Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинства и недостатки формационного подхода к типологии государств
В своей основе формационный подход к типологии государств является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков. Вместе с тем следует обратить внимание и на ряд недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят: • одиолииейность, схематизм в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития); • игнорирование азиатского способа производства, поскольку он фактически объединял в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство; • деление исторических типов государства на эксплуататорские – рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский – социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах могла быть выше, чем в развитых капиталистических странах); • характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; • умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии государственности, и ее значения для типологии государств.
15. Цивилизационный подход
Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Например, теория “культурных типов” (Данилевский Н.Я.), теория “исторического круговорота” и др. Однако наиболее распространенным и широко признанным зарубежной наукой основанием типовой классификации государств является понятие “цивилизация”. Развил и конкретизировал понятие цивилизации английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Цивилизационная теория основывается на том, что каждая страна, каждый этнос прошли в своем развитии последовательно сменяющие друг друга стадии формирования, расцвета и упадка при сохранении на всех стадиях определенных, свойственных стране и этносу качественных “цивилизационных” (ценностно-культурных) характеристик (Б.П. Шулындин). При этом значительное внимание уделяется природно-географическим, геополитическим, технологическим и иным факторам и условиям формирования и существования цивилизаций. Цивилизационный подход к типологии государства и права — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. А. Тойнби выделил древневосточную, греческую, римскую, египетскую, арабскую, православную, средневековую, современную и иные цивилизации. Г. Еплинек подразделял все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип — это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные цивилизации — исторические типы государства: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Рассматривая формационный и цивилизационный подходы к типологии государства и права, следует отметить, что по отдельности, строго изолированные друг от друга, они чрезвычайно уязвимы с точки зрения их существования. К тому же в них присутствует множество схожих характеристик, точек пересечения. Поэтому современная наука делает попытки найти компромиссные решения этого вопроса. Например, предлагается гипотеза так называемого “формационно-цивилизационного резонанса” (Б.П. Шулындин). Кроме перечисленных подходов западноевропейская наука делит государства также в зависимости от характера взаимоотношений между властью и индивидуумами: демократия и автократия. Американский ученый Р. Макайвер классифицирует все государства на два вида: династические (антидемократические) и демократические. Французский исследователь М. Тропе различает монархию, аристократию и демократию.
16. Понятие и элементы формы государства В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства — такие, как порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и др. Кроме того, категория «форма государства» подразумевает под собой особенность методов, которые используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности. Вообще, научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значения. Изучение категории «форма государства» способствует установлению закономерностей и случайных явлений в развитии любого государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает под собой следующие три элемента:
1) форма правления,
2) форма государственного устройства,
3) государственно-правовой режим.
Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и с населением. Таким образом, категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и неограниченные, а республики — на парламентские, президентские и смешанные. Под формой государственного устройства понимается территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными частями — территориальными государственными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:
1) унитарное,
2) федеративное,
3) конфедеративное.
И наконец, под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные. 17. Форма правления Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.200.255 (0.01 с.) |