Кафедра: «Туризм и рекреация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра: «Туризм и рекреация»



Кафедра: «Туризм и рекреация»

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол № Проректор по УРиКО

от «___»_____________2014 г. __________ О.Н. Наумова

Проректор по УР и КО «____»___________201__ г.

_____________О.Н. Наумова

 

Учебно-методическое пособие

по дисциплине: «Технология образования туристского предприятия»

для студентов направления 100400.62 «Туризм

 

 

Составители: к.и.н., доцент Корнеева Ю.В.

ст. преподаватель Коровина Н.П.

 

 

Тольятти 2014

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 100400.62 "Туризм", утвержденного Министерством образования 28 октября 2009 г. № 489.

 

Составил к.и.н., доцент Корнеева Ю.В., ст. преподаватель Коровина Н.П.

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры «Туризм и рекреация»

Протокол № _____ от _______________ 2014 г.

Зав. кафедрой к.п.н., доцент ______________ Крамарова Т.Ю.

 

 

Одобрено научно-методическим советом

Направления 100400.62 «Туризм»

Протокол № _____ от ______________ 2014 г.

Председатель научно-методического совета

___________________________________ к.и.н., доцент Корнеева Ю.В.

 

Рецензент: к.п.н., доцент Крамарова Т.Ю.

 

Аннотация

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Технология образования туристского предприятия» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом для направления 100400.62 «Туризм» и содержит программу курса, структуру и объем дисциплины, тематический план курса, блок методических и контролирующих материалов, библиографических список.

УМП позволит студентам познакомиться с теоретическими основами образования туристского предприятия и обслуживанием потребителей, а также сориентироваться в структуре и содержании учебной дисциплины, последовательности и логике изучения, знать требования к уровню её освоения. УМП дает возможность оптимально организовать работу над курсом.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ВВЕДЕНИЕ 5

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

Тема 1. Введение. Туризм как бизнес, основные понятия и условия развития 6

Тема 2. Виды деятельности туристских предприятий 11

Тема 3. Бизнес-планирование работы туристского предприятия 16

Тема 4. Анализ рынка туристских услуг 23

Тема 5. Выбор организационно-правовой формы туристского предприятия 30

Тема 6. Финансовые ресурсы для открытия туристского предприятия 36

Тема 7. Подготовка туристской фирмы к регистрации 42

Тема 8. Организационная структура туристского предприятия 49

Тема 9.Расчет стоимости туристского продукта 55

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 59

4. СОДЕРЖЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 61

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 63

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 65

7. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 66

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Цель освоения дисциплины «Технология образования туристского предприятия» является ознакомление студентов с теоретическими основами образования туристского предприятия и обслуживанием потребителей.

Процесс изучения дисциплины «Технология образования туристского предприятия» направлен на формирование следующих компетенций: ПК-8, ПК-9. В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· основные приемы построения кадровой политики и управленческой структуры на туристском предприятии;

· основные правила и элементы бизнес-планирования и требования к различным организационно-правовым формам туристских предприятий;

уметь:

· применять эффективные методы кадровой политики на туристском предприятии;

· составлять бизнес-план нового туристского предприятия;

владеть:

· практическими навыками создания благоприятного трудового климата на туристском предприятии;

приемами бизнес-планирования для нового туристского предприятия.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Туризм как бизнес, основные понятия и условия развития

1. Туристская деятельность как основное понятие туристского бизнеса.

2. Субъекты туристского бизнеса.

3. Экономические условия туристского бизнеса.

4. Законодательные основы туризма

 

  1. Туристская деятельность как основное понятие туристского бизнеса.

Во всем мире, в том числе в России, туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений. Туристские организации (турфирмы, гостиницы, рестораны и др.) самостоятельно организуют свою деятельность и работают в целях извлечения прибыли. Государство способствует развитию туризма, определяя политику в данной сфере и создавая законодательную базу отрасли.

Возможность использования термина «туристская деятельность» определена Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (в действующей редакции (2012 г.). Согласно этому Закону туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Учитывая цели туристской деятельности, можно сделать вывод о ее принадлежности к предпринимательству.

