К практическим, семинарским занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К практическим, семинарским занятиям



К практическим, семинарским занятиям

и самостоятельной работе

по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов неэкономических специальностей

всех форм обучения

 

Севастополь


УДК 303.1

Методические указания к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Экономическая теория» для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения / Сост. Е. П. Гармашова, А. М. Дребот. – Севастополь: Изд-во СГУ, 2015.– 56 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам при подготовке к практическим и семинарским занятиям, что должно способствовать более глубокому изучению дисциплины и расширению знаний студентов.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики предприятия, протокол № ­­­___ от «» _____ 20____ г.

 

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

Рецензент:

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения….……………………………………………………. Тема 1. Предмет, метод и функции экономической теории………….. Тема 2. Производство: содержание, факторы, эффективность……….. Тема 3. Собственность и экономические системы…………………….. Тема 4. Товарное производство. Товар и деньги………………………. Тема 5. Рынок: функции, структура и инфраструктура……………….. Тема 6. Механизм функционирования рынка………………..………… Тема 7. Предприятие в рыночном хозяйстве.…….……………………. Тема 8. Доходы в рыночной экономике……………..………………….. Тема 9. Национальная экономика: цели и результаты. Макроэкономическое равновесие……..………………………………………………. Тема 10. Макроэкономическая нестабильность…..…………………… Тема 11. Государственное регулирование рыночной экономики…….. Тема 12. Финансово-кредитная система………….…………………….. Тема 13. Мировое хозяйство…………………………………………….. Рекомендованные источники..…………..……………………………….    

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью методических указаний по подготовке и проведению семинарских занятий по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов неэкономических специальностей является закрепление знаний по экономической теории, овладение научными методами анализа экономических процессов, умение применять полученные знания в условиях развивающейся рыночной экономики, правильно оценивать цели и социально-экономические последствия экономической политики, пользоваться научной и периодической литературой, информационно-справочными материалами, первичными документами, делать определенные выводы, высказывать собственное мнение по рассматриваемой проблеме.

В соответствии с рабочей программой по «Основам экономической теории» и запланированному объему часов на семинарские занятия выносятся отдельные темы дисциплины, имеющие основополагающее значение, несколько тем обсуждаются в форме коллоквиумов, остальные – изучаются самостоятельно. По каждой теме разработан блок вопросов и понятий, значение которых является необходимым условием усвоения материала по данной дисциплине. Дополнительными формами проверки степени усвоения теоретического материала по той или иной теме являются ответы на тесты, упражнения, решение задач, фиксирование выступления.

В методических указаниях приводится также список учебной литературы и изданий периодической печати, а также адреса интернет-изданий и интернет-библиотек, к которым студенты обращаются при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам, написании рефератов.

 

Тема 3: Собственность и экономические

Системы.

Семинар:

1. Типы и характеристика экономических систем.

2. Экономическое содержание собственности, ее виды и формы.

3. Преобразование форм собственности в условиях перехода к рыночной экономике. Разгосударствление и приватизация.

Основные понятия:

Экономическая система, рыночная экономика, командная (плановая, командно-административная) экономика, традиционная экономика, смешанная экономика, социально ориентированная экономика, модели современной смешанной экономики, собственность, частная собственность, общественная собственность, типы, виды и формы собственности, интеллектуальная собственность, структура отношений собственности, право собственности, владение, пользование, распоряжение, отчуждение, присвоение, плюрализм форм собственности, разгосударствление, приватизация, национализация, либерализация, социально-экономическая формация, цивилизация.

Вопросы для контроля:

1. Что такое отношения собственности и что понимается под экономической и юридической стороной этих отношений?

2. Объясните, почему для эффективного функционирования рыночной системы необходимо многообразие форм собственности.

3. Каковы были цели и задачи разгосударствления и приватизации в Украине?

4. Дайте определение категории «экономическая система» и укажите ее элементы.

5. Какие существуют типы экономических систем, и каковы их черты?

6. Какими чертами обладают смешанные экономические системы?

7. Назовите преимущества и недостатки рыночной системы?

8. В чем заключается отличие формационного и цивилизационного подходов к периодизации развития общества?

