Политико-правовой режим. Его разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовой режим. Его разновидности



Понятие политико-правового режима. Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием политико-правового режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости. Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности. В литературе распространен термин «политический режим», причем иногда придают ему «узкий» и «широкий» смыслы, имея в виду в одном случае методы государственного руководства, в другом - уровень гарантированности демократических прав и свобод личности, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. Между тем в государственно-организованном обществе государственные и правовые явления часто носят политический, а многое из политического - государственный, правовой характер. Кроме того, отношение властных структур к политическим процессам и уровень гарантированности прав, свобод и интересов личности настолько взаимосвязаны между собой, что каким-то образом отрывать их друг от друга невозможно. Только что отмеченные изъяны устраняются, когда речь идет о политико-правовом режиме, подразумевая под ним методы (способы, приемы) осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан правами и свободами, уровень обеспечения таких прав и свобод, взаимная ответственность их обладателей и государственных структур. При таком подходе не только берутся в органическом единстве взаимосвязанные характеристики государства в политико-правовом срезе, но и открывается простор для оказывающих влияние на эти характеристики факторов, в том числе экономических, исторических, политических, социальных и духовных. Тем самым создается возможность более полно отразить степень демократичности всей политико-правовой жизни общества, включая сюда деятельность государственных структур и их взаимоотношения с людьми, политическими партиями, общественными объединениями, общественно-политическими движениями, инициативами и т.д.

Разновидности политико-правового режима. Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические политико-правовые режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы личности, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других. В древних аристократических республиках публичная власть выражала интересы «свободных» сословий (например, патриции и плебеи в Риме после реформ Сервия Туллия), опиралась на их поддержку, заботилась об их правах, свободах и имущественных интересах. В современных демократических государствах публичная власть не проводит юридически значимых различий между различными слоями населения, устанавливает для своих граждан одинаковый политико-правовой режим, защищает права и свободы каждой личности на своей территории, а в некоторых ситуациях - права и свободы людей даже на чужих территориях, если там они попираются в такой степени, что это приобретают негативное международно-правовое значение (к примеру, в Боснии). Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры. Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются или иным образом лишаются свободы, государство имеет примат над правом, его органы связаны не столько с законами, сколько с указаниями сверху. Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга. Авторитаризм, например, позволяет сосредоточивать власть главным образом в руках одного лица, элитаризм - возвышать над обществом клановую, политическую, техническую, криминальную или иную элиту, тоталитаризм - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях, охлократизм - перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой, расизм - возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие, фашизм - использовать открыто шовинистические, «национал-социалистические» идеи для оправдания тирании. Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с той или иной спецификой, подавляющего личность, ограничивающего возможности населения страны реально участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность. Природа политико-правового режима проявляется во всех основных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической (включая государственно-правовые институты), духовной. К примеру, для тоталитарного режима в сфере экономики свойственны: преобладание государственной формы собственности на основные природные ресурсы и средства производства; командно-административная, плановая система управления ею; искусственная социальная система, сориентированная на достижение некой социальной однородности (сближение города и деревни, умственного и физического труда и т.п.); государственная идеология; слияние государственного и партийного аппарата; уголовная ответственность за инакомыслие и т.п. Авторитарный режим, имея много общего с тоталитарным в сфере политической, в то же время допускает развитие частной и иных форм собственности в сфере производства товаров народного потребления, оказания потребительских услуг; предполагает рыночный тип экономических отношений, конкуренцию. Однако в сфере производства группы «А» (производство основных средств производства) продолжает доминировать государственная собственность, функционирующая на плановой основе. В сфере социальных отношений действуют противоположные (порой взаимоисключающие) тенденции: с одной стороны, объективно стихийно формируются многообразные отличные естественные сегменты населения, с другой – господствующая идеология и официальная политика «желают» установление социального единства. В духовной сфере также присутствуют анклавы, неконтролируемые чиновничьим аппаратом до тех пор, пока это не касается основ господствующей идеологии. В демократическом режиме экономика опирается на равенство и плюрализм форм собственности, антимонопольное законодательство; рыночные отношения; переход от администрирования ею к правовым формам регулирования поведения субъектов экономической деятельности; социальная структура общества много сегментна и выражает естественные тенденции ее формирования; преобладает саморегуляции между институтами гражданского общества; государственный механизм правового государства строится на принципах самоограничения, подконтрольности обществу, защите прав человека и гражданина и т.п. Следует заметить, что порой границы между режимами носят аморфный характер, во многом они зависят от харизмы политического руководства страны, имеют заметную подвижность.

