ТОП 10:

Великие реформы 60 – 70 –х гг. XIX в. и их значение для развития страны.



Причины ликвидации крепостного права: 1. Объективная необходимость удаление отсталости Р., выявилась во время крымской войны. Данное обстоятельство на 100% соответствует действительности. Крымская война выявила отставание Р.: 1)это было первое поражение за 145 лет (Прутские походы Петра1). Возмущение в знатных кругах. 2) специфика войны: в 1853 – 1856 гг., не было массовых вторжений в глубь Р. вражеских войск. Выявилась проблема коммуникаций. (Жд.: только Петербургская (Николаевская), Варшаво-Венская. Нет на юге, где велись основные сражения = войска перебрасывались пешим ходом = медленному снабжению фронта) 3) отсутствие обученного резерва. Армия формировалась на основе рекрутского набора = малая численность грамотного войска 4) выявилось отставание в вооружении. Чтобы устранить недостатки необходим обученный резерв т.к. строительство требовало железных дорог и рабочих рук. 2. Экономическая неэффективность крепостного права. Его не состоятельность в условиях сер. XIXв. И торможение развития Р. Вопрос о том какой труд выгоден вольнонаёмный или принудительный всегда вызывал не однозначную оценку. Некоторые отрасли требуют один вид труда, в других другой. В с.х. выгоду имеет принудительный труд. В к. 19в. Литвак исследуя крепостное хоз-во пришёл к выводу, что потенциала крепостного хоз-ва хватило бы ещё на 10 лет. Он указал, что в рамках барщинного хозяйства вызревал капитализм. Т.к. помещик в это время стал больше производить не для себя, а для продаже. Следовательно, данная причина требует уточнений. 3. Подъём массового антикрепостного движения. Однако, крестьянские бунты не были новыми для Р., поэтому считать что они сыграли решающее значение было бы ошибочным. Правительство смогло бы справиться с ними и без отмены крепостного права. 4. активизация антиправительственного движения в Р. по окончанию Крымской войны. Деятельность либералов и демократов. Однако, среди них не было единства, а значит они не представляли особой угрозы для Р. Чернышенко сотрудничал с либералами, Герцен на стороне революции.

Т.о. самым главным фактором отмены крепостного права было ликвидация отсталости Р.

Отмена крепостного права: 1855 19 февраля – 1 марта 1881 – на престоле Александр II. 3 января 1857г. создаётся СЕКРЕТНЫЙ КОМИТЕТ. Во главе Алексей Фёдорович Орлов – сторонник крепостного права. Действует комитет медленно. 20 ноября 1857 – создаётся Назимовский рескрипт (входит 3 губернии: Вильянская, Ковенская и Гроднетская). В данных губерниях должны были создать по комитету и комиссию, 1 на все губернии. Опираясь на просьбы дворянства и работы Левшина (мин. внутр. дел), Александр постановил предоставить крестьянам гражданские права, земля должна арендоваться крестьянами на условиях помещика, помещик составляет право вотчинного суда. В дальнейшем данные условия распространились на 45 губ., исключая Юж.Украину. 5 декабря появляется аналогичный рескрипт адресованный ген Игнатьеву. На протяжение 1857 – 58 гг. рескрипты получили другие губернаторы. 16 февраля 1857г. секретный комитет преобразовывают в главный комитет по крестьянскому делу. К лету 58г. Орлова сменяет великий князь Константин Николаевич, сторонник реформ. Проект: деление страны на 3 зоны: 1. чернозёмные земли. Стремились мах сохранить за собой земли. Не возражают против освобождения крестьян, но настаивают на освобождение с мин. кол-вом земли. 2. не чернозёмные. Готовы освободить крестьян с землёй, но за высокое вознаграждение т.к. земля скудна и не составляет особой ценности 3. степные. Земли достаточно, но плотность населения низкая => помещики не возражают освободить крестьян с землёй, но необходим 10 летний переходный период. В течение которого крестьяне не имеют право покидать территории.

