Костюм готического периода (XIII-xv вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Костюм готического периода (XIII-xv вв. )




В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения — это конструкции из стрельчатых арок, и опор — столбов и витражей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.
В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.
В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.
В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Мужской костюм

В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.
Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в.
В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны — «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами — и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио — отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.
И знать, и простой народ носили «нарамники». Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.
Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.
В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.
К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.
В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.
Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

на женщине: платье-котт и верхняя наплечная одежда с удлиненными проймами

на мужчине: королевское облачение (две туники, штаны ми-парти, длинный плащ и корона в виде обруча)

 

Обувь

Во времена позднего средневековья мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапоги без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Первыми удлинили носки своей обуви рыцари, затем этому стали подражать и богатые бюргеры. Феодальная знать украшала свою обувь вышивкой и драгоценными камнями.
Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Прически и головные уборы

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность. Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне. Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.
Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.
Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.
Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.
Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

 

13.Человеческая красота. Куртуазная любовь и куртуазный роман.

куртуазная любовь это:

категория средневековой куртуазной литературы. Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную любовь», Fin'Amor, и выстраивали всюсистему Ценностей по отношению к нему.

Содержание К.ой Л.и включает в себя как" психофизиологическое состояние влюбленного, к которомулюбовь приходит независимо от его воли («истинный влюбленный» бледнеет при виде своей возлюбленной, его сердце бьется сильнее, он мало ест и плохо спит, - пишет в трактате «О любви» Андрей Капеллан), так исвод правил и законов, согласно которым «истинный влюбленный» должен поступать (он щедр, ни в чем неотказывает своей даме, совершает ради нее подвиги, а также красноречив, знает, что такое истиннаяверность, и т. п.). Французский исследователь прошлого века Г. Парис предложил разграничить два понятия— собственно «истинная любовь» и «К.ая Л.». Первым понятием он предложил обозначать любовь какчувство, а вторым - любовь как свод правил поведения. Сам термин «К.ая Л.» как раз и был введен Г. Парисом. Современные исследователи предпочитают не разделять эти два понятия, так как очевидна ихтесная взаимосвязь в рамках куртуазной литературы, более того, эта взаимосвязь оказывается сопряжена исо спецификой средневекового миросозерцания, где описание индивидуального чувства в чистом виденевозможно без его введения в некую артикулированную систему поведения.

Исследователи считают, что на формирование концепции К.ой Л.и оказали влияние восточные(арабские, персидские) представления о любви-страсти, а также произведения латинских авторов (Овидий, Катулл). Представление о любви как о страсти, состоянии почти болезненном, оказалось связано с идеей рыцарства, сформировавшейся к кон. XI в., и системой сеньориальных взаимоотношений. Умение любить«истинной любовью» стало описываться как одна из основных добродетелей рыцаря, а определения«рыцарский» и «куртуазный» стали во многих случаях синонимичны.

Слово «куртуазный» означает, собственно, «придворный» (отфр. court, «двор»). К кон. XI в. при дворахзнатных сеньоров Европы, в первую очередь Франции, Англии, Германии, стало принято устраиватьсвоеобразные «поэтические салоны», где исполнялись и обсуждались произведения трубадуров, труверов, миннезингеров. Многие сеньоры покровительствовали поэтам и выступали заказчиками рыцарских романов. Например, по заказу графа Филиппа Фландрского Кретьен де Труа написал роман «Персеваль», по заказуМарии Шампанской — «Ланселот, или Рыцарь Телеги». При дворе той же Марии Шампанской и, возможно, по ее заказу был написан трактат Андрея Капеллана «О любви». Постепенно слово «куртуазный» сталообозначать те явления культуры, что были связаны с определенной традицией рыцарской литературы, апосле и то, что связано собственно с понятием «истинной любви». «Куртуазия» стала понятием, обозначающим свод тех правил, которым должен следовать «истинный влюбленный».

Кодификация понятий «истинная любовь» и «куртуазия» происходит во второй половине XII в. Пишуттрактаты, среди которых упомянутый трактат Андрея Капеллана. Тогда же начинается и расширение понятий«истинная любовь» и «куртуазия».

