Специальность «Журналистика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность «Журналистика»



Руководство

по подготовке к выпускным квалификационным испытаниям:

Дипломная работа

Государственный экзамен

Преддипломная практика

Программа преддипломной практики предусматривает работу студентов в редакциях СМИ, архивах и библиотеках города, читальном зале и творческих студиях вуза, выполнение заданий, данных научным руководителем дипломной работы в соответствии с темой и проблемой дипломного исследования.

Цель преддипломной практики зависит от типа дипломной работы: она может быть определена как уточнение теоретических и методологических аспектов проблемы дипломного исследования, а также апробация (или проверка) рабочей гипотезы дипломной работы.

Задачи практики:

- расширение теоретической базы дипломного исследования;

- проверка рабочей гипотезы;

- апробация результатов дипломного исследования на практике.

Методическое руководство

Перед выходом на практику студент V курса дневного отделения или VI курса заочного отделения при помощи преподавателя, осуществляющего научного руководство дипломом, обязан выработать индивидуальную программу преддипломной практики. Особое внимание в программе должно быть уделено формулировке цели и задач практики, описанию методики проведения исследования, а также обозначению форм проверки рабочей гипотезы и апробации результатов, полученных в результате исследовательской и экспериментальной деятельности. Обязательным элементом программы является указание на то, какой продукт должен быть представлен студентом по истечении срока преддипломной практики.

 

Содержание отчета по практике

В качестве отчета по практике могут быть приняты:

- фрагмент дипломной работы, предъявляющий результат анализа научной и научно-методической литературы в соответствии с темой дипломного сочинения;

- фрагмент дипломной работы, содержащий эмпирические обобщения, сделанные на основе анализа элементов журналистской практики (газетных текстов, радио-, телепередач, газет, журналов и т.д.) в соответствии с темой дипломного сочинения;

- графики, таблицы, диаграммы, являющиеся результатом сбора эмпирических данных, количественные данные, полученные в результате опросов и анкетирования, необходимые для подтверждения (доказательства, обоснования) выводов дипломного исследования;

- выработанная и апробированная концепция газеты (теле-, радиопрограммы), рубрики и т.п.;

- авторские материалы, опубликованные или выпущенные в эфир, на основе которых планируется создание творческого диплома.

Вся документация должна быть оформлена в печатном виде на листах формата А-4 и вложена в отдельную папку с файлами. Авторские печатные материалы наклеиваются на отдельные листы и обязательно сопровождаются указанием на дату и место опубликования (если размещение материала на газетной полосе не позволяет увидеть дату и номер страницы, указанные в колонтитулах издания). Аудио- и видеоматериалы сдаются на кассетах, а также в виде текстов, содержащих концепцию авторской рубрики или авторской программы и план-сценарий выпусков радиопрограмм (телевизионных сюжетов). Все тексты заверяются печатью редакции.

 

Примерная тематика дипломных работ

1. Театральная жизнь на страницах городской прессы (г. Тольятти).

2. Эволюция жанра путевого очерка в отечественной журналистике.

3. Современные тенденции оформления городской газеты.

4. Тема Востока и Запада в русской публицистике XIX в.

5. Тема межнациональных отношений в русской публицистике конца XIX в.

6. Иерархия нравственных ценностей в русской публицистике конца XIX в.

7. Роль СМИ в формировании и распространении "массовой культуры".

8. Формирование общественного мнения средствами массовой информации.

9. Социальный стереотип в журналистской продукции.

10. Формирование "повестки дня" для общества в прессе.

11. Медика социологического изучения продукции СМИ (опыт применения)

12. Журналистика - институт социального контроля.

13. Участие прессы в социальных процессах и конфликтах,

14. Влияние журналистики на общественное мнение, взаимодействие с властью и политическими силами.

15. Правовая культура журналиста и правовое просвещение населения.

16. Социологические методы в труде журналиста.

17. Пресса как канал массового социологического просвещения.

18. Традиции Глеба Успенского в современной российской публицистике (тема человеческого страдания или бесправия).

19. Творческая судьба В.Г. Короленко-публициста (от народнических иллюзий до сопротивления большевизму).

20. Тема народа и интеллигенции в творчестве В.Г. Короленко.

