Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Введение в курс «Лидерство»
II. Основная часть 1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли. Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участников группы. Дискуссия Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры? Упражнения в парах Лидер — руководитель. Босс — подчиненный. 2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах: Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами? Традиционный и реалистичный взгляд на власть.. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество. Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор? 3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад». 4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть. 5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности. 6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использования лидерских качеств. 7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой деятельности. 8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?» 9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т.п.). Анализ группоцентрированной деятельности лидеров. 10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Моргалки», «Испорченный телефон». II. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе. 12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»
13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям. 14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров. Задания на изучение способов награждения и поощрение лидеров. Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанны решений и группового поведения. 15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?» 16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала лидерских умений и действий. III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; написать аннотацию книг о Лидерс; организовать встречу с лидером и т.д. 4.4. МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОРГДИАЛОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕНИЮ Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения В.К. Дьяченко. Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов студентами и их качественное усвоение. Эта технология (ее современная модификация) противоречит традиционному методу обучения, поскольку превращает обучаемого в субъект учения, а из пассивного слушателя — в говорящего, реферирующего текст, мыслящего и обучающего других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим: 1—3 страницы. Тексты в одной группе должны быть объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелым и'скучным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.
Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим; научиться слушать и понимать другого; научиться коллективной работе; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления. Алгоритм оргдиалога: 1-й этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту. 2-й этап. Обмен информацией и взаимообучение в микрогруппах. Обсуждение правил общения. 3-й этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения. 4-й этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом. 5-й этап. Запись правил в личных дневниках. 4.5. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу (Прутченков А.С., 1993). Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание. Содержание занятий Е занятие 1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация). 2. Правило группы. 3. Мои добрые дела. 4. Рисунок музыки. 5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки). 6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности).
7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраняется). 8. Ласковое имя. 9. Итоги (обратная связь). Е занятие 1. Привет, индивидуальность! 2. Поговорим о дне вчерашнем. 3. Скажи мне, кто твой друг. 4. Ласковые имена. 5. Мои сильные стороны. 6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется). Е занятие 1. Вы меня узнаете? 2. Мой девиз. 3. Интервью. 4. Автопортрет. 5. Карусель встреч. 6. «Я» крупным планом. 7. Домашнее задание и «Брачное объявление». Е занятие 1. Моя любимая игрушка в детстве. 2. Брачное объявление. 3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения). 4. Отверженный'(причины отвержения в присутствии отвергаемого). 5. Мои слабые стороны. 6. Домашнее задание «Я глазами группы». Е занятие 1. Зоопарк (идентификация с животными). 2. «Я» глазами группы. 3. Я тебя понимаю (экстрасенс). 4. Последняя встреча (что сказать друг другу). 5. Домашнее задание (перспектива). Е занятие 1. Твое лучшее качество. 2. Привет, индивидуальность! 3. Взаимохарактеристики. 4. А что дальше. 5. Анализ анкет (обратная связь) и самоанализ списков «кто Я». 6. Пожелания психолога членам группы. В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психологической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных проблем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н., Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Петровский В.А., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем. Контрольные вопросы 1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога? 2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста? 3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации? Темы для семинарских занятий 1. Старшеклассник как объект психологической помощи. 2. Методика психологической помощи старшеклассникам. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи. 2. Проведите.оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.
3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста. Литература Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1996. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход// Клиентоцентрированная терапия. М., 1997. Кон И. С. Психология ранней юности. М,, 1989 Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.,1990. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов, М., 1996. Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1995 Раздел III МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СЛУЧАЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ 1.1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ У ДЕТЕЙ Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его. Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемоести и социальной запущенности. Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др. В качестве критериев для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка нами приняты следующие параметры: Характер воспитательного окружения: а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка. Характер воспитательно-образовательной работы с детьми: а) личностно-ориентированный, развивающий, эффективный; б) целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв; в) анонимный, информационно-репродуктивный, эффективный. Характер внутренней позиции ребенка: а) взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость); б) противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость); в) бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, податливость). Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего (табл. 11). Таблица 11. Характеристика социально-педагогической ситуации развития ребенка в детском возрасте