Гражданский кодекс РФ позволяет сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном этапе развития национальной экономики. Туристский бизнес представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от реализации туристских продуктов и услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Настоящее определение требует некоторого уточнения характеристик и субъектов турбизнеса. Базовыми характеристиками современного турбизнеса являются:

1) самостоятельность хозяйствующих субъектов, которая проявляется в свободном принятии бизнесрешений в рамках правовых норм;

2) экономическая заинтересованность субъектов туристского бизнеса (получение максимально возможной прибыли);

3) хозяйственный риск и ответственность субъектов туристского бизнеса.

  1. Субъекты туристского бизнеса.

В соответствии с российским законодательством субъектами туристского бизнеса могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в России в туристском секторе экономики функционирует множество туристских организаций разных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Гостиничный и ресторанный бизнес, транспортное обслуживание туристов, туроперейтинг и досуг не теряют своей привлекательности для предпринимателей и инвесторов даже в условиях системного экономического кризиса.

  1. Экономические условия туристского бизнеса.

Оптимальные экономические условия определяются рядом факторов:

· благоприятной экономической ситуацией в мире и в стране;

· наличием предложения и платежеспособного спроса на рынке туристских продуктов и услуг;

· достаточностью квалифицированного персонала и уровнем заработной платы в туристском секторе экономики;

  • наличием и доступностью денежных ресурсов, уровнем доходов на инвестированный капитал, а также размером заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения;

· эффективной государственной поддержкой.

Экономические условия развития туристического бизнеса обеспечивают разнообразные организации:

1) банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;

2) поставщики, снабжающие туристов услугами и материальными ценностями;

3) турагенты, обеспечивающие доведение информации о продуктах и услугах до потребителей;

4) агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;

5) учебные заведения, подготавливающие специалистов;

б) органы власти.

Оптимальные социальные условия турбизнеса определяются социальным положением непосредственных участников турбизнеса: потребителей, туристских организаций и их работников.

Социальное положение потребителей определяет уровень качества и моду (предпочтения) на те или иные туристские продукты и услуги.

Туристские организации участвуют в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест. Социальные условия сотрудников влияют на их отношение к работе и определяются величиной заработной платы, нематериальными стимулами и условиями труда, предлагаемыми бизнесом.

Социальная удовлетворенность предпринимателя выражается в величине прибыли, социальном статусе и наличии деловых контактов.

  1. Законодательные основы туризма

Турбизнес функционирует в рамках правовой среды. Поэтому успех турбизнеса во многом определяется наличием необходимых правовых условий: законов, регулирующих туристскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере.

За последние годы в России проведена серьезная работа по совершенствованию национального законодательства в контексте повышения качества и безопасности туристских услуг, защиты и повышения конкурентоспособности отечественных производителей туристских продуктов. Внесены изменения в федеральные законы «Об основах туристской деятельности в РФ», «Об особых экономических зонах в РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О государственной границе РФ». Утверждены правила оказания услуг по реализации турпродукта, страхования туроператоров. Минздравсоцразвития РФ уточнена памятка гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям. Опубликованы рекомендации Министерства иностранных дел РФ для российских граждан, отправляющихся в путешествие.

Ожидается принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях», туристская отрасль получит новый организационно-экономический механизм, посредством которого могут решаться вопросы стандартизации, сертификации и контроля за соблюдением установленных законов и правил, а также применения санкций к нарушителям для обеспечения внесудебного разрешения споров.

Дальнейшее обновление законодательной базы широко обсуждается туристской общественностью, новые документы должны изменить модель государственного влияния на туристский бизнес и упорядочить деятельность участников туристской отрасли/

Туристский рынок РФ структурируется и приобретает принятые в мире цивилизованные формы, совершенствуются условия и договорные отношения участников туристского рынка.