21. О.И. Сенковский и Н.В. Гоголь: История личных и литературных отношений.

22. Проблема культуры в публицистике В.Г. Короленко.

23. Н.Г. Чернышевский о русской публике и журналистике.

24. Журнал «Совершенно секретно» в системе современной российской журналистики.

25. Современная расследовательская журналистика в России (зарождение, востребованность и обусловленность историческими условиями).

26. Делай, что должно: Журналистская судьба А. Боровика.

27. К.М. Симонов- журналист о журналистике.

28. Зарождение массовой газеты в провинции (на примере Саратовской/Самарской/Пензенской/Оренбургской губерний).

29. А.З. Рубинов об общественном долге журналиста.

30. Этическая тематика на страницах журнала «Журналист» за 1991-2006 годы.

31. Формы выражения творческой индивидуальности журналиста (М.Кожухов телевизионная программа «В поисках приключения»).

32. Факт как метод отражения социальной действительности в региональной печати.

33. Работа с письмами читателей как профессиональная обязанность журналиста; Обзор писем как способ ведения газетной полемики.

34. Наблюдение как традиционный способ получения информации в деятельности современного журналиста.

35. Международное обозрение в газете «Известия».

36. Особенность познавательной деятельности журналиста в программе «Непутевые заметки» Д.Крылова.

37. Жанр эссе в российской журналистике.

38. Соотношение факта и комментария в аналитической программе В.Познера «Времена».

39. Теленеделя с Ириной Петровской: формы проявления творческой индивидуальности.

40. Интервью в имиджевых изданиях Самары.

41. Эволюция творческого метода журналиста-международника Мэлора Стуруа.

42. Эволюция сатирических жанров в современных российских СМИ.

43. Конфликт и полемика как средство отражения социальных противоречий в журналистике.

44. Современные приемы использования заголовочного комплекса в российской журналистике. (На примере качественной или массовой печати).

45. Эволюция судебного очерка в российской журналистике.

46. Современные формы портретного очерка в российской журналистике.

47. Эволюция путевого очерка в российской журналистике.

48. Военный репортаж как особый жанр журналистики.

49. Зарисовка: функции жанра и предмет изображения.

50. Портрет политика в современных российских СМИ.

51. Мастерство аргументации в спортивной журналистике В.Гусева.

52. Жанровые тенденции в современной региональной прессе.

53. Профессиональные грани мастерства журналиста (по выбору)

54. Журналистские династии как предмет изучения творческого метода.

55. Эволюция развития российской спортивной журналистики (на основе любого жанра или канала).

56. Полемические черты рецензий в «толстых» российских журналах.

57. Образ Западной Европы в новостных программах на российском ТВ.

58. Образ читателя в журналистских текстах периодической печати.

59. Способы создания образа автора в современной публицистике (по выбору).

60. Специфика объекта сатиры современного иронического комментария в современной журналистике.

61. Концепция, информационная и маркетинговая политика журнала «Рекомендовано»

62. Литературная критика в контексте журнала «Новый мир».

63. Психологическая безопасность телевизионных коммуникаций.

64. Портрет журналиста О. Березий.

65. История становления радиостанции «Эхо Москвы».

66. Психологические аспекты радиорекламы.

67. Интерактивные технологии в практике современной журналистики.

68. Психологические аспекты ток-шоу.

69. Опыт издания молодежной полосы «Взлетная полоса» в газете «Городские ведомости».

70. Литературно-художественный журнал в сети Интернет.

71. Детские программы на TV.

72. Роль СМИ в формировании этического регулятива на примере светских и религиозных молодежных печатных изданий.

73. Публицистика третьего тысячелетия в журнале «Иностранная литература».

74. Женская тема в советской журналистике.

75. Просветительская деятельность русских издателей (на примере деятельности И.Д. Сытина).

76. Психологический анализ программы «Обозреватель».

 


 

Основные правила проведения

Государственного экзамена.

В соответствии с требованиями Государственного стандарта, учебным планом предусмотрено, что студенты выпускных курсов, обучающиеся по специальности 030601 – «Журналистика», в качестве квалификационных испытаний защищают дипломные работы и сдают итоговый государственный экзамен по журналистике. Программа предлагаемого Государственного экзамена утверждена на заседании ученого совета факультета филологии и журналистики в мае 2004 года и в соответствии с Уставом ТГУ действует на протяжении 5 лет.

