Особенности построения У. различного типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения У. различного типа



Типы и структура У.

Любой У. имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и уч. деят-ти на У. Работа на любом У. предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверку и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов У, оценка знаний и т. д.

Дидактическая задача У. является основанием для выделения следующих основных типов У:


 

• вводный У. — осуществляет подготовку уч-ся к восприятию нового материала. На этом У. устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются нек-рые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с к-рым предстоит познакомиться на последующих У.;

• У. формирования (сообщения) новых знаний, на к-ром основное внимание уделяется изучению нового материала;

• обобщающий (повторительно-обобщающий) У., на к-ром систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

• контрольный У., на к-ром уч-ся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;

• У. формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деят-ти;

• комбинированный У., на к-ром сочетаются различные виды работы — объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

По своей организации от традиционных форм отличаются У профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

Под структурой У. понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов У, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа У. сложилась определенная структура. Общими элементами У. являются: организация начала У, проверка усвоения изученного материала, подготовка уч-ся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи У, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов У, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка уч-ся к самостоятельной работе над ним.


 

Каждый из этих структурных элементов У. преследует свои задачи.

1.Организация начала У. занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на У. в спец. школе уделяется особое внимание, т. к. от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей У.

Действительно, учитывая трудную переключаемость умственно отсталых уч-ся с одного вида деят-ти на другой, во время оргмомента необходимо снять у них излишнюю возбудимость, напр., после перемены, У. физкультуры и т. п. и переключить их внимание на данный У. С первых минут уч-ся должны почувствовать в учителе лидера, к-рый не отступит от своих требований. В организации начала У. все имеет значение: как учитель вошел в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, даже то, как он идет от двери до своего стола. Учитель проверяет готовность к У: наличие у уч-ся тетрадей, учебников, ручки, специального оборудования для данного У, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов. Кстати, это же требование относится к столу учителя. Это приучает уч-ся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд. Нек-рым уч-ся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок или подготовить к У. рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за него.

2. Проверка домашнего задания (актуализации знаний) — традиционно сложившаяся часть У, смысл к-рой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы учитель прежде всего сосредоточивает внимание уч-ся на основных правилах, к-рые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Если к данному У. не было домашнего задания, то уч-ся по серии специально подготовленных вопросов воспроизво-


дят знания, к-рые будут использованы в процессе объяснения. От этой части У. непосредственно зависит познавательная активность и интерес уч-ся к новому материалу.

Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое значение для активизации внимания уч-ся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

3. Объяснение — научное изложение содержания уч. материала — важнейшая часть в структуре У. Доступная для умственно отсталых школьников логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения уч-ся нового материала. В спец. школе объяснение может включаться и в др. части У. (напр., к процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью уч-ся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

4. Закрепление — этому этапу У. уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, спец. заданий проводится учителем после объяснения нового материала.

В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деят-тью и опытом уч-ся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе У. особенно важны дифференцированный подход к уч-ся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это может быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и т. д.

6. Повторение — это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность этого этапа У. в спец. школе заключается


в том, что умственно отсталым уч-ся в силу особенностей их познавательной деят-ти (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой — пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы (напр., использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).

7. Подведение итогов и оценка работы уч-с я. Нельзя недооценивать этой части У. За 1—3 мин учитель воспроизводит основное содержание У, выделяет положительные моменты и недостатки в работе уч-ся.

Знания уч-ся спец. школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ спец. школы и психофизические особенности уч-ся, для к-рых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деят-ти. Объективная оценка знаний, умений и навыков уч-ся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков уч-ся позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных уч-ся, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость уч-ся.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков уч-ся выводится по результатам повседневного устного, индиви-


дуального и фронтального опроса уч-ся, выполнения ими обучающих классных и домашних работ и др. учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание их определяется учителем.

Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, к-рые обеспечивают уч-ся дальнейшее успешное продвижение в учении.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ во избежание перегрузки уч-ся определяется общешкольным графиком, составляемым директором или завучем школы по согласованию с преподавателем. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели — не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в 1 -м кл. не проводятся, но начиная со второго полугодия с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков проводятся отдельные проверочные письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.

При оценке знаний, умений и навыков уч-ся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности ин­теллектуального развития уч-ся состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ уч-ся, страдающих


глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т. п.

Используя оценку как стимул учебной деят-ти, в порядке исключения работы нек-рых учеников можно оценивать более высоким баллом.