Следовательно, необходимо было сгруппировать все региональные особенности и создать общий рескрипт. 4 марта 1859г. создаётся редакционная комиссия, во главе Ростовцев. При нём комиссия действует активно, но в связи с его кончиной место перешло Виктору Николаевичу Панину – сторонник крепостничества. Однако темп набран и затормозить его было уже не возможно. В августе приглашаются в столицу выборные представители от чернозёмных районов. На первый план выходит Унковский (Тверск. Губ) и Шватер. Составляют «Адрес 5». Здесь они раскритиковали проект, говорят об увеличении крестьянских повинностей и ум. наделов, содержатся политические требования. Проведение реформ в области местного самоуправления и судебной системы, создать хозяйственно административный орган на выборной основе => намёк на возможное ограничение самодержавия. Правительство выдвинуло подписантов из столицы.

Затем было решено приглосить представителей из не чернозёмных районов. Депутпты второго созыва открытых требований не выдвинули, но правительственный проект раскритиковали. Учесть та же. 10 октября 1860г. редакционная комиссия предоставила итоговый вариант. Начинается обсуждение в главном комитете, длится до сер. янв. 1861г., полемика между ультрокрепостниками и реформаторами. 28 янв. 61г. обсуждение в государственном совете, длится до 16 февраля. 19 февраля 1861г. – манифест подписан Александром II. + 17 положений о выходе крестьян из крепостной зависимости. 1 положение общее, а 16 местных. В столицы положение было обнародовано 5 марта, а на периферии с 15 марта по 2 апр. 1861г.

Условия освобождения: общее: повсеместно крестьяне получали гражданские права, помещики теряли право вотчинного суда. Кавказской губер., зап. Белоруссии и правобережной Украине крепостное право отменили позднее. Крестьяне освобождаются с землёй, но устанавливается выкуп наделов. До выкупа крестьяне находятся во временообязанном положении, сроков нет. Помещик мог в течении 2-х лет удерживать крестьян, не зависимо от выкупа. Помещик формально собственник земли, а крестьянин арендатор. Последний несёт фиксированную повинность феодалов с учётом региональной специфики – либо барщина (70 дней в году), помещики прибегали редко т.к. крестьяне не добросовестно работали на земле; либо оброк (8 – 12 руб. в зависимости от местности).

Выкуп надела: 1. размежевание с помещиком, установлено 2 нормы: мах и мин. От 3-х до 13 десятин на душу мужского пола; в степных – 2 3/4 до 12 в чернозёмных и не чернозёмных районах. На Украине до 13 дес. Мин. норма 1/3 от мах. Допускались прирезки и отрезки: 1. если надел до реформенный был выше мах для данной губернии; 2. если в результате размежевание допускались менее половины земли помещика.(50% земли должны остаться в собственности помещика) 3. если крестьянин не хотел выкупать земли, а получал её бесплатно, тогда предоставлялся дарственный надел, меньше дореформенного надела. Прирезки допускались, если в результате размежевания надел крестьянина был меньше мин установленного в данной местности.

Крестьяне сами выбирали формы владения землёй общинная или предпринимательская. Выбирали первую т.к. сила традиций, наличие страховки; крестьянин мог надеяться на прирезки т.к. проводились периодические переделы.

По реформе 1861г. установлено мирское самоуправление. Основа – старая модель по Киселёвской реформе (1839 - 1841). Одно селение крестьян образовывали сельскую общину. Экономически они самостоятельны могли участвовать в сельских сходах. Они решали вопросы сельской жизни: выбирали старосту и уполномоченных на волостные сходы. Волость – нижняя админ. ед.: решал вопрос волостной жизни и выбирали волостного правителя – возглавлял старшина + 2 помощника + волостной писарь. Осуществлял повседневное правления, судебные функции, решения выносились на основе обычного права (приговаривал к аресту, штрафу, принудительным работам и телесному наказанию).

Взаимоотношения помещика и бывших крепостных крестьян фиксировалось в уставных книгах – поземельные отношения, масштаб повинностей. Проверяли мировые посредники (сохранялся до 1875г.), выбирали из числа дворян.

В основу выкупных платежей был положен капитализированный оброк (годовая повинность крестьян). Помещик полученную сумму вкладывал в банк под 6% годовых, которые = к годовому оброку крестьян дореформенного периода. Однако к этому времени помещики задолжали государству 468 мил. руб. Которые государство забирало из выкупных платежей. Т.о. мелкие и средние дворы разорялись, а крупные теряли большую часть своего имущества. В банк могли вкладывать те, кто не имел долгов, но их было мало.

Крестьянин редко имел возможность выплатить эту сумму. Государство ему помогало, оно выплачивало помещику 3/4 - 4/5 выкупных сумм. На 49 лет крестьянин попадал в долговую зависимость от казны, выплачивая по 6% от той суммы.

