Неолитическая революция» как фактор расслоения и развития первобытного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неолитическая революция» как фактор расслоения и развития первобытного общества



Коренные перемены в родоплеменной организации обще­ства произошли в связи с серьезными изменениями в эконо­мическом строе общества. Эти изменения были вызваны даль­нейшим развитием производительных сил, ростом производи­тельности общественного труда. Рост производительности труда способствовал индивидуа­лизации производства и появлению прибавочного продукта, что давало возможность присвоения одним человеком излишков, произведенных другим человеком. В то же время возросшая производительность и общественное разделение труда делали возможным производство продуктов специально для обмена, товарное производство, создавали практику регулярного обме­на и отчуждения. Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной соб­ственности эпохи классического родового строя прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации. Начало частной собственности было положено накоплени­ем отдельными семьями излишков продукции в виде богат­ства. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремес­ленные изделия, металлы, производственный инвентарь и ору­жие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежа­ли и рабы. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превра­щенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, пред­метных денег. Как свидетельствуют этнографические и археологические данные, накопление богатств происходило прежде всего в се­мьях родоплеменных вождей. Ибо именно они были храните­лями и распорядителями тех ценностей, которые первоначаль­но принадлежали еще всей общине. Становление частной собственности происходило в острой борьбе с традициями общиннородового коллективизма. Накоп­ление отдельными семьями излишков не нужной им продукции было противно самому духу первобытнообщинного строя, и бо­лее имущим приходилось делиться с менее имущими. В против­ном случае у разбогатевшего, но скупого члена общины насильно отбирали излишки имущества, а то и убивали последнего. Развитие частной собственности тормозилось сохранением общинной собственности на землю, бывшую основным усло­вием и всеобщим средством труда. В то время как движимость, в том числе и орудия производства, уже стала частной собствен­ностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья оставались коллек­тивной собственностью распадавшейся родовой или складыва­ющейся соседской общины. Более того, пока существовала кол­лективная собственность на землю, частная собственность име­ла второстепенный, подчиненный характер, не могла получить преобладающего значения. Индивидуализация труда и развитие частнособственничес­ких начал с неизбежностью должны были привести к появле­нию частной собственности на землю. Она зарождалась в еще более ожесточенной борьбе, чем частная собственность на движимое имущество, и первоначально принимала своеобразные не прямые формы (право первопоселения, заимки и т.п.). Па­хотные земли и особенно сенокосные и промысловые угодья еще долго продолжали считаться неотчуждаемой собственностью общины, но отдельные семьи, пользовавшиеся общинными на­делами, всячески стремились воспрепятствовать переделам и постепенно закрепляли за собой право наследственного владе­ния и монопольного распоряжения своим участком земли. Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистские порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядите­лем семейного хозяйства и собственником семейного имуще­ства, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со свои­ми членами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньше по размерам семьи. Но и они оказались непрочными: раздираясь внутрен­ними противоречиями, они делились снова и снова. Болынесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей толь­ко из родителей и их детей и воплощающей в себе развившие­ся частнособственнические начала. Появление избыточного, а затем прибавочного продукта способствовало развитию войн. Война, которая стала вестись ради грабежа, сделалась постоянным промыслом. Победители забирали с собой все, что представляло собой ценность — со­кровища, оружие, скот, рабов, а затем в связи с ростом наро­донаселения стали также захватывать соседние земли — пло­дородные пашни, лучшие пастбища и промысловые угодья. Начала меняться сама психология людей первобытного обще­ства: грабеж стал считаться почетным занятием, мирный труд — позором для мужчины-воина. Переход к земледелию и скотоводству, т.