8. Домашнее учебное задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача этого этапа У. заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Учитель должен быть уверен, что каждый ученик записал домашнее задание в дневник, знает, как его нужно выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы. Домашнее задание не рекомендуется относить на последние минуты У, т. к. уч-ся, ожидая звонка, менее внимательны и нек-рые из них могут не успеть записать задание, другие не поймут, как его выполнять. Бывают случаи, когда учитель и после звонка продолжает давать инструктивные указания, к-рые учениками уже, естественно, не воспринимаются. По­сле сообщения домашнего задания необходимо спросить нескольких учеников о том, как его поняли.

Подготовка учителя к У.

Подготовка к У. — это постоянный необходимый элемент профессиональной деят-ти учителя.

Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в школе предметов, последовательность их изучения, т. к. только при этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях спец. школы.

Планирование У.

Один из этапов подготовки учителя к У. —тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное кол-во У. Намечает последовательность изучения темы по У. Определяет цели и задачи каждого У, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по У. Учителю должно быть заранее известно, какой У. имеет более выраженное теоретическое содержание, на каком У. лучше провести самостоятельную работу или упражнения, какой У. посвятить отработке определенных навыков и т. д.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого У; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения У.

Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому У.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана


проведения отдельного У. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура У. Ход У. планируется исходя из его этапов и структурных элементов.

План У. включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи У; оборудование У. наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход У. (по этапам в соответствии с типом У); анализ результатов У. (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

В плане У. точно обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т. п. Указывается время в минутах на каждый вид учебной работы. Рекомендуется в плане отдельно выделить текст, к-рый пишется на доске.

На основе плана пишется конспекту. Для этого составля­ются тезисы У. в виде краткой записи действий учителя, со­держания и форм проведения уч. работы. Конспективное изложение будущего У. позволяет выделить основные узловые моменты в содержании и методах проведения уч. занятия (Б. Л. Пузанов).

Урофагия [уро- + грен, phagein — есть, поедать, пожирать] — сексуальное возбуждение, возникающее при употреблении мочи партнера.

 

Урофобия [urophobia;ypo- + фобия] — навязчивый страх — боязнь появления позыва на мочеиспускание в неподходящей обстановке (напр., во время чтения лекций).

 

Ускорение психических функций [ англ. psychomotor acceleration] — психиатрический термин для обозначения ускорения процессов мышления и движений, имеющих местопри мании.


 

Утомление [син.: утомленность] — состояние временного снижения функциональных возможностей организма, наступающее вследствие интенсивной или длительной деят-ти, проявляющееся ухудшением количественных и качественных показателей этой деят-ти (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающееся чувством усталости: иногда термином «утомление» обозначают процесс возникновения этого состояния.

У. мышечное — У, проявляющееся преимущественно в определенной группе мышц, подвергавшихся наибольшему напряжению при работе.

У. умственное — У, возникшее при выполнении умст­венных нагрузок, характеризующееся снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоцио­нального тонуса, внимания, интереса к работе; обычно сопровождается изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы.

У. физическое — У, возникшее при выполнении физических нагрузок и характеризующееся снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

У. цветовое — см. Астенопия цветовая.

У. эмоциональное — У, проявляющееся снижением эмоциональных реакций и эмоционального тонуса; вызывается воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей.

У детей с ограниченными возможностями У. наступает раньше, чем у детей с нормальным развитием. Причины более быстрого У. этих детей различны. У умственно отсталых детей У. наступает быстрее из-за повышенной истощаемости высшей нервной деят-ти. У детей с нарушениями слуха и зрения У. вызывается перенапря-


жением частично нарушенных анализаторов (у слабослышащих и слабовидящих), а также повышенным напряжением сохранных ведущих анализаторов (зрения — у глухих, слуха и осязания — у слепых). Кроме того, тяжелые заболевания, перенесенные многими этими детьми в раннем детстве и явившиеся причиной их отклонений, вызывают общее ослабление организма, что, в свою очередь, может быть причиной быстро наступающего У.

У детей с нарушенным слухом или зрением У. ведет к значительному замедлению учебной и трудовой деят-ти. У глухих и слабослышащих детей нарастают трудности в восприятии и понимании обращенной к ним речи, в решении мыслительных задач. Слепые и слабовидящие дети в состоянии утомления хуже ориентируются в окружающей обстановке, с большим трудом узнают различные предметы, испытывают большие затруднения при чтении и письме.

