Формы организации специального обучения — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации специального обучения —



1. Индивидуальная форма организации обучения.

До возникновения спец. школ обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось в форме индивидуального обучения. С возникновением спец. школ формы обучения глухих, слепых и др. детей с ограниченными возможностями изменились.

Постепенно осуществляется переход к классно-урочной системе обучения. В настоящее время в спец. школах основная форма организации учебной работы — урок. Вместе с тем в спец. школах широко применяются и др. формы организации обучения, напр., индивидуальные занятия, в процессе


к-рых исправляются недостатки речи, движений, ориентировки в пространстве, корригируются нарушения в физическом и умственном развитии детей с ограниченными возможностями.

В современной спец. педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:

• когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии, и в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, т. к. человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деят-ти обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим ми­ром. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения;

• когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, к-рая может дополнять фронтальные занятия. Здесь учитываются все тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде слу-


чаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы;

• если ребенок обучается в домашних условиях. Продолжительность индивидуальных занятий обычно длится около 20—30 мин.

2. Индивидуально-групповая форма организации обучения в спец. образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут нек-рый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Напр., коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах. На более поздних этапах обучения, по мере достижения определенного коррекционно-педагогического эффекта, индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.

3. Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации уч. процесса. Урок, как и в общеобразовательной школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и др. виды развивающей деят-ти детей. Урок представляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. Его отличия от др. организационных форм уч. работы состоят в следующем:

• состав группы уч-ся постоянен (хотя в условиях интегрированного обучения возможно временное объединение уч-ся в рабочие группы по признаку сходства уровня развития, темпов учебной деят-ти, характера нарушения в развитии, характера урока. Постоянство состава групп при этом нарушается: по одним признакам дети работают водной группе, подругам — объединяются в др. группе);

• деят-тью всех уч-ся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;


• ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке. В то же время в спец. образовании существует система пропедевтической работы, благодаря к-рой подготовка к освоению к.-л. новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру др. уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в спец. школе строятся по смешанном у, или комбинированному, типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений.

В средних и старших классах уроки приобретают классические черты.

Уроки в спец. школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деят-ти, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения к.-л. учебного задания. Широко распространены такие формы работы на спец. (коррекционных) уроках, напр. на уроках предметно-практического обучения. Групповые формы ра-


боты способствуют активизации деят-ти детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деят-ти и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деят-ти в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

В спец. школах осуществляется не только общее образование, но и профессионально-трудовое обучение. Оно проводится по классно-урочной системе, а учебно-производственная практика организуется в форме практической деят-ти, для этого применяется особая форма учебной работы уч-ся — домашняя работа. При выполнении домашних заданий уч-ся спец. школы изучают учебный материал, выполняют различные письменные работы и практические задания.

Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех уч-ся, к-рые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деят-ти от остальных детей.

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (напр., внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в спец. школе-интернате).

К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, сорев-


нования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).

Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах уч. и воспитательной работы

(Н. М. Назарова). См. Специальное обучение.

Фосфен [ греч, phos — свет + phaino — показываю] — зрительное ощущение цвета, возникающее без воздействия света на глаз; связано с механическим, химическим или электрическим раздражением сетчатки глаза или зрительных участков коры головного мозга.

 

Фотализм — вид инфантилизма, задержка развития, соответствующая состоянию новорожденного.

 

Фотопсия — элементарные неоформленные зрительные галлюцинации — видение света, искр.

 

Фоторецепторы — специализированные клетки, реагирующие на свет возбуждением.

 

Фотостресс [ фото- + стресс ] — световой удар, эффект воздействия на глаз интенсивного светового раздражителя, характеризующийся временным более или менее значитель­ным понижением функций зрения (остроты зрения, цветоощущения).

 

Фотофобия [ photophobia; фото- + греч. phobos — страх, боязнь] — 1. Возникновение приступа судорог при воздействии светового раздражителя — симптом бешенства. 2. Светобоязнь.

 

Фотоофтальмия [ photoophthalmia; фото- + офтальмия ] — поражение коньюнктивы и кожи век ультрафиолетовым, мощным видимым или инфракрасным излучением, проявляющееся слезотечением, светобоязнью и блефароспазмом.