С сер 60-х г. гос. проводит реформы на окраине (Правобережная Украина, З. Беларусь, Закавказье) . В связи с польским восстанием центр был вынужден предложить специальные условия освобождения от крепостничества. В Правобережной Украине и З. Беларусии реформы проводил Муравьёв. Не было временообязанного состояния, на 20 % ниже выкупные платежи, практиковались прирезки. Государство урегулировало статус удельного крестьянина, 61г. – получили свободу, 63г. – перешли.

ВЫВОД: реформа не была не прокрестьянской, не пропомещичьей она ориентировалась на интересы государства. В результате реформы в Р. не был приобретён ни прусский, ни американский путь развития. В Прибалтийских губерниях были элементы американской системы землевладения. В Р. был специфический путь развития, среднее между амер. и прусским.

Административный реформы:

1. Земская реформа. В дореформенный период в Р. элементы самоуправления присутствовали, но они носили декоративный характер. С 59г. начинается подготовка земской реформы. Во главе: до 61г. ген. Ланской, с 61г. Валуев.

1янв. 1864г. – выходит положение о уездах, губерниях, земских учреждениях. Начало земской реформы. Распространилась на 34 губ. Создаются земские собрания (губернские, уездные), представители выбирались населением. Выборы проходили по куриальной системе. 3 курии: землевладельцы, балатирующиеся должны иметь в частной собственности не менее 200 дес. Земли; годовой доход с движимого имущества около 15 тыс. серебра, в некоторых губ до 6 тыс. => преобладали дворяне. Городская курия, прямые выборы, но имели цензовое ограничение: иметь годовой доход = 6 тыс. руб. сер с движимого имущества, 3 тыс с недвижимого. Сельская община, нет цензового ограничения, требование – участие в сельских сходах. Нормы представительства ниже, система выборов многоступенчатая.

Функции земств:1. Ведали местным хоз.вопросами; 2. строительство и ремонтом дорог местного значения, лесным хозяйством; 3. ведали начальным образованием в сельской местности; 4. Здравоохранением, ветеринарными службами; 5. проведение землемерных работ, статистика обследования 6. строительство и содержание богоугодных заведений.

Население облагалось земскими сборами, полиция не подчинялось земству, а подчинялось правительственной администрации. Они существовали параллельно с государственными налогами. Чтобы выполнять повседневную службу земство заключало контракты с третим земским элементом: учителя, врачи и т.д. Здесь прописывались права и обязанности сторон. Элементы: гласные, члены земских управ, земские служащие (нет прав голоса).

Значение реформы:

«+»: 1. Вклад развития хозяйств и инфраструктуры на местах; 2. растёт грамотность в сельских кругах. Земские школы имели репутацию с лучшей стороны. 3. развитие здравоохранение. 4. улучшения системы коммуникации 5. развитие агрономии, переход к интенсивному развитию 6. пропаганда нового хозяйственного органа 7. статистика обследования считалась наиболее достоверной.

«-»: 1. Масштабы и системы земского собора чётко прописаны не были = злоупотребление на местах. 2. Земство стало рупером либералов. К к. 19 в. в либеральной среде берёт верх антигосударственные либералы. Они постепенно погружаются в обсуждение антигосударственных вопросов, уделяя при этом меньшее внимание вопросам связанных с их компетенцией. => в н. 20 в. Дистабилизация внутреннего положения. 3. непоследовательность реформ, дворянская ограниченность.

2. Городская реформа. Подготовка ведётся с 1860г., 16 июня 1870г. выходит Городовое положение. Распространяется на 509 городов, в национальных районах сохраняются старые формы городского самоуправления (Польско-Ланленбургское право). Старые органы упраздняются, в замен новые всесословные. Распорядительные органы – городская дума; исполнительные органы – городские управы. Во главе - городская голова. Срок службы 4 года, затем новые выборы. К выборам допускались только плательщики налогов – торговцы, ремесленники и владельцы недвижимостью. Проходили по 3-м ступеням: 1. крупные торговцы, фабриканты, крупные домовладельцы. Приблизительно 1/3 налогов приходится на них, они и выбирали 1/3 в представительные органы. Малочисленны. 2. Домовладельцы средней руки, владельцы средних масштабов недвижимости, основная масса торговцев и среднезажиточных ремесленников. В совокупности дают 1/3 налогов. 3. Основная масса домовладельцев, владельцы малой городской недвижимости, мелкие торговцы и ремесленники. В совокупности дают 1/3 налогов, и столько же выбирали. Многочисленная группа.