Кроме отраслевых законодательных и нормативных правовых актов, большое значение для турбизнеса имеют следующие условия:

упрощенная и ускоренная процедура регистрации туристских организаций, защита турбизнеса от государственного бюрократизма;

оптимальное налоговое законодательство, направленное на мотивацию туристской деятельности;

обеспечение правовой гарантии предпринимательской деятельности в туризме, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств, правовую защиту туристских организаций друг от друга (принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной конкуренции).

Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

Как уже было отмечено, туризм, в силу вовлеченности огромного количества людей, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В статье 4 данного Закона определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности, такие как:

ѕ Определение приоритетных направлений развития туризма;

ѕ Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;

ѕ Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

ѕ Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности;

ѕ Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;

ѕ Развитие научных исследований в сфере туризма;

ѕ Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии;

ѕ Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

ѕ Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг - Федеральное агентство по туризму

Наиболее важными правительственными документами, регулирующими туристическую деятельность, являются Федеральные законы «Об основах туристской деятельности» и закон «О защите прав потребителей».

Основные цели, принципы и способы государственного регулирования туристкой деятельности в нашей стране изложены в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Закон, которым в своей деятельности руководствуются все туристские предприятия РФ, – Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»

Закон «Об основах туристской деятельности» впервые был принят Государственной Думой в ноябре 1996 года.

Настоящий Федеральный закон был призван определять принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулировать отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определять порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности. Вместе с тем, предметом его регулирования является, прежде всего, защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма. Другой актуальной задачей правового регулирования является формирование правовых основ создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, а также внутреннего и въездного туризма. В этой части положения Закона о туристской деятельности носят в высшей степени фрагментарный и декларативный характер.

С 1996 года в него вносились изменения и дополнения. В настоящий момент -9 вариантов, в 2015 году ожидается новое обновление.

Многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии. За 17 лет действия Закона о туристской деятельности «смежное» законодательство значительно ушло вперед и стало более современным. В результате возникли пробелы и противоречия, требующие согласования и гармонизации объемного массива правовых норм разной юридической природы.

Закон РФ «О защите прав потребителей» принят 7 февраля 1992 года N 2300-1 Осуществлены изменения в нескольких редакциях.

Закон вступил в силу раньше, чем закон «Об основах туристской деятельности», поэтому судебные инстанции работают в основном с учетом постулатов этого закона.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В дополнение к ФЗ «Об основах туристкой деятельности» Ростуризм обнародовал «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденные постановлением Правительством РФ от 18 июля 2007 года № 452.

Правила определяют порядок работы туристических компаний (туроператоров и турагентов), осуществляющих розничную продажу туров конечным потребителям - туристам и иным заказчикам турпродукта.

Правила содержат подробные требования к содержанию договора о реализации туристского продукта, порядок его заключения, изменения и расторжения, а также перечень обязательной информации, которая должна быть представлена потребителю при заключении договора. Содержание требований к договору и к информации во многом повторяет нормы прямого действия федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», но содержат и некоторые уточнения.

Кроме того, Правила указывают на обязанность турагента предоставить по требованию туриста информацию об условиях договора с туроператором, а также обязанность выдачи туристу документов по туру за 24 часа до начала путешествия, - изменение этого срока возможно только с согласия потребителя.

Правила устанавливают необходимость наличия в офисе турфирмы книги отзывов и предложений. На вывеске предприятия должна быть указана информация о наименовании, о режиме работы и адресе предприятия. Требований к стажу и образованию сотрудников туристической фирмы Правила не содержат.

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день эти функции осуществляет Роспотребнадзор.

Применимые статьи административного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушение прав потребителей, предусматривают штраф до 20 000 рублей (ст. 14.8 КоАП РФ)

Туристическим компаниям, реализующим потребителям туры, необходимо привести свою деятельность - договоры, документооборот и порядок взаимоотношений с туристом, в соответствие с требованиями закона.

Кроме этих двух основополагающих для туризма законов существуют Законы общей практики, нарушение которых чревато неопрятностями для тех, кто их преступает.