Задачей государственного экзамена является проверка уровня профессиональной подготовленности выпускника, теоретических, исторических и прикладных знаний, полученных им за время обучения по данной специальности, приобретенных компетенций, необходимых для практической деятельности в СМИ, а также научно-исследовательского творчества. К сдаче Государственного экзамена по специальности «Журналистика» допускаются студенты, не имеющие задолженности.

Программа данной дисциплины является комплексной и включает в себя содержание основных воп­росов лекционных курсов по блокам ОПД (общепрофессиональные дисциплины) и СД (специальные дисциплины), отраженных в экзаменационных билетах и охватывающих узловые проблемы следую­щих дисциплин: Основы журналистики, Основы творческой деятельности журналиста, История отечественной и зарубежной журналистики, Профессиональная этика журналитста, Правовые основы журналистики, Экономика, менеджмент и маркетинг СМИ, Основы рекламы и связей с общественностью и др.

Содержание программы ориентирует студентов на глубокое осмысление основных теоретических и практических аспектов деятельность современных СМИ, логическое, последовательное и самостоятельное их изложение. Каждый экзаменующийся получает билет с тремя вопросами, касающимися истории, теории и дисциплин специализации в том объеме, которым должен владеть выпускник университета.

В ТГУ принята устная форма проведения Государственного экзамена. Если выпускник демонстрирует знания и компетенции, свидетельствующие, что он способен решать профессиональные задачи, хорошо понимает социальные функции журналистики, ее методы работы, осознает специфику конкретного исторического момента, а его ответ показывает, что выпускник профессионально владеет словом, обладает широкой эрудицией, даром коммуникатора, что ему не потребуется длительный период для адаптации в профессиональной среде, то Государственная аттестационная комиссия положительно оценивает его ответ. Ответ оценивается по четырехбалльной системе. Отличная оценка означает, что выпускник показал высокий уровень владения материалом образовательной программы по журналистике, ответил на все основные и дополнительные вопросы, продемонстрировал, помимо знаний, свою компетентность в решении профессиональных задач, творческое отношение к предложенным заданиям, высокие коммуникативные способности, грамотное выразительное владение словом, в том числе профессиональной лексикой. Хорошая оценка означает, что либо в двух вопросах допущены незначительные погрешности, либо в одном вопросе допущено неверное изложение второстепенных элементов ответа: например, выпускник запамятовал некоторые даты или имена, однако главную проблему осветил правильно и уверенно. Оценка удовлетворительно означает, что в двух вопросах выпускник допустил серьезные ошибки, однако не искажающие общего понимания излагаемой проблемы, либо продемонстрировал недостаточную компетентность, проявил недостаточную языковую культуру. Неудовлетворительная оценка означает, что студент полностью не сумел изложить суть двух вопросов, либо во всех трех вопросах содержались грубые ошибки, свидетельствующие о незнании требуемых фактов и непонимании излагаемых процессов и проблем. В Тольяттинском государственном университете студент имеет право на пересдачу Государственного экзамена в случае получения неудовлетворительной оценки в тот же учебный год в сроки, установленные Учебно-методическим управлением и Ученым советом ТГУ.

Выпускники получают программу Государственного экзамена и примерные вопросы за месяц до начала испытаний. В течение этого срока преподаватели кафедры обязаны провести установочные лекции и консультации в объеме, предусмотренном Учебно-методическим управлением ТГУ.

В начале экзамена студентам объявляют правила апелляции и процедуру испытания, а также максимальное время подготовки к ответу. На Государственном экзамене не допускается использование учебной или справочной литературы, категорически запрещены шпаргалки. В случае обнаружения последних студент обязан взять другой билет, что автоматически понижает оценку на один балл. В аудитории, где проводятся испытания, допустимо только использование текстов законов, касающихся СМИ для предотвращения их неточного цитирования. Сотовые телефоны на время экзамена должны быть отключены.

