Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена кредитных ресурсов и ликвидность банка



 

Определяя суть взаимодействия цен и кредита, важно рассмотреть зависимость объема валовой прибыли банка от размера ссуженных средств и цены, т.е. процентных ставок. Действие каждого из этих фак­торов, помимо естественного влияния на банк рыночной конъюнкту­ры, зависит от специфических требований обеспечения ликвидности. Величина кредитных вложений коммерческого банка определяется объемом собственных и привлеченных средств. Основной задачей в области управления ликвидностью коммерческого банка посредством регулирования активных и пассивных статей баланса является опре­деление объема возможной потери собственного капитала, призван­ного выполнять функции последнего источника банковской ликвид­ности, при изменении (по не зависящим от банка обстоятельствам) процентных ставок на рынке ссудных капиталов. Этот метод носит название модифицированной дюрации, заключающейся в исчислении средних сроков полученных и выданных кредитов, их сумм и процен­тных ставок по ним. Цена кредита и депозита зависит в основном от их величины и срока пользования ими. Соответствия по этим статьям в разрезе привлеченных и размещенных средств практически никогда не достигается, поскольку именно благодаря диверсификации кредит­ного портфеля банк получает прибыль, складывающуюся из разницы между полученными и уплаченными процентами.

Процентная политика в области привлеченных и размещенных ресурсов должна отвечать двум основным требованиям: уровень про­центной ставки по депозитам должен быть привлекательным для по­тенциальных вкладчиков и не должен резко сужать процентную мар­жу, предусмотренную между активными и пассивными операциями банка.

В зависимости от чувствительности банка к изменению уровня процентных ставок происходит группировка его активов и пассивов.

Для этого определяют период, а затем выделяют активы, чувствитель­ные к изменению процентных ставок (RSA), и пассивы, чувствитель­ные к изменению процентных ставок (RSL). Их разница покажет раз­рыв GAP = RSA - RSL в портфеле банка между активами и пассива­ми, чувствительными к изменению уровня процентных ставок. На банковскую ликвидность оказывает влияние процентный риск. Управление ликвидностью банка ограничено ценовой конкуренцией со стороны контрагентов рынка. Для снижения уровня процентного риска необходимо сократить разрыв между активами и пассивами, подверженными влиянию изменения уровня процентных ставок. Но при этом надо иметь в виду, что GAP представляет собой результат предпочтений клиентов банка относительно сроков по активам и пас­сивам. Следовательно, ограничение GAP может негативно сказаться на результатах работы банка (можно потерять часть клиентов и долю рынка).

Согласование активов и пассивов по срокам может осуществлять­ся при помощи тактики «нулевого разрыва» сроков, т.е. срочность привлекаемого пассива и срочность финансирования актива в каж­дом отдельном случае обязательно совпадут. Однако подобная так­тика практически не соответствует действительности и приводит банк к ощутимым потерям в доходах. На практике более целесообразным является установление по каждой группе активов и пассивов лимита разрыва в сроках: например, при ожидании падения уровня процент­ных ставок банк формирует свои портфели активов за счет пассивов меньшей срочности, чтобы при финансировании активов получить прибыль от снижения цены пассивов. При ожидании роста уровня процентных ставок тактика банка меняется с точностью до наобо­рот: формирование портфелей активов осуществляется при помощи пассивов большей срочности, чтобы по истечении срока активов по­лучить выгоду от финансирования новых активов за счет имеющихся недорогих пассивов.

Оперируя разрывом в сроках, банк может минимизировать и раз­рыв в суммах привлекаемого пассива и направляемого актива. В слу­чае установления плавающих ставок и по пассивам, и по активам банк может придерживаться следующей политики: при ожидании роста ставок сумма активов может превышать сумму привлекаемого пасси­ва, и наоборот, сумма привлекаемого пассива может преобладать над суммой размещаемого актива при падении ставок. Таким образом, увеличение чистого процентного дохода банка вполне реально. Па­раллельно с этим не следует забывать о мероприятиях, направленных на снижение взятого на банк риска.