 

Фотоэлектрические сигнализаторы — электорнные приборы, преобразующие световые сигналы в звуковые или тактильные, доступные для восприятия слепыми.

 

Фроттаж [ фр. frottage — натирание; син: Фроттеризм] искаженная форма полового влечения у мужчин, при к-ром половое возбуждение и удовлетворение достигаются трением о тело женщины. Обычно происходит в местах массового скопления людей (в очереди, в транспорте и т. д.). В тесноте фроттерист прижимается к женщине, ощущает тело женщины через одежду, иногда делает коитальные движения. Чаще всего эти лица действуют скрытно. Нек-рые авторы считают Ф. переходной формой к фетишизму одежды. К. Имелинский и др. расценивают его как разновидность эксгибиционизма. Завуалированность сексуальных действий, невозможность женщины дать отпор, мнимая власть над ней, когда фроттерист делает ее объектом своих сексуальных воздействий в многолюдном месте, привносят во Ф. садистические элементы. В тех случаях, когда стремление к Ф. носит болезненный, патологический характер, являясь единственным или явно предпочитаемым методом сексуального контакта и получения удовлетворения, можно говорить о половом извращении. Помимо Ф. как сформировавшейся перверзии существуют его стертые формы, какие-то его элементы у лиц без отклонений в сексуальности. Возможны временные формы Ф., напр., в период юношеской гиперсексуальности. Помимо описанного гетеросексуального Ф. встречается и гомосексу­альный. Однако Ф. может применяться партнерами в период предварительных или завершающихся ласк интимной бли­зости. При этом он не носит характера полового извращения.

 

Фроттеризм — см. Фроттаж.

Фрустрация [ лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так


воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор — причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе к-рой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей фор­мирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.


 

Х

Хамеоцефалия [ греч, chamai— низко + kephale — голова] — уплощенная форма черепа.

 

Характер [ греч. charakter — отличительная черта, особенность] — совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.

Решающее влияние на формирование X. в детском возрасте оказывают воспитание и обучение. Как показывает передовой опыт спец. школ, продуманная педагогическая работа, строящаяся с учетом нарушений и индивидуальных особенностей уч-ся, способствует формированию у них правильных норм общественного поведения и таких положительных черт характера, как трудолюбие, честность, правдивость и др. Наблюдения показывают, что при правильной организации педагогического процесса глухие и слепые уч-ся проявляют необходимую целеустремленность в работе, большую настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Такие же качества обнаруживаются у умственно отсталых школьников при выполнении понятной и доступной для них общественно полезной работы.

Следует, однако, подчеркнуть, что ребенок с ограниченными возможностями в большей мере, чем нормальный, нуждается в воспитательном воздействии школы и окружающих его лиц. Без этого воздействия у глухого ребенка, напр., формируются такие отрицательные черты X., как замкнутость, самонадеянность, недоверчивость. Ребенок с ограниченными возможностями, будучи представлен самому себе, попадает нередко под дурное влияние и совершает аморальные поступки.


 

Участие этого ребенка в общественно полезном труде — одно из наиболее эффективных средств воспитания его X. В условиях спец. школы труд содействует формированию многих положительных черт X. у уч-ся и компенсации недостатков развития психической деят-ти, что благоприятно сказывается на всем развитии X. Как и в воспитании X. нормальных школьников, большую роль в воспитании X. школьников с ограниченными возможностями играет их активное участие в жизни школы, в школьных кружках, а также занятия физкультурой и спортом.

Велика роль школьного коллектива в формировании X. этих школьников. Вовлекая уч-ся в активную коллективную работу, спец. школа открывает тем самым большие возможности для их воспитания через коллектив. Совместный труд создает необходимые предпосылки для развития таких черт X., как дисциплинированность и настойчивость. Для многих школьников с ограниченными возможностями характерны неуверенность в своих силах, недооценка своих возможностей. На этой основе у них формируются такие нежелательные черты X., как застенчивость и пассивность. Ра­бота в коллективе способствует их преодолению (см. Акцентуации характера).

X. неопределенный — X., отличающийся отсутствием или слабой выраженностью доминирующих черт.

 

X. определенный — X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт.

 

X. патологический — см. Психопатия, Анатомия характера.

X. противоречивый — X., к-рому свойствен разлад убеждений и деят-ти, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

 

X. цельный — X., отличающийся отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деят-тью, единством мыслей и чувств.