е. первое крупное общественное разделение труда — выделение пастушеских пле­мен из общей массы первобытных племен, — издавна принято рассматривать как кардинальный поворот не только в истории хозяйства, но и в истории человеческого общества в целом. Многие авторы неоднократно указывали на такие его последствия, как коренные изменения в способах ведения хозяйства и перестройка всего хозяйственного цикла, появление принци­пиально нового отношения к земле и рост оседлости, значи­тельное повышение объема производства и возникновение ре­гулярных излишков, увеличение численности и плотности на­родонаселения, изменения в отношениях собственности, углуб­ление общественного разделения труда и начало дифференци­ации отдельных профессий в соответствии с разнородными хозяйственными, социальными и ритуальными функциями, совершенствование системы управления, появление новых об­щественных институтов и норм, перестройка прежней систе­мы мировоззрения и пр. Отмечая важность всех этих процес­сов в целом, известный английский археолог В.Г. Чайлд объе­динил их понятием «неолитическая революция». Скотоводство и земледелие уже не требуют обязательного коллективного труда всей родовой общины. Более совершен­ные орудия труда, накопленный производственный опыт дают возможность и отдельной семье содержать стадо, обрабаты­вать поле. Каждая семья начинает вести самостоятельное хо­зяйство. Поэтому дом, скот, орудия производства становятся частной собственностью глав отдельных семей. В составе рода появляется так называемая патриархальная семья — хозяйствен­ная группа, состоящая из нескольких поколений потомков одного предка с их женами и детьми. Численность ее иногда до­стигает ста и более человек. Они живут в одном дворе, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запа­сов. Семейная община находится под высшим управлением домохозяина, который представляет ее также перед внешним миром. Появление патриархальной семьи, основывающейся на частной собственности на скот и орудия производства, создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду. Развитие скотоводства и земледелия непрерывно увеличива­ло потребность в новых орудиях труда, оружии, одежде, предме­тах домашнего обихода. Все это создавало необходимость и воз­можность регулярного обмена продуктами труда. Вначале обмен происходил между племенами и родами, но по мере установле­ния собственности отдельных семей развивался и внутриплеменной обмен. Главным предметом обмена являлся скот: посредством скота оценивались в тот период все другие предметы. С развитием скотоводства и земледелия труд человека стал давать больше средств к существованию, чем было необходи­мо для поддержания его жизни. Тем самым возникает возмож­ность присвоения продукта труда человека, т.е. излишков про­дукта сверх того, что требуется для прокормления самого ра­ботника. Появляется возможность эксплуатации человека че­ловеком. Военнопленных, которых раньше убивали или вклю­чали в состав своей родовой общины, стали обращать в рабов, использовать их рабочую силу с целью присвоения продуктов их труда. Рабский труд еще более усиливает имущественное неравенство внутри племени, способствует быстрому росту бо­гатства отдельных семей. «Из первого крупного общественно­го разделения труда, — отмечает Энгельс, — возникло и пер­вое крупное разделение общества на два класса — господ и ра­бов, эксплуататоров и эксплуатируемых»75. Дальнейший рост производительных сил, развитие обще­ственного разделения труда и повышение его производитель­ности связаны с появлением изделий из железа. Применение железных орудий резко повлияло на все виды производствен­ной деятельности человека, сделало возможным полеводство на крупных площадях, вооружило человека более совершен­ными орудиями производства. Усложнившееся производство потребовало большей специализации — в общинах выделяют­ся специалисты-ремесленники. Произошло второе крупное об­щественное разделение труда: ремесло отделилось от земледе­лия. Появились многочисленные группы людей, занятием ко­торых стало изготовление с целью обмена различных орудий производства, оружия, предметов домашнего обихода. Зарож­дается товарное производство, т. е. производство продуктов с целью их продажи. Вначале обмен был случайным и редким, так как излишков зерна у землевладельцев и излишков про­дуктов животноводства у скотоводов было очень немного. К тому же обмен был новым делом, ведь общины веками обхо­дились тем, что сами производили, т. е. вели натуральное хо­зяйство. Земледельцы сами добывали себе пищу, сами делали для себя обувь, одежду. Сами себя полностью обеспечивали и скотоводы: мясо, молоко служили им пищей, из кожи и шер­сти они изготовляли обувь и одежду. После выделения ремесла обмен стал развиваться быстрее. Это связано с тем, что ремесло как самостоятельная отрасль хозяйства не может существовать без обмена. Гончар не может питаться или одеваться горшками, которые он производит, а должен обменять их на хлеб, мясо, кожу, полотно; то же самое должны делать кузнец, плотник, портной и т. д. Появляются металлические деньги в виде благородных металлов, которые еще не чеканят, а обменивают просто по весу. Возникают города как центры сосредоточения ремесла и торговли. Рост производительности труда и развитие обмена усиливают имущественные различия между отдельными се­мьями, ведут к установлению частной собственности на зем­лю. Развивающееся хозяйство требовало все большего количе­ства рабов; рабство становится существенной частью обществен­ной системы, и рабовладельческое хозяйство распространяется на все отрасли производства. Войны между