Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы организации специального обучения —
1. Индивидуальная форма организации обучения. До возникновения спец. школ обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось в форме индивидуального обучения. С возникновением спец. школ формы обучения глухих, слепых и др. детей с ограниченными возможностями изменились. Постепенно осуществляется переход к классно-урочной системе обучения. В настоящее время в спец. школах основная форма организации учебной работы — урок. Вместе с тем в спец. школах широко применяются и др. формы организации обучения, напр., индивидуальные занятия, в процессе к-рых исправляются недостатки речи, движений, ориентировки в пространстве, корригируются нарушения в физическом и умственном развитии детей с ограниченными возможностями. В современной спец. педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях: • когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии, и в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, т. к. человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деят-ти обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения; • когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, к-рая может дополнять фронтальные занятия. Здесь учитываются все тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде слу-
чаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы; • если ребенок обучается в домашних условиях. Продолжительность индивидуальных занятий обычно длится около 20—30 мин. 2. Индивидуально-групповая форма организации обучения в спец. образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут нек-рый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Напр., коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах. На более поздних этапах обучения, по мере достижения определенного коррекционно-педагогического эффекта, индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости. 3. Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации уч. процесса. Урок, как и в общеобразовательной школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и др. виды развивающей деят-ти детей. Урок представляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. Его отличия от др. организационных форм уч. работы состоят в следующем: • состав группы уч-ся постоянен (хотя в условиях интегрированного обучения возможно временное объединение уч-ся в рабочие группы по признаку сходства уровня развития, темпов учебной деят-ти, характера нарушения в развитии, характера урока. Постоянство состава групп при этом нарушается: по одним признакам дети работают водной группе, подругам — объединяются в др. группе); • деят-тью всех уч-ся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель; • • ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке. В то же время в спец. образовании существует система пропедевтической работы, благодаря к-рой подготовка к освоению к.-л. новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру др. уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.
В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в спец. школе строятся по смешанном у, или комбинированному, типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений. В средних и старших классах уроки приобретают классические черты. Уроки в спец. школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно-групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деят-ти, задач коррекционно-образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения к.-л. учебного задания. Широко распространены такие формы работы на спец. (коррекционных) уроках, напр. на уроках предметно-практического обучения. Групповые формы ра- боты способствуют активизации деят-ти детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деят-ти и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деят-ти в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. В спец. школах осуществляется не только общее образование, но и профессионально-трудовое обучение. Оно проводится по классно-урочной системе, а учебно-производственная практика организуется в форме практической деят-ти, для этого применяется особая форма учебной работы уч-ся — домашняя работа. При выполнении домашних заданий уч-ся спец. школы изучают учебный материал, выполняют различные письменные работы и практические задания. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех уч-ся, к-рые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деят-ти от остальных детей. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы (напр., внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков в спец. школе-интернате). К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, сорев-
нования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции). Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах уч. и воспитательной работы (Н. М. Назарова). См. Специальное обучение. Фосфен [ греч, phos — свет + phaino — показываю] — зрительное ощущение цвета, возникающее без воздействия света на глаз; связано с механическим, химическим или электрическим раздражением сетчатки глаза или зрительных участков коры головного мозга.
Фотализм — вид инфантилизма, задержка развития, соответствующая состоянию новорожденного.
Фотопсия — элементарные неоформленные зрительные галлюцинации — видение света, искр.
Фоторецепторы — специализированные клетки, реагирующие на свет возбуждением.
Фотостресс [ фото- + стресс ] — световой удар, эффект воздействия на глаз интенсивного светового раздражителя, характеризующийся временным более или менее значительным понижением функций зрения (остроты зрения, цветоощущения).
Фотофобия [ photophobia; фото- + греч. phobos — страх, боязнь] — 1. Возникновение приступа судорог при воздействии светового раздражителя — симптом бешенства. 2. Светобоязнь.
Фотоофтальмия [ photoophthalmia; фото- + офтальмия ] — поражение коньюнктивы и кожи век ультрафиолетовым, мощным видимым или инфракрасным излучением, проявляющееся слезотечением, светобоязнью и блефароспазмом.
Фотоэлектрические сигнализаторы — электорнные приборы, преобразующие световые сигналы в звуковые или тактильные, доступные для восприятия слепыми.