 

Характеристика педагогическая — документ, отражающий поведение и успеваемость уч-ся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, черты характера. В X. п. находят отражение не только особенности развития ребенка с ограниченными возможностями, обусловленные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. В X. п. отмечаются изменения в общем развитии и поведении школьника, происходящие под влиянием воспитания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками. Так, напр., в школе для глухих детей X. п. должна содержать сведения о развитии речи уч-ся, в школе для слепых — о развитии пространственных представлений, во вспомогательной школе — данные о сдвигах в развитии психики и деят-ти умственно отсталых детей.

В спец. школе X. п. составляет учитель на основе изучения каждого уч-ся в процессе обучения и воспитания. X. п. помогает учителю спец. школы правильно организовать педагогический процесс и улучшить качество обучения и воспитания. При составлении X. п. ребенка с ограниченными возможностями в конце учебного года или при переходе в др. школу следует указать, как выполняется важнейшая задача учителя спец. школы — ослабление или преодоление недо­статков психического развития и подготовка уч-ся к общественно полезной трудовой деят-ти.

При составлении X. п. учитель должен использовать все данные, полученные при изучении уч-ся: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, рисунков, сведения, полученные от родителей и др. членов семьи уч-ся, из детского сада и массовой школы, если ученик находился там до поступления в спец. школу. В X. п. должны найти свое отражение не только недочеты, свойственные школьнику с ограниченными возможностями, но и его положительные качества — то, на что


педагог может и должен опираться в учебно-воспитательной работе.

При составлении X. п. необходимо насытить ее конкретными материалами, характеризующими особенности личности школьника, а именно: 1) сведениями о развитии и воспитании ребенка до поступления в спец. школу;

2) наиболее важными медицинскими показателями;

3) данными, характеризующими особенности развития речи уч-ся, психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.); 4) данными об успеваемости уч-ся; 5) данными, характеризующими отношение уч-ся к своим уч. обязанностям, к учителю, к классному коллективу, к отдельным уч-ся; 6) сведениями об участии школьника в общественной жизни класса, школы; 7) сведениями об отношении уч-ся к занятиям по труду, к общественным поручениям; 8) материалами, характеризующими дисциплину уч-ся и поведение вне школы; 9) данными, характеризующими динамику развития уч-ся под направляющим воздействием школы и учителя.

В X. п. следует отразить достигнутые результаты, те изменения, к-рые произошли в поведении школьника, в характере овладения знаниями и навыками. Очень важно также определить задачи дальнейшего усовершенствования учебно-воспитательной работы с каждым уч-ся.

 

Характеропатия [ characteropathia; характер + греч. pathos — страдание, болезнь] — дисгармония личности с заострением отдельных черт характера.

 

Хейло- [ греч. cheilos — губа] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к губам».

 

Хейлогнатопалатосхизис [ хейло- + греч. gnathos — челюсть + лат. palatum — нёбо + греч. schisis— расщепление] — нарушение развития — расщелина губы и нёба.


 

Хейлопластика [ хейло- + греч. plastike — формирование, образование] — операция, устраняющая дефекты губ. Чаще всего применяется при врожденных расщелинах верхней губы.

Методов пластического восстановления верхней губы очень много. Различаясь в деталях, они основаны на общих принципах. При неполных расщелинах губы оказывается достаточным частичное иссечение краев дефекта и последующее послойное зашивание этих краев. При боле глубоких, а также при полных расщелинах выкраивают лоскуты на одной стороне расщелины и вкладывают их в разрезы на другой ее стороне. При полных расщелинах, кроме устранения дефекта верхней губы, необходимо обеспечить нормальные размеры и форму носовых отверстий, что также достигается путем формирования пластических лоскутов из соседних тканей. См. Хеймопластика.

Хейлосхизис [ хейло- + греч. schisis — расщепление, расщелина] — см. Расщелина губы.

Хейлофагия [ хейло- + греч. phagein — есть] — навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ.

 

Хеймопластика — см. Хейлопластика.

Хейро- [греч. cheir — рука] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к рукам», «выполняемый с помощью рук».

 

Хейрология [ хейро- + греч. logos— слово, наука] — способ общения, передачи мыслей посредством специфических выразительных жестов, мимики.

 

Хейромегалия [ хейро- + греч. megas, megalu — большой] — нарушение развития — чрезмерная длина верхних конечностей.

