Тема 1. Предмет, метод и функции экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, метод и функции экономической теории.



Семинар:

1. Возникновение и основные направления развития экономической теории.

2. Предмет и функции экономической теории.

3. Экономические категории и законы.

4. Методы экономического анализа.

Основные понятия:

Меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, кейнсианство, неоклассицизм, неоклассический синтез, институционализм, экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, маркетинг, менеджмент, экономическая политика, диалектика, метод научной абстракции, индукция, дедукция, анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, экономическое моделирование, экономические категории, экономические законы, функции экономической теории, экономическое мышление, нормативный анализ, позитивный анализ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему возникает необходимость в экономических знаниях?

2. Каковы основные этапы развития экономической теории и почему изменялись экономические воззрения?

3. Что является предметом экономической теории?

4. Охарактеризуйте основные методы экономических исследований.

5. В чем различия между микро- и макроэкономическими подходами к анализу экономических процессов?

6. Что такое экономический закон? Приведите классификацию и примеры законов.

7. Какая экономическая школа положила начало микроэкономике, а какая макроэкономике?

8. Что считается основным достижением классической школы политичекой экономии?

9. Поясните отличия в трактовке предмета экономической теории различными школами.

10. Чем отличается нормативный от позитивного анализа в экономике?

Темы докладов:

1. Экономическая мысль Древнего мира.

2. Развитие отечественной политической экономии.

3. Современная экономическая теория: проблемы и перспективы.

4. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

5. Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.

6. Научные абстракции и экономические категории.

Тесты:

1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) кейнсианство;

г) классическая политэкономия.

2. Термин «политическая экономия» в обращение ввел:

а) Пол Самуэльсон;

б) Аристотель;

в) Антуан Монкретьен;

г) Альфред Маршал.

3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.

4. С чем отождествляли богатство меркантилисты:

а) с землей;

б) с трудом, затраченным на производство товаров;

в) с золотом и серебром;

г) с полезными ископаемыми.

5. Что по мнению меркантилистов являлось источником богатства?

а) земля;

б) труд, затраченный на производство товаров;

в) промышленное производство;

г) внешняя торговля.

6.Что по мнению физиократов являлось источником богатства?

а) земля;

б) труд, затраченный на производство товаров;

в) золото и серебро;

г) внешняя торговля.

7. Какая из научных школ предметом своего анализа считала сферу обращения?

а) меркантилизм;

б) классическая политэкономия;

в) физиократы;

г) маржинализм.

8. Представители какой научной школы считали необходимым свести к минимуму вмешательство государства в общественную жизнь общества?

а) меркантилисты;

б) представители классической школы политэкономии;

в) марксисты;

г) представители кейнсианства.

9. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:

а) «Домострое Сильвестра»;

б) «Русской правде»;

в) «Летописи Нестора»;

г) «Рукописи В. О. Ключевского».

10. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) проявляются через экономическую деятельность людей;

в) носят исторически приходящий характер;

г) являются вечными.

11. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о натуральном богатстве;

г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

12. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется

а) научная абстракция;

б) предельный анализ;

в) рациональный выбор;

г) контролируемый эксперимент.

13. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

14. Нормативная экономика изучает:

а) объективно существующие явления и процессы в экономике;

б) оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;

в) нет верного ответа;

г) все ответы верны.

15. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

г) поведение домохозяйств и предприятий.

16. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей и фирм;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов;

г) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

17. Максимальное удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах - это …

а) предмет экономической теории в современной трактовке;

б) предмет политэкономии в трактовке К.Маркса;

в) метод экономической теории;

г) особенности экономики.

18.В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

а) необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос;

б) устранение государственного регулирования экономики как тормоза в развитии общества;

в) решение всех социально-экономических проблем путем свободной конкуренции;

г) превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной экономикой.

19. Характерная черта неоклассического направления:

а) все социально-экономические проблемы должны решаться свободной конкуренцией;

б) эффективная бюджетно-налоговая политика;

в) необходимо вмешательство государства в экономику;

г) приверженность патернализму.

20. Экономические законы выражают:

а) причинно-следственные связи в системе экономических отношений;

б) субъективно-психологические зависимости;

в) социально-политические связи;

г) юридико-правовые отношения.

 

Тема 2: Производство: содержание, факторы и эффективность.

Семинар:

1. Место производства в экономической системе и его роль в жизни общества. Простое и расширенное воспроизводство.

2. Ресурсы и факторы производства. Эффективность производства.

3. Потребности, их классификация и воздействие на производство.

4. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Закон возрастающих вмененных издержек.

Основные понятия:

Производство, фазы общественного производства, распределение, обмен, потребление, воспроизводство, простое воспроизводство, суженное воспроизводство, расширенное воспроизводство (интенсивного и экстенсивного типа), ресурсы, факторы производства, эффективность производства, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, производительные силы, производственный отношения, рабочая сила, средства труда, предметы труда, средства производства, эффективность производства, потребности, экономические интересы, классификация потребностей, закон возрастания потребностей, закон убывающей предельной полезности, взаимосвязи «производство - потребности», производственные возможности, экономический выбор, альтернативные издержки производства, закон возрастающих альтернативных издержек, Парето-эффективное состояние экономики, экономические блага, неэкономические блага.

Вопросы для контроля:

1. Какая фаза общественного производства является определяющей, какая – конечной целью?

2. Чем обусловлена необходимость расширенного воспроизводства?

3. В чем различие между ресурсами и факторами производства.

4. Что означает редкость ресурсов?

5.

6. Каким путем можно уменьшить влияние на производство ограниченности каждого ресурса?

7. Что такое эффективность производства, и какие показатели ее характеризуют?

8. Что такое экономические потребности, и какие критерии лежат в основе их классификации?

