Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Косноязычие Механическая дислалия РинолалияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей - открытая органическая ринолалия. В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении. Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности "Логопедия" и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов - их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией. Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении. Основные задачи данной дисциплины: - ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии; - ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба; - формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии; - ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии. Студенты, изучившие дисциплину "Ринолалия", должны знать: - этиопатогенетические механизмы ринолалии; - клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией; - основные методики коррекционного воздействия при ринолалии. Студенты должны уметь: - проводить обследование детей с ринолалией; - определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта; - осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.
Студенты должны владеть навыками: - составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий. Определение ринолалии Это нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Название произошло от греческих слов: "ринос" - нос, "лалио" - речь. Термин "ринолалия" в переводе с греческого означает "речь с носовым оттенком". До определенного времени ринолалия подводилась под обобщающий термин "косноязычие". В 60-е годы ХХ века прослеживается тенденция к отказу от данного термина. Под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения произношения, обусловленные тугоухостью. В дальнейшем было выделено отдельное нарушение - механическая дислалия, которое объединяло в себе два нарушения: дислалию и ринолалию. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии (О.В.Правдина, В.Олтушевский). Далее в работах С.С.Ляпидевского, Б.М.Гриншпуна, М.Е. Хватцева ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Классификация ринолалии В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная. Закрытая ринолалия Характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь. Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь - на бь, нь - на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н - как нд.
При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок. Основные причины: 1) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость; 2) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость. В соответствии с классификацией причин закрытая ринолалия подразделяется на органическую и функциональную. Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении. В зависимости от локализации поражения анатомических структур - полости носа или полости носоглотки - М.Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию:
При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов. Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога. Открытая ринолалия Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина - нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком - гиперназализацией.
Формы открытой ринолалии Органическая открытая ринолалия - может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей). Функциональная открытая ринолалия - дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. Смешанная ринолалия Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения. Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса. Виды врожденных расщелин Открытая органическая ринолалия может быть врожденной и приобретенной. По своему виду дефекты неба разнообразны. Расщелины могут быть следующего вида: сквозные и изолированные (несквозные), полные и неполные, односторонние и двусторонние. Различие их состоит в размере и расположении. Сквозная расщелина: это комплексное нарушение целостности верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Изолированные расщелины: это нарушение целостности мягкого неба или твердого неба, расщелина может доходить до альвеолярного отростка, иногда захватить его, но он при этом остается целым. Сквозные расщелины могут быть односторонними и двусторонними. Односторонние расщелины могут правосторонними и левосторонними. Изолированные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые (субмукозные). Особенно трудна диагностика подслизистой (субмукозной, скрытой) расщелины твердого неба, когда расщелина твердого или мягкого неба не видна, так как располагается под слизистой оболочкой в полости рта. Она часто сочетается с укорочением и истончением мягкого неба. Подслизистую расщелину визуально обнаружить трудно. Можно обнаружить при произнесении гласного а. В этом случае слизистая оболочка втягивается в дефект в форме вогнутого треугольника, который хорошо заметен, и величина которого будет соответствовать костной расщелине. Такую щель можно прощупать при мягком нажиме на задний край твердого неба.
Классификация расщелин
Наиболее частые аномалии А - Односторонняя расщелина верхней губы и боковой дефект твердого и мягкого неба. Б - Двусторонняя расщелина верхней губы и срединный дефект твердого и мягкого неба. Расщелина верхней губы. Срединный (шаровидный) носовой отросток. Резцовая часть срединного носового отростка. Носовая перегородка. Отросток твердого неба. Язычок мягкого неба. Учреждения, в которых оказывается коррекционная помощь детям с ринолалией Коррекционная помощь детям с ринолалией оказывается в следующих учреждениях: 1. Специальное дошкольное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи. 2. Специальная логопедическая группа в массовом детском саду. 3. Логопедический кабинет в поликлинике. 4. Специальная речевая или массовая общеобразовательная школа. 5. Межобластные лечебно-консультативные центры, осуществляющие диспансерное наблюдение и лечение детей с челюстно-лицевой патологией (Москва, Екатеринбург, Ставрополь). В Москве вопросами комплексной реабилитации таких детей уже в течение многих лет успешно занимаются в Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы. Идея организации центра принадлежит доктору медицинских наук, профессору, академику РАЕН Андрею Георгиевичу Притыко. В центре разрабатываются и внедряются в практику новые диагностические и лечебные методики, позволяющие осуществлять реабилитацию детей с первых дней жизни. Специалистами центра разработана система комплексной помощи детям с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Примерная тематика рефератов и курсовых работ 1. Исторический аспект развития проблемы преодоления ринолалии. 2. Роль биологических и социальных факторов в появлении и развитии ринолалии. 3. Строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах верхней губы и неба. 4. Особенности строения и функционирования речевого аппарата при открытой органической ринолалии.
5. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией. 6. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое и психическое развитие ребенка. 7. Особенности речевого и психического развития детей с врожденными дефектами неба. 8. Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при ринолалии. 9. Комплексное исследование детей с ринолалией. 10.Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии. 11.Вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии. 12.Исследование состояния монологической речи детей с открытой ринолалией. 13.Методика коррекционной работы при открытой ринолалии до операции и после операции. 14.Особенности познавательной деятельности детей, страдающих ринолалией. 15.Причины дисграфии у детей с открытой органической ринолалией. 16.Логопедическая работа с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами верхней губы и неба. 17.Проблемы исследования закрытой ринолалии.
Введение Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей - открытая органическая ринолалия. В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении. Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности "Логопедия" и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов - их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией. Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении. Основные задачи данной дисциплины: - ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии; - ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба; - формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии; - ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии. Студенты, изучившие дисциплину "Ринолалия", должны знать: - этиопатогенетические механизмы ринолалии; - клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией; - основные методики коррекционного воздействия при ринолалии. Студенты должны уметь: - проводить обследование детей с ринолалией; - определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта; - осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба. Студенты должны владеть навыками: - составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий. Определение ринолалии Это нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Название произошло от греческих слов: "ринос" - нос, "лалио" - речь. Термин "ринолалия" в переводе с греческого означает "речь с носовым оттенком". До определенного времени ринолалия подводилась под обобщающий термин "косноязычие". В 60-е годы ХХ века прослеживается тенденция к отказу от данного термина. Под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения произношения, обусловленные тугоухостью. В дальнейшем было выделено отдельное нарушение - механическая дислалия, которое объединяло в себе два нарушения: дислалию и ринолалию. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии (О.В.Правдина, В.Олтушевский). Далее в работах С.С.Ляпидевского, Б.М.Гриншпуна, М.Е. Хватцева ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Косноязычие Механическая дислалия Ринолалия Дислалия Дислалия Отдельное Дизартрия Ринолалия речевое Ринолалия нарушение При тугоухости Ринолалию необходимо выделить в самостоятельное сложное речевое нарушение, учитывая его специфику, которая характеризуется своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляцией звуков. Необходимо четко различать механическую дислалию, ринолалию и ринофонию: Механическая дислалия: Страдает произношение согласных звуков. Ринолалия: Страдает произношение и согласных (звонких и глухих), и гласных звуков. Страдает не только звукопроизношение, но и голос. Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения. Ринофония: Нарушение голоса. Указывает лишь на специфический назальный оттенок голоса, изменение тембра голоса без нарушения артикуляции и произношения. Классификация ринолалии В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная. Закрытая ринолалия Характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь. Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь - на бь, нь - на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н - как нд. При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок. Основные причины: 1) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость; 2) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость. В соответствии с классификацией причин закрытая ринолалия подразделяется на органическую и функциональную. Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении. В зависимости от локализации поражения анатомических структур - полости носа или полости носоглотки - М.Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию:
При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов. Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога. Открытая ринолалия Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина - нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком - гиперназализацией. Формы открытой ринолалии Органическая открытая ринолалия - может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей). Функциональная открытая ринолалия - дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. Смешанная ринолалия Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения. Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.075 с.) |