Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методические основы устойчивого развития сельских территорий



НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Термины и понятия

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения. Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

Элементарный объект пространства – локалитет – местность («малая территория») с каким-то одним объектом. Локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным.

В социологии и географии понятие «сельская местность» включает в себя обитаемую местность вне городов с ее природными условиями и ресурсами, сельское население и разнообразные основные фонды на этой территории. Термин «сельский» имеет территориальный акцент вне зависимости от преобладания какого-либо экономического сектора[1].

Л.А. Велихов в работе «Основы городского хозяйства» выделяет основные признаки деревни, разграничивая функции между городом и сельской местностью.

Основные различия между городскими и сельскими и поселениями заключаются в том, что сельские поселения отличаются правовым статусом; инженерная инфраструктура частично децентрализована; преобладают сельскохозяйственная занятость населения; имеется низкоэтажная застройка; заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер. ()ЗОТОВ

Н.В. Чепурных приводит следующее определение сельской местности. Сельская местность – понятие территориальное или пространственное, не зависящее от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора.

С учетом административного деления применяются термины «сельские регионы», «сельские районы».

Отметим, что в российском законодательстве до недавнего момента не было определения сельских территорий и сельской местности.

В Федеральном законе 2003 года № 131-ФЗ дано определение понятия «сельское поселение». Согласно данному закону, сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Понятие «сельское поселение» в рамках действующего законодательства применяется с учетом административно-территориального деления. Данное определение не позволяет оценить закономерности и процессы социально-экономического развития сельских территорий и определить отраслевую специфику территорий. Понятие «сельские территории» несколько шире понятия «сельское поселение».

Далее рассмотрим основные термины, представленные в концепции устойчивого развития сельских территорий [].

Сельские территории – территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории.

Межселенные территории – территории, находящиеся вне границ поселения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельские населенные пункты – поселки, села, деревня, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах Российской Федерации. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей.

Сельское население – жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов.

Сельская экономика – многоотраслевая совокупность хозяйствующих единиц всех форм собственности и домашних хозяйств как участников экономической деятельности, расположенных на сельских территориях и вступающих в экономические отношения по поводу производства и обмена продуктами. В широком понимании – это система отраслей и социально-экономических отношений на сельских территориях. (опыт программ)

 

Составлено по статистическому сборнику «Сельское хозяйство России», М., Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, 2014.

 

В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 % не имеют постоянного населения.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится. Социологические исследования подтверждают, что 50 % молодежи имеют намерения уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают.

Инфраструктурное развитие сельских территорий ведется низкими темпами, не позволяя преодолеть разрыв в развитии между городом и селом. Сохраняются ведомственные барьеры, препятствующие доступности ресурсов развития для сельского населения.

Реформирование местного самоуправления не привело к созданию института сельского самоуправления, обладающего достаточными средствами для решения проблем сельского населения. Институты гражданского общества развиваются в сельской местности слабо.

Утрата сельской традиционной культуры не осознается обществом как проблема, заслуживающая внимания и общественных ресурсов для ее преодоления, в результате разрушаются и исчезают уникальные памятники наследия народов России, служащие основой их идентичности.

На современном этапе в условиях экономических санкций импотрозамещение выступает важнейшим фактором достижения утраченной продовольственной безопасности России. Так, например, если в 2003 г. в Томской области в структуре импорта позиция «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» составляла 1,9 % в общем объеме импорта, то в 2012 г. это значение возросло до 18,7 %. ()молодой ученый.

Распоряжением Правительства от 2 октября 2014 г. утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Планом импортозамещения предусматривается корректировка индикаторов и ресурсного обеспечения Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также реализация мероприятий по таможенно-тарифному регулированию, фитосанитарному и ветеринарному контролю, земельной политике и международному сотрудничеству.

 

Функции сельских территорий

В литературе определяющим образом принято связывать проблематику развития сельской местности с состоянием агропромышленного комплекса. Предприятия этого комплекса по своей сути относят к разряду градообразующих. Тем не менее современная сельская местность носит не только аграрный характер. Особенно ярко это иллюстрируют ресурсодобывающие регионы

Традиционно аграрный сектор рассматривался как поставщик для городского населения сельскохозяйственной продукции, а сельское население – как ее производитель. Между тем функции сельской местности многообразны.