9. В чем заключается проблема экономического выбора?

10. Что показывает кривая производственных возможностей?

Темы фиксированных выступлений:

1. Информация как фактор производства.

2. Экономические и неэкономические блага.

3. Взаимодействие экономических потребностей и интересов.

4. Трудовой потенциал Украины.

5. Природно-ресурсный потенциал Украины.

6. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.

7. Научно-технический потенциал Украины и его роль в современной экономике.

Тесты:

1. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

а) экономические ресурсы – то же самое, что и факторы производства;

б) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г) факторы производства — это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

2. К факторам производства согласно марксистскому подходу относятся:

а) труд, земля, капитал;

б) рабочая сила, предметы труда, средства труда;

в) труд, земля, капитал, предпринимательские способности, экология, информация;

г) рабочая сила, средства труда.

3. Что такое средства производства:

а) капитал;

б) трудовые ресурсы и капитал;

в) предметы и средства труда;

г) материальные и трудовые ресурсы.

4. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;

г) нет правильного ответа.

5. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

а) неполном использовании трудовых ресурсов;

б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

в) изменении количества применяемых ресурсов;

г) изменении цен товаров.

6. Кривая производственных возможностей экономики показывает:

а) точные количества двух благ, которые собирается производить общество;

б) лучшую из возможных комбинаций двух благ;

в) альтернативные комбинации двух благ, которые можно произвести при наличии данного количества ресурсов;

г) верно все перечисленное выше.

7. Что в наибольшей степени приводит к смещению вправо кривой производственных возможностей в современном мире?

а) НТП;

б) рост экспорта;

в) увеличение коэффициента рождаемости;

г) увеличение площади обрабатываемых земель.

8. В условиях неполного использования ресурсов точка, характеризующая объемы производства товаров X и Y, будет расположена:

а) на кривой производственных возможностей;

б) вне кривой производственных возможностей;

в) внутри кривой производственных возможностей;

г) на оси ординат.

9. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо свидетельствуют о:

а) высоком уровне инфляции;

б) экономическом росте;

в) промышленном спаде;

г) высоком уровне безработицы.

10. Выберите неэкономическое благо:

а) яхта;

б) знания;

в) книга;

г) энергия ветра.

11. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?

а) электроэнергия;

б) маяки;

в) полиция;

г) защита от наводнений.

12. Экономическим называются блага:

а) имеющиеся в неограниченном количестве;

б) имеющиеся в ограниченном количестве;

в) имеющиеся в количестве, необходимом для производства внутри страны;

г) принадлежащие частным лицам.

13. Полезность блага – это:

а) свойство удовлетворять человеческие потребности;

б) его цена;

в) его редкость, ограниченность;

г) все ответы неверны.

14. Взаимодействие между потребностями и общественным производством определяется следующим образом:

а) производство создает блага и тем самым содействует удовлетворению потребностей;

б) ускорение НТП порождает новые потребности;

в) экономические потребности часто обгоняют производство и тем самым способствуют развитию производства;

г) все ответы верны.

15. Экономические потребности разграничиваются на:

а) первоочередные и не первоочередные;

б) абсолютные, действительные и платежеспособные;

в) индивидуальные, коллективные и общественные;

г) все ответы верные.

16. Экономический интерес – это:

а) осознанная потребность как конкретная цель деятельности субъекта;

б) осознанная потребность с выбором средств реализации;

в) осознанная потребность, содержащая в себе социальный компонент;

г) потребность, которая может быть удовлетворена.

17. Отличия экономических интересов от экономических потребностей:

а) экономические интересы находят выражение в поставленных целях и действиях по удовлетворению потребностей;

б) экономические интересы не отражают уровень и динамику удовлетворения потребностей;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

18. Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

а) есть у всех людей и обществ;

б) есть только у бедных людей;

в) существует только в бедных странах;

в) никогда не возникает у богатых людей.

19. Необходимость эффективного использования производственных ресурсов определяется:

а) редкостью и ограниченностью ресурсов;

б) бесплатностью ресурсов;

в) взаимозаменяемостью ресурсов;

г) разнообразием ресурсов.

20. Производство -это:

а) процесс создания благ;

б) способ удовлетворения потребностей;

в) процесс создания стоимости;

г) все перечисленное выше.

Задания:

Задание 1. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице 1. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

 

Таблица 1 – Исходные данные для решения задачи

Варианты выбора Велосипеды (шт.) Стиральные машины (шт.) Альтернативные издержки
А      
В      
С      
Д      
Е      

 

Задание 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова. Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.

Задание 3. Определите альтернативные издержки выпуска товара А и товара Б. Начертите кривую производственных возможностей по данным таблицы 2

 

Таблица 2 – Альтернативы производства товаров

Вид продукты Производственные альтернативы
А В С D E F
Товар А            
Товар Б            

 

Задание 4. На основе данных, приведенных в таблице 3, постройте график кривых производственных возможностей, показывающих альтернативные варианты использования ресурсов в условиях неполной занятости и неполного объема производства и в условиях подъема экономики.

 

Таблица 3 – Производственные альтернативы

Направления использования ресурсов Варианты выбора
А1 В1 С1 D1 E1
Средства производства, тыс.ед.         -
Предметы потребления, тыс.ед.         -
  А2 В2 С2 D2 E2
Средства производства, тыс.ед.          
Предметы потребления, тыс.ед.          

 

Задание 5. На общественном транспорте, в том числе и такси, действуют единые тарифы. Объясните, почему тогда экономисты утверждают, что: а) стоимость проезда в общественном транспорте (кроме такси) для бизнесмена выше, чем для рабочего; б) стоимость проезда в такси для бизнесмена ниже, чем для рабочего?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.078 с.)