ТОП 10:

Древняя Русь IX – начале XII вв.: экономическое, социальное и политическое развитие. Историография проблемы.



Позиция историков XX в. на проблему политического устройства Руси:

Юшков Серафим Владимирович (20-е гг.)считал, что Русь IX – X ВВ.по своему политическому и социальному строям не может быть отнесено не к числу рабовладельческому, не к числу феодальных государств. Юшков пишет, что Русское государство этого периода возникла в результате разложения первобытно-общинного строя и предшествовало феодальному государству, и наз. дофеодальным. Признаки дофеодального государства: 1. пёстрый комплекс различных частей, иногда находившиеся на разной ступени общественно-экономического развития; 2. в структуре политических органов дофеодального государства, ещё не было изжито многих черт союзов племён, в частности остатков военной-демократии.3. глава дофеодального государства является прежде всего военным вождём, его административные и судебные функции были ограничены деятельностью народного вече.

Греков Борис Дмитриевич: в 30-е гг. высказывается точка зрения, о том, что Русь есть большое раннефеодальное государство, которое возникло в результате объединения Новгорода и Киева. «Это было сильное и единое государство во главе которого стоял князь, но этот князь ещё не самодержец, он признанный глава государства, который не может не учитывать мнение наиболее влиятельных слоёв знати. Князь предоставлял правящей знати, презнающий над собой власть великого князя в своих собственных интересах, разделяющий с ним власть». Греков указывает, что государство носило феодальную позицию государства. Греков отрицал какую-либо власть мешавшую править князю т.е. вече – самое большое противоречие. Киевский князь – > 1.княжеская дума (бояре, мужи, духовенство, старцы градские). 2.дружина: а) старшая (чисто военные функции) бояре, мужи; б) младшая (административная: мытники, метники, данники, отроки, детские, милостники). Сочеталось с вече (старцы градские) в волостях и округах. Рассматривали проблемы войны и мира, с разрешением вече князь мог: назначить администраторов, кто займёт княжеский стол, денежные дела и т.д. Но Греков какую-либо власть вече отрицает, он не видит с князем и его аристократией «никаких конкретных политических учреждений».

Фроянов Игорь Яковлевич: в 70-е проанализировав круг занятий Киевского князя, он отказался о представлении Др. Руси, как о раннефеодальной монархии. Киевскую Русь, Фроянов изобразил виде самоуправляющих земель-волостей или городов-государств. Несомненным кажется Фроянову и то, что в социально-политической жизни Киевской Руси весьма активную роль играет демократическая часть населения (народ или люди).

Таким образом, в отечественной историографии сформировалось 3 взгляда на систему межкняжеских отношений на Руси: 1. ГРЕКОВ – тогда существовала неограниченная власть Великого Князя Киевского при котором все прочие князья и бояре играли роль наместников или слуг. 2. Несмотря на господствующее положение Киевского князя, местные князья сохранили свою самостоятельность, но только некоторую. Во внутренних делах своих княжеств.Полностью ликвидировались в Xв. 3. Киевский князь был всего лишь 1 из русских князей отношения, между которыми были союзничными. Но к концу X начале XI вв. все князья не Рюриковичи были уничтожены и заменены представители одной династии.

 

Фроянов: феодализм (общественно-экономическая формация, основой производственных отношений которой являлась собственность класса феодалов на землю, неразрывно связанная с эксплуатацией при помощи внеэкономического принуждения непосредственных производителей - крестьян, которые вели собственное индивидуальное хозяйство на находившейся в их наследственном пользовании части земли, формально уступленной им феодалами; во всемирно-историческом процессе ф. стадиально предшествует капитализму) быть не могло так как в данный период не уделялось особого значения рабовладению. На Руси нарушается основная цепочка развития общества: первобытное; нет рабовладельческого общества т.к. на Руси не было рабовладельцев - > нет рабов; феодализм. Следовательно, в IX происходит феодализация, но речь о феодалах идти не может т.к. земли было много, а рабочих рук нет. До XV в. феодализма нет. Так же не было главного принципа феодализма: король владеет землёй и передаёт её своим вассалом графу, герцогу и т.д. Феодального иммунитета – право распоряжаться своей землёй феодала. Частное землевладение возникло со 2-й половины X в.