Основу концепции «истинной любви» составляет идея рыцарского служения влюбленного своейвозлюбленной-даме. Слово «Дама» («Донна») обозначает «госпожа» (от лат. domina). Дама часто стоит вышевлюбленного по социальному положению. Любовь к ней запретна, она замужем. Рыцарь должен скрыватьсвое чувство, он может признаваться лишь в песнях. Чем сильнее и «правильнее» любовь, тем лучше песни, а плохое качество песен свидетельствует о неумении любить. Плохие поэты и недостойные любовники частообозначаются одними и теми же определениями — болтуны, «жонглеры» (они, в отличие от трубадуров идругих куртуазных поэтов, не сочиняют сами, а лишь поют чужое), клеветники. Французский исследователь Ж. Дюби полагает, что культ Дамы возник в сообществах юношей, а то и подростков, которые обучались ивоспитывались в замке могущественного сеньора. Естественным, как считает Дюби, было возникновениеособого почитания хозяйки дома, жены сеньора. Кроме того, по мнению исследователя, культ Дамы связан ис возникновением принципа майората. Остававшиеся фактически без наследства младшие дети сеньора немогли рассчитывать на брак прежде, чем сумеют приобрести состояние. Восхищенно-возвышенноеотношение к недоступной Даме поощрялось и было своего рода заменой какого-либо иного отношения кженщине.

Примечательно, что служение Даме осмыслялось в тех же терминах, что и служение сеньору. Одним изважнейших качеств здесь является верность, а предательство рассматривается как то, что принадлежит «лже-любви». «Ложные любовники» иногда называются «га-нелонами» - по имени знаменитого предателя, героя«Песни о Роланде». «Вознаграждение», которое влюбленный надеется получить от Дамы, у трубадуров итруверов обозначается тем же термином, что вознаграждение от сеньора (guerredon - от guerre, «война», иdon, « дар »). Этим вознаграждением может стать ласковый взгляд, шнурок или рукав от платья, но также иразрешение «целовать ее и обнимать», «лежать с ней и обнимать ее нагую».

Проблема того, насколько в концепции К.ой Л.и проявляется или не проявляется собственносексуальное чувство, занимала интерпретаторов и исследователей К.ой Л.и во все века и эпохи.

В классической кансоне трубадуров воспевается любовь «чистая», возвышенная, побуждающаявлюбленного к внутреннему совершенствованию: только так он может добиться ответной любви Дамы. Ноответная любовь не исключена из мира куртуазных ценностей, просто акцент делается не на ней, а на дорогек ней. Было предпринято немало попыток истолковать К.ую Л. как феномен эротический, где сдерживаемоежелание выступает на первый план; знаки внимания Дамы (шнурки, ленты, рукава и т. п.) давали повод дляразговора о сексуальном фетишизме. Однако такие истолкования К.ой Л.и так же однобоки, как исимволическое, возвышенное ее видение романтиками и символистами. К.ая Л. отличается от античногоэроса и восточной любви-страсти именно тем, что индивидуальное, человеческое, физиологическое чувство(бледность, вздрагивания, обмороки) соединено здесь с задачей нравственного усовершенствования каксоциально значимой категорией. Попытка гармонизировать мир через соотнесение своего личного чувства счувствами прочих «подданных истинной любви» — так решается здесь сквозная средневековая антиномия личности и общества.

Роль Дамы в системе К.ой Л.и не так пассивна, как это может показаться при поверхностном взгляде. Она должна уметь ценить «истинную любовь», и если она слишком долго испытывает влюбленного, рискуетоказаться среди приверженцев «лже-любви». В жизнеописаниях трубадуров Джауфре Рюделя и ГильемадеКабестаня, необходимость оценивать по заслугам любовь и верность вынуждает Даму после смертивозлюбленного уйти в монастырь или покончить с собой. Нравственное самосовершенствование как основаК.ой Л.и проявляется особенно сильно в рыцарских романах, возникших уже после того, как в лирикесформировались основные представления о К.ой Л.и. Любовь в романах чаще всего разделенная, плотская, что не мешает ей быть «куртуазной», т. е. подвигать и рыцаря, и его даму на постижение высшейнравственной сути рыцарства. Кретьен де Труа утверждает даже, что и жена может быть Дамой.

