Подзаконные акты: понятие, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные акты: понятие, виды



Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты – нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты – такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2. Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

 

 

53. Понятие нормы права (юридической нормы) и ее признаки

Норма права — это содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально определенное, структурно органичное предписание государством меры должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта деятельности субъектов социальной действительности путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. К качественным чертам юридической нормы, выражающим ее наиболее яркие особенности по сравнению с иными регуляторами общественных отношений — ее признакам, можно отнести следующие:
- принудительная обеспеченность действия нормы права, специфическое свойство, которое проявляется в том, что она исходит от государства, поэтому зафиксированное в ней правило поведения всегда выступает как государственное императивное веление (приказ, требование), подкрепляемое (в случае неисполнения) возможностью применения мер государственного принуждения;
- представительно-обязывающий характер нормы права, который проявляется в том, что она всегда содержит с одной стороны, право действовать, а с другой стороны — обязанность воздерживаться от чего-либо;
- формальная определенность нормы права, которая проявляется в том, что фиксируемое в ней правило поведения характеризуется предельной точностью и категоричностью формулировок, имеет строго определенные формы и структуры, а также указывает на то, что эти нормы содержатся в специальных писаных источниках права — нормативно-правовых актах;
- нормативность как признак юридической нормы проявляется в том, что она всегда выступает общим правилом, эталоном поведения и его мерой. Норма права рассчитана не на единичный случай, а на многие типичные отношения, подпадающие под ее действие;
- неперсонифицированность нормы права, ее общеобязательность, которая проявляется в том, что она, не называя конкретных индивидуально-определенных субъектов, распространяет свои требования на всех, кто попадает в сферу ее действия;
- неоднократность применения нормы права, которая проявляется в том, что она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз при наличии обстоятельств, предусмотренных ее гипотезой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.006 с.)