Данилевский

 

Русская летопись содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали скандинавских варягов – норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей зем­ле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, отклик­нулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские зем­ли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные на­чала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской тео­рии придерживались многие историки ХVIII–ХIХ вв., хотя и тог­да у нее было немало противников. Большинство современных уче­ных не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на орга­ничность и постепенность этого процесса, связанного с имущест­венным расслоением, зарождением племенной знати, появлением сла­вянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении не­скольких веков. Варяжские же князья со своей сильной дружиной, очевидно, лишь завершили этот длительный и сложный процесс.

Киевская Русь была обширным, но поначалу весьма нестабильным государственным образованием. Господствовало натуральное хозяйство; торговые связи между различными землями почти отсутствовали. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время продолжали сохранять свою обособленность, их жизнь во многом определялась пере­житками первобытнообщинного строя, и новые государственные от­ношения они признавали с большой неохотой. Киевские князья, ко­торые каждую осень отправлялись в полюдье – собирать дань с подвластных им земель, – иногда сталкивались с открытым сопротивлением. Так, в 944 г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенами затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер – урок, и места ее сбора – погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радими­чей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство.

Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия – боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников – старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет – думу, получала за вер­ную службу вотчины – земельные владения в наследственную соб­ственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгород­ской, боярство оформлялось из местной племенной знати.

В то же время из Русской Правды (свода законов ХI в.) мы знаем, что наряду со свободными общинниками – людьми – на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы – холопы, челядь, – ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой – смерды, рядовичи, закупы – земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значи­тельную часть времени должны были работать на вотчинных зем­лях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя перво­бытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем послед­ние, очевидно, преобладали.

По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. После смерти Рюрика, не оставившего после себя наследника ( по другой версии им был Игорь), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов – Олег. В 882 г. спустившись по великому торговому пути “из варяг в греки” воины Олега, представившись купцами, обманом убили киевских князей и захватили Киев. Город стал центром объединенного государства. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. В 911 г. Олег с войском подошел к стенам Константинополя (Царьграда). “Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев...Со всеми ними пошел Олег на конях и кораблях.” В результате этого похода был заключен договор с греками. Согласно договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать константинопольского императора о своем приезде. Итогом похода была также и крупная дань, выплаченная греками. Договор Олега с ними обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912 – 945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией. При Игоре произошло первое народное выступление, – описанное в летописи – восстание древлян в 945 г. Сбор дани в землях древлян осуществлял варяг Свенельд со своими дружинниками. Однажды он собрал большую дань, что вызвало ропот в дружине Игоря, – “ воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь, и мы”. Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно “желая больше имения”. Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: “Повадится вояк к овцам, то перетаскает все, если не убить его.” Дружину Игоря перебили, а князя казнили. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала было заживо закопано в земле, второе сожжено в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам выдать ей в качестве дани по одной птице с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля, и, когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате этого выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибло, по словам летописи, около 5 тыс. человек. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила “уроки” – размер дани и “погосты” – места для сбора дани. Были выделены специальные лица для сбора дани, так называемые “данщики”. В княжения Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и древлян, что говорит о дальнейшем развитии процесса консолидации восточного славянства в рамках единого государства.

Правление Святослава (964 – 972) сына Ольги и Игоря – историки оценивали по-разному. Одни считали его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждали, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Достаточно своеобразной была внешность Святослава: “среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми, длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова была у него совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным” Всю свою жизнь он провел в военных походах. Отсутствием Святослава в Киеве часто пользовались печенеги, которые появлялись у южных границ Руси в начале 10 в. и постоянно угрожали своими набегами. Перед Святославом стояла задача защищать Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что позволяет думать о нем, как о способном государственном деятеле и полководце. Святослав в результате многочисленных походов присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и вел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже раздумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут “сходиться блага из разных стран”: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, медь, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но Дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги (возможно по подстрекательству греческих агентов) устроили у днепровских порогов. Он был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом и никому не позволял даже притрагиваться к ней.

