Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовой режим. Его разновидности
Понятие политико-правового режима. Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием политико-правового режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости. Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности. В литературе распространен термин «политический режим», причем иногда придают ему «узкий» и «широкий» смыслы, имея в виду в одном случае методы государственного руководства, в другом - уровень гарантированности демократических прав и свобод личности, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. Между тем в государственно-организованном обществе государственные и правовые явления часто носят политический, а многое из политического - государственный, правовой характер. Кроме того, отношение властных структур к политическим процессам и уровень гарантированности прав, свобод и интересов личности настолько взаимосвязаны между собой, что каким-то образом отрывать их друг от друга невозможно. Только что отмеченные изъяны устраняются, когда речь идет о политико-правовом режиме, подразумевая под ним методы (способы, приемы) осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан правами и свободами, уровень обеспечения таких прав и свобод, взаимная ответственность их обладателей и государственных структур. При таком подходе не только берутся в органическом единстве взаимосвязанные характеристики государства в политико-правовом срезе, но и открывается простор для оказывающих влияние на эти характеристики факторов, в том числе экономических, исторических, политических, социальных и духовных. Тем самым создается возможность более полно отразить степень демократичности всей политико-правовой жизни общества, включая сюда деятельность государственных структур и их взаимоотношения с людьми, политическими партиями, общественными объединениями, общественно-политическими движениями, инициативами и т.д.
Разновидности политико-правового режима. Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические политико-правовые режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы личности, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других. В древних аристократических республиках публичная власть выражала интересы «свободных» сословий (например, патриции и плебеи в Риме после реформ Сервия Туллия), опиралась на их поддержку, заботилась об их правах, свободах и имущественных интересах. В современных демократических государствах публичная власть не проводит юридически значимых различий между различными слоями населения, устанавливает для своих граждан одинаковый политико-правовой режим, защищает права и свободы каждой личности на своей территории, а в некоторых ситуациях - права и свободы людей даже на чужих территориях, если там они попираются в такой степени, что это приобретают негативное международно-правовое значение (к примеру, в Боснии). Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры. Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются или иным образом лишаются свободы, государство имеет примат над правом, его органы связаны не столько с законами, сколько с указаниями сверху. Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга. Авторитаризм, например, позволяет сосредоточивать власть главным образом в руках одного лица, элитаризм - возвышать над обществом клановую, политическую, техническую, криминальную или иную элиту, тоталитаризм - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях, охлократизм - перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой, расизм - возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие, фашизм - использовать открыто шовинистические, «национал-социалистические» идеи для оправдания тирании. Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с той или иной спецификой, подавляющего личность, ограничивающего возможности населения страны реально участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность. Природа политико-правового режима проявляется во всех основных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической (включая государственно-правовые институты), духовной. К примеру, для тоталитарного режима в сфере экономики свойственны: преобладание государственной формы собственности на основные природные ресурсы и средства производства; командно-административная, плановая система управления ею; искусственная социальная система, сориентированная на достижение некой социальной однородности (сближение города и деревни, умственного и физического труда и т.п.); государственная идеология; слияние государственного и партийного аппарата; уголовная ответственность за инакомыслие и т.п. Авторитарный режим, имея много общего с тоталитарным в сфере политической, в то же время допускает развитие частной и иных форм собственности в сфере производства товаров народного потребления, оказания потребительских услуг; предполагает рыночный тип экономических отношений, конкуренцию. Однако в сфере производства группы «А» (производство основных средств производства) продолжает доминировать государственная собственность, функционирующая на плановой основе. В сфере социальных отношений действуют противоположные (порой взаимоисключающие) тенденции: с одной стороны, объективно стихийно формируются многообразные отличные естественные сегменты населения, с другой – господствующая идеология и официальная политика «желают» установление социального единства. В духовной сфере также присутствуют анклавы, неконтролируемые чиновничьим аппаратом до тех пор, пока это не касается основ господствующей идеологии. В демократическом режиме экономика опирается на равенство и плюрализм форм собственности, антимонопольное законодательство; рыночные отношения; переход от администрирования ею к правовым формам регулирования поведения субъектов экономической деятельности; социальная структура общества много сегментна и выражает естественные тенденции ее формирования; преобладает саморегуляции между институтами гражданского общества; государственный механизм правового государства строится на принципах самоограничения, подконтрольности обществу, защите прав человека и гражданина и т.п. Следует заметить, что порой границы между режимами носят аморфный характер, во многом они зависят от харизмы политического руководства страны, имеют заметную подвижность.