9. Что такое объект и субъект собственности?

10. Раскройте содержание понятия «право собственности».

Темы фиксированных выступлений:

1. Модели смешанной экономической системы.

2. Закономерности и особенности развития переходных экономик.

3. Приватизация в Украине: цели, этапы, проблемы.

4. «Пучок» прав собственности в институциональной экономической теории.

5. Интеллектуальная собственность и ее защита в Украине.

Тесты:

1. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

2. Какая из названных характеристик не относится к плановой системе:

а) централизованное планирование;

б) свобода частного предпринимательства;

в) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг;

г) государственное фондирование ресурсами.

3. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:

а) рыночная экономика (чистый капитализм);

б) смешанная экономика;

в) традиционная экономика;

г) плановая экономика.

4. Какой из перечисленных экономических систем присуща общественная собственность на факторы производства?

а) смешанной экономике;

б) традиционной экономике;

в) командно-административной экономике;

г) корпоративной экономике.

5. Какой из перечисленных экономических систем присуще преобладание ручного труда?

а) смешанной экономике;

б) традиционной экономике;

в) командно-административной экономике;

г) корпоративной экономике.

6. Какая из перечисленных ниже характеристик не свойственна переходным экономическим системам:

а) устойчивость;

б) неопределенность;

в) многовариантность развития;

г) историчность.

7. Какая из стадий развития общества не относится к формационному подходу:

а) первобытнообщинная;

б) феодальная;

в) капиталистическая;

г) индустриальная.

8. Собственность — это:

а) отношение человека к вещи;

б) сама вещь;

в) отношение между людьми по поводу присвоения вещей;

г) нет правильного ответа.

9. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

а) коллективная собственность и коллективное присвоение;

б) частная собственность и частное присвоение;

в) общественная собственность и общественное присвоение;

г) все ответы неверны.

10. Существование государственной собственности обусловлено:

а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей (угольная промышленность, ж/д и автомобильные дороги и т.п.);

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

11. Какая из перечисленных форм собственности не относится к коллективной:

а) кооперативная;

б) акционерная;

в) коммунальная;

г) собственность общественных организаций.

12. Разгосударствление – это:

а) процесс передачи государственных объектов собственности и имущества в частную или в коллективную собственность;

б) национализация;

в) уменьшения монополии государства и переход к экономическим методам управления экономикой;

г) усиление роли государства.

13. Приватизация – это:

а) процесс передачи государственных объектов собственности и имущества в частную или в коллективную собственность;

б) национализация;

в) уменьшения монополии государства и переход к экономическим методам управления экономикой;

г) усиление роли государства.

14. Проблемы: что, как и для кого производить – могут иметь отношение:

а) только к плановой системе;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

15. Деятельность государства при переходе от плановой к рыночной системе направлена на:

а) усиление равенства в обществе;

б) повышение эффективности экономики;

в) содействие экономической стабилизации;

г) полную отмену государственного регулирования.

16. Экономическая модель может быть охарактеризована с учетом:

а) форм хозяйствования и преобладающих форм собственности;

б) экономической ролью государства и способов осуществления экономической власти;

в) места и роли рынка в экономической системе;

г) все ответы верны.

17. Централизованно управляемая экономика характеризуется:

а) отсутствием системы санкций;

б) индивидуальным планированием;

в) принципом экономической субординации;

г) отсутствием системы информации.

18. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) активная конкуренция;

в) всеобщее государственное регулирование;

г) взвешенные действия предпринимателей.

19. Какая из стадий развития общества не относится к формационному подходу:

а) первобытнообщинная;

б) феодальная;

в) капиталистическая;

г) индустриальная.

20. Какая из стадий развития общества не относится к цивилизационному подходу:

а) аграрная (доиндустриальная);

б) постиндустриальная;

в) капиталистическая;

г) индустриальная.

Задания:

Задание 1. Заполнить 1-4 колонки таблицы 4.

 

Таблица 4 – Черты экономических систем

Главные признаки Традиционная система Командная система Рыночная экономика Смешанная экономика
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.