Выбирали управу во главе с городской главой, принимали смету расходов на год. Ежегодно городская дума собиралась и заслушивали отчёты управы. Функции: городское хозяйство и благоустройство.

Итог: Успех реформы зависел от масштаба города. В столичных городах, в связи с преобладанием крупных собственников, реформа прошла успешно. В городах среднего прогресса менее заметна т.к. финансовая возможность ниже. В мелких городах прогресс совсем не заметен.

Судебная реформа: разрабатывается с 1857г. Во главе: Константин Петрович Победоносцев и Заруднев. 20 ноября 1864г. в действие вступают новые судебные уставы. (до 1917). Согласно им сословные суды упраздняются, новые создаются на всесословных условиях. В 1860г. следствие было отделено от полиции, и ввели должность судебного следователя – не зависимы, подчинялись законам. Вместо старых судов создавались Мировые и Коренные суда. Мировые – судья назначался правительством. Утверждал Сенат. Отстранялись по суду. Коренные – состояли из 2-х уровней: Окружные суда и Судебные палаты. 1. рассматривали крупные тяжбы, уголовные дела. Создавался один на губернию. Исключения были, например Сибирская губ. В одной губернии несколько окружных судов. Включали в состав судью и 4-х помощников. Суды были гласные, с 1866г. допускалась публика и пресса и предусматривалось участие присяжных заседателей (избирались на земских собраниях, имелись цензовые ограничения – грамотность и осёдлость. 30 присяжных, 12 первый состав и 12 второй состав, 6 резерв. Выносили вердикт виновности). Дела которые слушались с присяжными обжалованию не подлежали. 2. одна на несколько округов. Выслушивали и принимали апелляции. Редко сами слушали дела, обычно перераспределяли в другие ссуда.

Сохранялись корпоративные суда по особым случаям: консистории – по церковным делам; полковые суда и военно-окружные; верховный уголовный суд от Сената – судили высших должностных лиц.

Значение реформы: «+»1. была самой радикальной и последовательной из всех; 2. всесословность; 3. в связи с повышением зарплаты судьям искоренили взяточничество; 4. искоренение судебной волокиты; 5. рост самосознание судей; 6. равенство перед законом, исключение императорская полиция. «-» 1. Гласность не всегда носила положительный характер. Допускались везде, кроме вопросов связанных с гос. правомочиями. Аморальные дела лучше слушать в закрытом суде. Суды превращались трибуной для пропаганды антироссийской направленности. 2. Суды присяжных не всегда себя оправдывали. Существовали фальсификация дел. Многих виновных оправдывали. (Заслулич).

Преобразования в сфере просвещения и печати: Главная задача повысить грамотность населения. В 61г. правительство разрабатывает проект реформ начального образования. 14 июля 1864г. – выходит положение о начальных народных училищах. Создаются начальные школы в городах и деревне, ликвидируя сословную привилегию (ввел Пётр). 3 категории: министерское – ведал министр народного просвещения; земские(давали основу начального образования) 2 – 3 г.; Церковноприходские – ведал Синод.

Расширяется сеть гимназий. 19 ноября 1864г. – принимается устав гимназии. Обучение 7 лет. Все они делятся на 2 категории: 1. классические – особое внимания уделяли изучению языкам. Выпускник должен был знать – латынь, греческий, французский, немецкий. Затем греч. Был не обязателен. «-»: большое внимание уделялось мёртвым языкам и античной культуре и истории. Выпускник знал больше античную историю, чем историю своей страны. Могли поступить в университет без экзаменов. Готовили кадры для гражданских и государственных служб.

2. реальные – готовили кадры для технических и железнодорожных работ. Продолжали обучение в технических вузах. Изучали: современные иностранные языки, преимущественно немецкий, а также естественные науки. 1871г. реальные гимназии были преобразованы в институты.

Расширяется сеть высших учебных заведений: 62г. – Новороссийско-Одесский университет; 69г. – открыты университеты в Варшаве и Гессингфорсе; 88г. – Сибирско – Томский университет.

С 60-х гг. открываются высшие женские курсы в Спб, Киеве, Харькове, Казани. В Спб, открыты физико-математические, историко-филологические (открыл Бестужев-Рюмин), медицинские курсы.