Политико-правовой режим в России. В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения страны не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно - представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического прошлого российского, существенно не меняли природы власти. Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле - партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, правовые возможности и интересы личности повсюду ущемлялись. Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы «по целесообразности», вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по сути, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер. Конституция РФ 1993 года во многом открывает возможность для утверждения в стране демократического политико-правового режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты. Признается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст.ст.2,3,12, 17-66 Конституции РФ). Все это, казалось бы, позволяет считать новый конституционный политико-правовой режим в России демократическим. Вместе с тем, однако, нельзя пройти мимо как существенных изъянов в самом конституционном строе, о которых говорилось выше, так и явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму, ловко сочетаемому с коррупцией, разгулом преступности и беззащитностью миллионных масс населения страны.
20. Функции государства: понятие и признаки Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе. Признаки государственных функций:
21, 22. Основные функции государства Основные внутренние функции государства. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны. Экономическая функция государства — это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д. Она заключается в формировании экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); управлении госсектором экономики; в стимулировании развития наиболее приоритетных отраслей экономики; в создании правовых основ рынка, направленных на развитие предпринимательства, в охране собственности, в ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции, в защите прав потребителей и др. Одна из самых злободневных проблем рыночной экономики — это недобросовестная конкуренция, которая может проявляться в самых различных формах. В частности, к ним относятся: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов; получение информации, составляющей производственную или коммерческую тайну конкурента, путем шпионажа или подкупа его служащих; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или расторжению контрактов с нанимателем; угроза конкурентам исками о нарушении пользования патентами или товарными знаками, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, то есть продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов и др. Финансовая функция заключается в формировании государственного бюджета и его исполнении; осуществлении финансового контроля (определения и учета доходов); налогообложения (налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходные налоги, целевые и акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость) и др. Политическая функция государства — это деятельность государства по гармонизации интересов индивидуумов и государства, различных социальных групп и интересов в сфере реализации политической власти в стране, проявляющаяся в определении государством прав и обязанностей граждан, установлении им основы функционирования политической системы, порядка политической борьбы за власть, а также в обеспечении государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охране суверенитета государства от внутренних и внешних посягательств. Важнейшим направлением деятельности государства в данной сфере является создание жизнеспособного демократического общества (развитие демократии, национального и классового согласия, поддержание стабильности и порядка в обществе). Социальная функция государства — это деятельность государства, направленная на обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. (установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, на строительство жилья и др.). В целом социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой сфере (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому очень часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения). 23. Понятие и модели механизма (аппарата) государства Для осуществления многочисленных функций государство должно обладать определенным образом организованной действующей системой различных учреждений. Принято говорить об “аппарате” и “механизме” государства. При этом “государственный аппарат” понимается как целостная, иерархическая система органов государства, состоящих из государственных служащих (чиновников), обеспечивающих выполнение функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения, а “механизм государства” — как совокупность органов государственного аппарата и иных различных государственных организаций и учреждений, реализующих властные предписания государственной власти. Механизм (аппарат) государства — это система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение функции государства. В юридической литературе рассматривается несколько вариантов построения и функционирования механизма государства: 24. Структура механизма (аппарата) государства: органы и учреждения
Механизм (аппарат) государства состоит из органов государства. Всякое учреждение или орган в этой совокупности имеет строго определенное назначение, выполняет только ему свойственные функции, цели и задачи. Всякий государственный орган взаимосвязан с другими государственными учреждениями. Виды государственных органов Многообразие задач и функций государства определяет и разнообразие государственных органов, которые, в соответствии с теорией разделения властей, классифицируются на следующие виды:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.015 с.) |