Федеральные законы РФ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят Д ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009); «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009); «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008); «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)»от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 -ред. от 04.10.2010)

4. Гражданский процессуальный кодекс

5. Таможенный кодекс Российской Федерации

6. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.10.2010)

7. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

8. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.05.2010) "О Государственной границе Российской Федерации"Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)

9. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

10. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

11. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

12. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2010) "О концессионных соглашениях" (принят ГД ФС РФ 06.07.2005)

13. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

Важные документы, которыми следует руководствоваться в туристской деятельности, являются Указы Президента, Постановления правительства, другие подзаконные акты.

Сотрудники туристского учреждения должны знать Международное законодательство. Среди них: Документы Всемирной туристской организации (ВТО), Документы ООН, касающиеся туристской деятельности, документы Европы, документы специализированных организаций и др. документы для обеспечения качественной туристской деятельности.

Литература: 2, 9, 11, 17.

Тема 2. Виды деятельности туристских предприятий

1. Понятие термина «индустрия туризма».

2. Инфраструктура туризма.

3. Классификация видов деятельности в сфере туризма

4. Факторы и ресурсы туризма.

5. Туристическая нагрузка

6. Организаторы туризма

 

1. Понятие термина «индустрия туризма».

Туристская индустрия совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма.

Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

- организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

- предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

- транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

- экскурсионное бюро;

- производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

- предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

- предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

- учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);

- органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);

- учебные заведения туристского профиля, туристские информационные и рекламные службы, научно- исследовательские и проектные организации туристского направления, предприятия по производству туристских товаров и сувениров.

В дополнение к этому туризм обслуживает множество «поддерживающих» компаний, в том числе, организации по обмену валюты, страхованию, кредитованию и т. д.

Когда учитывается косвенное воздействие туристских расходов, только одна отрасль – оборонная – не испытывает никакого влияния» - отмечается в документах ВТО 1993 года

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство.

Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (статья 1 в редакции 2009 г) так определяет туристскую индустрию:

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»

Координация деятельности всего этого многопланового и разрозненного комплекса услуг требует деловой активности исполнителей услуг, большого искусства и практического опыта.

2. Инфраструктура туризма.

Деятельность исполнителей туруслуг может быть плодотворной, и туризм может развиваться только при условии высокого уровня материально-технической базы – инфраструктуры туризма

Туристскую инфраструктуру условно можно разделить на 4 части:

1. Специализированные предприятия, работающие исключительно на удовлетворение потребностей туристов, они не могут существовать вне сферы отдыха (турбазы, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, экскурсионные учреждения контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции юных туристов и т.д.)

2. Предприятия, которые оказывают услуги как туристам, так и другим посетителям, и местному населению (гостиницы, транспортные предприятия, предприятия питания – они являются необходимым условием отдыха населения).

3. Предприятия, которые в определенных случаях оказывают услуги туристам (фабрика по пошиву постельного белья, мастерская по ремонту обуви, разветвленная сеть технических служб по ремонту транспортных средств, предприятия местной промышленности по изготовлению сувениров).

4. Предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, (в частности, предприятия транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т.д.).

3. Классификация видов деятельности в сфере туризма

Как видим, вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора во всем многообразии предприятий, работающих на туризм, чрезвычайно сложно

В настоящее время ни один из существующих классификаторов не располагает исчерпывающим перечнем видов туристской деятельности.

Наиболее широким их охватом и достаточной подробностью отличается Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (SIKТА), принятая Статистической комиссией ООН в 1993 году в качестве временной классификации.

Классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, особенно в международном масштабе, и призвана представить туризм: в основных формах cстатистической отчетности, оценить подлинные его масштабы по туристическим потокам, оценить экономический потенциал и преимущественное направление туристских расходов

Во многих национальных классификациях туризм рассматривается с других точек зрения – в частности, с точки зрения спроса и предложения.

Выбранные признаки SIKТА удачно дополнили друг друга, позволив более точно очертить сферу туризма. SIKTА включает 17 разделов, 18 подразделов, 43 группы, 66 классов и 121 подкласс.

