Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы



Нормальная или близкая к норме речь (сформировано правильное звукопроизношение и устранена назализация речи);

Значительное улучшение речи (сформировано правильное звукопроизношение, но имеется умеренная назализация);

Улучшение речи (сформирована правильная артикуляция не всех звуков и имеется умеренная назализация);

Речь без улучшения (не сформирована правильная артикуляция звуков и сохраняется гиперназализация.).

Наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способны к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций. Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера и стимулирует развитие высших психических функций.

 

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000. - 136 с.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: САТИС, 1995.

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

3. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс.....канд. пед. наук. - М., 1995.

4. Врожденные расщелины губы и неба. - М., 1964.

5. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. - М.: Просвещение, 1961.

6. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. - М., 1960.

7. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией: Методические рекомендации / Под ред. проф. Е.Т.Лильина. - М., 1999. - 40 с.

8. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. - СПб., 1994. - 61 с.

9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

10.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969.

11.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс.....докт. пед. наук. - М., 1987.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определение ринолалии.
  2. Кем написаны первые работы по ринолалии?
  3. В чем отличие ринолалии от ринофонии и механической дислалии?
  4. Какие виды ринолалии вы знаете?
  5. Назовите причины приобретенной и врожденной органической ринолалии.
  6. Назовите причины функциональной открытой ринолалии.
  7. Дайте определение закрытой ринолалии.
  8. Почему при закрытой ринолалии наиболее сильно страдает произношение носовых звуков?
  9. Назовите причины возникновения закрытой ринолалии.
  10. Какие виды органической закрытой ринолалии вы знаете?
  11. Что является причиной передней закрытой ринолалии?
  12. Чем бывает вызвана задняя закрытая ринолалия?
  13. Чем обусловлено возникновение функциональной закрытой ринолалии?
  14. Перечислите коррекционные мероприятия, направленные на устранение закрытой ринолалии.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие врожденных расщелин верхней губы и неба.

2. Составить перечень видов врожденных расщелин губы и неба.

3. Чем отличаются сквозные расщелины от изолированных?

4. Что представляет собой субмукозная расщелина неба? Каков способ ее выявления?

5. В чем заключаются особенности механизма небно-глоточного смыкания в норме и при врожденных расщелинах неба?

6. В чем причина частых простудных заболеваний детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба?

7. Назовите причины снижения слуха у детей с врожденной небной патологией.

8. Каковы сопутствующие патологии, сопровождающие врожденные расщелины верхней губы и неба?

9. В чем заключаются особенности состояния ЦНС у детей с челюстно-лицевой патологией?

10.Дайте краткую характеристику первичных нарушений в структуре речевого дефекта при ринолалии.

11.Дайте сравнительную характеристику дыхательной функции в норме и при ринолалии.

12.Почему нарушается фонационное дыхание у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба?

13.Нарушается ли у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба голосовая функция, по каким характеристикам, в какой степени, когда?

14.Дайте определение понятия "гиперназализация голоса".

15.Охарактеризуйте положение языка у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В чем заключается его отличие от положения языка у детей с нормальным строением неба?

16.Как отражается патологическая поза языка на качестве произносимых звуков при ринолалии?

17.Почему у ребенка с ринолалией в процесс артикуляции включаются мимические мышцы?

18.Охарактеризуйте деформации зубочелюстной системы и их влияние на нарушение звукопроизношения при ринолалии.

19.Выпишите причины нарушений звукопроизношения при ринолалии.

20.В чем заключаются особенности артикуляции гласных звуков при ринолалии?

21.Охарактеризуйте механизм образования ротовых и носовых звуков в норме и при открытой органической ринолалии.

22.Какие речевые нарушения могут осложнять структуру дефекта при ринолалии?

23.Охарактеризуйте вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

24.Дайте характеристику состояния фонематического восприятия при ринолалии. Назовите причины нарушения.

25.В чем заключаются особенности лексико-грамматического строя речи при ринолалии?

26.В каких случаях у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наблюдается общее недоразвитие речи?

27.Может ли при ринолалии на почве врожденных расщелин неба наблюдаться задержка психического развития?

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с ринолалией.

2. В чем заключается реализация принципа комплексности при обследовании детей с челюстно-лицевой патологией?

3. Что включает медико-психолого-педагогическое исследование детей с ринолалией?

4. Какие сведения необходимо получить во время сбора анамнестических данных?

5. Перечислите направления логопедического обследования детей с челюстно-лицевой патологией.

6. Опишите схему обследования артикуляционного аппарата.

7. Охарактеризуйте приемы обследования физиологического и фонационного дыхания.

8. Каким образом можно получить представление о характере нарушения голосовой функции?