Фроттаж [ фр. frottage — натирание; син: Фроттеризм] — искаженная форма полового влечения у мужчин, при к-ром половое возбуждение и удовлетворение достигаются трением о тело женщины. Обычно происходит в местах массового скопления людей (в очереди, в транспорте и т. д.). В тесноте фроттерист прижимается к женщине, ощущает тело женщины через одежду, иногда делает коитальные движения. Чаще всего эти лица действуют скрытно. Нек-рые авторы считают Ф. переходной формой к фетишизму одежды. К. Имелинский и др. расценивают его как разновидность эксгибиционизма. Завуалированность сексуальных действий, невозможность женщины дать отпор, мнимая власть над ней, когда фроттерист делает ее объектом своих сексуальных воздействий в многолюдном месте, привносят во Ф. садистические элементы. В тех случаях, когда стремление к Ф. носит болезненный, патологический характер, являясь единственным или явно предпочитаемым методом сексуального контакта и получения удовлетворения, можно говорить о половом извращении. Помимо Ф. как сформировавшейся перверзии существуют его стертые формы, какие-то его элементы у лиц без отклонений в сексуальности. Возможны временные формы Ф., напр., в период юношеской гиперсексуальности. Помимо описанного гетеросексуального Ф. встречается и гомосексуальный. Однако Ф. может применяться партнерами в период предварительных или завершающихся ласк интимной близости. При этом он не носит характера полового извращения.
Фроттеризм — см. Фроттаж. Фрустрация [ лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор — причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе к-рой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.
Х Хамеоцефалия [ греч, chamai— низко + kephale — голова] — уплощенная форма черепа.
Характер [ греч. charakter — отличительная черта, особенность] — совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Решающее влияние на формирование X. в детском возрасте оказывают воспитание и обучение. Как показывает передовой опыт спец. школ, продуманная педагогическая работа, строящаяся с учетом нарушений и индивидуальных особенностей уч-ся, способствует формированию у них правильных норм общественного поведения и таких положительных черт характера, как трудолюбие, честность, правдивость и др. Наблюдения показывают, что при правильной организации педагогического процесса глухие и слепые уч-ся проявляют необходимую целеустремленность в работе, большую настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Такие же качества обнаруживаются у умственно отсталых школьников при выполнении понятной и доступной для них общественно полезной работы.
Следует, однако, подчеркнуть, что ребенок с ограниченными возможностями в большей мере, чем нормальный, нуждается в воспитательном воздействии школы и окружающих его лиц. Без этого воздействия у глухого ребенка, напр., формируются такие отрицательные черты X., как замкнутость, самонадеянность, недоверчивость. Ребенок с ограниченными возможностями, будучи представлен самому себе, попадает нередко под дурное влияние и совершает аморальные поступки.
Участие этого ребенка в общественно полезном труде — одно из наиболее эффективных средств воспитания его X. В условиях спец. школы труд содействует формированию многих положительных черт X. у уч-ся и компенсации недостатков развития психической деят-ти, что благоприятно сказывается на всем развитии X. Как и в воспитании X. нормальных школьников, большую роль в воспитании X. школьников с ограниченными возможностями играет их активное участие в жизни школы, в школьных кружках, а также занятия физкультурой и спортом. Велика роль школьного коллектива в формировании X. этих школьников. Вовлекая уч-ся в активную коллективную работу, спец. школа открывает тем самым большие возможности для их воспитания через коллектив. Совместный труд создает необходимые предпосылки для развития таких черт X., как дисциплинированность и настойчивость. Для многих школьников с ограниченными возможностями характерны неуверенность в своих силах, недооценка своих возможностей. На этой основе у них формируются такие нежелательные черты X., как застенчивость и пассивность. Работа в коллективе способствует их преодолению (см. Акцентуации характера). X. неопределенный — X., отличающийся отсутствием или слабой выраженностью доминирующих черт.
X. определенный — X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт.
X. патологический — см. Психопатия, Анатомия характера. X. противоречивый — X., к-рому свойствен разлад убеждений и деят-ти, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.
X. цельный — X., отличающийся отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деят-тью, единством мыслей и чувств.