18 июня 1863г. принимается университетский устав (автор Головин). Устав был высшей степени либеральный, даруется широкая автономия. Допускалось существование 4 факультетов в 1 университете. Количество кафедр определял сам университет. Полная автономия в хозяйственных и финансовых вопросах, получили право собственного издательской деятельности, отправляют студентов на стажировку за рубеж.

В 97г. грамотных было приблизительно ¼ населения, 1917 1/3 населения. Распространяется не равномерно. В областях где проживали евреи, немцы, финны – 100%. У малочисленных народов Сибири, Ср. Азии, Туркменистану, Д.Востоку грамотнасть близка к 0. У русских показатель выше среднего, но далёк от 100%. Основная масса не грамотных приходилась на женщин.

В 1874г. Милютенская реформа по которой не грамотных военных обучали образованию.

Значение реформы: «+»: 1. уменьшение количества не грамотных; 2. увеличение количество учебных заведений, и учащихся в них; 3. увеличение количество специалистов и их подготовки.

«-» 1. Головинский устав оказался слишком либеральным и неадекватный реальности, изъяны устранили при Александре III. Право планирования учебных процессов привело к отсутствию единых требований. В результате происходит разнобой в учебных программах, что приводит к не одинаковому знанию студентов разных учебных заведений по одному и тому же предмету. 2. Либеральная атмосфера привела к тому, что университет оказался очагом активистских сил. В результате устанавливается весьма не здоровая атмосфера: пропаганда либеральных идей приводит к активизации доктрин западников. Были доказаны их универсальность к каждой стране, в результате развивается комплекс не полноценности у учащихся к своей стране, идеализируется запад. В условиях модернизации происходит секуляризация народных масс. В других странах образовавшийся вакуум заполняется национализмом, но в Р. происходит заполнением шовинизмом по отношению к своей стране. Формируется интеллигенция, которая мотивируется национальным – нигилизмом.

Реформа в печати: С началом Крымской войны печать выходит из под контроля. В 1892г. бутурийский комитет, свобода печати. Новый цензурный устав принят не был. 6 апреля 1865г. – принимается временные правила о печати. Цензовый устав мог сниматься в случаи внесения налога от 2,5 – 5 тыс.руб. От ценза могли освободиться печатные продукции без залога, но необходимо было печатать оригинальное произведение с объёмом не менее 10 листов печатных. Для переводной печати из под цензуры выходили работы объёмом более 20 листов. Реформа была ограниченна, распространялась только на столичные города, на периферии всё осталось по- прежнему. Реформа не смогла предотвратить антигосударственную пропаганду в печати.

Церковная реформа 1863 – 1869гг.: С 62г. ведётся подготовка церковной реформы. Причины: падение авторитета церкви в глазах народа в связи с превращением церкви в государственный орган (с петровских времён). В 63г. принимают программу: принять ряд мер по улучшению уровня жизни духовенства, обеспечить взаимопонимание с прихожанами, ликвидировать сословную замкнутость т.е. передача должности по наследству у белого духовенства.

1863 – 64 гг. – создание приходских советов и попечителей: священнослужители, выборные от населения, представители администрации.

1867г. – новые уставы духовных училищ и семинарий. Духовное учебное заведение, всесословное – поколебание сословной замкнутости.

26 мая 1869г. – указ императора по которому выходцы из семей белого духовенства не рассматривается как часть этого сословия – сами выбирали род деятельности.

1871г. – они обрели право получать дворянство; 1869г. – новый духовный устав академии.

«+»: ликвидация сословной замкнутости духовенства; «-»: 1. уровень жизни поднять не удалось; 2. церковь по-прежнему зависит от государства (сохраняется синодальная система управления). 3. авторитет папства поднять не удалось из-за отсутствия религиозности у русского народа. 4. духовные учебные заведения. Несмотря на улучшение уровня образования, остаётся полицейский режим мелочной опеки государства. Они поставляли некоторых революционеров (напр. Джугашвили).

Финансовая реформа: Причины: 1. несовершенная система налогообложения, которая соответствовала феодальному обществу. 2. существование казнокрадства во всех звеньях чиновничьего аппарата; 3. расстройство финансовой системы в годы Крымской войны.