9. Каковы особенности обследования звукопроизношения детей с ринолалией?

10.Как можно обследовать просодическую сторону речи у детей с ринолалией?

11.В чем особенности обследования фонематического восприятия детей с челюстно-лицевой патологией?

12.Как обследуется состояние лексико-грамматического строя речи?

13.Почему необходимо исследовать психологическую базу речи у детей с челюстно-лицевой патологией?

14.Подготовьте карту обследования ребенка с врожденной расщелиной твердого и мягкого неба.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте сравнительную характеристику немецкого и французского направлений коррекционной работы по устранению ринолалии.

2. Дайте характеристику объективным методам исследования лиц, страдающих ринолалией, представленным в работах Т.Н.Воронцовой.

3. Охарактеризуйте содержание логопедических занятий по методике А.Г.Ипполитовой.

4. В чем заключаются особенности системы коррекционного воздействия, предложенной Л.И.Вансовской?

5. Опишите методику коррекции звукопроизношения при ринолалии, разработанную И.И.Ермаковой.

6. Какие особенности раннего речевого развития детей с ринолалией впервые выявлены в работах Т.В.Волосовец?

7. В чем состоит различие взглядов отечественных и зарубежных авторов на понятие "ринолалия"?

8. В чем особенности зарубежных методик по коррекции ринолалии?

9. Почему необходимо создание специализированных центров, оказывающих комплексную помощь детям с врожденной небной патологией?

10.Назовите принципы логопедической работы с детьми с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

11.Как реализуется принцип комплексности в процессе коррекционной работы?

12.В чем заключаются задачи комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации?

13.Раскройте особенности работы различных специалистов, участвующих в коррекционно-восстановительном процессе при ринолалии.

14.Перечислите основные направления коррекционной работы по устранению ринолалии.

15.Каковы оптимальные сроки хирургического вмешательства при врожденной расщелине верхней губы и неба?

16.На какие сутки следует приступать к занятиям после операции?

17.Назовите упражнения по развитию правильного физиологического дыхания.

18.Каких правил необходимо придерживаться при выполнении дыхательных упражнений?

19.Какие задачи решаются на этапе коррекции фонационного дыхания?

20.С помощью каких упражнений можно добиться появления направленного ротового выдоха?

21.С помощью каких приемов можно активизировать работу мышц небно-глоточного кольца?

22.Каким целям служит массаж твердого и мягкого неба?

23.Назовите приемы массажа мягкого и твердого неба.

24.Перечислите приемы пассивной и активной гимнастики мягкого неба.

25.Какие упражнения используются при устранении назального оттенка голоса у детей с ринолалией?

26.Перечислите приемы для развития силы и высоты голоса при ринолалии.

27.Объясните значение мимической и артикуляционной гимнастики при работе с детьми с ринолалией.

28.Охарактеризуйте особенности работы над артикуляционной моторикой при ринолалии.

29.С каких звуков и почему следует начинать работу по коррекции звукопроизношения ребенка с ринолалией?

30.Охарактеризуйте особенности подбора дидактического материала для автоматизации сформированных навыков у детей с ринолалией.

31.Как ведется работа над просодической стороной речи детей с ринолалией?

32.Составьте перспективный план логопедической работы в дооперационный период с детьми дошкольного возраста с ринолалией.

33.Составьте перспективный план логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ринолалией в послеоперационный период.

34.Почему при устранении ринолалии предпочтение отдается индивидуальным занятиям?

35.Охарактеризуйте структуру занятия по коррекции ринолалии.

36.Составьте план индивидуального занятия на одном из этапов работы с ребенком с ринолалией.

37.Составьте перспективный план работы с детьми с ринолалией в возрасте от 1-го года до 3-х лет в послеоперационный период.

38.В чем заключается участие родителей в коррекционном процессе при ринолалии?

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Исторический аспект развития проблемы преодоления ринолалии.

2. Роль биологических и социальных факторов в появлении и развитии ринолалии.

3. Строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах верхней губы и неба.

4. Особенности строения и функционирования речевого аппарата при открытой органической ринолалии.

5. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией.

6. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое и психическое развитие ребенка.

7. Особенности речевого и психического развития детей с врожденными дефектами неба.

8. Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при ринолалии.

9. Комплексное исследование детей с ринолалией.

10.Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.

11.Вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.

12.Исследование состояния монологической речи детей с открытой ринолалией.

13.Методика коррекционной работы при открытой ринолалии до операции и после операции.

14.Особенности познавательной деятельности детей, страдающих ринолалией.

15.Причины дисграфии у детей с открытой органической ринолалией.

16.Логопедическая работа с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

17.Проблемы исследования закрытой ринолалии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.157 с.)