. Итак, своевременный анализ ценообразующих факторов в банков­ской сфере – важное условие успешного функционирования коммер­ческого банка. В условиях ускорения необеспеченного роста цен для того, чтобы банк выжил, обязательным мероприятием его политики является смещение структуры активов в сторону увеличения краткос­рочных спекулятивных финансовых вложений. Однако, чтобы избе­жать попадания банка в полную зависимость от конъюнктуры фи­нансовых рынков и сохранить автономию в условиях стагнации и неустойчивого роста цен, в его кредитной политике должна разрабатываться стратегия поддержания разумного баланса между краткос­рочными финансовыми активами и вложениями в реальный сектор. В этом случае избежать инфляционного обесценения вложений и рис­ков процентных ставок позволяет тактика формирования активов банка в иностранной валюте.

Обострение в условиях роста цен проблемы ликвидности банков­ской системы на первый план выдвигает необходимость поддержа­ния ликвидности банка либо за счет адекватного изменения структу­ры активов (прежде всего за счет своевременной конвертации высо­коликвидных активов в иностранную валюту), либо за счет создания базы для управления ликвидностью путем использования управляе­мых пассивов. Однако ориентация политики коммерческого банка по поддержанию ликвидности только на управляемые пассивы делает его уязвимым и полностью зависимым от конъюнктуры дестабили­зированного ростом цен финансового рынка. Таким образом, без ра­боты по перестройке структуры портфеля активов серьезного уровня автономности банка от роста цен в российской экономике достичь не удастся. Ключевая роль будет принадлежать гибкой политике про­центных ставок, обеспечивающей сдерживание инфляционных ожи­даний, привлекающей вложения в активы.

 

? Вопросы для самопроверки

 

1. Каково значение системы цен в экономике?

2. Покажите взаимозависимость ценообразования и кредитной системы в рыночной экономике. Как эти процессы проявляются в ус­ловиях кризиса?

3. Каким образом через систему цен происходит межотраслевой перелив капиталов?

4. Охарактеризуйте воздействие цен на продукцию отдельных отраслей промышленности.

5. Как рост цен на товары и продукцию отдельных производств воздействует на объем предоставляемых им кредитов?

6. Как цена товаров влияет на состояние платежеспособного спро­са и объемы сбережений населения?

7. Что понимается под «ценой» кредита?

8. Какие факторы влияют на «цену» кредита?

9. Каковы основные принципы построения процентной политики коммерческого банка?

10. Покажите модели установления процентных ставок за предос­тавленный кредит в зарубежной и российской банковской практике.

11. В чем проявляется влияние роста цен на качество ссудного пор­тфеля банка?

12. Каков порядок установления цены на кредитные ресурсы?

13. Как определяется уровень официальных ставок Центрального банка?

14. От чего зависит цена кредитных ресурсов?

15. Какое влияние цена кредитных ресурсов оказывает на ликвид­ность банка?

16. Какие меры принимает коммерческий банк для управления сво­ей ликвидностью в условиях пониженных процентных ставок по ак­тивным операциям?

17. К чему приводят последствия существенного обесценения ак­тивов и сокращения ресурсной базы кредитных организаций?

 

ГЛАВА 14

 

ОПЫТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Общие положения

 

Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране в период переход к рыночному хозяйству.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпевало изменения. На смену свободному рынку разроз­ненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные эко­номические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность такой экономики состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую государственный и негосударственный секторы, функционирующие на условиях равно­правия.

Экономике смешанного типа присущ такой вид управления, ког­да государственные органы создают эффективную систему регулиро­вания экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений, как правило, входят подсистемы финансово-валютного, бюджетно­го, кредитного, налогового и ценового регулирования, главной целью которых является поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение та­кого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются такие законы, которые запрещают соглашения и действия, направ­ленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламен­тирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные орга­ны берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государ­ственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых стра­нах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10–30% от общего объема выпускаемой продукции.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации пред­полагает развитие навыков отбора всего лучшего, что было накопле­но в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественно­го ценообразования с учетом национальной специфики.

