ТОП 10:

Великие биологи: краткая биография



Гиппократ

(460 до н. э. – 377 до н. э.)

Гиппократ, древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование получил под руководством своего отца Гераклида; мать Гиппократа, Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению врачебной семьи, из которой вышла косская школа врачей. Гиппократ вёл жизнь странствующего врача (периодевта) в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Сочинения, дошедшие до нас под именем Гиппократа, представляют собой сборник из 59 сочинений различных авторов, собранных воедино учёными Александрийской библиотеки. Самому Гиппократу приписывают чаще всего следующие сочинения: «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», 1-я и 3-я книга «Эпидемии», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и определение пути её самостоятельного развития. Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека факторов внешней среды. Гиппократ выделял эти факторы (климат, состояние воды, почвы, образ жизни людей, законы страны и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ явился родоначальником медицинской географии. Различал по темпераменту 4 основных типа людей – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Разрабатывал вопросы этиологии, отрицая при этом сверхъестественное, божественное происхождение болезней. Установил основные стадии развития болезни, разрабатывал вопросы диагностики. Выдвинул 4 принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного.

Гиппократ известен и как выдающийся хирург; разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократу приписывают текст так называемой врачебной клятвы («клятва Гиппократа»), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача (хотя первоначальный вариант клятвы существовал ещё в Египте). Гиппократа называют «отцом медицины».

Теофраст

(ок. 370 до н. э. – ок. 287 до н. э.)

Теофраст, или Феофрас,т древнегреческий философ и ученый. Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. – преемником на посту главы школы перипатетиков. По многосторонности научных интересов Теофраст уступал только Аристотелю. У Теофраста имелись сочинения по метафизике, логике, физике, зоологии, ботанике, психологии, этике, политике, государственному устройству, религии, риторике и образованию. Разнообразие его интересов видно уже по названиям многочисленных трактатов (они перечислены у Диогена Лаэртия): «Об огне», «О камнях», «О головокружении», «Об опьянении», «Об образах жизни», «О благочестии», «О браке». Почти все его сочинения утрачены, но уцелевшие фрагменты позволяют составить представление о некоторых из них. Два дошедших трактата о растениях представляют собой в высшей степени самостоятельное исследование, плод широкомасштабного сбора материалов, тщательной классификации и детального изучения. Наиболее популярное из дошедших до нас произведений – «Характеры», сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причем каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Стремясь к накоплению детальных знаний о мире, Теофраст оставался в основном в пределах аристотелевой системы. В его исследованиях не было рабского следования Аристотелю, он самостоятелен и критичен. Рассматривая природу и душу, Теофраст куда более строг в сравнении с учителем. Так, ему очевидны трудности, связанные с телеологическим взглядом на природу. В этике он проповедует умеренность в поведении, дружбу, счастье и интеллектуальную жизнь, подчёркивая роль внешних воздействий как угрозы созерцанию.

 

Парацельс

(1493 – 1541)

Парацельс (Paracelsus) (псевдоним; настоящее имя и фамилия – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim), врач эпохи Возрождения, «первый профессор химии от сотворения мира». Образование получил в Ферраре (Италия). Около 1515 г. получил звание врача, был профессором университета (1526) и городским врачом в Базеле, много путешествовал по Европе. Резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена, противопоставляя им наблюдение и опыт. Отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений; сблизив химию с медициной, Парацельс явился одним из основателей ятрохимии. Выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Создал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.

Аристотель

(384 до н. э. – 322 до н. э.)

Аристотель – древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп: логические трактаты, объединённые в своде «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика»); физические трактаты («Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах»); биологические трактаты («История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе»); сочинение о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизика»; этические сочинения – так называемые «Никомахова этика» (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля); социально-политические и исторические сочинения («Политика», «Афинская полития»); работы об искусстве, поэзии и риторике («Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика»).

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («Метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определённых условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина – начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях «...объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще – материализму». Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространственное движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя», и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго – достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы (категория, силлогизмом).

Исследование категорического силлогизма, осуществлённое Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий. Поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды – категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т. д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Авиценна

(980 – 1037)

Авиценна (Ибн Сина) – учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.