Политико-правовой режим в России. В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения страны не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно - представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического прошлого российского, существенно не меняли природы власти. Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле - партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, правовые возможности и интересы личности повсюду ущемлялись. Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы «по целесообразности», вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по сути, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер.

Конституция РФ 1993 года во многом открывает возможность для утверждения в стране демократического политико-правового режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты. Признается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст.ст.2,3,12, 17-66 Конституции РФ). Все это, казалось бы, позволяет считать новый конституционный политико-правовой режим в России демократическим. Вместе с тем, однако, нельзя пройти мимо как существенных изъянов в самом конституционном строе, о которых говорилось выше, так и явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму, ловко сочетаемому с коррупцией, разгулом преступности и беззащитностью миллионных масс населения страны.

 

 

20. Функции государства: понятие и признаки

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе. Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в законе;
- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права). Функции государства осуществляются в особых правовых формах — т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность). Правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) — это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
- оперативно-исполнительной деятельности — властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
- правоохранительной деятельности — властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
- функции государственных органов — функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
- виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
- цели и задачи государства — цель — это то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства се достижения, а функции — это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.

 

21, 22. Основные функции государства

Основные внутренние функции государства. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны. Экономическая функция государства — это объективно необходимая, законодательно регламентированная деятельность государства в области хозяйства, которая направлена на решение экономических задач, выражает его сущность и социальное назначение и которая проявляется в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т.д. Она заключается в формировании экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); управлении госсектором экономики; в стимулировании развития наиболее приоритетных отраслей экономики; в создании правовых основ рынка, направленных на развитие предпринимательства, в охране собственности, в ограничении монополизма и недобросовестной конкуренции, в защите прав потребителей и др. Одна из самых злободневных проблем рыночной экономики — это недобросовестная конкуренция, которая может проявляться в самых различных формах. В частности, к ним относятся: подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов; получение информации, составляющей производственную или коммерческую тайну конкурента, путем шпионажа или подкупа его служащих; неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента; побуждение служащих конкурента к нарушению или расторжению контрактов с нанимателем; угроза конкурентам исками о нарушении пользования патентами или товарными знаками, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции; демпинг, то есть продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее; создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет; намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента; поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами; выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов и др. Финансовая функция заключается в формировании государственного бюджета и его исполнении; осуществлении финансового контроля (определения и учета доходов); налогообложения (налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходные налоги, целевые и акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость) и др. Политическая функция государства — это деятельность государства по гармонизации интересов индивидуумов и государства, различных социальных групп и интересов в сфере реализации политической власти в стране, проявляющаяся в определении государством прав и обязанностей граждан, установлении им основы функционирования политической системы, порядка политической борьбы за власть, а также в обеспечении государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охране суверенитета государства от внутренних и внешних посягательств. Важнейшим направлением деятельности государства в данной сфере является создание жизнеспособного демократического общества (развитие демократии, национального и классового согласия, поддержание стабильности и порядка в обществе). Социальная функция государства — это деятельность государства, направленная на обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. (установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, на строительство жилья и др.). В целом социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой сфере (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому очень часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения).
Правоохранительная функция государства — это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми субъектами права, а также по профилактике, пресечению и борьбе с правонарушениями. Это, прежде всего, защита прав и свобод граждан, охрана правопорядка, борьба с преступностью, обеспечение национальной безопасности; поддержание стабильного правопорядка не только силами специальных органов, но и всей системой правоохранительных органов; стремление не только к устранению правонарушений, но и к обеспечению неукоснительного соблюдения требований права всеми субъектами (обеспечение законности); охрана и зашита личности, общества и государства от посягательств. Экологическая (природоохранительная) функция государства — это жизненно важная деятельность любого современного государства, заключающаяся в разработке эффективного природоохранного законодательства, регулировании деятельности людей и различных организаций в области использования природной среды, разработке национальных программ по охране окружающей среды, предусматривающих применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства, меры юридической ответственности за нарушение требований этого законодательства. Экологическая функция направлена на обеспечение экологического благополучия граждан и обеспечение гармоничного сосуществования природы и человека. Идеологическая функция государства — это деятельность государства по формированию, поддержанию, пропаганде, укреплению определенной идеологии государства. Осуществляется эта функция средствами образования, культуры, печати, телевидения и др. Культурно-воспитательная функция государства — это многосторонняя деятельность государства по развитию, искусства (литературы, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры), физической культуры и спорта, средств массовой информации, по сохранению историко-культурных памятников, архивов, музеев, а также по государственной поддержке науки, по развитию образовательной сферы в стране и др. Основные внешние функции государства. Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и межгосударственных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержания мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.). Оборонительная функция государства — это деятельность государства по обеспечению военной безопасности страны, отражению агрессии, направленной против государства, в вооруженной защите целостности и неприкосновенности его территории. Сущность этой функции состоит в создании военной (оборонительной) доктрины, в поддержании достаточного уровня обороноспособности страны, в отражении военной агрессии, в организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств, в создании системы фажданской обороны и др. Внешне экономическая функция государства — это деятельность государства по развитию взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей и др. Внешнеэкономическая деятельность государства заключается в интефации национальной экономики в мировую, в государственном стимулировании иностранных инвестиций, международной торговли и т.п. Дипломатическая функция государства — это деятельность государства, которая способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют; это деятельность государства на международной арене по установлению и поддержанию нормальных добрососедских отношений с другими государствами, направленная на достижение стабильности и процветания всего человечества.
Поддержание мирового порядка — это деятельность государства на международной арене, которая заключается в политическом сотрудничестве государств с целью сохранения мира, предотвращения войны, в ликвидации ядерного оружия и оружия массового поражения (бактериологического, химического и иного), в сотрудничестве с другими государствами в борьбе с международной и национальной преступностью, с терроризмом, в предотвращении глобальных военных конфликтов. Участие в решении глобальных проблем современности, т.е. совокупности стоящих перед человечеством проблем, от решения которых напрямую зависит его будущее (экологических, демографических, сырьевых, энергетических, экологических, космической угрозы (метеориты, астероиды), продовольственных, охраны здоровья (борьба с эпидемиями, пандемиями) и др. Международное сотрудничество с другими странами является одной из главных функции современного государства. Это сотрудничество ведется по самым различным направлениям. Назовем некоторыми из них: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств); межгосударственное экономическое сотрудничество (активное участие государства в международном разделении труда, в кооперировании и специализации производства, в обмене новейшими технологиями, в координации товарооборота, в развитии кредитно-финансовых связей); культурное и научно-техническое сотрудничество (осуществляемый в различных формах и на различных межгосударственных уровнях обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами); сотрудничество в области охраны окружающей среды (участие государств в мероприятиях по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете); оказание разносторонней правовой помощи другим государствам (система нормативных и организационно-правовых средств, используемых при сотрудничестве государств в области взаимного оказания помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны: вопросы защиты субъектов права, определения компетентности судебных инстанций для рассмотрения споров различных категорий, применимых правовых систем, соблюдения процессуальных прав иностранцев, апатридов и бипатридов; порядок признания действительности разнообразных документов (свидетельств, дипломов и др.), исполнение судебных поручений, решений по спорам, пересылки документов, выдачи преступников (экстрадиции) и т.д.

23. Понятие и модели механизма (аппарата) государства

Для осуществления многочисленных функций государство должно обладать определенным образом организованной действующей системой различных учреждений. Принято говорить об “аппарате” и “механизме” государства. При этом “государственный аппарат” понимается как целостная, иерархическая система органов государства, состоящих из государственных служащих (чиновников), обеспечивающих выполнение функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения, а “механизм государства” — как совокупность органов государственного аппарата и иных различных государственных организаций и учреждений, реализующих властные предписания государственной власти. Механизм (аппарат) государства — это система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение функции государства. В юридической литературе рассматривается несколько вариантов построения и функционирования механизма государства:
- централизованно-сегментарная модель государственного аппарата — это такое взаимодействие отдельных его элементов, при котором органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах; местные выборные органы власти рассматриваются как органы местного самоуправления и в систему органов государственной власти не входят. Этот вид построения государственного аппарата присущ современным демократическим государствам.
- монотеократическая модель государственного аппарата — это такое взаимодействие отдельных его элементов, при котором в одном лице сочетаются единовластие главы государства и авторитет высшего духовного лидера, подкрепленные религиозными догмами и длительным сохранением родовых порядков при отсутствии разделения властей и основ парламентаризма (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
- моноцефальная модель государственного аппарата — это такое взаимодействие отдельных его элементов, при котором вся система государственных органов едина, жестко иерархична и пирамидальна по своему построению, при этом местные органы власти рассматриваются не как органов местного самоуправления, а как органы государства. Этот вид построения государственного аппарата характерен для антидемократических политических режимов.

