Тема 9.Расчет стоимости туристского продукта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9.Расчет стоимости туристского продукта



1. Туристический продукт.

2. Понятие туристического продукта и его особенности.

3. Потребительские свойства и качества туристического продукта.

4. Этапы разработки туристского продукта.

  1. Туристический продукт.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых тури­стом в процессе путешествия, представляет собой продукт вло­женного в туризм труда, на практике и в специальной литературе называемый «туристским продуктом».

Туристский продукт — результат общественного труда в виде ту­ристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В са­мом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.

Туристские услуги — целесообразная производственная дея­тельность, удовлетворяющая потребности туристов и не прини­мающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.

К туристским относятся услуги:

· по размещению туристов;

· перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания! и обратно;

· обеспечению туристов питанием;

· перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия;

· удовлетворению культурных потребностей туристов (экс­курсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, пар­ков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

· удовлетворению деловых и научных интересов (участие; в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);

· информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, кур­сах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);

· средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);

· организационные (оформление паспортов, виз, страхова­ние, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);

· торговых предприятий как общего, так и специального на­значения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

· посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка кор­респонденции, приобретение подарков, сувениров);

· бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);

· спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спор­тивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

  1. Понятие туристического продукта и его особенности.

Характеристики туристских услуг определяют ряд особенностей туристской деятельности. Во-первых, туристские услуги от­личаются характером потребления. Товар в материальной форме готов к потреблению после завершения его перемещения от места производства к месту потребления. Туристские же услуги в большинстве случаев потребляются тогда, когда турист достав­лен к месту их производства. Во-вторых, предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические) туристы получают в стране (месте) постоянного проживания, другие — во время путешест­вия (например, транспортные), третьи — в стране (месте) вре­менного пребывания (размещение, питание, экскурсионное об­служивание и т.д.). Кроме того, услуги предоставляются различ­ными предприятиями и организациями сферы туризма, которые находятся в состоянии территориальной разобщенности.

Тур комплекс различных видов услуг, объединенных глав­ной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенному маршруту с заранее установленной программой. Такой комплекс воспринимается потребителем как единый продукт и приобретается в совокупности всех его ком­понентов.

Основным видом туристского продукта является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый тури­стам в одном «пакете». За рубежом туристские поездки, реализуе­мые на основе стандартных наборов или пакетов услуг с заранее установленной программой обслуживания и единой ценой для по­требителя, называются пэкидж-турами (от англ, package tour) или инклюзив-турами (от англ, inclusive tour). Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США — «пэкидж-тур». Пэкидж-туры являются основным предметом деятельности туристских предприятий и определяются как пакет услуг, включающий следующие компоненты — перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя. Структура подобных туров в значительной степени варьируется в зависи­мости от страны, особенностей туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

Пэкидж-туры имеют преимущества перед другими предприятиями туристских услуг, так как их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

Туристские услуги подразделяются также на основные и дополнительные. К первым относятся услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым — приобретаемые туристом во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания. С точки зрения потреби­тельских свойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительными услугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание, считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсию дополнительно к оплаченному туру, эта услуга становится дополнительной. Следовательно, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу туристских услуг.

  1. Потребительские свойства и качества туристического продукта.

Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства:

· обоснованность — предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими ус­ловиями, основанными на потребностях туриста;

· надежность — соответствие реального содержания продук­та рекламе, достоверность информации;

· эффективность — достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;

· целостность — завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребности;

· ясность — потребление продукта, его направленность долж­ны быть понятны как туристу, так и обслуживающему пер­соналу;

· простота в эксплуатации;

· гибкость — способность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невос­приимчивым к замене обслуживающего персонала;

· полезность — способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста.

Необходимо отметить такое важное свойство туристского продукта, как гостеприимство. Без него даже самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным, и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной потребности. Гостеприимство в сфере туристской индустрии — это профессиональное требование, искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства явля­ются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов:

· качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и готовятся к встрече с ними;

· создание положительного образа туристской местности, предприятий, обслуживающих потенциальных потребителей (реклама, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.);

· нескрываемое стремление обслуживающего персонала к оказанию туристам знаков внимания (политика обслуживания по принципу «Все для клиента»);

· внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу «Что мы можем еще для вас сделать?»);

· забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация об объектах в путеводителях и буклетах на понятом туристу языке и др.);

· благожелательное отношение к туристам, которое должно быть возведено в принцип обслуживания.

  1. Этапы разработки туристского продукта.

Основой для разработки тура является его краткое описание, т.е. набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя.

Проектирование турапредполагает следующие этапы:

· установление нормируемых характеристик тура;

· установление технологии процесса обслуживания туристов;

· разработка технологической документации;

· определение методов контроля качества;

· анализ проекта.

Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туропе­ратора. В зависимости от его специализации, масштабов деятель­ности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов.