Условные обозначения: Р — ребенок; С — семья; Ш — школа; М — микросоциум; Д — детский сад. Идеально благоприятная ситуация — С(М1П1Р1 - Д(М1П1Р1) + Ш(М1П1Р1). Крайне неблагоприятная ситуация — С(МЗПЗРЗ) + Д(ЛЗПЗРЗ) + Ш(МЗПЗРЗ) или С(М4П4Р2) + Д(М4П4Р2) + Ш(ОМ4П4Р2). Идеально благоприятная ситуация представлена в таблице 7 как сочетание во всех трех воспитательных средах отношения обучения и воспитания, личностно-ориентирован-ного на ребенка, и активной позиции самого ребенка-[С(М1П1Р1)+Д(М1П1Р1)+Ш(М1П1Р1)]. Крайне неблагоприятными для развития личности ребенка является сочетание враждебного отношения к ребенку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье, детском саду и школе и пассивной или противодействующей позиции ребенка; [С (МЗПЗРЗ) +Д(МЗПЗРЗ) + Ш(МЗПЗРЗ)]; [С(М4П4Р2) + Д(М4П4Р2) + Ш(М4П4Р2)]. При таких ситуациях во всех трех средах к концу детского возраста складываются все личностные качества запущенного ребенка, наблюдается дисгармония психофизиологического и социального развития, нарушено самосознание личности, ребенок оказывается социально-дезадаптированным. Однако в каждой воспитательной среде можно выделить множество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности. Остановимся на самых важных из них. Условно обозначим их как ситуации «взаимного безразличия», «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «подавления активности ребенка», «инфантилизации ребенка». Подобные ситуации могут возникнуть и в семье, и в детском саду, и в школе. Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрослого и ребенка, как правило, порождают глубокую социально-педагогическую запущенность. Ситуация односторонней симпатии (М1М2П1Р2), т.е. позитивное, заинтересованное (или неустойчивое) отношение воспитателей к ребенку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребенка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности. В поведении ребенка продолжают накапливаться негативные привычки, его поступки все больше не соответствуют социальным ожиданиям. Подавление активности ребенка, его инфантилизация (М1М2П2РЗ), (МЗП4Р1) приводят к качественным изменениям в формировании ребенка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания. Это можно назвать качественной динамикой социально-педагогической запущенности. Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия. Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правило-сообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень. В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка. При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение). Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта. Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная степень запущенности — количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье. Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой (табл. 12). Таблица 12 Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», психологическая незащищенность ребенка и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные. 1.2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННОГО РЕБЕНКА Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и гиперактивности, выражающиеся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения. В отношении со взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников — это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.). Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности — учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой — сдержанность и высокий самоконтроль. Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех. 1.3. КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности и целостного педагогического процесса. Ее целью являются раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, не соответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности; г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая адаптация; е) педагогическая трудность ребенка. Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями. Автором книги разработан метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Этот метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги и психологи. При этом изучаются продукты деятельности ребенка, «история его поведения» (беседы с родителями), медицинская карта. Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «отграничить» запущенность от сходных с ней состояний. Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности. Список утверждений: Шкала I — СС (субъект самосознания): 1. Хочет быть слишком маленьким (большим). 2. Считает себя некрасивым. 3. Считает себя нездоровым. 4. Считает себя слабее других. 5. Не любит свое имя. 6. Не хочет быть девочкой (мальчиком). 7. Думает, что у него мало друзей. 8. Думает, что у его знакомых более дружная семья 9 Ему кажется, что дома он всем мешает 10 Ему кажется, что он глупее других 11. Считает себя не очень способным. 12. Полагает, что родители им недовольны. 13. Считает, что ему часто не везет. 14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна. 15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет. 16. Думает, что он плохой мальчик (девочка). 17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом. Шкала II — СО (субъект общения): 1. Любит, когда к нему проявляют симпатию. 2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности. 3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам. 4. У него мало друзей. 5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе. 6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли). 7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует). 8. Часто жалуется на детей в группе. 9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя. 10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя». 11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает. 12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать. 13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания. 14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим. 15. Надоедает детям, пристает к ним. 16. Находится в плохих отношениях со сверстниками. 17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки. 18. Подражает хулиганским проделкам. 19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения». 20. Избегает контактов с учителем. 21. Часто ведет себя невпопад. Шкала III — СУД (субъект учебной деятельности): А. Мотивация учения 1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником. 2. В школу ходит потому, что там много детей. 3. Особой любознательности не проявляет. 4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно. 5. Ходит в школу без особого желания. 6. Не любит учиться. 7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают. 8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят. 9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников. Б. Учебно-познавательная активность 10. Не отличается прилежанием к учению. 11. Особого интереса к определенному предмету не проявляет. 12. На уроках часто пассивен. 13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них. 14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители). 15. Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно. 16. Мало читает. В. Целенаправленность и осознанность учения 17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить. 18. Быстро забывает условие и вопрос. 19. Чаще выполняет задание по стандарту. 20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом. 21. Неуверен в правильности своих действий. 22. Недоволен результатами своей учебной деятельности. Шкала IV — ОТ (общая тревожность): ОТС (семья) 1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым. 2. Ведет себя дома беспомощно. 3. Ведет себя дома неуклюже. 4. Чувствует себя в семье бестолковым. 5. Чрезмерно привязан к матери. 6. Держится обособленно от всех близких. 7. Слишком боится жалоб педагогов родителям. 8. Часто обманывает родителей. 9. Слишком часто вспоминает о семье. 10. Часто бывает в плохом настроении. ОТУ (школа) 1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему. 3. Часто приносит и показывает ему различные предметы. 4. «Подлизывается», старается понравиться учителю. 5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке. 6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно. 7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других. 8. Легко устраняется в случаях неудачи. 9. Играет «героя», когда ему делают замечание. 10. Рискует без надобности. 11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя. 12. Неадекватно относится к оценкам окружающих. Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум): ВМС (семья) 1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер. 2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным. 3. Работа родителей связана с командировками. 4. У родителей очень ответственные должности. 5. Ребенок часто пропускает занятия. 6. Он растет до
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.148.106 (0.173 с.) |