ТОП 10:

Развитие российской национальной культуры в первой пол. XIX в.



Первая пол. XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры, самый яркий и динамичный период в развитии литературы, искусства. Неизвестный прежде подъем в духовной жизни общества был вызван назревшими потребностями времени и стал реальностью благодаря тому, что страна располагала качественно новым потенциалом в духовной, культурной жизни. Определенное влияние на облик и запросы общества оказали рационалистические идеи Просвещения, события Отечественной войны 1812 г., начало промышленного переворота. Под их воздействием интеллектуальная элита стала осознавать необходимость демократических преобразований в стране, выступала с требованиями свободы слова, равенства, творчества.

Отличительной чертой эпохи стало распространение просвещения.В этот период сформировалась сословная система образования, в соответствии с которой образование дается с учетом сословной принадлежности. Крепостные крестьяне в школы не допускались; государственные – проходили обучение в приходских школах: уездные училища предназначались для низших городских сословий; для дворян были открыты кадетские училища и гимназии. Для духовенства низшей ступенью были духовные училища, затем - семинарии, и духовные академии. Продолжалось развитие женского образования, но только для дворян - во многих городах возникли институты благородных девиц.

Развивалась высшая школа. Для подготовки учителей были открыты педагогические училища, гимназии, институты в Москве и Петербурге. В 1802-1805 гг. преобразованы Московский, Виленский и Дерптский университеты; открыты Казанский (1804), Харьковский, Варшавский (1816), Санкт-Петербургский (1819). К тому же времени относится основание Лазаревского института восточных языков в Москве.

В 1819 г. введены ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах стала обязательной защита соответствующих диссертаций. К 1851 г. в России работало 597 профессоров и преподавателей.

Важное значение имело открытие лицеев - закрытых привилегированных учебных заведений (6 лет обучения). В октябре 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, затем Демидовский (Ярославль), Нежинский (Нежин), Ришельевский (Одесса). Лицеи пользовались правами университета и готовили элиту государственных деятелей и высших чиновников.

Создавались технические учебные заведения (Горный, Лесной, Технологический институты, Училище правоведения, Военная академия, Институт гражданских инженеров, Горный, Межевой и др.).

Росту просвещения способствовали книгоиздание и печать. Несмотря на Цензурный устав 1826 г., количество периодических изданий выросло с 64 наименований в 1800 г. до 230 в 1850 г. На страницах печати обсуждались вопросы, относящиеся к единству славянских народов, русского народа. В 30-е гг. в России имелось более ста книжных лавок, при которых действовали платные библиотеки. Появились крупные книгоиздатели (В.А. Плавильщиков, СИ. Селивановский, А.Ф. Смирдин и др.).

Первая пол. XIX в. отмечена также интенсивным развитием науки.В начале века был изобретен первый источник электрического тока: физик В.В. Петров разработал гальваническую батарею и впервые получил устойчивую электрическую дугу, на основе изобретений Ленца создал электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В.В. Петров явился основоположником электрохимии и электрометаллургии. В 1840 г. академик Б.С. Якоби изобрел гальванопластику, сконструировал электромотор, обосновал возможность телеграфа. Профессор химии Н.Н. Зинин впервые получил анилин, положив начало созданию синтетических материалов. Металлург П.П. Аносов создал сверхтвердую сталь, основал новую науку - металлографию. Крупные открытия сделал А.Г. Столетов, основатель физической лаборатории Московского университета. Известный астроном В.Я. Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути, создал в 1839 г. под Петербургом Пулковскую обсерваторию, которую стали называть «астрономической столицей мира». Ректор Казанского университета математик Н.И. Лобачевский создал в 1826 г. учение о «неэвклидовой геометрии», которая перевернула представления о природе пространства. Ученый П.Ф. Горянинов явился основоположником «клеточной теории». Врач, ученый Н.И. Пирогов выступил основателем военно-полевой хирургии, предложил применение антисептических средств, обезболивающих веществ при операциях.

Большой вклад в развитие географической науки внесли русские мореплаватели: в 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первую кругосветную экспедицию; в 1811 г. В.М. Головин обследовал Курильские острова; в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду; адмирал Ф.П. Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки; в 1849 г. Г.И. Невельский обошел Сахалин с севера, открыв новые территории.

Осваивались новые средства сообщения. В 1834 г. построена первая железная дорога на Нижне-Тагильском заводе Демидовых, по ней пустили паровоз, созданный Е.А. и М.Е. Черепановыми. В 1837 г. открылась дорога Петербург - Царское Село. В 1851 г. началось движение по дороге Петербург – Москва.