Сходная классификация была разработана в нашем отечественном туризме ещев 70-ые годы XX в. В ней организации туристской индустрии делятся на секторы, по видам оказания услуг потребителям:

§ Сектор размещения (Различные типы мест проживания: гостиницы, мотели, отели и др.)

§ Сектор питания (рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты.)

§ Сектор транспортных перевозок (путешествия на различных видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, авиа, водном)

§ Сектор развлечений (концерты, театры, театрализованные представления и др.)

§ Экскурсионный сектор (экскурсии различной тематики и направленности)

§ Учреждения туризма (туроператоры и турагенты – деятельность в создании турпродукта, прямые и косвенные каналы сбыта)

Все перечисленные организации предоставляют потребителю свои услуги, имеющие определенную стоимость на туристическом рынке.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом».

4. Факторы и ресурсы туризма.

Туризм является ресурсно-ориентированной общественно-хозяйственной системой, поэтому определение понятия «туристические ресурсы» и их места в туристической деятельности принадлежат к важным задачам изучения туристических возможностей для любой, и в том числе, коммерческой деятельности.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе.

Территория России обладает значительным потенциалом для развития туризма, в то же время, многие туристские ресурсы нашей страны используются не эффективно и не приносят должного дохода в экономику страны. Поэтому, развитие туризма в России требует новых подходов к уже сложившейся системе туристического комплекса. Молодому предпринимателю необходимо знать возможности туристских ресурсов территории и смотреть в будущее с точки зрения их освоения и улучшения. Ресурсы туризма доступны для ознакомления и использования независимо от форм собственности, если к тому не существует законодательных ограничений.

Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:

- природные богатства;

- энергетические богатства;

- человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и аспектов культуры);

- институциональные, политические, юридические и административные аспекты;

- социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;

- различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;

- экономическая и финансовая деятельность.

Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктов на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.

Итак, туристские ресурсы условно делятся на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в результате человеческой деятельности).

Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра.

5. Туристическая нагрузка

Территориальный маркетинг туризма имеет определенные особенности Он связан с разработкой решений, которые способствовали бы не только развитию туристического бизнеса, но и привлечению в регион туристов и регулированию их потоков с учетом туристско-рекреационной нагрузки и отношений с местным населением для достижения уровня туристической привлекательности территории, способной обеспечивать увеличение и притока туристов, и необходимых инвестиций.

Туристско- рекреационная нагрузка - это допустимое количество туристов и отдыхающих на единицу площади, которые одновременно могут находиться на той или иной территории и не влиять пагубно на природную среду Нормы туристско-рекреационных нагрузок существенно зависят от вида природных комплексов и сезона их эксплуатации.

Изучение возможностей региона немаловажный фактор при открытии туристского предприятия и маркетинговых исследований его туристских ресурсов.

6. Организаторы туризма

Направленность деятельности туристского предприятия- организатора определяется характером туризма:

- внутренним, активный;

- въездной активный;

- внутренний пассивный;

- выездной пассивный.

Как было сказано выше, к организаторам туризма относятся два вида предприятий туристической сферы – туроператоры и турагенты.

Туроператор – это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов.

Говоря языком закона о туристической деятельности в Российской Федерации, туроператорская деятельность- это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта. Именно туроператоры играют главенствующую роль в организации туризма.

К осуществлению туроператорской деятельности в РФ теперь допускаются только юридические лица при наличии у них договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии (финансового обеспечения) исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Размер финансового обеспечения определяется законом.

Туроператор – это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств.

Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эту функцию на себя.

Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты от их производителей, формируют пакеты туруслуг и продают их прямо или косвенно различным пользователям (туристам или их представителям) с целью получения прибыли. Туроператор может продавать туруслуги раздельно (только проживание, только перелет и т.д.)

К функциям туроператора относятся:

- изучение рынка туристских услуг (спрос, предложение, цена, конкуренция);

- создание банка данных туристских ресурсов;

- создание новых туристских продуктов;

- технология разработки туристских продуктов;

- взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе;

- проектирование культурно-познавательных туров для внутреннего и выездного туризма;

- расчет стоимост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.111 с.)