При сыне Святослава Владимире I (980 – 1015) произошло слияние всех восточнославянских земель в единое древнерусское государство. При Владимире происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стучне был сооружен ряд крепостей. Видимо здесь, на границе со степью, находились “заставы богатырские”, защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Приготовления Владимира оказались на редкость своевременными. 16 крупных войн и несчитанное число мелких столкновений пришлось выдержать Руси, пока наконец удалось устранить печенежскую опасность на юге. Развитие феодальных производственных отношений, рост и укрепление государственности, возникновение и эволюция государственного права требовали изменений и в идеологии.

Важнейшей вехой в становлении Киевского государства яви­лось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. На месте племенных богов и культов, религиозной пестроты, обусловленной различными этапами развития социальных отношений, должен был установиться единый пантеон богов, который бы соответствовал тому объединению земель и племен, которого добилась светская власть Руси. Этот пантеон богов, этот единый культ должен был освятить перемены, происшедшие в социальной и политической жизни Руси, освятить нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй. Позднее одной из причин религиозной реформы выступает внешнеполитическая деятельность Русского государства. Вначале Владимир предпринял попытку объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Культ Перуна, который был объявлен главным богом, насаждался в Древней Руси самыми жестокими мерами. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. В 988 – 989 гг. Владимир I провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. “... повелел (Владимир) ниспровергнуть кумиры, – одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы... После этого Владимир послал по всему городу (Киеву) со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет против меня.” Распространение христианства встречало протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинах Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и в Новгороде. Христианство вынуждено было идти на уступки, освещая и приспосабливая старые языческие обряды, обычаи, праздники, священные места и самих богов.

Почему было принято христианство?

Если отбросить легендарные свидетельства, то дело заключается в социально-экономических, политических и культурных связях между Русью и Византией, где и господствовала эта религия. Во-первых, Византия представляла собой к концу 10 в. одно из могущественных государств, с которым неизбежно соприкасалась Киевская Русь, желавшая укрепление дружбы с Византией и расширения торгово-экономических и культурных связей. Во-вторых, принятие православия в византийском варианте означало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. В-третьих, христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечавшее становлению централизованной государственной власти в лице киевского князя. В-четвертых, православие во многом совпадало с духовно-нравственными и культурными устремлениями русского народа.

Многие исследователи подчеркивают насильственный, принудительный характер крещения Руси (так, в Новгороде “огнем и мечом крестил” жителей дядя Владимира – Добрыня). Многие люди, не желавшие крестится, убегали в леса, убивали и грабили священнослужителей. Однако, крещение древних славян существенно отличалось от подобных процессов в других регионах (например, от крещения испанцами индейцев Америки). Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. Но стоит помнить о том, что старое и отжившее – в данном случае язычество – всегда упорно сопротивляется новому. Каковы были последствия принятия христианства?Большинство историков придерживается мнения, что крещение сыграло положительную роль в государственном развитии Руси. Так, в частности, государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному развитию страны. Вместе с тем с христианством на Русь пришли, письменность книжное просвещение на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в тоже время утвердились богослужение и церковное чтение на латыни, которой владела весьма незначительная часть общества. С принятием христианства изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и ее иерархи стремились утвердить политический авторитет князей и придать их власти сакральный характер. Это также способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

После смерти Владимира I в результате жестокой кровопролитной междоусобной борьбы между его сыновьями на Киевский престол вступил Ярослав, которого впоследствии стали называть Мудрым (1019 – 1054). Ярославу Мудрому, также как и Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав год назад разрубил печенегов, был возведен Софийский собор – храм мудрости, божественному разуму, якобы правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу книг на русский язык. Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненного из цельного куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись “об успении царя нашего”. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за венгерского короля, бывшего одновременно и германским императором. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Время Ярослава Мудрого – это время расцвета древнерусского государства – Киевской Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: “Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли.”







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.013 с.)