Анализируя взгляды разных ученых, можно обобщить основные функции сельских территорий (табл. 1.3). (хагуров)

 

Таблица 1.4

Функции сельских территорий

Функции Описание
1. Производственная  
Сельскохозяйственное производство Источник продовольствия и сельскохозяйственного сырья
Лесное производство Осуществление лесозаготовки и лесопереработки
Добыча топливно-энергетических ископаемых и других видов полезных ископаемых Добыча общераспространенных полезных ископаемых и сырьевых ресурсов
Другие несельскохозяйственные виды деятельности Рекреация и туризм, сбор и переработка дикоросов, гончарное ремесло, берестяное ремесло, охота и другие виды деятельности
2. Социально-демографическая Воспроизводство сельского населения, обеспечение сельского хозяйства и других отраслей экономики трудовыми ресурсами. Передача от поколения к поколению умений, навыков природопользования и ведения сельскохозяйственного производства
3. Пространственно-коммуникационная Содействие развитию объектов как сельской производственной, так и социальной инфраструктуры. Предоставление пространственного базиса для размещения производств и обслуживания инженерных коммуникаций
4. Экологическая Поддержание экологического равновесия на всей территории страны
5. Рекреационная Создание условий для восстановления здоровья и отдыха городского и сельского населения
6. Сохранение неурбанистического уклада жизни Появление новых типов расселения, зон отдыха обеспеченных слоев населения с формированием специфической инфраструктуры
7. Политическая Организация местного самоуправления, создание стабильности в обществе
8. Геополитическая Сохранение целостности и территориального единства государства
9. Экономическая безопасность Обеспечение продовольственной безопасности

 

Особенность сельской местности определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов городской жизни.

Таким образом, можно отметить многофункциональность сельской местности и ее значимость для национальной экономики.

 

Сельского развития

Вопросы развития сельских территорий актуальны для многих стран. К современным зарубежным тенденциям развития сельской местности относят следующие:

– усиление процесса децентрализации;

– диверсификация сельскохозяйственного производства, что позволяет снизить риски и степень уязвимости сельскохозяйственных предприятий;

– реструктуризация сельского хозяйства и экологизация АПК;

– стабилизация и развитие социальной сферы; эффективная социальная политика в сельской местности предполагает развитие таких направлений, как повышение занятости и создание дополнительных источников дохода; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на селе;

– институциональные преобразования, содействующие развитию местной сельской экономической системы (организации, способствующие эффективной совместной работе частных и государственных структур; финансовые инструменты для поддержки малых и средних предприятий и сельхозпроизводителей)[2].

Сельскохозяйственная политика в европейских странах строится на ресурсах Европейского Сообщества. Она нацелена на рост конкуренции в сельском хозяйстве, обеспечение сельского населения необходимыми жизненными стандартами, стабилизацию рынков, обеспечение продовольственной безопасности.

Интересен опыт Франции по созданию управленческой системы развития сельской местности. В разработке и реализации политики развития сельских территорий важнейшую роль играет Межведомственная комиссия по обустройству территорий и региональной политике (DATAR). Это постоянно действующий орган Министерства обустройства территорий и охраны окружающей среды. Он ответственен за подготовку и координацию решений в области государственной политики обустройства территорий[3].

Национальный Центр обустройства сельских территорий (CNASEA) создан при Министерстве сельского хозяйства и рыболовства и Министерстве профессионального образования и занятости Франции. Его основными функциями являются разработка программ развития территорий, управление бюджетными и другими средствами (региональными, частными, европейскими) для финансирования программ развития, структурирование землепользования, консультации, технологии и микроэкономические модели, экспертиза.

Во многих зарубежных странах реализуется система мер поддержки сельского развития, имеется разветвленная сеть институтов, оказывающих помощь жителям села в адаптации к меняющимся условиям.

Программы сельского развития разрабатываются в Европе с конца 1980-х г. В последние годы в методике разработки программ устойчивого сельского развития в странах Европейского союза произошли следующие изменения:

– расширен комплексный межведомственный и межотраслевой подход;

– акцентирована экологическая и институциональная составляющая поддерживаемых программами проектов;

– усилен подход «снизу-вверх», программы разрабатываются с учетом мнения населения;

– упрощены методики разработки программ, чтобы они были понятны наиболее широкому кругу потенциальных разработчиков. (мерзлов)

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Общая характеристика

 

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс включает в себя следующие продуктовые подкомплексы – мясной, молочный, свеклосахарный, плодоовощной, зерновой и др.

Российский агропромышленный комплекс находится под влиянием особенностей внутреннего регулирования отрасли, а также глобальных факторов. Среди последних можно отметить продолжавшийся до недавнего времени экономический рост в развивающихся странах, повышение доходов и расширение доступа к продовольствию населения этих стран, увеличение продуктивности сельского хозяйства и объема государственных вложений, а также усиление интереса со стороны частных инвесторов к глобальному агропромышленному сектору экономики. В целом тенденции развития сельского хозяйства в Российской Федерации соответствуют изменениям на глобальной уровне.