 

Задание 2. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;

б) государство;

в) производственные здания и сооружения;

г) акционерное общество;

д) прокатный стан;

е) Иван Иванович Иванов;

ж) прогулочный катер;

з) автомобиль;

и) костюм.

Задание 3. Разграничьте положительные и отрицательные проявления частной собственности:

а) имущественная дифференциация собственников;

б) жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов его производственной деятельности;

в) способствует развитию предприимчивости;

г) усиление конкурентной борьбы.

 

Инфраструктура рынка.

Семинар:

1. Сущность рынка и его функции.

2. Структура и виды рынков.

3. Инфраструктура рынка. Биржа.

Основные понятия:

Рынок, субъекты и объекты рынка, условие и причины возникновения рынка, принципы рынка, функции рынка, преимущества и недостатки рынка, структура рынка, виды рынков, инфраструктура рынка, функции инфраструктуры, элементы инфраструктуры, биржа, товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, универсальная и специализированная биржи, биржевой товар, ценные бумаги, аудиторская фирма, консалтинг, маркетинг, аукцион, торгово-промышленная палата, инвестиционные фонды, страховые компании, индекс курсов акций, хеджирование, деривативы, форвард, фьючерс.

Вопросы для контроля:

1. Раскройте сущность рынка и объясните его функции.

2. При каких условиях возникает рынок?

3. Раскройте содержание следующих признаков классического рынка: свобода предпринимательства; свобода конкуренции; свобода перелива капитала; полная информированность участников рынка; автономность принятия решений?

4. Что такое экономическая свобода? В каких формах она проявляется?

5. Перечислите объекты и субъектов рынка.

6. Какие функции в рыночной экономике выполняют домохозяйства, а какие - предприятия?

7. Назовите преимущества рынка и его недостатки, а также возможные пути их преодоления.

8. Назовите структуру рынка по следующим критериям: по экономическому назначению объектов рыночных отношений; по товарным группам; по пространственному признаку; по степени ограничения конкуренции; по видам собственности; по соответствию законности.

9. Раскройте сущность и назовите основные элементы рыночной инфраструктуры, а также охарактеризуйте ее социальную роль.

10. Для чего внедряется биржевая торговля?

Темы фиксированных выступлений:

1. Становление рынка в Украине: проблемы совершенствования.

2. Концепция «невидимой руки» А.Смита.

3. Структура рынков в Украине по степени конкуренции.

4. Исследование рынка: сущность, виды, методы и приемы.

5. Роль инфраструктуры рынка в повышении конкурентоспособности продукции.

6. Индекс Доу-Джонса: история, расчет, значение.

Тесты:

1. Рынок — это:

а) взаимодействие спроса и предложения;

б) взаимоотношения между продавцами и покупателями;

в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

г) все ответы верны.

2. Назовите тип рыночной структуры, когда на рынке функционирует множество предприятий, предлагается однородный продукт, каждый желающий может свободно войти и выйти с рынка, доступ к информации о рынке свободный:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) совершенная конкуренция.

3. К недостаткам рынка можно отнести:

a) суверенитет субъектов рынка;

б) дифференциацию доходов в обществе;

в) эффективное распределение ресурсов;

г) производства разнообразных товаров и услуг.

4. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

5. По утверждению экономистов-классиков, рынок никто не создавал и не проектировал. Поэтому рыночной экономикой управляют:

а) стихийные и хаотичные импульсы экономических процессов;

б) отдельные наиболее удачные предприниматели;

в) потребители и производители товаров;

г) экономические законы, проявляющиеся в деятельности хозяйствующих субъектов.

6. Основными экономическими субъектами являются:

а) предприниматели, наемные работники, менеджеры;

б) домохозяйство, предприятия, государство;

в) фирмы, наемные работники, государство;

г) государство, менеджеры, наемные работники.

7. Регулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;

б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;

в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

8. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;

б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;

в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

9. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок?

а) перераспределение доходов между богатыми и бедными;

б) эффективное распределение экономических ресурсов;

в) быстрая адаптация к изменяющимся условиям;

г) способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

10. Что не относится к функциям рынка:

а) санирующая;

б) ценообразующая;

в) регулирующая;

г) обеспечения социальных гарантий.

11. Рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и может диктовать цены, - это:

а) совершенная конкуренция;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) монополия.

12. Когда на рынке существует единственный покупатель - это:

а) монополия;

б) монопсония;

в) дуополия;

г) монополистическая конкуренция.

13. Вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих как разнородную (автомобили, самолеты), так и однородную (металлопрокат) продукцию, вступление новых фирм в ту или иную отрасль рынка затруднено, имеет место взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, - это:

а) совершенная конкуренция;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) монополия.

14. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

а) действует вне системы специализации и цен;

б) предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены;

в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;

г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

15. Инфраструктура выступает как:

а) совокупность организационно-правовых форм,обслуживающих
продвижение и реализацию экономических благ;б)совокупность бирж, рынков, институтов,обслуживающих
продвижение и реализацию товаров;в) совокупность субъектов хозяйствования,обслуживающих
продвижение и реализацию ценных бумаг;г) все ответы верны.

16. В качестве основных функцийинфраструктуры рынка выделя­ются:

а) организационное оформление рыночных отношений;

б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективнос­ти обмена, минимизация трансакционных расходов;

в) последовательное соблюдение экономических интересов учас­тников товарно-денежных отношений;

г) все ответы верны.

17. Биржа - это:

а) место встречи покупателей и продавцов;

б) место, где заключаются сделки;

в) место встречи брокеров и маклеров;

г) все ответы верны.

18. Хеджирование применяется:

а) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;

б) для страхования сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;

в) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через год по биржевым ценам на момент поставки;

г) нет правильного ответа.

19. Операция с ценными бумагами производится:

а) на товарных биржах;

б) на фондовых биржах;

в) на аукционах;

г) в торгово-промышленных палатах.

20. Какой из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами?

а) дефицитный рынок;

б) черный рынок;

в) мировой рынок;

г) рынок средств производства.

Задания:

Задание 1. Какие из названных понятий не являются элементами рыночной экономики:

а) производители и потребители;

б) экономическая обособленность;

в) цена;

г) дефицит;

д) спрос;

е) предложение;

ж) конкуренция;

з) рыночная инфраструктура;

и) централизованное снабжение и распределение.

Задание 2. Какие из перечисленных рынков не входят в структуру рынков по признаку

экономического назначения объектов рыночных отношений:

а) рынки благ и услуг;

б) рынки жилья;

в) рынки средств производства;

г) рынки научно-технических разработок;

д) рынки ценных бумаг;

е) рынки труда;

ж) рынки валюты;

з) рынки рабочей силы;

и) межотраслевые рынки.

Задание 3. Исправьте ошибки: к рыночной инфраструктуре относят:

а) аукционы;

б) торгово-промышленные палаты;

в) торговые дома;

г) ярмарки;

д) маркетинг;

е) биржи;

ж) транспорт;

з) здравоохранение;

и) аудиторские фирмы;

к) холдинговые компании;

л) телевидение;

м) образование;

н) таможня;

о) налоговая служба.

Задание 4. Заполните таблицу 9.

 

Таблица 9- Типы рынков по критерию ограниченности конкуренции

Характерные признаки Модели рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм        
Тип продукции        
Условия входа на рынок и выхода из него        
Контроль по цене        
Ценовая конкуренция        
Неценовая конкуренция        

 

Рыночной экономики.

Коллоквиум:

1. Объективная необходимость, сущность и концепции государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства.

3. Формы, методы и инструменты государственного регулирования

 

Основные понятия:

Государственное регулирование экономики (ГРЭ), объективная необходимость государственного регулирования экономики, экономический дирижизм, экономический либерализм, теории регулирования рыночной экономики, «провалы» рынка, экономические функции государства, общественные блага, методы государственного регулирования, инструменты государственного регулирования, цели государственного регулирования, объекты государственного регулирования, субъекты государственного регулирования, административные средства регулирования, экономические средства регулирования, методы прямого регулирования, методы косвенного регулирования, индикативное планирование, директивное планирование, стратегия социально-экономического развития, макроэкономическое планирование, программно-целевой метод планирования, экономическая политика государства и ее направления.