Каждый выпускник записывает свой ответ только на специальных проштемпелеванных листах. ГАК имеет право задавать дополнительные вопросы, если выпускник неясно или неполно излагает ответ. После окончания экзамена всей группы ГАК проводит закрытое совещание, на котором оцениваются прослушанные ответы. В спорных случаях вопрос ставится на голосование, при этом у председателя ГАК есть право на два голоса. Председатель и секретарь сразу же оформляют протокол заседания ГАК. После совещания приглашаются выпускники, которым председатель объявляет оценки. Для несогласных проводится немедленная апелляция с выслушиванием претензий и объяснением решения ГАК.

Тема 6. Виды СМИ.

Типология в журналистике. Типоформирующие признаки издания. Газета и журнал: типологические особенности печатной периодики. Система печатных СМИ.

Специфика электронных СМИ. Зарождение и развитие радио. Информационные, коммуникативные и выразительные возможности радиовещания. Синтетическая природа телевидения. Терминологический аппарат теле- и радио журналиста. Видеоряд как выразительное средство.

Понятие плана и кадра. Композиция кадра. Основные этапы работы над телевизионным репортажем. Тема, идея, план, сценарий, подготовка к съемкам, съемки, корректировка первоначального замысла, текст, монтаж, режиссура.

Сетевая журналистика и электронные версии традиционных СМИ. Влияние новых информационных технологий на деятельность журналиста.

Тема 10. Экономика СМИ.

Журналистская информация как товар. Закономерности формирования и развития информационного рынка. Предпосылки основания периодического издания: правовые предпосылки, экономические предпосылки. Проблемы собственности в информационном бизнесе. Финансовый капитал на информационном рынке России.

Процесс концентрации СМИ. Российский капитал на информационном рынке. Иностранный капитал на информационном рынке. Редакционно-издательский маркетинг. Изучения рынка периодических изданий. Исследование рынка потенциальных потребителей информации. Бюджет редакции печатного периодического издания. Бюджет и баланс издания. Расходная часть бюджета. Общередакционные расходы и издательские расходы. Доходная часть бюджета. Способы реализации тиража. Выручка от его реализации. Структура тиража. Публикации рекламы. Рекламная политика редакции. Публикация частных объявлений.

Издательская и коммерческая деятельность издательства. Создание приложений к газете. Издание книжной литературы. Продажа или аренда полосы в газете. Ценовая политика редакции. Направления ценовой политики редакции. Ценовая политика в процессе сбыта и производства издания. Ценовая политика в процессе приобретения рабочей силы. Прибыль редакции. Балансовая прибыль. Сокращение расходов на типографские работы и на распространение и реализацию тиражей. Альтернативная подписка. Бюджет теле-радио компании. Расходная часть. Доходная часть. Производящие и вещательные компании. Рекламная и ценовая политика компании.

Бюджет информационного агентства. Регионы распространения информации. Оплата труда штатных собственных корреспондентов. Расходы на приобретения новой техники для обеспечения непрерывной оперативной связи центрального аппарата с корреспондентами.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Утверждаю: Зав. кафедрой Зав. кафедрой журналистики от студента ГУМИ ТГУ   (фамилия, имя, отчество)

Заявление

Прошу утвердить мне тему дипломной работы ____________________________

____________________________________________________________________

в качестве научного руководителя прошу утвердить________________________

____________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность, телефон)

Руководитель дипломной работы согласен_____________________________

(подпись)

Дата:

Подпись студента__________________________

 

Визы: представителя кафедры________________

Представителя организации____________

Заявление хранится на кафедре и выдается на руки студенту при сдаче работы в ГАК.

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт

Кафедра журналистики

 

УТВЕРЖДАЮ:

Завкафедрой журналистики

 

__________Г.И. Щербакова

"___"__________2006г.

 

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу

Студент_____________________________________________________________

1. Тема работы_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Срок сдачи студентом законченной работы_____________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Содержание подлежащих разработке вопросов _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечень иллюстративного материала_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Консультанты по разделам___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Дата выдачи задания "_____"_________________2006г.

 

Руководитель дипломной работы

подпись инициалы, фамилия

 

Задание принял к исполнению

подпись

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт

Кафедра журналистики

 

 

ОТЗЫВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Гуманитарный институт

Кафедра журналистики

Специальность 030601 «Журналистика»

 

 

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

на тему: "Театральная рецензия в газетах Г. Тольятти

(1988-2006 гг.)"