У умственно отсталых детей У. резко снижает общую работоспособность, иногда до полного ее срыва. У них может наблюдаться заметное падение работоспособности в течение урока, что наиболее отчетливо проявляется в нарушении мыслительной деят-ти и произвольного внимания. В зависимости от обусловленных нарушенным развитием индивидуальных особенностей высшей нервной деят-ти у одних детей У. увеличивает вялость, у других, наоборот, ведет к крайнему перевозбуждению.

Быстро наступающее У. является причиной обнаружива­ющегося время от времени резкого падения качества учебной деят-ти у детей с задержками психического развития, ослабленным организмом.

При составлении учебных планов и программ для спец. школ, а также в повседневной учебной и воспитательной работе принимается во внимание то обстоятельство, что состояние У. у детей с ограниченными возможностями наступает быстрее, чем у нормально развивающихся.


 

В спец. школах обязательны строгое соблюдение дневного режима и правильный распорядок учебного дня. Особое значение имеет организация здорового отдыха детей и занятия физкультурой по спец. программам, разработанным с учетом различных особенностей физического развития этих детей.

Нельзя допустить не только переутомления их, но и сильного У, снижающего эффективность их обучения и тем самым препятствующего их компенсаторному развитию.

У. зрения — проявляется в субъективных жалобах на чувство У, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение (диплопия) изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппаратов органа зрения. При утомлении светоощущающего аппарата происходит снижение чувствительности глаза к свету. Падение функциональной подвижности и чувствительности к электрическому току отражает утомление нервной части органа зрения. Утомление двигательного аппарата сказывается в уменьшении объема аккомодации, изменении мышечного баланса глаз, зрачкового рефлекса.

При большей нагрузке двигательного аппарата увеличивается утомление нервной части органа зрения. От утомления органа зрения возрастает кол-во миганий, падает «устойчивость ясного видения». Утомленный глаз более чувствителен к слепящему действию яркого света, зрительная работоспособность его снижается. Астенопия аккомодативная — утомление цилиарной мышцы глаза при ее чрезмерном напряжении в случаях дальнозоркости, неравномерном сокращении при астигматизме.

Мышечная астенопия глаз наблюдается при близорукости. Уменьшение работоспособности зрения, связанное с утомлением, наступает при зрительной работе на близком расстоянии, рассматривании мелких деталей, фиксации движущихся объектов, частого перевода взора, резких переходов от тени к свету, и наоборот. В течение рабочего


дня утомление зрения может нарастать, особенно при неправильном световом режиме. Поэтому нормальная организация зрительной работы для лиц с ослабленным зрением требует гигиенически обоснованных норм освещения. Необходимы также частые перерывы зрительной нагрузки. См. Астенопия.

У. слуха — реакция на более или менее длительное раздражение интенсивным звуком или шумом. Выражается в повышении слуховых порогов, т. е. временном понижении слуха. Это обстоятельство сближает У. с. со слуховой адаптацией. Однако природа этих двух явлений неодинакова. Возвращение слуха к исходному уровню при утомлении, в отличие от адаптации, требует значительного срока — от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и недель. Кроме того, У. с. вызывают только сильные звуки. Длительность восстановительного периода зависит от интенсивности и длительности действия шума и от степени повышения слуховых порогов. При периодическом и частом У. с. может наступить стойкое понижение восприятия преимущественно высоких тонов.

Восстанавливается слух постепенно. Степень повышения слуховых порогов при У. с. неодинакова у разных лиц в одних и тех же условиях. Она связана с индивидуальными особенностями центральной нервной системы, и в частности слухового анализатора.

 

Утомляемость — свойство организма (физиологической системы, органа) быть подверженным утомлению.

У. мышечная патологическая — ускоренное развитие утомления мышц, наблюдаемое при миастении.

У. психическая — ускоренное снижение умственной работоспособности при нагрузке, сопровождающееся быстрым появлением чувства усталости; психический компонент астенического синдрома.

 

Ухо [auris] — орган слуха и равновесия у позвоночных животных и человека.


 

У. внутреннее [a. interna] — система сообщающихся заполненных жидкостью каналов и полостей в хрящевом или костном лабиринте у позвоночных животных и человека; в У. в. расположены воспринимающие части органов слуха и равновесия — улитка и вестибулярный аппарат.

У. наружное [a. externa] у млекопитающих животных и человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода; улавливает и проводит звук к барабанной перепонке.