Начали с реформы налогообложения. В 1863г. – система винных откупов упраздняется, заменяются косвенными налогами (акцизы). Эта практика распространяется на табачные изделия, керосин и спички. В 63г. реформируется система прямого налогообложения отменяется подушная подать для мещан. В 63г. изменения вносятся в порядок обложения промышленности и торговли. Объект обложения не предприятие, а предприниматель. Количество гильдий уменьшается с 3-х до 2-х., мелочная торговля. Обложение: ежегодно предприятия выплачивают патенты на гильдию. 1-я гильдия – торговля в масштабах империи, за пределами страны; оптовая торговля + предприятие. (260 – 600 руб). 2-я гильдия – розничная торговля + промышленные предприятие (от 30 до 100р. в зависимости от губернии). Мелочная торговля – единичная, не постоянная (от 8 до 20 р.). Предприниматели облагались билетными сборами (от 2-х до 10 р.). Суть преобразования: имперское правительство существенно понизила налог – больше возможностей открыть собственное дело.

Правительство реформирует банковскую систему. 1862г. – устав государственного банка. С 1863г. выступает с практической деятельностью. Кредитовали торговлю, промышленность, железнодорожное строительство. Имперское правительство ещё с 60-х гг. поощряет создание частных коммерческих банков. Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн (1862 - 1878) поддерживает эту инициативу. До сер. 70-х г. многие коммерческие банки были слабыми, некоторые создавались как спекулятивные предприятия. В результате экономического кризиса 73г. много банки обанкротились.

При Рейтерне налаживается государственный контроль за финансами. С 64г. образуется палата государственного контроля, которые ведали распределением расходов, подчинялись государственному контролю финансов, которые имели министерский ранг. 64г. вводится гласность бюджета. 67г. – ежегодно публикуется отчёт государственного контроля финансов.

«+»: 1. проблема казнокрадства была решена; 2. улучшается контроль; 3. чиновники перестали брать взятки в мин. финансов.

После крымской войны начинается форсированное строительство железных дорог. Рейтерн идёт по пути ослабления таможенного протекционизма, но выборочно: снижение ввозных пошлин для продукции строительства железных дорог, на металлы, каменный уголь. На текстильную продукцию пошлины были повышены.

Военная реформа 1856 – 1874 гг.: Проходила в 2 этапа: 1856 – 1861гг. – 1-й этап; к.1861 – 1874 гг. – 2-й этап. 1. связан с генералом Сухозонетом Н.А.: 1856 – 1857гг. упразднил военные поселения и передают в подчинение государственное имуществ министерство. 1856 - 1857гг. ликвидировали школы военных контанистов (гарнизонные школы для солдатских сыновей). Ликвидировали сословие солдатских сыновей. Начинается перевооружение армии; в первую очередь артиллерийское. На Балтике создавался современный паровой флот. Уменьшается срок военной службы с 19 до 15 лет. 2. Военный министр маршал и фельдмаршал Р Милютин. Продолжает перевооружение. В к.60-х – н. 70-х гг. армия перевооружается винтовками системы Бердана. Создание новых военно-учебных заведений, уменьшение программ наряду с военной академией. Создание юнкерских училищ – офицерские кадры, всесословность.

В сер.60-х гг. реформировались кадетские корпуса, которых преобразовали в военные гимназии – всесословность формально, но на практике преобладают выходцы из дворцовых семей. Программы были сближены с программами обычных гимназий.

В сер.80-х гг. – военные гимназии были заменены кадетскими корпусами с всесословным статусом, пересмотрели программы.

Реформирование системы военного управления. В 1864г. начинается создание военных округов до 1867г. Военные и гражданские управления на местах были отделены друг от друга территориями разделённые на 15 военных округов – командующий назначался императором по представительству военного министра. Командующий отвечал за набор солдат, мобилизацию, подготовку, в случаи войны отвечали за пополнение военных частей. Милютин взял за основу французский образец военных округов. Милютин в 60-х гг. осуществлял централизацию армии и реформу судопроизводства.

«-»: за образец взяли французский, а не прусскую систему – менее эффективная.

«+»: 64г. – полная централизация военного управления. Ликвидировал самостоятельное управление по родам и войск – вся власть у военного министра.