К.ая Л. непросто вписывается в систему христианских ценностей. В трактате «Любовный часослов» Матфре Эрменгау (1288/ 1289 гг.) изображено «древо любви», вершину которого составляют «Бог», «Истинная любовь», «Дама», а внизу помещаются « Дьявол », «Лже-любовь», «Лжецы/клеветники». Выходит, система куртуазных ценностей, наряду с конфессиональными, может существовать как бы сама по себе. Однако таким образом дело обстоит не всегда. Эти ценности совмещаются у Готье де Куэнси, воспевающегоДеву Марию как Даму. В «песнях крестовых походов» французских труверов певец оказывается передвыбором: служить Богу, т. е. уйти за море, или служить Даме, т. е. остаться. Немного обмануть Бога, чтобыпослужить Даме, оказывается возможным в провансальском романе «Фламен-ка». В возвышенной любвимужчины и женщины Бернар Клервоский пожелал увидеть пусть слабое, но все же явственное отражениелюбви Господа к людям и того, как люди должны любить Господа. Попытки осмыслить истинную любовь каклюбовь исключительно божественную, возвести целомудрие рыцаря в закон проявились в цикле сказаний оГраале и привели к возникновению образа «небесного рыцаря» Галахада, однако в дальнейший культурныймиф в качестве идеального рыцаря вошел все же не он, а Ланселот, страдавший от любви к Геньевре, женесвоего сюзерена Артура, и добившийся взаимности.

 

14.Школа. Отношение к занятиям.

Школа в Средние Века разделялась на три основных вида. Так называемые низшие школы работали при церковных заведениях. В них обучались так называемые клирики, духовные лица, обладающие минимальным образованием. Обязательным в таких школах было изучение латыни, на которой справлялись все католические обряды. Средние школы тех времен основывались при кафедрах епископов, в них реализовывалась созданная Боэцием система обучения, предусматривающая изучение трех практических и четырех гуманитарных наук. К первой группе относились грамматика, риторика и диалектика, ко второй – логика, арифметика, музыка и геометрия, при этом последний предмет предусматривал изучение основ географии и астрономии. Первая группа носила название тривиум, вторая – квадривиум.


Также существовала и высшая школа в Средние Века, носившая название Studia Generalia, что буквально переводилось как «общие науки». В ней все предметы изучались на более высоком уровне, со временем подобные организации стали называться университетами. Первые из них появились в 12 в., некоторые из них сформировалась из школ епископов, в них работали самые выдающиеся специалисты по богословию и философии, иные образовывалась как самостоятельная организация преподавателей, сведущих в науках.

 

Самым первым подобным учреждением считается Парижский университет, основанный как «вольная школа» в первой половине 12 века. Он получил поддержку со стороны короля Филиппа II Августа в 13 в. Впрочем подобные функции были и у высших школ городов Италии, в 11 в. Наиболее выдающимися из них считаются юридическая школа Болоньи и медицинская школа Салерно. Парижский университет является классическим примером европейского высшего учебного заведения, в состав которого входили артистический, медицинский, юридический и богословный факультеты.


Именно в период Средневековья появились такие известные учебные заведения, как Оксфордский и Кембриджский университеты, которые и по сей день работают в Великобритании. В Испании в 13 в. был создан Саламанский, а в Италии – Неаполитанский университеты. Со временем значимые высшие учебные заведения появились практически во всех крупных городах Западной и Центральной Европы.

 

15.Университеты.

1. Появление первых европейских университетов

 

В начале II тысячелетия начинают действовать новые социально-экономические и политические факторы: возникновение феодального типа города, освоение новых земель, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Стали расширятся торговые связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы. Стали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. В X в. начинается укрепление императорской власти, а в XI в. - папской. Вскоре папство вступает в борьбу с империей. Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны.