20-30-е гг. XIX в. отмечены активизацией общественной мысли, повышением интереса к проблемам социально-политического развития страны, и особенно к ее прошлому. Различные школы и направления сосредоточились на разработке истории Российского государства. В числе первых был издан труд представителя «государственной школы» Н.М. Карамзина «История Государства Российского». Видные представители дворянской историографии профессора Московского университета М.П. Погодин и Петербургского - Н.Г. Устрялов в своих работах проводили идеи «официальной народности». Н.А. Полевой, издавший 6-томную «Историю русского народа», выступал с призывом к научной объективности и целостному взгляду на историю. Выдающимся представителем русской историографии 40-х гг. был С.М. Соловьев, автор многочисленных трудов по русской и всеобщей истории («История падения Польши», «Император Александр I. Политика и дипломатия»). В центре внимания науки в тот период находился вопрос о путях развития России.

Развивались и другие гуманитарные науки – педагогика (К.Д. Ушинский), филология (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, СП. Шевырев, К.С. Аксаков и др.), эстетика (Л.Г. Якоб). В статьях П.Я. Чаадаева, славянофилов А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, И.С. и К.С. Аксаковых развивались философские взгляды на российскую действительность, велся поиск ответов на актуальные вопросы общественной

жизни.

Подлинный расцвет был достигнут в развитии литературы, создавшей крупнейшие творения отечественной классики. Их величие определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом. Идеи социальной справедливости дополнялись патриотизмом, чувством национального достоинства, что особенно проявилось после Отечественной войны 1812 г. в исторических повестях, историко-художественной прозе и пронизанной патриотическим духом поэзии.

Господствующим направлением в литературе оставался классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. Но вскоре на смену ему пришел сентиментализм, обращенный к чувствам людей, делавший акцент на эмоциональное восприятие действительности (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», «Записки путешественника»; П.Ю. Львов – «Даша – деревенская девушка»), а затем и романтизм, провозглашавший идеальный образ жизни и показывавший сильную личность с присущими ей оптимизмом, активной гражданской позицией в борьбе за идеалы свободы.

Основоположником романтизма как самостоятельного направления в русской литературе выступил В.А. Жуковский (элегии «К.К. Соковниной», «Славянка», баллады «Лесной царь», «Людмила»). Выразителями идей просветительского романтизма стали поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др. Духом романтизма овеяны произведения А.А. Бестужева-Марлинского, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена и др. Классическими представителями романтизма были А.С. Пушкин (цикл «южных поэм»). М.Ю. Лермонтов (стихотворения «Новгороду», «Последний сын вольности»), Ф.Ю. Тютчев.

В конце 20-х гг. в литературе утвердилось новое направление – реализм, которое, с точки зрения Н.Г. Чернышевского, отражает жизнь «тем более совершеннее, чем более полно и правдиво оно отражает животрепещущие социально-политические проблемы». Его родоначальником стал основоположник русской литературы А.С. Пушкин, в творчестве которого достоверно отразился русский национальный характер, нравственные ценности российского общества.

Традиции великого поэта продолжил М.Ю. Лермонтов («Бородино, «Родина»), чье творчество явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода.

В произведениях Н.В. Гоголя (повесть «Шинель», поэма «Мертвые души», комедия «Ревизор»), реализовались возможности обличительного социально-критического реализма. Характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы, Ф.М. Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». В 40-е гг. в литературу вошли писатели-реалисты Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой.

Развитию различных направлений в литературе, приобщению к культурной жизни новых слоев общества во многом содействовали литературные журналы, вокруг которых группировались представители различных направлений общественной мысли: «Москвитянин» «Северная пчела», «Сын отечества», представлявшие консервативно-охранительную журналистику. Демократическое направление группировалось вокруг журналов «Московский телеграф», «Телескоп», затем - «Современник» и «Отечественные записки» (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, В.Г. Белинский).

Веяния времени не могли не отразиться на искусстве, которое прошло в первой пол. XIX в. путь от классицизма и сентиментализма к критическому

реализму. По оценке А.А. Радугина, «XIX в. явился временем окончательного формирования национальной культуры». Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его права на свободу творчества. Появились общественные организации художников: Общество изящных искусств в Москве (1807), затем в Петербурге (1823), Общество поощрения художников (1820); росло число провинциальных художественных школ; организовывались выставки в Академии художеств.

В изобразительном искусстве определились различные художественные жанры. Портрет остался ведущим жанром в живописи, его развитие было связано с творчеством О.А. Кипренского, А.О. Орловского и В.А. Тропинина, в произведениях которых романтизм переплетался с чертами реализма. Серьезных достижений добились многие художники в области пейзажа. В академическом жанре работали М.Н. Воробьев («Лунная ночь в Петербурге»), его ученики И.К. Айвазовский, М.И. Лебедев и др. Родоначальником бытового жанра явился А.Г. Венецианов («Девушка с бурачком», «Утро помещицы»). Основоположником критического реализма в бытовой живописи выступил П.А. Федотов, высмеявший в картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора» тупых чиновников, самодовольных офицеров. Историческая живопись развивалась под влиянием войны 1812 г., роста патриотизма и национального самосознания. Призванными мастерами этого направления в живописи стали А.А. Иванов, 20 лет работавший над главным произведением свей жизни – монументальной картиной «Явление Христа народу», А.Е. Егоров и др.