Как уже отмечалось, меры воздействия на производителей со сто­роны государства могут быть как прямыми (путем установления оп­ределенных правил ценообразования), так и косвенными (через та­кие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).

Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (транспорт, связь, электроэнер­гетика, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государствен­ного регулирования цен необходимо назвать прежде всего админист­ративное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран. Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на процессы ценообразования и рядом косвенных мер. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнкту­ры, на создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установ­ление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен ока­зывают влияние многообразные факторы – национальные, клима­тические, сырьевые, политические, а также то, какое место занимает страна в мировом разделении труда.

 

2. Особенности ценообразования и регулирования цен в отдельных странах

 

Рассмотрим, с помощью каких мер и какими методами осуществ­ляется государственное регулирование цен в отдельных странах с рыночной экономикой.

В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инф­ляции в галопирующую привели к необходимости модификации эко­номической стратегии страны. Первой наиболее естественной реак­цией государства стала попытка победить инфляцию с помощью ме­тодов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоен­ные годы был установлен централизованный контроль над ценами.

Хотя президент Никсон и был против установления прямого кон­троля над ценами и заработной платой, однако сложное экономичес­кое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовало следующее:

· в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инф­ляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;

· доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограни­чена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулиро­вание цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. К осени 1972 г. в Америке снизились темпы роста оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро уве­личиваться ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные по­следствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой ак­тивности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администра­ция Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в после­дующие годы. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974–1981 гг. высо­кими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродук­ты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованно­сти добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, про­должал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после избрания его президентом, в январе 1981 г. отме­нил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдерживал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США бо­лее зависимым от энергетического импорта», – так комментировал Рейган свое решение.

В последние годы американская администрация, ограничивая го­сударственное финансирование и прямое регулирование цен по от­дельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способству­ющих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие на раз­витие инфляционных процессов. Среди основных направлений кос­венного регулирования цен можно было бы выделить следующие:

· рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

· сокращение дефицита государственного бюджета;

· федеральные закупки товаров и услуг;

· налоговая политика.

В результате эти направления государственной макроэкономичес­кой политики повлияли на изменение соотношения спроса и предло­жения на внутреннем рынке США и, таким образом, определили ба­зовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдик­цию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регу­лирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федераль­ных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выра­щиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленно­сти. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены отпускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они идут на бесплатные завтраки для школьников, на помощь беднякам, на продовольствен­ную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим го­сударствам.

Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес из­менения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяю­щие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кор­мового зерна уровень залоговых ставок составлял порядка 75–85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства было предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американс­кой продукции на мировом рынке.

Правительство США стремится поддерживать соотношение меж­ду ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобре­таемыми фермерами.

Государство оказывает влияние на цены через стандарты, эконо­мические требования. Под его контролем находятся процентные ставки за кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.

В целом контроль за ценами в США осуществляют антитрестовс­кие управления Министерства юстиции и Федеральная торговая ко­миссия.

Во Франции, несмотря на действие принципа свободного установ­ления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводит­ся к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществле­нию наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции.

Здесь регулированием цен занимаются Департамент по конкурен­ции, Министерство экономики, финансов и бюджета.

Государственный сектор в экономике Франции занимает неболь­шой удельный вес в валовом национальном продукте и включает от­расли-монополисты (например, газовую промышленность, электро­энергетику и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельно­сти отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию, а во втором – оказывает мини­мальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.

Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: при­мерно 20% цен в этой стране регулируются государством, а осталь­ные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразова­ния.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Государствен­ное регулирование цен частично сохранилось здесь и до настоящего времени.

На протяжении почти 30 лет (1947–1986) государственное регу­лирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономичес­кая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 г., резкое снижение поку­пательной способности французского франка, его девальвация обус­ловили необходимость принятия решительных мер по контролюзаценами.

В конце 1947 г. с учетом некоторого повышения темпов восста­новления экономики была введена политика «контролируемой сво­боды цен», в соответствии с которой предприниматели получили пра­во изменять цены, заранее предупреждая об этом государственные органы; последние по своему усмотрению могли отменить эти изме­нения. Но уже в начале 1948 г. цены на товары были переведенынарежим полной или частичной свободы их установления.