У. среднее [a. media] — у наземных позвоночных животных и человека состоит из барабанной полости со слуховыми косточками и слуховой (евстахиевой) трубы; снаружи ограничено барабанной перепонкой, от к-рой слуховые косточки принимают звуковые колебания и передают их во внутреннее ухо.

 

Учебники для специальных школ — предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями. Особенности У. определяются задачами, содержанием и методами обучения в этих школах. К У. для спец. школ предъявляется ряд общих и спец. требований. Они должны знакомить уч-ся с достижениями науки, быть идейно воспитывающими. Содержание У. отвечает уч. программам, обеспечивает связь теории с практикой и знаний с жизнью.

Материал У. излагается доступным уч-ся языком. Это имеет особое значение для глухих и слабослышащих детей, а также для умственно отсталых уч-ся, т. к. уровень развития их речи, в особенности на ранних этапах обучения, недостаточно высок. У. широко иллюстрируются рисунками, картами, схемами и т. п. Необходимо, чтобы в У. были включены различные задания и упражнения для закрепления получаемых знаний, умений и навыков, применения полученных знаний и навыков в различных условиях, воспитания самостоятельности уч-ся (ответы на вопросы,


выполнение упражнений, графические, лабораторные работы и т. п.).

В отличие от других спец. школ в школах для слепых и слабовидящих детей используются У. для массовой школы, к-рые оформляются с учетом особенностей восприятия детей с недостатками зрения. У. для слепых приспособлены к чтению посредством осязания. Они печатаются рельефно-точечным шрифтом Брайля. В дополнение к У. создаются наборы рельефных рисунков, чертежей, географических карт.

Для слабовидящих детей У. печатаются крупным шрифтом. Иллюстрации в них должны быть очень четкими, интенсивно раскрашенными, с усиленным контуром.

В старших классах (8—12-й) школ для глухих и слабослышащих используются учебники для массовой школы.

 

Учебные пособия в специальных школах — печатные, графические (плоские) и объемные материалы, предназначенные для обучения: учебники, словари, справочники и определители, таблицы, карты и картины; макеты, модели и муляжи, коллекции, различные приборы и инструменты. В качестве уч. пособий выступают различные предметы окружающей обстановки. У. п. делают обучение наглядным, конкретизируют его, помогают самостоятельной работе уч-ся.

У п. должны отвечать общим педагогическим требованиям: их содержание и оформление, должно соответствовать определенной педагогической задаче, быть простым, эконо­мичным и удобным для пользования.

У. п., предназначенные для спец. школ, отвечают, кроме того, спец. задачам обучения детей с ограниченными возможностями.

У. п. для глухих приспособлены гл. обр. к зрительному восприятию. При разработке этих пособий учитываются особенности речевого общения и типичные затруднения глухих уч-ся при овладении лексическим, грамматическим и фонетическим строем речи. При обучении глухих


произношению используются приборы, преобразующие звуки речи в зрительные или вибрационные сигналы.

В школе для слабослышащих в основном применяются У. п. для массовой школы. Наряду с этим используются и специально разработанные для слабослышащих пособия для 1—4-го кл. по обучению языку.

У. п. для слепых рассчитаны в основном на слуховое и осязательное восприятие.

Для осязательного восприятия применяются рельефные глобусы и карты, чертежи и рисунки.

В школах для слепых в качестве У. п. широко применяются объемные предметы: натуральные, модели и муляжи. Кроме того, используются спец. приборы и инструменты. Ряд У. п. для слепых имеют спец. устройства, преобразующие оптические сигналы в звуковые.

В школах для слабовидящих детей основной принцип при подборе У. п. — возможность их воспринимать уч-ся с нарушениями зрения: сужением поля зрения, нарушением рефракции и др.

При обучении умственно отсталых детей в качестве У. п. широко используются натуральные предметы. Готовые пособия, предназначенные для младших классов массовой школы, пригодны также и для спец. школы (таблицы, картины и карты). Есть и спец. пособия для спец. школы.

В связи с приближением преподавания к жизни изменяется и характер работы с У. п. Она перестает быть созерцательной. Признаки и свойства предметов изучаются по возможности в процессе действия с этими предметами.

 

Ушиб головного мозга — травма, вызывающая повреждение вещества мозга. У. г. м. является более серьезной травмой, чем сотрясение головного мозга; он нарушает нормальные функции нервов в пострадавшей области и может приводить к потере сознания, кровоизлияниям, отеку и даже к гибели больного.