Крупнейшим художником своего времени был К.П. Брюллов, сочетавший в своем творчестве различные жанры: парадные («Всадница») и камерные портреты (автопортрет), пейзажи («Итальянское утро»). Классическим произведением считается его картина «Последний день Помпеи» (1830-1833).

Архитектурапервой трети XIX в. решала большие градостроительные задачи. Главенствующий стиль того времени - высокий классицизм, именуемый в литературе русским ампиром (его идеал - античность в греческом варианте). В архитектуре господствовали два цвета: колонны и лепные статуи - белые, фон - желтый или серый.

Крупнейшими архитекторами были созданы главные ансамбли

Петербурга: А.Н. Воронихиным – Казанский собор (1801-1811); А. Д. Захаровым – здание Адмиралтейства (1806-1823); К.И. Росси – Михайловский дворец (1818-1825), Александрийский театр (1828-1832), здание Сената и Синода (1829-1834); А.А. Монферран положил основание Исаакиевскому собору. В Петербурге классицизм сохранил свой официальный характер и отражал значение города как столицы империи. В Москве сложилась своя строительная школа, отразившая все новшества эпохи. Под руководством О.И. Бове были созданы Театральная, Воскресенская, Красная площади; Александровский сад; построены здания Большого театра, Манежа. Сооружения, преобразившие облик города возводили Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьев и др. известные архитекторы.

В 30-е гг. XIX в. на смену классицизму пришла эклектика, допускавшая использование элементов различных архитектурных стилей прошлого в свободной форме. В рамках этого стиля по проекту архитектора К.А. Тона был построен храм Христа Спасителя (1839-1883).

В скульптуресохранялся стиль классицизм, в то же время утверждались реалистические черты. Тогда были созданы многие памятники известным историческим личностям, появились выдающиеся произведения станковой и декоративной пластики, скульптурные портреты. Среди выдающихся скульпторов-монументалистов особое место занимали И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади), Ф.Ф. Щедрин (скульптурная группа на здании Адмиралтейства), Б.И. Орловский (фигура ангела, венчающего Александровскую колонну, памятники М.И. Кутузову и ген. Барклаю де Толли в Петербурге) и др.

Заметную роль в общественной жизни играл театр.Театры открывались как в столицах (в 1824 г. - Малый, 1825 г. - Большой театры в Москве; с 1832 г. – Александринский в Петербурге), так и в провинциях. Наряду с существовавшими государственными театрами, появилось множество частных антерприз. Театр, где разыгрывались картины страстей, нравов, обычаев формировал зрителя, вторгался в жизнь общества; источником его влияния были популярные комедии И.А. Крылова, А.А. Шаховского, трагедии В.А. Озерова, П.А. Плавилыцикова. Яркий след в русской культуре оставили артисты В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, Е. Семенова и др. На русской сцене постепенно утверждалось реалистическое направление, благодаря драматургии А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.

Большого расцвета достигла русская национальная музыка,родоначальником которой считается М.И. Глинка (1804-1857). Благодаря его дару и творчеству, русская музыкальная школа стала одной из ведущих национальных школ европейской музыки. Великий композитор, считая, что «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», отразил разнообразные стороны отечественной действительности в различных музыкальных жанрах. Его романсы, симфонии, оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), оркестровые сочинения открыли эпоху высокого классического расцвета русской национальной музыки.

Крупнейшим представителем русского оперного романтизма был А.Н. Верстовский («Аскольдова могила»). Развитие реализма и народности получили отражение в музыкальном творчестве А.С. Даргомыжского (1813-1869), который, создав оперу-балет «Торжество вакха», стал новатором в русской оперно-классической музыке. А. Алябьевым, А. Варламовым, А. Гурилевым написаны широко известные романсы – «Соловей», «Красный сарафан», «Матушка-голубушка» и др.

Переживал расцвет балет, никогда прежде не достигавший такого блеска как в первой пол. XIX в. Приглашенный в Россию в 1801 г. Шарль Луи Дидло, один из отличных балетмейстеров Европы, ввел в балеты воздушные сцены (полеты) и петербургскому театру стала подражать вся Европа. Воспитанницами Дидло были неподражаемые танцовщицы –Данилова, Истомина, Телешова, Лихутина, Зубова.

Первая пол. XIX в. была периодом становления русской национальной культуры, в которой отразились рост самосознания народа, демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни. Культура, пронизанная духом исторической эпохи, переживала национальный триумф. «Золотой век» русской культуры, прошедший под знаком романтизма и реализма, представил великих писателей, поэтов, композиторов, художников, архитекторов, ученых и путешественников, вставших вровень с важнейшими деятелями культуры передовых стран Европы. Творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Брюллова, Глинки и других великих людей России созданы произведения, духовные ценности мирового уровня. К сер. XIX в. русская культура приобрела мировое значение.

 

Документы и материалы

Выдержки из указа «о вольных хлебопашцах».

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения. Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются … свято и нерушимо.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят.

Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности.

Российское законодательство X-XX вв. Т. 6. М., 1988. С. 32-34.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.02 с.)