Церковные школы игнорировали новые знания как не соответствовавшие духу христианства. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Новое сословие горожан для удовлетворения своих потребностей в образовании создает новый тип учебных заведений - городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Усиливается переводческая деятельность. К началу XIII в. был переведен весь Аристотель и арабские комментарии к нему. Переводились с арабского труды по географии, математике, астрономии, медицине. Значительно вырос интерес к дисциплинам квадривия. Медицина и юриспруденция становятся науками. Если раньше они были практической деятельностью (кровопускание, травы, прижигание), то теперь начинает развиваться теория. Это началось в Италии, где уже существовала знаменитая Салернская медицинская школа. Вероятно, и в других городах начинают возникать такие школы, иначе непонятным становится появление в XIII в. медицинских факультетов.

Возрождается римское право, причем европейские юристы сразу обращаются к кодексу Юстиниана, т. е. к первоисточнику, а не к глоссариям. Это тоже происходит в Италии (Болонья, Равенна, Павия).

Своеобразный характер носило воспитание сыновей светских феодалов - рыцарей. Неразвитость военной техники, постоянные вооруженные стычки между феодалами вызвали к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания. Рыцарство, жившее за счет эксплуатации крестьян и военной добычи, относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков. Они должны были уметь 1) ездить верхом; 2) плавать; 3) владеть копьем; 4) фехтовать; 5) охотиться; 6) играть в шахматы; 7) слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Сословный характер носило также воспитание и образование женщин. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания.

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.

Таким образом, практика воспитания и обучения, вся педагогическая мысль средневековья были пронизаны духом религиозной идеологии. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ (XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников.

Словом universitas (лат., буквально - совокупность, от universus - весь, взятый в совокупности) в Средние века назвались различные товарищества, купеческие гильдии, торгово-промышленные цеха и некоторые другие объединения. Соответственно этому и вновь возникшие в то время «вольные» школы стали называться universitas magistrorum et scholarum (корпорация преподавателей и студентов); лишь постепенно учебные заведения стали называться «университетами» (прежде studium - школа, studim generale - всеобщая школа; эпитет generale указывал на интернациональный характер учебного заведения). Затем название стало означать учебный план высших школ, объединяющих всю совокупность наук (universitas literarum).

Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (IV в. до н. э.), школа права в Бейруте (III - VI вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права.

Возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление.

Первые университеты появились в XII веке в экономически развитых странах Западной Европы (Италии, Испании, Франции). Университеты, открытые в XIII-XIV веках в других итальянских городах, по своему типу соответствовали Болонскому университету.

В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей. В XII веке церковными властями был открыт университет в Париже. Его возглавлял представитель епископа - канцлер. Автономия университета была очень ограничена: в выборе должностных лиц студенты не участвовали, профессора не выбирались, а назначались и оплачивались церковью (в первых североитальянских университетах профессоров оплачивали сами студенты). Господствующим являлся теологический факультет.

По образцу Парижского университета впоследствии возникли университеты в других городах Франции, Германии, Англии, за исключением Оксфордского и Кембриджского университетов, развивавшихся самобытно.

2. Статус университета. Университет как корпорация

 

В Средние века в каждом городе, где имелось какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организовывались для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Институциональная фаза городского развития материализует политические свободы, завоеванные коммунами, а в корпорациях - позиции, достигнутые в экономической области.

Истоки университетских корпораций зачастую так же темны, как и у всех прочих ремесленных цехов. Они организуются постепенно, последовательными завоеваниями, происходящими по тому или иному случайному поводу. Уставы часто санкционируют завоеванное с большим опозданием. Историки не всегда могут сказать, что находящиеся в их распоряжении статуты были первыми. В городах, где они сформировались, университеты являли собой немалую силу числом и качеством своих членов, вызывая беспокойство других сил. Они достигали своей автономии в борьбе то с церковными, то со светскими властями.

Сначала начинается борьба с церковными властями. Преподаватели университетов были клириками. Местный епископ считал их своими подданными. Преподавание было функцией церкви. В качестве главы всех школ епископ издавна делегировал свою власть кому-то из помощников, в XII веке именовавшихся обычно scolasticus и кого вскоре стали именовать канцлером. Последнему совсем не хотелось расставаться со своей монополией. Там, где эта монополия не была абсолютной, где аббаты достигали прочных позиций со своими школами, они представляли собой других противников университетской корпорации. В конце концов, культура есть дело веры, а потому епископ притязает на сохранение контроля над нею.

