• опушки лесов на границах с безлесными пространствами;

• постоянные лесосеменные участки;

• заповедные лесные участки;

• участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных видов растений;

• места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

• другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением.

Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных уча­стков, а также установление их границ осуществляются органами испол­нительной власти в пределах их полномочий (ст. 81-84 ЛК).

Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ле­сов особо охраняемых природных территорий устанавливаются уполномо­ченным федеральным органом исполнительной власти, т.е. МПР России.

1.7.2. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняе­мых природных территориях

К лесам особо охраняемых территорий относятся леса государствен­ных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территорий, установленных федеральными законами.

В лесах государственных природных заповедников запрещается про­ведение рубок лесных насаждений на участках, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит режиму особой охраны территорий государ­ственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений, направленных на обеспечение функционирова­ния этой особо охраняемой природной территории и жизнедеятельности граждан, проживающих в её пределах.

В лесах национальных парков, природных парков и государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев расчистки лесных площадей в соот­ветствии с правовым режимом выделяемых в границах этих особо-охраняемых природных территорий функциональных зон.

Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений, а в случаях, установленных федеральными законами, - сплошных рубок лес­ных насаждений определяются в положениях о каждой особо охраняемой природной территории.

В лесах особо охраняемых природных территорий, за исключением биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химиче­ских препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

1.7.3. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах

В лесах, расположенных водоохранных зонах, запрещаются сплош­ные рубки лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе для научных целей.

1.7.4. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

Лекция 3

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений и расчистки лесных площадей в соответствии с правовым режимом зон с особыми ус­ловиями использования территорий, в которых расположены соответст­вующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функ­ции защиты природных и иных объектов, проводятся только с целью уда­ления погибших и повреждённых лесных насаждений.

В зелёных зонах и лесопарках запрещается:

• использование для охраны лесов токсичных химических препаратов, в том числе в опытных и научных целях;

• ведение охотничьего хозяйства;

• ведение сельского хозяйства;

• разработка месторождений полезных ископаемых;

• размещение объектов капитального строительства, за исключением дорожно-тропиночной сети и гидротехнических сооружений на водных объектах.

1.7.5. Правовой режим ценных лесов

В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных на­саждений. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насажде­ний, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, (ст. 17 Лесного Кодекса)

1. 7.6. Правовой режим особо защитных участков лесов

Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуата­ционных и резервных лесах.

Запрещаются рубки лесных насаждений на заповедных лесных уча­стках, на особо защитных участках лесов запрещаются сплошные рубки лесных насаждений.

На особо защитных участках лесов допускается проведение выбо­рочных рубок только с целью удаления погибших и повреждённых деревьев.

1.7.7. Особенности использования, охраны, защиты и воспроиз­водства эксплуатационных лесов

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат ос­воению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высо­кокачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их пере­работки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 12 ЛК).

В эксплуатационных лесах допускаются все виды использования лес­ных участков, предусмотренных Лесным кодексом (ст. 25 ЛК).

Отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляются органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

1.7.8. Особенности использования резервных лесов

К резервным лесам относятся леса, в которых не планируется осуще­ствлять заготовку древесины в течение двадцати лет.

В резервных лесах осуществляется авиационная охрана лесов и за­щита лесов.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

Отнесение лесов к резервным лесам и установление их границ осуще­ствляются органами государственной исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в пределах их пол­номочий (ст. 81-84 ЛК).

Лесничества и лесопарки

В соответствии со статьёй 23 Лесного Кодекса территориально-пространственную основу для использования, охраны, защиты и воспро­изводства лесов составляют лесничества и лесопарки.

Земли лесного фонда распределяются на лесничества и лесопарки. До 2007 года ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда обеспе­чивали 1760 лесхозов, в составе которых было организовано 7740 лесни­честв с численностью более 180 тыс. человек, в том числе 45,3 тыс. спе­циалистов и 135,7 тыс. лесников и рабочих. Теперь эту структуру необхо­димо преобразовать в лесничества и лесопарки. Кроме того, лесничества и лесопарки также выделяются на землях:

- обороны и безопасности, занятых лесами;

- городов, занятых городскими лесами;

- особо охраняемых природных территорий, занятых лесами.

