ТОП 10:

Философско-мировоззренческое значение биологии



Говоря о философско-мировоззренческом значении биологии, необходимо отметить, что именно живое с наибольшей очевидностью обнаруживает все богатство закономерностей и характеристик диалектического развития. Диалектическое развитие – вызревание и разрешение противоречий, накопление количественных изменений и скачкообразный переход в новое качество, отрицание отрицания – способ существования жизни, он прослеживается на всех уровнях живого. Помимо черт, общих всем этим уровням, на каждом из них развитие характеризуется своими специфическими особенностями. Таким образом, наблюдается один из важных типов развития – циклическое развитие. В каждом цикле наблюдается закономерная последовательность сменяющих друг друга стадий, причем каждая из этих стадий достаточно хорошо отличим. Развитие биологического организма, который постоянно изменяется, подчас весьма резко, сохраняя, однако, самотождественность – это яркий образец закономерного и упорядоченного процесса, протекающего независимо от воли и сознания человека и вместе с тем хорошо знакомого ему из повседневного опыта. Неудивительно поэтому, что уже с древних времен развитие организма выступало в качестве модели для осмысления самых разных процессов и явлений окружающей действительности, менее доступных нашему восприятию. Так, в космогонических мифах, объясняющих возникновение мира, повествуется о его рождении и о последующих фазах его развития. Эти же мотивы можно встретить и в натурфилософских построениях древнегреческих мыслителей. Нередко мир, космос ими мыслился как огромный организм, который на пути от рождения до смерти проходит все фазы, свойственные развитию биологического существования. Да и современный человек не только в повседневной жизни, но даже и в научном познании для осмысления и понимания окружающих явлений чрезвычайно часто прибегает к метафорам жизни, смерти, рождения, юности, зрелости, старости, берущим начало все из того же источника.

Существующие сложно организованные системы, в том числе и биосфера, обладают свойствами самоорганизовываться и восстанавливаться в ответ на разрушающие внешние воздействия. Но иногда, при сильнейших воздействиях, происходят изменения, приводимые к качественному изменению. Источниками внешних воздействий могут быть различные факторы, к которым эволюция не приспособила живые организмы. Значит необходимо учитывать не только организованность жизни, возможность ее самоорганизации, но и хрупкость биосферы.

В современном мире человечество обрело такие средства воздействия на биосферу, которые в состоянии вызвать в ней глубокие, необратимые изменения, угрожающие самому ее существованию. Осознание этого обстоятельства не может не повлечь за собой кардинальных сдвигов в мировоззрении людей, в их ценностных установках.

Жизнь имеет начало во времени. Вопрос о конечности жизни возникал и в прошлом, главным образом как составная часть более общего вопроса о «конце света», имевшего не только сугубо религиозное, но и мировоззренчески-методологическое значение.

Сегодня вопрос о конечности жизни наполнился более конкретным содержанием и смыслом. Современное человечество оказывается в ситуации, когда конечность или бесконечность жизни определяется его осознанным выбором.

Жизнь всегда воспринималась человеком как нечто позитивное, как ценность. Человек должен стремиться к поддержанию жизни.

Существует две позиции взглядов на вопрос о роли человека в мире и его отношении к жизни. Представителем одного из направлений является А. Швейцер, который утверждал, что существование человека необходимо предполагает сохранение жизни как таковой. Другая позиция, согласно которой жизнь тоже воспринимается как ценность, но лишь постольку, поскольку ее сохранение есть необходимая предпосылка для существования всего живого. Вторая позиция воспроизводит тезис Протагора о человека как мере всех вещей. Человечество является составной частью биосферы, и уже по одному этому не может не воздействовать на происходящие в ней процессы.

В 20-е годы нашего столетия ученый Э. Леруа ввел понятие ноосферы (сфера разума), исходившее из того, что человечество превращается в ведущую силу, которая будет определять эволюцию нашей планеты. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что существование жизни на Земле зависит от того, достанет ли человечеству мудрости, разума для надлежащего устройства своих отношений с природой.

Рассматривая жизнь во всех ее проявлениях, можно сделать вывод: жизнь есть форма движения материи. Понятие материи используется в философии, а понятием «жизнь» оперируют во многих областях наук. Материя проявляется и в других формах, жизнь – одна из форм проявления материи.

 

Познакомившись с различными теориями о появлении жизни и ее эволюции, можно сделать вывод, что «жизнь» как философское понятие есть выражение материи, а как биологическое – существование всего живого. Жизнь существует на различных уровнях (от мельчайших частиц, до человека, обладающего другой формой материи – сознанием). Жизнь обладает динамикой развития, но условия и экоситуация могут привести к исчезновению жизни как биологического объекта познания. Возникает вопрос: может ли жизнь являться объектом познания философии, как и любой другой науки. Ответом на этот вопрос будет доказательство того, что жизнь – одна из форм материи. Следовательно, объектом познания может являться материя (как понятие).

Биоэтика в контексте







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.004 с.)