На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на опреде­ленного потребителя, выбирается сезон, направление по стра­нам и примерное наполнение основного комплекса услуг.

Для осуществления этого могут быть использованы самые Разнообразные методы. Одним из них, получившим достаточно широкое распространение не только в туризме, является метод «мозгового штурма» (от англ, brain storming). Вторым направлением формирования идеи бу­дущего тура является наблюдение. Третьим направлением в формировании идей может стать личный опыт туроператора, его знание потребностей рынка, умение прогнозировать и пред­угадывать развитие потребительских запросов.

Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономиче­ском плане. Немаловажное значение имеют их деловые качества и репутация.

После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он приступает к формированию основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривает действия по ком­плектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. В отличие от разработки замысла тура, где туроператор только предполагает набор услуг для вклю­чения в тур, на этапе формирования создается конкретный па­кет туристского предложения, ориентированный на реальный спрос. Таким образом, образуется основа тура, которая, как пра­вило, включает в себя следующие элементы: целевое назначение тура, разработку туристского маршрута, планирование услуг про­живания, питания, транспортировки, медицинского страхова­ния туристов, программу тура и др. Процесс формирования ком­плекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура.

На этапе формирования основного и дополнительного ком­плексов услуг также разрабатываются основные подходы и тема­тика будущей рекламной кампании, определяются каналы сбыта и их участники.

Экспериментальная проверка тура — заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию. Наиболее часто встре­чающейся формой экспериментальной проверки тура являются так называемые рекламные туры и стади-туры (study tour). Рек­ламный тур предназначен для ознакомления с новым турист­ским продуктом представителей средств массовой информации, а также личностей, авторитетных для целевых потребителей, и зачастую представителей турагентов, которые впоследствии будут участвовать в продажах данного тура. Он должен рассматри­ваться как часть рекламной кампании в отношении данного про­дукта. Основными целями рекламных туров являются широкое информирование целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, Достоинств и конкурентных преимуществ. Рекламные туры про­водятся, как правило, за счет самого туристского предприятия.

Второй часто используемой формой экспериментальной про­верки тура являются стади-туры (обучающие туры), цель кото­рых состоит в формировании представления о качествах тура, его достоинствах и недостатках у сотрудников служб продаж са­мого туристского предприятия и представителей турагентств, которые будут участвовать в реализации этого тура. Стади-тур включает в себя не только выполнение всех программных меро­приятий, предусмотренных туром, но и ознакомление с техноло­гическими особенностями оказания тех или иных услуг партнерами и поставщиками. Поэтому очень часто в ходе стади-туров их участники встречаются с руководителями и сотрудниками гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, изучают процесс обслуживания туристов, и особенности предоставления услуг, входящих в тур.

Зачастую к процессу экспериментальной проверки туров относят так называемые пробные продажи, которые организовываются для относительно небольших групп туристов до начала сезона массовых продаж. Обычно к участию в таких группах привлекают постоянных клиентов туристской компании с целью проверки тура в реальных условиях, а также изучения отзывов потребителей о качествах разработанного тура, его достоинствах и недостатках. Как правило, для пробных продаж туристская компания устанавливает специальные льготные цены, а в некоторых случаях предоставляет отдельные туристские услуги за свой счет.

Литература: 2, 4, 5,7, 12, 14.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие 1. Введение. Туризм как бизнес, основные понятия и условия развития

Цель – изучить основные понятия туристского бизнеса.

Задачи: определить основные субъекты туристского бизнеса; выявить экономические условия туристского бизнеса.

Темы для докладов:

1. Экономические и социальные условия потребителей-туристов.

2. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации.

3. Основные понятия ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

4. Другие нормативные документы, регулирующие туристский бизнес.

Литература: 2, 9, 11, 17.

Практическое занятие 2. Виды деятельности туристских предприятий

Цель – познать инфраструктуру туризма.

Задачи – провести классификацию видов деятельности в сфере туризма и определить туристическую нагрузку на ресурсы страны.

Темы для докладов:

1. Субъекты инфраструктуры туризма.

2. Виды туроператоров.

3. Схемы взаимодействий между рецептивным и инициативным туроператором.

4. Взаимоотношения между туроператором и турагентом.

Литература: 2, 3, 11,14..

Практическое занятие 3. Бизнес-планирование работы туристского предприятия.

Цель – изучить экономическую целесообразность создания турфирмы на основе бизнес-плана.

Задачи – познать финансовые ресурсы для открытия турфирмы и уметь рассчитывать коммерческую состоятельность открытия турфирмы.

Темы для докладов:

1. Основы бизнес-планирования.

2. Принципы бизнес-планирования.

3. Модели разработки бизнес-планов на туристском предприятии.

4. Отраслевые особенности бизнес-планирования в туризме

Литература: 2,3, 9,11,14-19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.041 с.)