Вопросы для контроля:

1. Расскажите об эволюции роли государства в экономике?

2. Чем отличается экономический дирижизм и экономического либерализма?

3. Обоснуйте тезис о том, что экономическая политика государства зависит от принятой теоретической концепции.

4. С чем связана необходимость государственного вмешательства в экономику на современном этапе?

5. Какие недостатки рыночного саморегулирования вы знаете?

6. С чем связана необходимость создания общественных благ?

7. Каких субъектов государственного регулирования экономики относят к носителям экономических интересов, каких - к выразителям, а каких - к исполнителям?

8. Перечислите основные функции государства в целом?

9. Что относят к экономическим функциям государства?

10. Какие цели ГРЭ являются основными?

11. Перечислите объекты ГРЭ.

12. Назовите и дайте характеристику известным вам методам ГРЭ.

13. Какие инструменты прямых и косвенных методов ГРЭ вы знаете?

14. Чем отличается индикативное от директивного планирования?

15. Дайте определение понятию «экономическая политика государства» и назовите ее основные направления.

 

Тема 13. Мировое хозяйство.

Коллоквиум:

1. Сущность, основные черты и тенденции развития мирового хозяйства.

2. Формы экономических отношений в системе мирового хозяйства.

3. Валютные системы.

4. Международные валютно-финансовые организации.

Основные понятия:

Мировое хозяйство, открытая экономика, международные экономические отношения (МЭО), международное разделение труда, международная торговля, экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, внешнеторговое обращение, протекционизм, свободная торговля (либерализм), международное движение капиталов, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, международная экономическая интеграция, свободные экономические зоны (СЭЗ), международная корпорация, транснациональные корпорации, транснациональные банки, научно-техническое сотрудничество, интернационализация экономики, глобализация, международная валютная система, система «золотого стандарта», золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт, Бретон-Вудская валютная система, Ямайская валютная система, валютный рынок, конвертируемость валют, МВФ.

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение категории «международное разделение труда» и назовите причины его возникновения.

2. Что такое интернационализация хозяйственной жизни?

3. Дайте определения понятиям «мировой рынок» и «мировое хозяйство».

4. Что такое международные экономические отношения и какие формы они принимают?

5. С чем связана историческая трансформация МЭО?

6. Что является основным условием международной торговли?

7. Какие вы можете назвать причины международной торговли?

8. Назовите инструменты протекционизма.

9. Дайте краткую характеристику сущности, формам и направления международного движения капиталов.

10. Назовите причины и формы международной миграции рабочей силы.

11. Дайте определение международной экономической интеграции и объясните ее причины.

12. Какие формы международной экономической интеграции вы знаете?

13. Что такое международная валютная система и какова ее структура?

14. Что такое валютный курс? Какие вы знаете режимы установления валютных курсов?

15. Кратко перечислите этапы развития международной валютной системы.

 

Рекомендованные источники

 