 

Хейроскоп [ хейро- + греч. skopeo — смотреть] — прибор для тренировочных упражнений с целью закрепления цент-


ральной фиксации амблиопического глаза и выработки нормального бинокулярного зрения.

 

Хейрофобия [хейро- + фобия] — патологическая боязнь письма.

 

Хеннера симптом [К. Неппеr, чехословацкий невропатолог] — нарастающее отклонение тела назад при ходьбе, приводящее больного к падению; признак поражения коры лобных долей больших полушарий мозга.

 

Хиноанизм — картавость с затруднением произношения звука «р».

 

Хитизм [хи — греч. название буквы х] — недостаток произношения фонем «х» и «x'».

Ходьба дозированная — дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.

 

Холдинг-терапия [ англ. to hold— держать] — оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте, разработанный американским психотерапевтом М. Вешем. Процедурах.-т. весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на сопротивление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов Х.-т. (продолжительностью около часа) сопротивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод продемонстрировал высокую эффективность в клинике РДА.

 

Хореофразия [ греч. choreia — пляска + phrasis — оборот речи] — бессмысленное повторение психически больным частей слов или отрывков фраз.


 

Хорея [ греч. choreia — хоровод, пляска] — общее название хореического гиперкинеза и болезней, при к-рых этот синдром наблюдается.

 

X. большая [ chorea major; син.: хореомания] — коллективный психоз, проявляющийся интенсивным двигательным возбуждением с некоординированными движениями, подергиваниями и судорогами на фоне аффективно-суженного сознания.

 

X. Хантингтона [ G. S. Huntington, 1851 — 1916, амер. врач; син.: Хантингтона хорея, хорея дегенеративная, хорея наследственная, хорея прогрессирующая хроническая] — наследственная болезнь нервной системы с преимущественным поражением мелких клеток полосатого тела и атрофией коры головного мозга, проявляющаяся хроническим и атетоид-ными гиперкинезами в сочетании с нарастающей демен-цией; наследуется по доминантному типу. X. X. приводит к непроизвольным хаотическим движениям и умственной деградации; на последней стадии наблюдается слабоумие. X. X. обычно поражает людей в возрасте между 25 и 55 годами (средний возраст 35 лет); однако 2 % случаев приходится на детский возраст и 5 % — на возраст старше 60 лет. Смерть обычно наступает через 10—15 лет после начала заболевания — от пневмонии, застойной сердечной недостаточности, в результате самоубийства. См. Болезнь Хантингтона.

Причины X. X.: Точная причина развития X. X. не известна. Заболевание является генетическим и наследуется в равной степени и мужчинами и женщинами.

Если у одного из родителей ребенка обнаружилась X. X., то в 50 % случаев ребенок, не унаследовавший заболевание, не может передать его своим детям.

Симптомы X. X.: Болезнь начинается по-разному. Постепенно усиливающиеся хаотические движения, неконтролируемые и бесцельные, сначала появляются на одной стороне тела, причем лицо и руки поражаются больше, чем ноги. В дальнейшем суетливые движения постепенно про-


грессируют в гримасничанье, причмокивание губами, речь становится невнятной. В моменты эмоционального напряжения (преимущественно рук; при этом мышцы шеи растянуты), заболевший становится полностью зависим от других.

В конечном счете у больных X. X. развивается слабоумие, к-рое не всегда прогрессирует с такой же скоростью, что и хорея. Вначале снижение умственной деят-ти может быть незначительным, но в конце концов наступает период, когда происходят сильнейшие изменения личности. Человек становится упрямым, неопрятным, апатичным, поведение отличается неадекватностью, притупляются память и способность концентрировать внимание, иногда появляется паранойя.

Диагностика Х. X.: Обнаруживается позитронной эмиссионной томографией и анализом ДН К. Диагноз основывается на характерной клинической картине: прогрессирующей хорее и слабоумии; учитываются возраст больного (35—40 лет) и сведения о наследственности. Компьютерная томография и метод магнитного резонанса обнаруживают атрофию мозга. Методы молекулярной генетики подтверждают диагноз, выявляя ген, вызывающий X. X. С помощью последних методов можно также предупредить людей, подвергающихся большему риску, у к-рых пока отсутствуют симптомы заболевания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.088 с.)