Характеристика педагогическая — документ, отражающий поведение и успеваемость уч-ся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, черты характера. В X. п. находят отражение не только особенности развития ребенка с ограниченными возможностями, обусловленные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. В X. п. отмечаются изменения в общем развитии и поведении школьника, происходящие под влиянием воспитания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками. Так, напр., в школе для глухих детей X. п. должна содержать сведения о развитии речи уч-ся, в школе для слепых — о развитии пространственных представлений, во вспомогательной школе — данные о сдвигах в развитии психики и деят-ти умственно отсталых детей. В спец. школе X. п. составляет учитель на основе изучения каждого уч-ся в процессе обучения и воспитания. X. п. помогает учителю спец. школы правильно организовать педагогический процесс и улучшить качество обучения и воспитания. При составлении X. п. ребенка с ограниченными возможностями в конце учебного года или при переходе в др. школу следует указать, как выполняется важнейшая задача учителя спец. школы — ослабление или преодоление недостатков психического развития и подготовка уч-ся к общественно полезной трудовой деят-ти. При составлении X. п. учитель должен использовать все данные, полученные при изучении уч-ся: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, рисунков, сведения, полученные от родителей и др. членов семьи уч-ся, из детского сада и массовой школы, если ученик находился там до поступления в спец. школу. В X. п. должны найти свое отражение не только недочеты, свойственные школьнику с ограниченными возможностями, но и его положительные качества — то, на что педагог может и должен опираться в учебно-воспитательной работе. При составлении X. п. необходимо насытить ее конкретными материалами, характеризующими особенности личности школьника, а именно: 1) сведениями о развитии и воспитании ребенка до поступления в спец. школу; 2) наиболее важными медицинскими показателями; 3) данными, характеризующими особенности развития речи уч-ся, психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.); 4) данными об успеваемости уч-ся; 5) данными, характеризующими отношение уч-ся к своим уч. обязанностям, к учителю, к классному коллективу, к отдельным уч-ся; 6) сведениями об участии школьника в общественной жизни класса, школы; 7) сведениями об отношении уч-ся к занятиям по труду, к общественным поручениям; 8) материалами, характеризующими дисциплину уч-ся и поведение вне школы; 9) данными, характеризующими динамику развития уч-ся под направляющим воздействием школы и учителя. В X. п. следует отразить достигнутые результаты, те изменения, к-рые произошли в поведении школьника, в характере овладения знаниями и навыками. Очень важно также определить задачи дальнейшего усовершенствования учебно-воспитательной работы с каждым уч-ся.
Характеропатия [ characteropathia; характер + греч. pathos — страдание, болезнь] — дисгармония личности с заострением отдельных черт характера.
Хейло- [ греч. cheilos — губа] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к губам».
Хейлогнатопалатосхизис [ хейло- + греч. gnathos — челюсть + лат. palatum — нёбо + греч. schisis— расщепление] — нарушение развития — расщелина губы и нёба.
Хейлопластика [ хейло- + греч. plastike — формирование, образование] — операция, устраняющая дефекты губ. Чаще всего применяется при врожденных расщелинах верхней губы. Методов пластического восстановления верхней губы очень много. Различаясь в деталях, они основаны на общих принципах. При неполных расщелинах губы оказывается достаточным частичное иссечение краев дефекта и последующее послойное зашивание этих краев. При боле глубоких, а также при полных расщелинах выкраивают лоскуты на одной стороне расщелины и вкладывают их в разрезы на другой ее стороне. При полных расщелинах, кроме устранения дефекта верхней губы, необходимо обеспечить нормальные размеры и форму носовых отверстий, что также достигается путем формирования пластических лоскутов из соседних тканей. См. Хеймопластика. Хейлосхизис [ хейло- + греч. schisis — расщепление, расщелина] — см. Расщелина губы. Хейлофагия [ хейло- + греч. phagein — есть] — навязчивое действие в форме постоянного прикусывания губ.
Хеймопластика — см. Хейлопластика. Хейро- [греч. cheir — рука] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к рукам», «выполняемый с помощью рук».
Хейрология [ хейро- + греч. logos— слово, наука] — способ общения, передачи мыслей посредством специфических выразительных жестов, мимики.
Хейромегалия [ хейро- + греч. megas, megalu — большой] — нарушение развития — чрезмерная длина верхних конечностей.