№ п/п Наименование Кол-во экз. в библиотеке
1. Амосова В. и др. Экономическая теория. Учебник для экономических факультетов технических и гуманитарных вузов. Санкт-Петербург. 2001  
2. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. Практикум. - М.: Проспект, 2006  
3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007  
4. Вечканов, Г. С. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М. и др.: Питер, 2012 -
5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. Учебник. М. 2000  
6. Воробьев, Е. М. Экономическая теория. Курс лекций. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Эксмо, 2009  
7. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика: учеб. для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. - 6-е изд. - М. и др.: Питер, 2006.  
8. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия. Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - М. и др.: Питер, 2008.  
9. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория. Учеб. пособие. - 7-е изд. - М. и др.: Питер, 2010.  
10. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. Учебник. СПб «Питер», 2006  
11. Занадворов, В. С. Экономическая теория государственных финансов. Учебник.- М.: ГУ ВШЭ, 2006.  
12. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. Минск. НТУ-АПИ, 2001  
13. Корниенко О. В. Экономическая теория. Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.  
14. Кругман, П. Основы экономикс. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2012 -
15. Курс экономики. Учебник/ Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М. ИНФРА, 2000  
16. Макконелл К.Р., Брю С.П. Экономика: принципы, проблемы и политика. К. 2007 -
17. Мочерный С.В., Симоненко В.К. и др. Основы экономической теории. К. 2000  
18. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с. -
19. Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс: учеб. для студ. вузов. - М.: Владос, 2005.  
20. Основы экономической теории. Учебник. Под ред. С.В. Мочерного. К. «Знание», 2000  
21. Основи єкономічноі теорії. Підручник для студ. неэконом. спец. За ред. А.А. Чухно, П.С. Ещенко и др. К., “Вища школа”, 2001  
22. Попов А.И. Экономическая теория. Санкт-Петербург, «Питер», 2001 -
23. Самуэльсон П.Э. Нордхаус В.Ф. Экономика. М., 2007 -
24. Симкина, Л. Г. Экономическая теорія. Учебник. - 2-е изд. - М. и др.: Питер, 2008  
25. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. В.Д. Камаева. М. ЮРАЙТ, 2006  
26. Экономическая теория. Под ред. Лобачевой Е.Н. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: 2012 -
27. Экономическая теория: учебник / Под ред А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - Москва: Издательство «Экзамен», 2005 -
28. Экономическая теория. Учебник. Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. М.: ИНФРА, 2001  
29. Экономическая теория. Учебник. Под ред. О. С. Белокрылова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008  
30. Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2. Мезоэкономика. Учебник. Под. ред. Г. П. Журавлева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К°, 2006.  

 

к практическим, семинарским занятиям

и самостоятельной работе

по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов неэкономических специальностей

всех форм обучения

 

Севастополь


УДК 303.1

Методические указания к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Экономическая теория» для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения / Сост. Е. П. Гармашова, А. М. Дребот. – Севастополь: Изд-во СГУ, 2015.– 56 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам при подготовке к практическим и семинарским занятиям, что должно способствовать более глубокому изучению дисциплины и расширению знаний студентов.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики предприятия, протокол № ­­­___ от «» _____ 20____ г.

 

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

Рецензент:

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения….……………………………………………………. Тема 1. Предмет, метод и функции экономической теории………….. Тема 2. Производство: содержание, факторы, эффективность……….. Тема 3. Собственность и экономические системы…………………….. Тема 4. Товарное производство. Товар и деньги………………………. Тема 5. Рынок: функции, структура и инфраструктура……………….. Тема 6. Механизм функционирования рынка………………..………… Тема 7. Предприятие в рыночном хозяйстве.…….……………………. Тема 8. Доходы в рыночной экономике……………..………………….. Тема 9. Национальная экономика: цели и результаты. Макроэкономическое равновесие……..………………………………………………. Тема 10. Макроэкономическая нестабильность…..…………………… Тема 11. Государственное регулирование рыночной экономики…….. Тема 12. Финансово-кредитная система………….…………………….. Тема 13. Мировое хозяйство…………………………………………….. Рекомендованные источники..…………..……………………………….    

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью методических указаний по подготовке и проведению семинарских занятий по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов неэкономических специальностей является закрепление знаний по экономической теории, овладение научными методами анализа экономических процессов, умение применять полученные знания в условиях развивающейся рыночной экономики, правильно оценивать цели и социально-экономические последствия экономической политики, пользоваться научной и периодической литературой, информационно-справочными материалами, первичными документами, делать определенные выводы, высказывать собственное мнение по рассматриваемой проблеме.

В соответствии с рабочей программой по «Основам экономической теории» и запланированному объему часов на семинарские занятия выносятся отдельные темы дисциплины, имеющие основополагающее значение, несколько тем обсуждаются в форме коллоквиумов, остальные – изучаются самостоятельно. По каждой теме разработан блок вопросов и понятий, значение которых является необходимым условием усвоения материала по данной дисциплине. Дополнительными формами проверки степени усвоения теоретического материала по той или иной теме являются ответы на тесты, упражнения, решение задач, фиксирование выступления.

В методических указаниях приводится также список учебной литературы и изданий периодической печати, а также адреса интернет-изданий и интернет-библиотек, к которым студенты обращаются при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам, написании рефератов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.23 с.)