Абу-Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина – полное имя великого учёного и философа. Авиценна – его латинизированное имя. К десяти годам Абу-Али уже получил первоначальное образование, изучив Коран и словесные дисциплины. Овладев затем основами мусульманского права и математики, Абу-Али приступил к занятиям с приехавшим в Бухару учёным Абу-Абдаллахом ан-Натили. После этого он самостоятельно изучал физику, метафизику и медицину. Об Ибн Сине распространилась слава как об искусном враче.

В период между 1002 и 1005 Ибн Сина переехал в Гургандж и был принят на службу хорезмшахом Али Ибн Мамуном. Около 1008 безмятежная жизнь Ибн Сины сменилась серией скитаний по Хорасану и Табаристану. Султан Махмуд Газневид направил к Али Ибн Мамуну посла с письмом, в котором приглашал (а фактически требовал) к себе находившихся при дворе хорезмшаха учёных. Ибн Сина отказался и покинул город. Скитания Ибн Сины завершились в Гургане (Джурджане). Здесь один из местных поклонников науки поселил учёного в специально купленном для него доме. В гурганский период творчества (1012–14) Ибн Сина, в частности, начал работать над «Каноном врачебной науки». Преследования Махмуда не прекращались, и Абу-Али вновь пустился в путь, который привёл его в Хамадан. В Хамадане (1015–24) свою научную деятельность он сочетал с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение правителя Хамадана Шамс ад-Даулы он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял компромиссное решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать учёного и вновь назначить своим министром. Ибн Сина предложил свои услуги эмиру Исфахана Аля ад-Дауле. Пока учёный работал над «Книгой исцеления», тайна его сношений с исфаханским правителем была раскрыта. Ибн Сина был заточён в крепость. За четыре месяца, проведенных в заключении, Абу-Али написал три работы, в том числе «Трактат о Хайе, сыне Якзана». Ибн Сина находился ещё в неволе, когда Хамадан был взят войсками Аля ад-Даулы. После освобождения Абу-Али, переодевшись дервишем, выскользнул из города и направился в Исфахан. При дворе Аля ад-Даулы ему был оказан радушный приём.

Проведённые в Исфахане последние годы жизни (1024–37) были для Ибн Сины самыми плодотворными. Именно здесь он завершил свою энциклопедическую «Книгу исцеления» и создал другие важные философские произведения: «Книгу спасения», «Книгу знания», «Книгу указаний и примечаний», «Восточную философию» и «Книгу справедливого разбирательства». Скитальческая жизнь в конечном счёте приблизила его смерть. Роковая болезнь (колики) у него началась во время неудачных для Аля ад-Даулы военных действий, которые тот предпринял против одного из газневидских полководцев. Абу-Али умер, когда ему было 56 лет и 10 месяцев.

Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Независимость суждений в науке у него вполне гармонировала с равнодушием к впечатлению, которое могла произвести на правоверных его склонность к чувственным наслаждениям.

Библиография трудов учёного насчитывает 276 названий. Центральное место среди них занимает «Канон врачебной науки». Это сочинение, в пяти книгах которого Ибн Сина обобщил и систематизировал как накопленные к его времени медицинские знания, так и собственный опыт практикующего врача.

 

Леонардо да Винчи

(1452 – 1519)

Винчи (Vinci) Леонардо да – итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, да Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца («Мадонна в скалах» (1483–94, Лувр, Париж; 2-й вариант – 1497–1511, Национальная галерея, Лондон). Последующие годы да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция – 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция – 1500; Милан – 1506, 1507-13; Рим – 1513-16; Франция – 1517-19).

Во Флоренции Леонардо да Винчи работал над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503–06), портретом Моны Лизы («Джоконда»; около 1503).

К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508–12); «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500–07, Лувр); «Иоанн Креститель» (около 1513–17); серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом»).

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7000 листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам он не оставил систематического изложения своих мыслей. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Леонардо понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

Как учёный и инженер да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя её «раем математических наук». Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли да Винчи правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.

В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики». Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных да Винчи стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «законе минимального действия» и «разумном основании» природы, да Винчи последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе».

Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, «...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».