В последние годы на российском аграрном рынке наблюдается постепенное восстановление отрасли после существенного сокращения объемов производства, начавшегося с распадом СССР (табл. 4.1). Однако стоит отметить, что тенденция восстановления отрасли была нарушена в 2012 г, в течение которого наблюдался спад сельскохозяйственного производства ввиду неблагоприятных погодных условий, а также неопределенности, возникшей в связи со вступлением России в ВТО.

 

Таблица 4.1

Составлено по статистическому сборнику «Сельское хозяйств России», М., Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, 2014.

 

Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. Учебный центр «Московский лицей»1997. 124 с.

Растениеводство.

Растениеводство – это разведение культурных растений. Их объединяют в несколько групп:

1. Зерновые и зерно-бобовые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза и др.).

2. Кормовые (сеяные травы и корнеплоды).

3. Овощи, бахчевые и картофель.

4. Технические культуры, продукция которых перерабатывается пищевой (сахарная свекла, подсолнечник) и легкой промышленностью (хлопчатник, лен).

5. Многолетние насаждения (сады, виноградники).

Россия располагает большим земельным потенциалом для ведения сельского хозяйства, однако уже в течение более 20 лет площадь земельного фонда неуклонно сокращается.

Посевные площади по данным Федеральной службы государственной статистики в сравнении с 1990 г. существенно сократились.

По состоянию на 1 января 2014 г. площадь сельскохозяйственных угодий равнялась 220,2 млн. гектаров, в том числе площадь пашни - 121,5 млн. гектаров. Всего за 1995 - 2013 гг. площадь сельскохозяйственных угодий земель всех категорий уменьшилась на 1,8 млн. гектаров, площадь пашни - на 8,7 млн. гектаров.

Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий – неудовлетворительное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, что ведет к отказу от предоставленных земель, перевод земель в другие категории под застройку в пригородных районах, недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв.

На данный момент пахотная земля занимает около 7% общей площади земель России, что является одним из самых низких показателей среди крупнейших сельскохозяйственных стран.

Основными выращиваемыми зерновыми по посевным площадям традиционно являются пшеница и ячмень, на долю которых суммарно приходится более 75%.

Российские производители существенно уступают по показателям урожайности развитым странам. Так, по данным Министерства сельского хозяйства США, урожайность пшеницы в сезоне 2011/2012 в Канаде составляла 2,96 т/Га, в Китае — 4,84 т/Га, в США 2,94 т/Га и в ЕС — 5,35 т/Га, а в среднем по миру — 3,14 т/Га. В России урожайность за аналогичный период достигла лишь уровня 2,27 т/Га.

Животноводство.

Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, птицеводство. В некоторых районах России разводят лошадей (Бурятия, Тыва, Алтай и др.), оленей (на крайнем Севере).

Основными сегментами животноводства в Российской Федерации являются птицеводство, свиноводство и разведение крупного рогатого скота. В каждом районе России складывается свой набор видов производимой продукции, определяющий его сельскохозяйственную специализацию.

Несмотря на устойчивый рост российского животноводства, который наблюдается с 2002 г. за счет сегментов мяса птицы и свинины, общий уровень производства все еще не достиг показателей 1990 г. При этом существенным фактором развития животноводства в период с 2002 г. являлась государственная поддержка мясной отрасли, в том числе в форме регулирования импорта путем тарифных и нетарифных мер, многие из которых были пересмотрены при вступлении России в ВТО. (Обзор агропромышленного комплекса Российской Федерации за 2012–2013 гг.)

 

Ресурсы для развития

 

В современных условиях при массовом выбытии производственных мощностей, вызванном физическим и моральным износом основных фондов, проблема привлечения инвестиций в АПК имеет актуальное значение (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Составлено по статистическому сборнику «Сельское хозяйств России», М., Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, 2014.

 

Структура инвестиций в основной капитал по источника финансирования представлена в табл.4.3. Инвестиции в основной капитал в агропромышленном комплексе выросли с 350,7 в 2010 г. до 479,4 млрд. руб. в 2013 г., однако этих средств недостаточно.

 

Таблица 4.3

Структура инвестиций в основной капитал АПК по источникам финансирования, %

Все источники финансирования        
       
Из них за счет: собственных средств 55,1 62,0 52,8 52,0
средства федерального бюджета 1,5 1,4 1,2 1,4
средств бюджетов субъектов РФ 1,2 1,2 0,5 0,7
заемных средств предприятий, организаций и других источников 42,2 35,4 45,5 45,9

Составлено по статистическому сборнику «Сельское хозяйств России», М., Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, 2014.