 

СТУДЕНТ(КА)

инициалы, фамилия личная подпись

РУКОВОДИТЕЛЬ

ученая степень, звание, инициалы, фамилия личная подпись

РЕЦЕНЗЕНТ

ученая степень, звание, инициалы, фамилия личная подпись

 

Допустить к защите

Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Г.И. Щербакова

ученая степень, звание, инициалы, фамилия личная подпись

"_____"__________________2006г.

Тольятти, 2006г.

Р Е Ц Е Н З И Я

на дипломную работу студента(ки)

  имя, фамилия, отчество
название института     Тема работы Соответствие выпускной квалификационной работы названию Актуальность темы Практическая значимость Новизна работы Использование современных технологий исследования Уровень теоретической и практической подготовки студента Анализ недостатков Оценка выпускной работы по четырехбалльной системе Рекомендации о присвоении соответствующей квалификации выпускнику     Рецензент
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы

 

   

 

"_____"_____________2006г.

личная подпись

 

 

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт

Кафедра журналистики

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой журналистики

__________ Г.И. Щербакова

"_____"___________2006г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

1. Титульный лист

2. Задание

3. Календарный план

4. Аннотация (содержит краткие сведения о цели и задачах работы, структуре и объеме выполненной работы (краткая характеристика глав, заключения, списка литературы, приложения), способах решения поставленных задач и достигнутых результатах)

5. Оглавление

6. Введение

7. Текст работы

8. Заключение

9. Библиография

10. Приложение (если есть)

11. Глоссарий (если есть)

 

 

Оглавление

 

 

Общие положения с. 3

Содержание и структура дипломной работы с. 9

С. 16

Написание дипломной работы

Оформление дипломной работы с.32

Подготовка к защите и защита дипломной работы с. 37

Примерная тематика дипломных работ с. 40

Приложение

Литература с.74

Оглавление с. 75

 

 


Учебное издание

 

Руководство

по подготовке к выпускным квалификационным испытаниям:

Дипломная работа

Государственный экзамен

Руководство

по подготовке к выпускным квалификационным испытаниям:

Дипломная работа

Государственный экзамен

Специальность «Журналистика»

Учебно-методическое пособие

Автор - составитель - Щербакова Г. И.

Тольятти,2007

УДК 070 (072.8)

ББК 76.01 я 7.1

Руководство по подготовке к выпускным квалификационным испытаниям: Дипломная работа. Государственный экзамен по специальности «Журналистика» / Автор - составитель - Щербакова Г. И.

Рецензент - к.ф.н., доц. кафедры журналистики ТГУ Иванова Л.В.

Печатается по решению учебно-методической комиссии ГумИ Тольяттинского государственного университета

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов (очной и заочной формы обучения) отделения журналистики ТГУ и содержат порядок подготовки, оформления и защиты дипломных работ по специальности «Журналистика», а также общие правила проведения Государственного экзамена. Предложенные рекомендации могут быть полезными как студентам, так и преподавателям, осуществляющим руководство студентами-дипломниками.

Щербакова Г.И., 2007

Тольяттинский ГУ, 2007

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Журналистика" предусматривает приобретение студентом-журналистом обширного комплекса теоретических знаний по журналистским дисциплинам. Для того чтобы этого достигнуть, студент не только должен слушать лекции, работать на семинарах и практических занятиях, но и выполнять письменные рефераты и курсовые работы, которые становятся первыми шагами в области научно-исследовательских работ, и, наконец, пишет, дипломную работу.

Дипломная работа является заключительным этапом всего курса университетского журналистского образования. Она отражает уровень теоретических и профессиональных знаний студента, показывает его способность к анализу и обобщению социальной реальности, а также умение формулировать выводы и прогнозы, предложения и рекомендации. Подготовка дипломной работы требует серьезного отношения и большой ответственности каждого студента, мобилизации его сил и знаний. Она имеет символический характер завершения важного момента жизни студента: его прощания с университетом и перехода к взрослой жизни и трудовой деятельности. Вот почему каждый студент хочет сделать успешную дипломную работу и блестяще ее защитить, тем самым показать, что он представляет собой зрелую самостоятельную личность, является хорошим специалистом в избранной профессии – журналистике.