 

Ян ван Гельмонт

(1579 – 1644)

Гельмонт (Helmont) Ян Баптист ван – голландский естествоиспытатель, один из представителей ятрохимии. В ботанике Гельмонт впервые проводил экспериментальные исследования процесса питания растений, которые стали основой для так называемой водной теории питания растений. Несмотря на ошибочность, эта теория, рассматривавшая жизнь растений как процесс, происходящий только под влиянием материальных сил, нанесла удар религиозно-идеалистическому мировоззрению. Гельмонт полагал, что в пищеварении решающую роль играет кислота желудочного сока, и поэтому предлагал лечить щелочами болезни, вызываемые избытком кислот в желудке. Ввёл в химию термин «газ». В ряде вопросов стоял на позициях алхимии, считая, например, возможным превращение неблагородных металлов (ртути, свинца и др.) в золото при помощи так называемого философского камня. Признавал самопроизвольное зарождение, что для того времени было прогрессивным. Гельмонт придерживался виталистических представлений о том, что жизненные процессы якобы регулируются особыми «духами жизни» («археями»).

 

Франческо Реди

(1626 – 1698)

Реди (Redi) Франческо – итальянский естествоиспытатель и врач. Основные работы по зарождению организмов, биологии паразитов человека и животных. В труде «Опыты о размножении насекомых» (1668) Реди экспериментально опроверг распространённое в то время представление о возможности самозарождения организмов, показав, что личинки мух развиваются только из отложенных мухами яиц. В другой работе (1684) описал форму и строение некоторых паразитов (преимущественно ленточных и круглых червей), обитающих в кишечнике человека и животных, а также органы размножения у самок и самцов аскарид для доказательства того, что они размножаются половым путём. Однако Реди не мог обнаружить яиц некоторых паразитов и ошибочно допускал возможность их образования из «пластических соков» организма хозяина.

 

Луи Пастер

(1822 – 1895)

Пастер (Pasteur) Луи – французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии. Член Парижской АН (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской Академии (1881). Член-корреспондент (1884) и почётный член (1893) Петербургской АН. Окончил Высшую нормальную школу (1847). Профессор университетов в Страсбурге (с 1849) и Лилле (с 1854), Нормальной школы (с 1857), Парижского университета (с 1867). Участник Революции 1848, вступил в Национальную гвардию. Первый директор научно-исследовательского микробиологического института (Пастеровского института), созданного в 1888 на средства, собранные по международной подписке. В этом институте наряду с другими иностранными учёными плодотворно работали и русские – И.И. Мечников, С.Н. Виноградский, Н.Ф. Гамалея, В.М. Хавкин, А.М. Безредка и др.

Для исследований Пастера характерна органическая связь теории и практики. Первые его работы, посвящённые изучению оптической асимметрии молекул, легли в основу стереохимии. Пастер показал, что различия в оптической активности кристаллов винной кислоты (лево- и правовращающие) определяются присутствием среди них двух асимметричных форм. Установил возможность разделения оптических изомеров с помощью микроорганизмов, усваивающих один из них. С 1857 г. изучал процессы брожения (молочнокислого, спиртового, уксусного, открытого им маслянокислого). Вопреки господствовавшей «химической» теории немецкого химика Ю. Либиха доказал, что брожение вызывается деятельностью различных видов микроорганизмов. Открыл при этом явление анаэробиоза (способность к жизни в отсутствии свободного O2) и существование облигатно (строго) анаэробных бактерий. Показал, что брожение служит источником энергии для вызывающих его микроорганизмов. Заложил научные основы виноделия, пивоварения и других отраслей пищевой промышленности. Предложил метод предохранения вина от порчи (пастеризацию), применённый затем в производстве других продуктов питания (пива, молока, фруктово-ягодных соков). Окончательно опроверг (путём эксперимента) представления о возможности самозарождения живых существ в современных условиях.

Изучив природу заболевания шелковичного червя (1870), Пастер установил заразность болезни, время её максимального проявления и рекомендовал меры борьбы с нею. Исследовал ряд других заразных болезней животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), окончательно установив, что они вызываются специфическими возбудителями. На основе развитого им представления об искусственном иммунитете предложил метод предохранительных прививок, в частности, вакцинацию против сибирской язвы (1881). В 1880 г. Пастер совместно с Э. Ру начал исследования бешенства. Первая предохранительная прививка от этой болезни была им сделана в 1885 г.