В Париже автономность университета была окончательно обретена после кровавых столкновений студентов с королевской полицией в 1229 году. В одной из стычек несколько студентов были убиты полицейскими. Большая часть университета объявила забастовку и удалилась в Орлеан. На протяжении двух лет в Париже почти не было занятий. Лишь в 1231 году Людовик Святой и Бланка Кастильская торжественно признали независимость университета, возобновили и расширили те привилегии, которые были признаны Филиппом-Августом в 1200 году.

В Оксфорде университет получил свои первые свободы в 1214 годах, воспользовавшись упадком власти отлученного Иоанна Безземельного. Серия конфликтов в 1232, 1238 и 1240 годах между университетом и королем завершилась капитуляцией Генриха III, испуганного поддержкой, оказанной частью университета Симону де Монфору.

Но борьба шла также и с коммунальными властями. Возглавлявшие коммуну буржуа были раздражены тем, что обитатели университетов не подпадали под их юрисдикцию: их беспокоили ночной шум, грабежи, преступления отдельных студентов. Они плохо переносили и то, что преподаватели и студенты ограничивали их экономическую власть, устанавливая твердые цены на жилье и продукты питания, заставляя торговцев совершать свои сделки, не преступая законов.

Университетские корпорации смогли выйти с победой из этих схваток в первую очередь, благодаря единству и решимости. Они угрожали грозным оружием и действительно его применяли - забастовку и уход. Гражданские и церковные власти видели слишком много преимуществ в наличии университета, который имел большое экономическое значение, был уникальным питомником, взращивающим советников и чиновников, источником немалого престижа, а потому он мог применять подобные средства для своей защиты.

К тому же университеты нашли могущественного защитника - папство. В Париже Целестин III в 1194 году даровал университетской корпорации первые привилегии, а Иннокентий III и Григорий IX утвердили ее автономию. В 1215 году кардинал и папский легат Роберт де Курсон дал университету первые официальные уставы. В 1231 году Григорий IX осудил парижского епископа за нерадение и принудил короля Франции и его мать пойти на уступки: своей буллой Parens scientiarum, которую поминают как Великую Хартию университета, он даровал последнему новые статуты.

В Оксфорде начало независимости университета было также обеспечено легатом Иннокентия III, кардиналом Николаем Тускуланским. Иннокентий IV выступает против Генриха III и ставит университет под защиту святого Петра и папы, поручая епископам Лондона и Солсбери защищать его от происков короля.

В Болонье Гонорий III ставит архидиакона во главе университета, чтобы тот оберегал его от коммуны. Университет окончательно освобождается, когда город в 1278 году признает папу сеньором Болоньи.

Отметим значение такой поддержки со стороны понтифика. Безусловно, святой престол признавал важность и ценность интеллектуальной деятельности; но его вмешательства не были бескорыстными. Выводя университеты из-под светской юрисдикции, он подчинял их церкви. Так, чтобы получить эту решающую помощь, универсанты должны были избрать путь церковной принадлежности - вопреки сильному тяготению к мирскому пути. Конечно, они обрели независимость от местных властей, зачастую куда более тиранических; они смогли расширять горизонты всего христианского мира светом своей учености, покоряясь власти, которая не раз выказывала широту своих взглядов. Но за эти завоевания им пришлось заплатить дорогой ценой.

Необходимо также рассмотреть те особенности университетской корпорации, которые объясняют ее двусмысленное положение в обществе, приводившее к периодическим кризисам ее структуры.

Прежде всего, речь идет о церковной корпорации. Даже если не все ее члены приняли сан, даже если в ее рядах становилось все больше и больше мирян, все преподаватели были клириками, на которых распространялась юрисдикция церкви. Появившись из движения, носившего светский характер, они принадлежат церкви - даже там, где они пытаются найти институциональный выход из нее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.082 с.)