Хейроскоп [ хейро- + греч. skopeo — смотреть] — прибор для тренировочных упражнений с целью закрепления цент- ральной фиксации амблиопического глаза и выработки нормального бинокулярного зрения.
Хейрофобия [хейро- + фобия] — патологическая боязнь письма.
Хеннера симптом [К. Неппеr, чехословацкий невропатолог] — нарастающее отклонение тела назад при ходьбе, приводящее больного к падению; признак поражения коры лобных долей больших полушарий мозга.
Хиноанизм — картавость с затруднением произношения звука «р».
Хитизм [хи — греч. название буквы х] — недостаток произношения фонем «х» и «x'». Ходьба дозированная — дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности; используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки или функционального исследования.
Холдинг-терапия [ англ. to hold— держать] — оригинальный метод коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте, разработанный американским психотерапевтом М. Вешем. Процедурах.-т. весьма проста: мать крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на сопротивление. При этом лица ребенка и матери обращены друг к другу. После нескольких сеансов Х.-т. (продолжительностью около часа) сопротивление ребенка уменьшается и наступает расслабление. Метод продемонстрировал высокую эффективность в клинике РДА.
Хореофразия [ греч. choreia — пляска + phrasis — оборот речи] — бессмысленное повторение психически больным частей слов или отрывков фраз.
Хорея [ греч. choreia — хоровод, пляска] — общее название хореического гиперкинеза и болезней, при к-рых этот синдром наблюдается.
X. большая [ chorea major; син.: хореомания] — коллективный психоз, проявляющийся интенсивным двигательным возбуждением с некоординированными движениями, подергиваниями и судорогами на фоне аффективно-суженного сознания.
X. Хантингтона [ G. S. Huntington, 1851 — 1916, амер. врач; син.: Хантингтона хорея, хорея дегенеративная, хорея наследственная, хорея прогрессирующая хроническая] — наследственная болезнь нервной системы с преимущественным поражением мелких клеток полосатого тела и атрофией коры головного мозга, проявляющаяся хроническим и атетоид-ными гиперкинезами в сочетании с нарастающей демен-цией; наследуется по доминантному типу. X. X. приводит к непроизвольным хаотическим движениям и умственной деградации; на последней стадии наблюдается слабоумие. X. X. обычно поражает людей в возрасте между 25 и 55 годами (средний возраст 35 лет); однако 2 % случаев приходится на детский возраст и 5 % — на возраст старше 60 лет. Смерть обычно наступает через 10—15 лет после начала заболевания — от пневмонии, застойной сердечной недостаточности, в результате самоубийства. См. Болезнь Хантингтона. Причины X. X.: Точная причина развития X. X. не известна. Заболевание является генетическим и наследуется в равной степени и мужчинами и женщинами. Если у одного из родителей ребенка обнаружилась X. X., то в 50 % случаев ребенок, не унаследовавший заболевание, не может передать его своим детям. Симптомы X. X.: Болезнь начинается по-разному. Постепенно усиливающиеся хаотические движения, неконтролируемые и бесцельные, сначала появляются на одной стороне тела, причем лицо и руки поражаются больше, чем ноги. В дальнейшем суетливые движения постепенно про- грессируют в гримасничанье, причмокивание губами, речь становится невнятной. В моменты эмоционального напряжения (преимущественно рук; при этом мышцы шеи растянуты), заболевший становится полностью зависим от других. В конечном счете у больных X. X. развивается слабоумие, к-рое не всегда прогрессирует с такой же скоростью, что и хорея. Вначале снижение умственной деят-ти может быть незначительным, но в конце концов наступает период, когда происходят сильнейшие изменения личности. Человек становится упрямым, неопрятным, апатичным, поведение отличается неадекватностью, притупляются память и способность концентрировать внимание, иногда появляется паранойя. Диагностика Х. X.: Обнаруживается позитронной эмиссионной томографией и анализом ДН К. Диагноз основывается на характерной клинической картине: прогрессирующей хорее и слабоумии; учитываются возраст больного (35—40 лет) и сведения о наследственности. Компьютерная томография и метод магнитного резонанса обнаруживают атрофию мозга. Методы молекулярной генетики подтверждают диагноз, выявляя ген, вызывающий X. X. С помощью последних методов можно также предупредить людей, подвергающихся большему риску, у к-рых пока отсутствуют симптомы заболевания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.088 с.) |