Военно-судебная реформа 1864г.: Устанавливается строго военная система. Низший суд – полковой; Средний – военно-окружной суд; В военное время главный полевой суд. Новые судебные уставы. Сроки службы снижаются до 12, затем 9 лет. Происходит сокращение армии и формируется корпус резерва. В 70-е г. численность резервно обученных войск приравнивается к регулярной армии. (750 = 760). Это подготавливает почву для перехода к новой системе комплектовании армии. 1 января 1874г. – принимается закон об обязательной службы. Вводится в России всесословная воинская обязанность. Все лица мужского пола призываются на службу с 20 лет (затем 21) На деле, имелись льготы: для единственного кормильца в семье, единственного сына в семье, если старший сын прошёл военную службу младший освобождается. У кого нет льгот проходили мед комиссию. Не годные, тянули жребий, если не идти, то автоматически зачислялись в запас 15 лет, в 40 лет – ополченец. Кто получал жребий идти, призывали сразу: служба – 6л в сухопутном, 7л во флоте; запасный – 9л сухопутном, 3г во флоте. Затем до 40 лет в ополчение. Годные получали белую карточку. Срок военной службы для образованных новобранцев сокращался: новобранец имеет начальное обр. – 4 в сухопутном и 5 морском; гимназия 3г.; высшее – 1,5г. Если подавали заявление на поступление то становились вольноопределяющими, срок сокращался в 2 раза. Они носили нашивки, могли снимать квартиру, по окончанию службы сдавали экзамен на офицерский чин. Уходили в отставку или продолжали служить в звание офицера.

Милютин систематизировал армию: 1. восстановил корпуса; 2. сухопутная армия делилась на полевую армию и тыловые войска; 3. Созданы 16 военных корпусов. Состояли из 2-3 пехоты и 1 кавалерийская дивизия = 1 корпус. К сер. 70-х г. 48 пехот и 19 кавалерийских дивизий. 4. сократил численность армии, ув. количество обученного резерва.

Итог: «+»: 1. создание обученного резерва; 2. введение воинских обязанностей; 3. введение военных округов; 4. улучшение вооружения; 5. создание парового флота; 6. Система преподавания высшего образования.

«-»: 1. Военные гимназии себя не оправдали; 2. Снижение качества офицерских кадров; 3. Многие офицеры были вольноопределяющими – это способствовало разобщению войск, низкий профессионализм. 4. Среди вольноопределенцев было много представителей российской интеллигенции, которая была заражена антигосударственным настроением. 5. Недочёты в системе военных округов, упор на фр. систему. Деление офицеров разночинцев по отдельным родам и войскам: в пехоте – большая часть не дворян; кавалерия – доля дворянства выше.

ВЫВОД: великие реформы внесли фундаментальные изменения в главной сфере социального устройства. В дореформенной Р.: государственная, социальная и политическая система базировалась на феодальных устройствах. В преобразовании были заинтересованы все слои населения в т.ч. и дворянство. Они понесли большие потери после реформ, хотели компенсации через создание судов, новых органов самоуправления, где они могли занять лидирующие позиции. Реформа 61г. положила начало капитализации Р + и преобразовании в сферах различных жизни.

 

Объективные и субъективные факторы распада СССР. Образование СНГ.

С самого начала Перестройки у М.С. Горбачева не было сколько-нибудь продуманной федеральной и национальной политики. Первый сигнал о неблагополучии в этой сфере прозвучал из Алма-Аты, где прокатились молодежные волнения. В Советском Союзе один за другим возникают очаги национальной напряженности: Нагорный Карабах (1988), Фергана (1989), Ош (1989), Абхазия и Южная Осетия (1990-1991). Было совершено около 5000 погромов. 600 тыс. человек стали беженцами в собственной стране.

Процессы демократизации, инициированные политической реформой и политикой гласности, вызвали формирование республиканских народных фронтов и движений (САЮДИС в Литве, РУХ на Украине и т.д.), которые ориентировались преимущественно на республиканские интересы и националистические ценности. Их носители действовали под лозунгом демократизации, в подавляющем большинстве случаев будучи националистами. Национальными элитами озвучиваются идеи приоритета коренной нации над другими этническими группами.

Ослабление власти федерального правительства привело к усилению позиций республиканских и региональных политических элит, которые добивались расширения своих прав и полномочий, в том числе установления контроля над находящейся на территории республик общесоюзной собственностью. Эстонскими учеными была предложена концепция «республиканского хозрасчета», согласно которой союзные предприятия рекомендовалось переподчинить республиканским властям, а также сократить отчисления в союзный бюджет. Концепция получила популярность в других республиках, в том числе среди московских ученых.