Целью дипломной работы является закрепление и углубление теоретических и практических навыков, полученных при изучении журналистских дисциплин. Она служит квалификационным критерием присвоения студенту-выпускнику журналистской специальности. Дипломная работа выполняется и защищается студентами, специализирующимися по кафедре журналистики, на V или VI курсах в последнем семестре. Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

 

Выбор темы дипломной работы для студента является одним из ответственных этапов ее подготовки. При выборе темы дипломной работы рекомендуется руководствоваться личным интересом студента к проблеме, ее актуальностью для региона, науки или общества в целом, а также возможностью получения необходимой информации, наличием научной литературы.

Для студентов, имеющий давний интерес к какой-либо теме, целесообразно избрать ее для углубленного исследования в качестве дипломной работы, предварительно посоветовавшись с научным руководителем. В дипломной работе можно продолжить исследования по теме курсовой работы. Если же студент считает необходимым взять иную тему, то он может руководствоваться примерным перечнем тем дипломных работ, утвержденным кафедрой журналистики, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем. Студент, желающий выполнить дипломную работу на тему, не предусмотренную тематикой дипломных работ кафедры, должен обосновать свой выбор и предварительно получить разрешение у заведующего кафедрой.

Выбор темы дипломной работы и ее утверждение должны быть завершены в течение первого месяца 9 семестра. Студент должен помнить, что правильно выбранная тема – залог успешной работы над дипломным сочинением. За время обучения студент уже может определить свои сильные и слабые стороны, у него уже есть опыт написания курсовой работы, поиска литературы, ему знакома процедура наработки эмпирической базы, у него есть опыт общения с разными преподавателями и работодателями. Вот почему студент должен сделать ответственный выбор, дипломную работу какого типа ему бы хотелось писать и защищать. При этом следует исходить из опыта, что легче всего работается над той темой или проблемой, которая вызывает живейший интерес, связана с его личным или профессиональным опытом, системой его жизненных установок. Дипломная работа – обязательный элемент обучения в университете, вот почему каждый студент должен стремиться получить удовольствие от научной работы, максимально раскрыть свои возможности, превратив обязательный труд в увлекательный поиск.

Дипломы, предъявляемые к защите по специальности «Журналистика», могут быть двух типов: исследовательские и творческие (о специфике последних мы скажем в свое время). В свою очередь исследовательские подразделяются на чисто исследовательские и компилятивные, а также монографические и обзорные, а еще исторические и теоретические, могут подразделяться также по материалу: классический период и современность. Классификаций можно привести много, между собой они образуют огромное количество вариантов. В исследовательских студент ведет самостоятельный анализ какой-либо проблемы, пускается в «плавание по неведомым водам», его задача – сказать что-то новое в интерпретации явлений действительности, произведений журналистики, выделение новой проблемы и предложения способов ее разрешения. При выборе компилятивной темы задача первоначально кажется проще - учет и систематизация мнений ученых и критиков по какому – либо вопросу. Однако степень самостоятельности здесь не ниже, чем в первом случае. Нужно не просто представить исчерпывающую полноту литературы по избранному вопросу, но и продуманно систематизировать высказывания, разработать соответствующий целям классификатор, сохранять объективность в анализе, при этом выделить те труды, которые сыграли важную роль в формировании новых теорий, ввели в оборот новую методику деятельности, новые факты и т.д. Студенту предстоит выступить судьей в научном споре – обязанность не только трудная, но и почетная. Следует заметить, что подобную работу предстоит выполнить каждому дипломнику, но у одних это будет лишь часть задачи, а у других - основной работой. В последнем случае масштаб изучения научной и критической литературы намного больше, а степень научного обобщения этапов становления научной мысли должна быть намного выше. В монографической теме дипломник предельно углубляется в избранную проблематику, в обзорной, наоборот, широта теснит глубину. В последнем случае всегда есть опасность что-либо упустить, не найти книгу малоизвестного автора. Зато в монографической теме есть возможность поразить ГАК ранее неизвестными фактами, если при этом удастся доказать актуальность узкой проблематики. Историческая многим современным студентам кажется «немножко пыльной», а еще им кажется, что взявшись за современность легче сказать новое слово. Это заблуждение подкрепляется нежеланием многих современных студентов сидеть в библиотеках, предпочтение они отдают Интернету, где есть все, особенно о современности. Однако если студент собирается честно работать по современности, он быстро обнаружит нехватку литературы. Найдется несколько рецензий, критических статей, реплик в журналах. Во всем будет царить вкусовщина и субъективность. Между тем, новое слово сказать трудно, еще труднее создать систему координат, в рамках которых можно проводить именно научное, а не псевдонаучное исследование. Главное отличие между ними заключается в том, что одно обеспечивает прирост нового знания, а другое – переиначивает хорошо известные истины, и его КПД равно нулю. Работа над исторической тематикой будет хорошей школой для начинающего исследователя, но при всех плюсах есть и минусы. Если по каким-нибудь причинам у студента нет задела на младших курсах, то ему будет трудно освоить большой библиографический материал, так как по данной теме уже наверняка существовали труды, которые надо прочесть.