племенами все уча­щаются и ведутся уже не в целях самозащиты, а в целях грабе­жа и захвата рабов. Наряду с обращением в рабство военно­пленных, сильные и богатые семьи стремятся использовать и рабочую силу своих ослабевших и обедневших соплеменников. Прямым следствием второго общественного разделения труда явилось то, что наряду с разделением общества на свободных и рабов все более ярко выступает и различие между богатыми и бедными. Дальнейшее развитие товарного производства и торговли усиливает имеющееся разделение труда и ведет к новому — третьему общественному разделению труда. Появляются куп­цы, которые уже прямо не связаны с производством, а высту­пают как посредники в обмене между непосредственными про­изводителями. Они экономически подчиняют себе производи­телей продуктов, эксплуатируют их и образуют класс парази­тов, класс настоящих общественных тунеядцев. Появляется чеканная монета, а с ней денежное ростовщи­чество, принявшее исключительно жестокие формы, вплоть до обращения в рабство должника и членов его семьи. Наряду с родовой знатью появляется слой аристократов, разбогатевших на торговле, ростовщичестве и т.д. Земельная собственность, скот, денежные богатства и рабы сосредоточиваются в руках небольшого числа семей, которые складываются вне своих родов в привилегированный слой, опирающийся на особую воо­руженную силу, отделенную от народа и ему противостоящую. Вместе с концентрацией богатств в руках этого немногочислен­ного слоя растет обнищание масс. И наряду с этим разделени­ем свободных на классы по имущественному положению уве­личивается число рабов, принудительный труд которых был основой складывавшегося нового общественного строя. В новых экономических и -общественных условиях родоплеменная организация общества оказывается бессильной пе­ред происшедшими переменами в жизни общества, перед ли­цом растущего неравенства и классовых антагонизмов. От поколения к поколению все более перемешивались меж­ду собой члены различных родов и племен и родственный ха­рактер связей между людьми все более отступал на задний план перед их территориальными связями, повсюду среди свобод­ных граждан жили рабы и иностранцы. С развитием производ­ства и разделением труда между различными его отраслями (земледелием, торговлей, судоходством и т.д.) население раз­делилось на довольно устойчивые группы, каждая из которых имела новые общие интересы, не совпадающие с интересами рода и требующие для своего осуществления новых органов. В то же время происходит перемещение населения, привлечен­ного торговлей и развитием производства. Родовые органы не были приспособлены регулировать отношения членов рода с иностранцами. «Родовой строй, — отмечал Ф. Энгельс, — вырос из обще­ства, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен только к нему. У него не было никаких дру­гих средств принуждения, кроме общественного мнения. Здесь же возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и ра­бов, на эксплуататоров — богачей и эксплуатируемых бедня­ков, — общество, которое не только не могло примирить эти противоположности, но должно было все больше обострить их... Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделе­нием труда и его последствием — расколом общества на клас­сы. Он был заменен государством»76. Процесс смены родоплеменной организации социального регулирования государством представляет собой диалектичес­кое единство двух в известной мере противоположных и в то же время генетически смыкающихся (порой переплетающих­ся) процессов. Один из них — снижение эффективности, по­степенное и неуклонное разложение родоплеменных струк­тур власти под воздействием развития производительных сил, усложнения хозяйства и общественной жизни. Другой — не­посредственно генезис государственных учреждений под воз­действием частной собственности и возрастающих противо­речий между интересами собственников и несобственников ос­новных средств производства и основной массы населения. Нетрудно видеть, что возникновение частной собственности, эксплуатации и классов было естественноисторическим, за­кономерным процессом, развертывающимся спонтанно, сти­хийно. Таким образом, человеческое общество, только еще выхо­дящее из первобытного состояния, не знало общественного разделения труда, а соответственно и классов. Для членов рода, племен, фратрий, патриархальных крестьянских семей условия жизни каждого в решающей степени зависели от объе­диненных усилий всех. Нет никаких оснований для идеализа­ции отношений в таких коллективах. В то же время при всей скудности условий материальной жизни, а в значительной степени в силу такой скудности люди не занимали обособлен­ное положение, не выделялись в особые группы. Индивиду­альная сила каждого представляла собой прежде всего орган совокупной рабочей силы. Пол, возраст, природные условия регулировали распределение труда и рабочее время. Преиму­щества в потреблении отдельных лиц, если они и имели мес­то, были лишь формой общественного признания определен­ных видов деятельности, не выходили за рамки общих инте­ресов, общности условий жизни и деятельности людей.