Для союзных и автономных республик становится общим требование реформы советской федерации. Стремление республиканских лидеров избавиться от диктата союзного центра вылилось в так называемый «парад суверенитетов». Провозглашение «суверенитета» на практике было декларацией об отказе республик соблюдать общесоюзное законодательство, если оно противоречило законодательству республиканскому. «Суверенизация» предполагала приоритет местных законов по отношению к общесоюзным. Ряд союзных республик (Латвия, Эстония, Литва) в одностороннем порядке в 1990 г. провозгласили о самоопределении и создании независимых национальных государств. В Грузии парламент под председательством бывшего диссидента Звиада Гамсахурдиа одобрил программу, предусматривающую переход к независимости. На Украине съезд РУХа провозгласил борьбу за независимость Республики. Союзные власти не предприняли последовательных решительных мер, чтобы восстановить контроль над ситуацией в союзных республиках.

Не менее активно процесс суверенизации союзных республик поддержало российское руководство во главе с Б. Ельциным. Реализация принципов суверенитета РСФСР рассматривалась как основа выхода республики из кризиса. Главный консультант Ельцина по правовым вопросам политики С.М. Шахрай предложил теоретическую схему противостояния российского правительства федеральному центру во главе с Горбачевым: «целостность России против целостности Союза». Шахрай считал, что распад СССР может быть платой за обретение независимости и сохранения целостности России.

В 1990 г., когда процессы «суверенизации» охватили автономные образования в границах РСФСР, Ельцин сформулировал радикальную позицию российского руководства в этом вопросе: «Не надо исходить из того, сколько прав даст вам Россия. А надо исходить из того, сколько вы можете взять и какую долю власти делегировать России… Возьмите такую долю самостоятельности, какую можно переварить». Популистская безответственная формула Ельцина запустила механизм дезинтеграции внутри РСФСР. К концу 1990 г. 14 из 16 российских автономий провозгласили свой суверенитет.

Попытки союзного правительства экономическими мерами погасить центробежные тенденции не принесли результатов. Все более теряя свое влияние в стране, Горбачев в конце 1990 г. вступает в альянс с консервативным крылом правительства, пытавшимся сохранить единство СССР. Осенью 1990 г. руководство госбезопаснти стало прорабатывать планы введения чрезвычайного положения в стране. Принимаются законы о чрезвычайном положении и условиях выхода из состава СССР. В январе 1991 г.

Временное сближение президента СССР с консерваторами не гарантировало позиций Горбачева. И консервативная часть политической элиты, и радикально настроенные демократы требовали его отставки. Президент Горбачев пытается перехватить инициативу через заключение нового союзного договора, работа над которым началась в апреле 1991 г. (так называемый «Ново-огоревский процесс»). Согласно подготовленному проекту нового союзного договора, планировалось создание Союза Советских Суверенных Республик по формуле 9+1 (девять республик и президент). В оформлении нового союзного государства отказались участвовать тогдашние лидеры Прибалтики, Армении, Грузии и Молдавии. По своим параметрам будущий Союз Советских Суверенных Республик скорее напоминал конфедерацию, чем федеративное государство (на стадии обсуждения проекта были предложения не использовать в договоре слово «федерация»):

- союзное правительство из управляющего превращалось в координирующий центр; в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики и внутренних дел (единая армия и валюта);

- главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса;

- федеральный бюджет должен был формироваться за счет фиксированных отчислений из республиканских бюджетов;

- русский язык переставал быть государственным;

- союзные республики провозглашались суверенными государствами, полноправными членами международного сообщества и получали значительно больше прав, например, на поддержание внешнеполитических связей или на совместное с центром ведение предприятий ВПК.

Горбачев и его окружение оказались не готовы предложить какой-либо разумный вариант разрешения исторического противоречия между союзными и республиканскими властными структурами.

Подписание нового союзного договора, который, по мнению ряда исследователей, означало прекращение существования СССР как единого государства, было намечено на 20 августа 1991 г. Далее намечалось обновить союзное правительство с обязательным исключением из него противников реорганизации СССР на «ново-огаревских» принципах. Высшие представители общесоюзного руководства попытались предотвратить такой ход событий.

19 августа 1991 о своем существовании провозгласил Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, в состав которого вошли вице-президент Г.И. Янаев, председат







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.033 с.)