Реализация лесохозяйственного регламента в лесничестве и лесо­парке обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанав­ливается органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Количество лесничеств и лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1.8.1. Участки земель лесного фонда

В границах лесничеств и лесопарков устанавливаются (проектиру­ются) участки лесного фонда. Местоположение, границы и площадь лес­ных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Границы лесных участков, смежных с земельными участками, гра­ницы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», устанавли­ваются в соответствии с земельным законодательством.

Лесным участком признаётся земельный участок (ст. 7 ЛК), границы которого определяются при лесоустройстве. При проектировании лесных участков осуществляются подготовка проектной документации о место­положении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Целевое назначение и вид разрешённого использования лесного уча­стка указываются в проектной документации в соответствии с Лесным кодексом.

1.8.2. Право собственности на лесные участки

В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков и право безвозмездного срочного пользо­вания лесными участками возникают и прекращаются на основаниях и в порядке, предусмотренных гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом.

При этом форма собственности на лесные участки, входящие в со­став земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 5 земельного кодекса (Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136) «Участниками земельных отношений являются граж­дане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования». Земельный кодекс РФ ввёл на землю следующие формы собственности:

1. Собственность на землю граждан и юридических лиц (частная соб­ственность) ст. 15 ЗК.

2. Собственность Российской Федерации (Федеральная собственность на землю) ст. 17 ЗК.

3. Собственность на землю Российской Федерации (ст. 18 ЗК).

4. Муниципальную собственность на землю (ст. 19 ЗК).

При этом Земельным кодексом (ст.7) установлены следующие категории земель по целевому назначению:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли поселений;

• земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической дея­тельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения;

• земли особо охраняемых территорий и объектов;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса.

Что касается земель лесного фонда, то Земельный кодекс (ст. 101 ЗК) ограничился следующими общими положениями:

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли покрытые и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для её восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предна-

значенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

2. Границы земель лесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государствен­ных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных статьёй 49 ЗК.

4. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществ­ляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 8 ЗК с учётом требований охраны окружающей среды, установленных Федераль­ными законами.

5. Нелесные земли лесного фонда временно не используемые для веде­ния лесного хозяйства, на основании решения исполнительного ор­гана государственной власти, предусмотренного статьёй 29 ЗК, мо­гут передаваться в аренду на срок до 5 лет для осуществления сель­скохозяйственного производства. Условия использования таких зе­мель и ограничения их использования устанавливаются договором аренды земельных участков.

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулиру­ются земельным кодексом и лесным законодательством, т.е. Земель­ный кодекс отнес установление прав собственности на лесной фонд к ведению лесного законодательства.

Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих пло­дов, ягод, орехов, грибов, других пищевых и не древесных лесных ресур­сов (ст. 11 ЛК).

Граждане обязаны соблюдать Правила пожарной безопасности в ле­сах, Правила санитарной безопасности в лесах, Правила лесовосстановле-ния и Правила ухода за лесом.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор дикорас­тущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Рос­сийской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также признаваемых наркотическими средствами в соответствии с Феде­ральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средст­вах и психотропных веществах».

Пребывание граждан в лесах, расположенных на землях обо­роны, безопасности, особо охраняемых природных территориях и иных землях, на которых ограничен беспрепятственный доступ граждан, в со­ответствии с федеральными законами может быть запрещено.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

• пожарной и санитарной безопасности лесов;

• безопасности граждан при проведении работ;

• воспроизводства лесов.

Ограничивается пребывание граждан в орехопромысловых зонах, лесоплодовых насаждениях и на постоянных лесосеменных участках.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным за­конодательством и законодательством Российской Федерации о животном мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.036 с.)