Однако в течение восьми последующих лет (1949–1957) прави­тельствами Франции были приняты 6 законов о блокировании цен, которые привели к постепенному ужесточению ценового контроля.

В 1960–1962 гг. была осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 г. правитель­ство приняло решение об очередном блокировании цен в связи с проведением новой политики в экономике («развитие без инфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты пи­тания и услуги.

В период с 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через так называемые «контракты стабильности», «программные контракты» и «контракты против повышения цен».

В соответствии с «контрактами стабильности» государство зак­лючало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие товары. Основной целью этого механизма государственного регули­рования цен было поддержание стабильности общего уровня цен.

«Программные контракты» способствовали такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции.Этотмеханизм государственного регулирования цен распространялсянате товары и услуги, которые в соответствии с «контрактами стабиль­ности» ранее подвергались контролю. В соответствии с «программ­ными контрактами» предприятия информировали государство о сво­их инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки. Одновременно предприятия предоставляли государству подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе данные по анализу рынка и конку­ренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.

«Контракты против повышения цен» призваны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство брало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.

В 70-х годах правительство Франции стало вновь применять сис­тему мер по блокированию и регулированию цен. Так, во второй по­ловине 1975 г. были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в 1976 г. цены в госсекторе могли повышаться на заданное количество про­центов. При этом между предприятиями и государством заключались контракты, по которым первые обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных этапах развития экономики бло­кировались все цены, т.е. замораживалось 100% цен. В случае, если цены росли медленнее, чем увеличивалась прибыль, они облагались специальным антиинфляционным налогом.

Между тем стало ясно, что система жестокого контроля за ценами с использованием принципа их блокирования исчерпала себя. Фран­цузские экономисты пришли к выводу, что подобный контрользаценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный пе­релив капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров и рынка услуг.

Французские экономисты установили, что основным недостатком механизма блокирования цен является затруднение процесса инвес­тирования и расширение рамок бюрократизации хозяйственной дея­тельности. Они обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции в середине 70-х годов (9–10% в год) были значи­тельно выше, чем в странах, где цены регулируются не администра­тивными, а косвенными, экономическими методами.

В мае 1973 г. правительство Франции объявило о либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой блоки­рование цен было отменено в большинстве секторов экономики. Од­нако программа либерализации осуществлялась достаточно осторож­но. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдались резкие скачки в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышлен­ность), и наконец, такие отрасли, которые благодаря системе соци­ального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацев­тическая промышленность).

Процесс либерализации цен продолжался в течение первой поло­вины 80-х годов, и к 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.

Либерализация ценне означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переходотполитики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне микроэкономики) к системе глобального регулирования их деятельности (на уровне макроэкономических процессов) для эко­номики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздей­ствия на рынок и цены. Поэтому одновременно с постановлением о либерализации цен было принято и другое постановление – о цено­вой конкуренции в промышленности, которым запрещалось созда­ние всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно предпринимателям запреща­лось заключать любые соглашения о «минимальных ценах» либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары на­родного потребления и услуги.

Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 30 лет, способствовал на этапе инфляционного разви­тия экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.

Либерализация цен привела к необходимости изменения структу­ры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в со­ставе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, который после 1986 г. был преобразован в департамент по конкуренции, и включил в себя на правах отделов органы по государственному регу­лированию цен и ценовой конкуренции.

В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государствен­ных контролеров по ценам. Эти контролеры являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкурен­ции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10–12 человек). Ос­новная задача государственных контролеров – наблюдение за госу­дарственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей переда­чей этих актов в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нару­шением законодательства по ценам.

В Испании государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это прежде всего относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерчес­кой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший Совет по ценам при Министерстве экономике и финансов Испании.

Высший Совет является рабочим органом Правительственной Комиссии по экономическим вопросам.