8. Общие закономерности возникновения государства

 

Возникновение государства и права связано с периодом разложения первобытнообщинного строя, которое прошло в своем развитии четыре этапа:
I. Дородовое общество — каменный век (палеолит): собирательство, охота, рыболовство, общая собственность, беспорядочные отношения между полами (промискуитет);
II. Примерно за 40 тыс. лет до н.э. возникает родовой строй (добывание огня, изобретение крючка, лука, появление членораздельной речи). За 6—5 тыс. лет до н.э. начинается неолит (эпоха нового камня), когда человек переходит от охоты и собирательства к элементарному земледелию и основам ремесла. Со временем процесс разделения труда становился все четче. Постепенно как обособленная сфера общественной деятельности выделилось скотоводство (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег). Ремесло отделилось от земледелия. Затем появилась группа людей, занятых только обменом (купцы).
В этот период повышается зависимость людей друг от друга. Складывается первобытная община, где рода выступают как коллективы родственников (людей, связанных кровнородственными отношениями), имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. В значительной степени в связи с запретом браков внутри одного рода складывается так называемая дуальная организация, когда два рода связаны кровными узами. Господствующее положение в обществе в это время принадлежало женщине (матриархат), что объяснялось ее важной ролью в общественных процессах. Именно женщины занимались собирательством, воспитанием детей, изготовлением одежды и утвари, были хранительницами домашнего очага, в то время как мужчины практически все время “пропадали” на охоте. К тому же при существующих условиях уклада жизни было трудно установить отцовство, поэтому отсчет и наследование велись по материнской линии. Главой рода выступала общая праматерь. Появление земледелия и скотоводства привело к возрастанию роли мужчины (патриархат). Начинается разложение первобытнообщинного строя:
- появляется прибавочный продукт, происходит накопление и дифференциация собственности, начинается имущественное расслоение общины;
- появилась необходимость в большом количестве рабочих рук для работы в поле и для выпаса скота, поэтому войны стали вестись уже не ради защиты, а ради грабежа, в результате набегов появляются пленные, рабы;
- постепенно выделяется индивидуальная семья (родители и дети).
Власть в этот период была представлена общими собраниями взрослых мужчин, на которых решались вопросы управления, наказания за проступки соплеменников, распределение добычи и др., а также административными полномочиями старейшин и племенных вождей. Причем, власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников, которые избирались только на период военных действий, основывалась только на их авторитете, опыте и уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя. Должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю как все. Различий между правами и обязанностями у членов рода не было. Общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы. Права как такового не существовало, все заменяли обычаи, наравне с которыми со временем начинают формироваться и действовать мононормы.
III. Со временем кровнородственные связи распадаются и заменяются территориальными, появляется сельская (соседская) община.
Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах. Это был начальный период возникновения элементов государственности — режим военной демократии (Л.Г. Морган), когда в обществе складывается сильная власть военных вождей при сохранении остатков коллективизма и общественного управления.
IV. Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, надстоящей над обществом, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стали протогосударства. Подобные государства возникли в южной Азии и северной Африке (Древний Египет, Вавилон, Индия, Ассирия, Персия, Китай, Хеттское государство и др.).
Таким образом, в числе некоторых причин возникновения государства можно назвать следующие:
- необходимость совершенствовать управление обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);
- необходимость поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
- необходимость подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
- необходимость защищать территорию и вести войны, как оборонительные, так и захватнические;
- необходимость организовывать крупные общественные работы, объединять для этой цели большие группы людей (в ряде стран Азии и Африки).
Основной особенностью ранних государств было наличие общин (замкнутых сельских поселений), сохраняющих остатки родового строя и сдерживающих формирование государства. Характерно было также преобладание коллективной собственности над частной (общинная, храмовая, государственная). Постепенно царско-храмовое хозяйство превратилось в государственную собственность, которой наделялись слуги жрецов и царей. Со временем социальное и имущественное расслоение выдвинуло на передний план относительно изолированные большие группы населения: господствующая (жрецы, аристократия, крупные военноначальники); свободные общинники (крестьяне и ремесленники); рабы и иные зависимые категории населения. Формой правления выступала, как правило, деспотия с ее неограниченной наследственной властью монарха, обожествлением его личности и его религиозной властью, с развитым чиновничьим аппаратом и т.д. Применительно к этому времени принято говорить о трех доминирующих государственных ведомствах: военном, финансовом и ведомстве общественных работ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.007 с.)