Причины У. г. м.: Ушибы головного мозга происходят в результате резкого увеличения скорости с последующим рез­ким ее снижением, отчего мозг дважды ударяется о черепные кости (при ускорении и снижении скорости). Травмы могут быть следствием сильного удара тупым предметом по голове. Врезультате ушибов головного мозга внутри черепа могут происходить кровотечения.

Симптомы У. г. м.: Следствием У. г. м. могут быть сильные ранения черепа, нарушения дыхания, потеря сознания на несколько минут и дольше. Если сознание сохраняется, у пострадавшего могут наблюдаться головокружения, помрачение сознания, дезориентировка, тревожное возбуждение и даже агрессивность, временно может нарушиться речь или развиться легкий односторонний паралич или чувство онемения.

Диагностика У. г. м.: Диагноз ставят с учетом недавней травмы головы и результатов нейрологического исследования. Компьютерная томография позволяет обнаружить поврежденные ткани, гематомы и переломы.


 

Ф

 

Фаго- [ греч. phagein — есть, поедать, пожирать] — составная часть сложных слов, обозначающая «относящийся к поеданию, к поглощению».

 

Фагофобия [phagophobia; фаго- + фобия] патологическая боязнь подавиться пищей, боязнь глотания.

 

Фантазии бредоподобные [син.: Идеи бредоподобные ] — возникающие у больных реактивным психозом идеи преследования, величия, реформаторства, обвинения, само­обвинения и т. д., содержание к-рых изменяется в зависимости от внешних обстоятельств; в отличие от бреда при Ф. б. у больного отсутствует убежденность в этих идеях; сопровождаются театральностью поведения.

 

Фантазии детские патологические — усиленное воображение, проявляющееся в содержании игр и высказываний детей, больных неврозами или психозами, и являющееся компонентом аутизма, навязчивых или бредовых идей.

 

Фантазии истерические — [pseudologia phantastica] образные вымыслы неправдоподобного содержания, сообщаемые больным истерией с целью привлечь к себе внимание.

 

Фантазиофрения [ греч. phantasia — воображение + ( шизо)френия] параноидная шизофрения с преобладанием фантастических бредовых идей.

 

Фантазирование истерическое [син.: Мифомания, сновидения наяву] — склонность больного истерией к образным сценоподобным представлениям, отражающим его стремления и частично заменяющим ему окружающую реальность.


 

Фантазирование патологическое — склонность психически больного или психопата к сочинению неправдоподобных историй, в к-рые он верит.

 

Фантасмагория [ греч, phantasma — призрак + agoreuо — говорю] — причудливое бредовое видение.

 

Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) в России — принят Государственной Думой 18 июля 1996 г. Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации указанных лиц к обществу.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1.0сновные термины: специальное образование; лицо с ограниченными возможностями здоровья; ребенок; взрослый; недостаток; физический недостаток; сложный недостаток; тяжелый недостаток; специальные условия для получения образования; интегрированное обучение; образовательное учреждение общего назначения; специальное образовательное учреждение; специальное образовательное подразделение; образовательное учреждение интегрированного обучения; обучение на дому; государственное именное образовательное обязательство; полное государственное обеспечение.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении спец. образования:

• лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации; родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей взрослых сограниченными возможностями здоровья;


 

• педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении спец. образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении спец. образования.

Статья 3. Цели специального образования.

1. Специальное Образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтеграции) в об-во, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деят-ти и семейной жизни.

2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, спец. образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

Глава II. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (иных законных представителей).

Статья 7. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Лицо, полагающее, что его возможности получить образование ограничены по состоянию здоровья, имеет право на освидетельствование в целях установления его права на получение спец. образования и государственного именного образовательного обязательства.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право:


 

1)на бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

2)бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и/или психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста 6—8 лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной уч. программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем 9 лет;

4) получение бесплатного образования в спец. образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, спец. образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транс-


портными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации;

7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и/или профессиональной подготовкой в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 9. Государственное обеспечение лип с ограниченными возможностями здоровья

На полном государственном обеспечении в государственных спец. образовательных учреждениях-интернатах и спец. образовательных учреждениях общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые; с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; со сложными недостатками.

Глава III. Организация специального образования.

Статья 10. Формы получения специального образования.

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать спец. образование в спец. образовательных учреждениях, спец. образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.113 с.)