Основными функциями Совета являются: рассмотрение на пленар­ных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка реко­мендаций и представление в Правительственную Комиссию по эко­номическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компа­ний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной Комис­сией; наблюдение за выполнением решений Правительственной Комиссии частными и государственными компаниями; координация де­ятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную Комиссию обоснованных предложений по пе­ресмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование цен в Испании имеет следующие формы:

1. Разрешительные цены. Государственная или частная компания, планирующая повышение цен на конкретный товар или услугу, на­правляет ходатайство в Высший Совет по ценам и после получения разрешения от Правительственной Комиссии повышает цены. Такие цены относятся к разряду «разрешительных». Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, сжиженный газ, бензин, керо­син, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяй­стве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорож­ные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, а также фрахтование су­дов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.

2. Уведомительные цены. Цены на такие товары, как стерилизо­ванное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения повышаются спустя месяц после уведомления об этом Высшего Совета по ценам.

3. Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение населения, городские пассажирские и железнодорож­ные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц, входит в компе­тенцию провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в ВысшийСовет поценам или в провинциальные комиссии, должны содержать следую­щие элементы: 1) описание товаров и услуг, на которые предполага­ется повышение цен; 2) описание структуры издержек производства;3) описание способов реализации товаров и услуг; 4) перечень дей­ствующих цен и тарифов на эти товары и услуги, а также проектиру­емых новых цен и тарифов; 5) обоснование роста издержек производ­ства, а следовательно, увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под государ­ственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, в ценообразование которых актив­но вмешивалось государство, со 174 сократилось до 21. В настоящее время в Испании вес регулируемых цен, устанавливаемых непосред­ственно государством, в общей структуре потребительских цен со­ставляет 10%.

В связи с вступлением страны в Общий рынок регулирование цен на многие товары, в частности на сельскохозяйственную продукцию, происходит на уровне ЕС.

Система ценообразования в Дании складывается преимуществен­но под воздействием рыночных факторов. Государственное воздей­ствие на формирование цен здесь весьма ограничено. Функции государства в этой области сводятся главным образом к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, исходя из таких критериев, как объемы производительных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.

Гибкое использование системы потребительских налогов позво­ляет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров и воздействовать на их потребление с определенной целью (например, с целью ограничить потребление спиртных напитков и т.д.).

Цены и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, устанавливаются фолькетингом (парламентом), муници­пальными и государственными властями. Удельный вес устанавлива­емых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.

Основным юридическим актом по ценообразованию в Дании яв­ляется закон о конкуренции, принятый фолькетингом 1 июня 1989 г., а надзорза деятельностью монополий в области ценообразования осуществляет Совет по вопросам конкуренции, члены которого на­значаются министром промышленности на четырехлетний срок.

В случае нарушения порядка установления цен Совет обязывает предпринимателя в течение определенного срока (до одного года) установить «приемлемые» цены на свою продукцию или использо­вать конкретные правила расчета этих цен. Если предприниматель отказывается предоставить Совету необходимую информацию и при этом неоднократно и грубо нарушает положения закона о конкурен­ции, Совет может направить специальное обращение министерству промышленности с предложением применить те или иные санкции к нарушителю. В качестве таких санкций законом определены штраф или арест имущества. Тексты обращений к Совету по вопросам кон­куренции публикуются в печати.

Хотя в Дании фактически отсутствует система предоставления го­сударственных дотаций к ценам, государство выделяет потребителям субсидии на приобретение медицинских препаратов. Но этот поря­док следует рассматривать в качестве элемента системы социального обеспечения, а не как дотации к ценам.

Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государ­ственной поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренаж­ных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем.

Молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, предоставля­ются льготные кредиты.

В Греции государственное регулирование в области ценообразо­вания осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэко­номической политики или в отдельных отраслях экономики.

В настоящее время цены примерно на 20% наименований потре­бительских товаров и услуг регулируются государственными органа­ми.

Правовой основой регулирования цен в Греции является Указ Президента, утвержденный в 1989 г. и представляющий собой Кодекс рыночного регулирования. Согласно положениям этого Кодекса все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделя­ются на две группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.064 с.)