 

С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций. Преодоление инвестиционного кризиса в отрасли возможно только при активизации роли государства в организации и регулировании инвестиционного процесса, самопроизвольного выздоровления рыночной экономики не может быть, необходима система мер, государственной политики, направленной на поддержание экономического развития, включая структурную перестройку экономики на основе ее технологической модернизации[4].

Кроме того, привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство должно быть подчинено не только хозяйственной деятельности и получению прибыли в настоящем и будущем, но и воспроизводству двух важнейших факторов сельскохозяйственного производства: труда и земли.

В настоящее время происходит создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют банки, служба рекламы, разрабатываются эффективные маркетинговые системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпроизводителей.

Проблемы с финансированием не только препятствуют расширению деятельности компаний, но и ограничивают возможности для повышения рентабельности бизнеса.

Далее рассмотрим данные на основе исследования, проведенного зарубежной компанией EY в области сельского хозяйства. ()По итогам опроса среди респондентов в 2013 г возросла популярность таких видов финансирования, как выпуск облигаций и привлечение стратегического инвестора, а привлекательность лизинга снизилась из-за его высокой стоимости. Большинство компаний по-прежнему опираются на традиционные источники финансирования — банковские кредиты (94%). Дополнительно инвестировать собственные средства готовы 67% участников исследования.

Обзор агропромышленного комплекса Российской Федерации за 2012-2013 годы // еy.com

По данным опроса были выделены проблемы, влияющие на расширение деятельности компаний в сфере АПК, среди них: дефицит квалифицированной рабочей силы; недостаток финансирования; низкая маржинальность деятельности; высокий уровень конкуренции; низкая эффективность производства; государственное регулирование.

Развитие сельского хозяйства создает стимулы для развития пищевой промышленности и производства продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое значение для сельских территорий имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного питания. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Согласно исследованиям института социально-экономического развития территорий РАН, в настоящее время кооперативная сеть, ранее обеспечивающая крестьянина материально-техническими ресурсами, оказывавшая ему производственные услуги, предоставлявшая финансовые ресурсы, осуществлявшая закупку, переработку и сбыт продукции, в России практически не действует. Недостаточная распространенность интегрированных систем (кластеров, кооперативов, холдингов), не позволяет подавляющей части предприятий АПК получить конкурентные преимущества на рынке[5]. (лексин)

Преодоление кризисных явлений и выход данного комплекса на траекторию устойчивого функционирования экономики сельскохозяйственного сектора возможен только на основе системного и комплексного подхода, рассмотрения его в качестве составляющей агропромышленной системы ()Климов.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие отрасли входят в состав АПК?

2. Какова роль растениеводства и животноводства в обеспечении человечества продовольствием? Какие виды продовольствия являются основными?

3. Какие факторы, влияют на размещение АПК?

4. Охарактеризуйте главные тенденции развития АПК России.

5. В чем заключается глобальная продовольственная проблема и каковы вероятные пути ее решения.

 

 


ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Общая характеристика

Россия по праву считается самой многолесной державой мира. На ее долю приходится 22,4% лесного покрова планеты. Площадь земель лесного фонда составляет 69% территории нашей страны, из них покрытой лесом 45% (776 млн га). Общий годичный средний прирост древесины составляет около 1 млрд куб. м, но осваивается не более 1/10 его части. Доля лесного комплекса России в ВВП страны оценивается в 0,7%.

Расчетная лесосека имеет тенденцию к увеличению: в 2011 г. расчетная лесосека составила 666,17 млн. куб. м; по прогнозу к 2030 г. планируется увеличение до 710 млн. куб. м.

Лесопромышленный комплекс имеет свои особенности развития и структуру. Условно все отрасли лесного комплекса можно разделить на четыре группы:

– лесозаготовительная промышленность (заготовка древесины);

– деревообрабатывающая промышленность (механическая и химико-механическая обработка и переработка древесины; плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и др.);

– целлюлозно-бумажная промышленность (преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, картона и бумаги);

– лесохимическая промышленность (производство древесного угля, канифоли и скипидара).

В систему государственных органов управления лесным хозяйством входят Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз), подведомственные ей подразделения в субъектах федерации.

 

В сельских территориях

Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. В связи с этим, как показывает мировой опыт, наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий.

В Конституции Российской Федерации (ч. 1, ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что местная власть создается для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления. В нем содержится перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления. Для каждой территории органы местного самоуправления должны сами сформировать цели и задачи, определить их качественные характеристики и разработать механизмы достижений целей.

Федеральным законом установлена экономическая основа местного самоуправления – находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

 

В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода.

Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

В Российской Федерации по состоянию на 01 января 2014 г. зарегистрировано 22777 муниципальных образований (табл. 6.1)

 

Таблица 6.1.

Административно-территориальное деление РФ на 01.01.2014 г.

Объекты административно-территориального деления Количество
Республики  
Края  
Области  
Автономная область  
Автономные округа  
Муниципальные районы  
Городские округа  
Городские поселения  
Сельские поселения  

 

В России в сельской местности насчитывается 20,2 тыс. муниципальных образований, в том числе 1,8 тыс. муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс. сельских населенных пунктов. На один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс. жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей.

Понятие «местное сообщество» связано с раскрытием четырех взаимосвязанных признаков: население, территория, социальное взаимодействие в различных формах (экономическая, правовая, межэтническая, межличностная), психологическое чувство сообщества[7].

На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «муниципальное хозяйство». Определение муниципального хозяйства дает А.Г. Воронин в своей книге «Муниципальное хозяйственное управление», где муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения[8].

В современной литературе муниципальное хозяйство трактуется как совокупность предприятий и учреждений на территории муниципального образования.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

В качестве субъекта муниципального управления выступают органы местного самоуправления, а также население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития.

Целью местного социально-экономического развития является создание качественной муниципальной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования.

Для решения этой задачи осуществляется комплекс мер по созданию правовой, организационной, налоговой и других составляющих среды функционирования предпринимательского сектора, по обеспечению эффективного расходования общественных ресурсов и средств, направляемых на социальные цели. Между муниципальными образованиями развиваются конкурентные отношения в сфере привлечения инвестиций, перераспределения общественных финансовых средств, рабочей силы. Повышается возможность местных властей проявлять самостоятельность в сфере собственного экономического развития, но одновременно и увеличивается их ответственность за принимаемые решения.

Экономическая, хозяйственная деятельность муниципальных образований непосредственно влияет на финансовую систему местного самоуправления. Финансовая система местного самоуправления состоит из ряда институтов. Наиболее важным из них является институт местного бюджета. Одним из действенных инструментов стимулирования развития экономики являются налоговые льготы.

В настоящее время за муниципальным уровнем полностью закреплены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Данные налоги дают средств намного меньше ожидаемого и не обеспечивают расходы местных бюджетов. Закрепленные за муниципалитетами налоговые доходы не связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики муниципальных образований с целью увеличения собственной налоговой базы.

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни населения. В то же время сельские населенные пункты по многим параметрам существенно отличаются от городских, что оказывает сильное влияние на систему муниципального управления.

Процесс возрождения и развития местного самоуправления в Российской Федерации имеет ряд сложностей. Хотя в основном создана законодательная база на федеральном уровне и в большинстве регионов сформированы муниципальные органы власти, однако существуют проблемы формирования экономических основ и финансовой базы местного самоуправления в сельских поселениях. На практике местное самоуправление в сельской местности работает малоэффективно. Основными причинами этого являются:

– слабость экономической и финансовой базы сельских образований, высокая дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных районов и сельских поселений;

– недостаточная подготовленность кадров в области финансового менеджмента;

– недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения;

– недостаточно рациональная территориальная организация, некомплексное развитие территорий;

– неэффективность контроля за деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

– низкая степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам:

В силу ограниченности полномочий местная власть может решить далеко не все проблемы. Местному самоуправлению не под силу решение такой проблемы, как углубление социального расслоения общества.

Государственное регулирование территориального развития должно учитывать, что каждый регион и, в частности, муниципальное образование может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами, каждый район должен иметь свой региональный рынок и в то же время выходить с продукцией ведущих отраслей на общероссийские и мировые рынки.

Рыночная ситуация налагает отпечаток на функции власти. Эффективность местного самоуправления возможна лишь в сочетании интересов государства, общества, бизнеса. Чтобы быть конкурентоспособным, местное самоуправление должно проводить экономическую политику, направленную на получение прибыли, оказывать помощь бизнесу.

Анализ отраслевой структуры экономики, оценка специализации и комплексности развития экономики создаст в последующем предпосылки для эффективной координации экономических взаимодействий отраслей.

Важным направлением формирования нового механизма муниципального управления становятся определение необходимых и устранение избыточных функций управления, а также поддержание оптимального состава функций с целью устранения неэффективного государственного вмешательства в экономику[9].

Функциональное управление процессами развития сельских территорий включает в себя все стадии, начиная с анализа имеющегося на территории потенциала и проявляющейся активности населения и заканчивая реализацией конкретных мероприятий и контроля их эффективности для улучшения ситуации на территории соответствующего муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.099 с.)