Особый вид дипломной работы - творческий диплом. Такого рода форму итоговой квалификации используют там, где готовят специалистов творческих профессий: актеров, музыкантов, художников, архитекторов, в том числе и журналистов. Творческий диплом состоит из двух частей. Вторая часть представляет творчество студента-журналиста за последние один - два года. Здесь должно быть представлено не менее 20 публикаций (радио- и телематериалов), которые сам студент считает лучшими, т.к. они получили особое одобрение в редакции, принявшей их, руководителя практики, часть из них номинировалась на городских и областных профессиональных конкурсах. Здесь не место случайным работам, рядовым по теме и исполнению. В теоретической части, предваряющей творческую, дипломник излагает свое видение проблемы, наиболее тесно связанной с его творческим портфолио. Это может быть анализ тенденций использования определенного жанра, если в творческой папке превалируют материалы именно данного жанра. Другим вариантом может быть исследование способов сбора информации журналистом, если студент специализировался на написании расследований или аналитических статьей. Наконец, это может быть анализ ситуации в местных СМИ по вопросам политической жизни, местного самоуправления, банковской деятельности, театральной или спортивной жизни. Словом, дипломнику предстоит объяснить свое собственное творчество в свете ведущих тенденций современной науки о журналистике. На кафедре журналистики ТГУ ежегодно защищаются творческие дипломы, хотя их процент невелик, что свидетельствует о самокритичности студентов. Итак, главное, чтобы тема нравилась, была компактной, конкретной, одновременно свежей и обладающей запасом методологических подходов в качестве образцов, пусть и на другом материале.

После выбора темы студенту необходимо написать заявление на имя заведующего кафедрой (образец см. приложение I) и получить на кафедре задание на дипломную работу (см. приложение 2), а также составить график выполнения дипломной работы (см. приложение 3). Следует иметь в виду, что формулировка темы дипломной работы с указанием исполнителя (студента), научного руководителя и консультанта после утверждения приказом ректора ТГУ никаким изменениям не подлежит. Единственным выходом в случае, если студент сознает свое бессилие в раскрытии темы, может быть подзаголовок, сужающий или уточняющий выбранную ранее тему.

 


2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

После утверждения темы студент должен работать в соответствии с графиком исследований, который поможет ему учесть все стадии работы над темой, предотвратить неритмичность исследования. Встречи с научным руководителем должны быть регулярными, не реже двух раз в месяц в девятом семестре и еженедельно в десятом семестре. Научный руководитель определяет степень готовности дипломной работы. Вся дипломная работа в первом варианте должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за полмесяца до предзащиты на кафедре.

Объем дипломной работы может варьироваться от 60 до 80 страниц. Объем приложения к дипломной работе не ограничивается.

Дипломная работа должна состоять из введения, двух, трех или четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений (вариативно) и последнего листа (см. приложение). Структура дипломной работы должна демонстрировать логику научного исследования. Каждый из элементов структуры имеет свое назначение.

Титульный лист дает полную информацию об учебном заведении, выпускающей кафедре, о самом дипломнике и его научном руководителе, о месте и времени защиты и, конечно, о теме исследования.

Оглавление – это «компас» для читающего дипломную работу и отражение последовательности этапов анализа для самого дипломника, наглядная демонстрация базовых положений его исследования. Оглавление должно отражать все части работы: главы или разделы, параграфы и подпараграфы с точным указанием страницы, на которой они находятся.

Введение - это своего рода маниф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.121 с.)