24. Структура механизма (аппарата) государства: органы и учреждения

 

Механизм (аппарат) государства состоит из органов государства. Всякое учреждение или орган в этой совокупности имеет строго определенное назначение, выполняет только ему свойственные функции, цели и задачи. Всякий государственный орган взаимосвязан с другими государственными учреждениями.
Государственный орган — это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства. Государственно-властный характер государственного органа проявляется:
- в компетенции, то есть в совокупности необходимых правомочий и возложенных на него обязанностей. Компетенция органа государства вытекает из задач, стоящих перед государством, ее объем закрепляется в соответствующих нормативных актах;
- в праве государственных органов издавать в соответствии с компетенцией правовые акты, обязательные для исполнения (нормативные акты и акты применения норм права) — постановления правительства, приговоры судов и проч.;
- в том, что обязательность исполнения правовых актов обеспечивается государственным принуждением;
- в том, что деятельность государственного органа — всегда политическая деятельность и др.
Государственный орган имеет определенную структуру (отделы, управления, службы), материальную базу и финансы. Его деятельность осуществляется служащими, которые не производят материальных благ, а содержатся за счет общества (на налоги). Определенную часть государственных служащих составляют должностные лица (работники, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подписывать финансовые документы, совершать регистрационные действия и т.п.), а также лица, руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководитель структурного органа управления). Государственные органы следует отличать от иных структурных формирований механизма государства, по отношению к ним являющихся вспомогательными звеньями. К их числу относятся:
- государственные учреждения (организации, для которых осуществление государственной власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (как правило, в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.). Государственные учреждения действуют под руководством органа государства;
- государственные предприятия (элементы механизма государства, не обладающие признаками государственно-властных полномочий, занимающиеся хозяйственно-экономической деятельностью, оказанием услуг в целях удовлетворения общественных потребностей);
- государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, которое принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
- государственные организации (образованные государством структуры, которые имеют необходимые ресурсы и объединяют людей, полномочно и комплексно реализующих государственную программу на основе определенных государством правил и процедур).

Виды государственных органов

Многообразие задач и функций государства определяет и разнообразие государственных органов, которые, в соответствии с теорией разделения властей, классифицируются на следующие виды:
Органы государственной власти или законодательные органы, обладающие совокупностью полномочий по изданию нормативных актов высшей юридической силы — законов. Такие органы государства делятся на две группы. Высшие законодательные органы государства представлены парламентом. Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, формирования бюджета, контролирующий деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. В различных странах имеются различные представительные органы: парламент (Англия, Индия, Канада, Финляндия, Япония), сейм (Польша), фолькетинг (Дания), альтинг (Исландия), конгресс (США), федеральное собрание (Россия), меджлис (Туркменистан), великий народный хурал (Монголия), кортесы (Испания), кнессет (Израиль), бундесрат (Германия) и др.). Как правило, парламенты состоят из двух палат (верхней и нижней). Однопалатный парламент имеется в странах с однородным национальным составом населения и отсутствием суверенных территориальных образований (Венгрия, Дания). При палатах парламента создаются комитеты и комиссии. Законодательные органы субъектов федерации, местные органо1 власти и самоуправления также имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующей территории (район, область, край — районное Собрание, областная Дума, городская Дума). Эти органы призваны заниматься, в основном местными вопросами (социальная сфера, транспорт, дороги, местный бюджет, водоснабжение, поддержка правопорядка и т.п.). Органы государственного управления или исполнительные органы государства непосредственно обеспечивают исполнение принятых законодательной властью законов. Глава государства — это высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его высшей исполнительной власти и одновременно высшим официальным представителем всего данного общества в его внешних сношениях (монарх, президент). Правительство — высший коллегиальный, исполнительно-распорядительный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий непосредственное управление страной (премьер-министр, канцлер, председатель комитета министров, кабинет министров, совет министров и др.). В настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти складывается из:
- федеральных министерств — федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; осуществляющих координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;
- федеральных служб — федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Фе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.015 с.)