Жан Батист Ламарк

(1744 – 1829)

Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан Де Моне – французский естествоиспытатель. Был отдан в иезуитскую школу в Амьене, однако после смерти отца в 1760 г. оставил учёбу и поступил на военную службу. В связи с ранением вынужден был подать прошение об отставке. Уехал в Париж, намереваясь заняться изучением медицины. В 1772–76 гг. учился в Высшей медицинской школе. Чтобы иметь какой-то заработок в дополнение к небольшой пенсии, устроился клерком в банк. В жизни Ламарка многое изменило знакомство в Ж.-Ж. Руссо, который убедил его оставить медицину и заняться естествознанием, в частности, ботаникой. Вскоре Ламарк полностью погрузился в изучение растительного мира Франции. Результатом этих исследований стал опубликованный им в 1778 г. трёхтомный труд «Флора Франции» (Flore francaise), принёсший ему широкую известность. Натуралист Бюффон, оказавший содействие Ламарку в издании его книги, именно в это время искал человека, который сопровождал бы его сына в путешествиях. Выбор пал на Ламарка, а поскольку Бюффон не хотел, чтобы тот числился простым воспитателем, добился для него должности королевского ботаника (1781 г.). В течение следующих десяти лет Ламарк продолжал ботанические исследования, используя коллекции, собранные им во время путешествий, и материалы, регулярно поступавшие в Королевский ботанический сад благодаря его личным контактам с учёными из других европейских стран. В 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован в Музей естественной истории, где Ламарк стал профессором кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных.

В истории науки Ламарк известен прежде всего как создатель первой целостной концепции эволюции живой природы. Свои идеи учёный изложил в книге «Философия зоологии» (Philosophie zoologique, 1809). Согласно Ламарку, интенсивно функционирующие органы усиливаются и развиваются, не находящие употребления ослабевают и уменьшаются, а самое главное – эти функционально-морфологические изменения передаются по наследству. Само же употребление или неупотребление органов зависит от условий окружающей среды и от присущего любому организму стремления к совершенствованию. Перемена во внешних условиях ведёт к изменению потребностей животного, последнее влечёт за собой изменение привычек, далее – усиленное употребление определённых органов и т. д.

Ламарк также занимался классификацией животных и растений. В 1794 он разделил всех животных на группы – позвоночных и беспозвоночных, а последних, в свою очередь, – на 10 классов (в отличие от К. Линнея, предложившего два класса). Эти классы Ламарк распределил в порядке увеличения присущего им «стремления к совершенству», отвечающего уровню их организации. Само «живое», по Ламарку, возникло из неживого по воле Творца и далее развивалось на основе строгих причинных зависимостей.

 

Жорж Кювье

(1769 – 1832)

Кювье (Cuvier) Жорж – французский зоолог. Окончил Каролинскую академию в Штутгарте (1788). В 1795 г. поступил на должность ассистента Музея естественной истории в Париже, с 1799 г. – профессор естественной истории в Коллеж де Франс. Занимал ряд государственных постов при Наполеоне I и в период Реставрации. Исполнял обязанности президента Совета по образованию, председателя Комитета внутренних дел, был членом Государственного совета. Создал факультет естественных наук в Парижском университете, организовал ряд университетов и лицеев в городах Франции. В 1820 г. получил титул барона, в 1831 г. – пэра Франции.

Кювье сыграл значительную роль в создании палеонтологии и сравнительной анатомии. В основу классификации положил строение нервной системы, исходя из этого, в 1812 г. сформулировал учение о четырёх «типах» организации животных: «позвоночных», «членистых», «мягкотелых» и «лучистых». Описал большое число ископаемых форм и предложил определять по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Реконструировал целые организмы по немногим частям, найденным при раскопках. Чтобы объяснить смену флоры и фауны в различные периоды эволюции Земли, выдвинул теорию катастроф (1817–24 гг.).

Кювье был последователем К. Линнея и отвергал эволюционные воззрения Ж. Ламарка и Э. Жоффруа Сент-Илера.

Карл Линней

(1707 – 1778)

Линней (Linnaeus) Карл, шведский натуралист. Родился в семье деревенского пастора. Родители хотели, чтобы Карл стал священнослужителем, но его с юности увлекала естественная история, особенно ботаника. Эти занятия поощрял местный врач, посоветовавший Линнею выбрать профессию медика, поскольку в то время ботаника считалась частью фармакологии. В 1727 г. Линней поступил в Лундский университет, перешел в Упсальский университет, где преподавание ботаники и медицины было поставлено лучше. В Упсале работал вместе с Олафом Цельсием, теологом и ботаником-любителем, участвовавшим в подготовке книги «Библейская ботаника» (Hierobotanicum) – списка растений, упоминавшихся в Библии. В 1729 г. в качестве новогоднего подарка Цельсию Линней написал эссе «Введение к помолвкам растений» (Praeludia sponsalorum plantarun), в котором поэтически описал процесс их размножения. В 1731 г., защитив диссертацию, Линней стал ассистентом профессора ботаники О. Рудбека. В следующем году совершил путешествие по Лапландии, собирая образцы растений. Упсальское научное общество, субсидировавшее эту работу, опубликовало о ней только краткий отчет – «Флора Лапландии» (Flora Lapponica). Подробная работа Линнея по растениям Лапландии увидела свет лишь в 1737 г., а живо написанный дневник экспедиции «Лапландский быт» (Lachesis Lapponica) вышел уже после смерти автора в латинском переводе.

В 1733–34 гг. Линней читал лекции и вёл научную работу в университете, написал ряд книг и статей. Однако продолжение медицинской карьеры по традиции требовало получения учёной степени за границей. В 1735 г. Линней поступил в Хардервейкский университет в Голландии, где вскоре получил степень доктора медицины. В Голландии сблизился с известным лейденским врачом Г. Бургаве, который порекомендовал Линнея бургомистру Амстердама Георгу Клиффорту, страстному садоводу, собравшему коллекцию экзотических растений. Клиффорт сделал Линнея своим личным врачом и поручил ему определить и классифицировать разводимые им экземпляры. Результатом стал трактат «Клиффортовский сад» (Hortus Cliffortianus), опубликованный в 1737 г.

В 1736 - 38 гг. в Голландии вышли первые издания работ Линнея: в 1736 г. – «Система природы» (Systema naturae), «Ботаническая библиотека» (Bibliotheca botanica) и «Основы ботаники» (Fundamenta botanica); в 1737 г. – «Критика ботаники» (Critica botanica), «Роды растений» (Genera plantarum), «Флора Лапландии» (Flora Lapponica) и «Клиффортовский сад» (Hortus Cliffortianus); в 1738 г. – «Классы растений» (Classes plantarum), «Собрание родов» (Corollarium generum) и «Половой метод» (Methodus sexualist). В 1738 г. Линней отредактировал книгу о рыбах «Ихтиология» (Ichthyologia), оставшуюся незаконченной после смерти его друга Петера Артеди. Ботанические работы, особенно «Роды растений», легли в основу современной систематики растений. В них Линней описал и применил новую систему классификации, значительно упрощавшую определение организмов. В методе, который он назвал «половым», основной упор делался на строении и количестве репродуктивных структур растений, то есть тычинок и пестиков.

Еще более смелым трудом стала знаменитая «Система природы», попытка распределить все творения природы – животных, растения и минералы – по классам, отрядам, родам и видам, а также установить правила их идентификации. Исправленные и дополненные издания этого трактата выходили 12 раз в течение жизни Линнея и несколько раз переиздавались после смерти учёного.

В 1738 г. Линней по поручению Клиффорта посетил ботанические центры Англии. Получил приглашения работать в Голландии и Германии, однако предпочёл вернуться в Швецию и в 1739 г. открыл медицинскую практику в Стокгольме. В 1741 г. был назначен профессором медицины Упсальского университета, а в 1742 г. – профессором ботаники. Последующие годы он в основном преподавал, однако тогда же совершил несколько научных экспедиций в малоизученные области Швеции. Собиратели всего мира присылали ему экземпляры неизвестных форм живого, и он описывал в своих книгах лучшие находки.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.022 с.)