Глава 3. Принципы трудового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Принципы трудового права



 

§ 1. Понятие правовых принципов и их виды

 

Под правовыми принципами следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие и руководящие начала правовой регламентации, определяющие смысл, содержание и применение права.

Правовые принципы не могут быть отнесены к числу абстрактных понятий. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что данные принципы закреплены в содержании правовых норм. В связи с чем эти нормы необходимо выделять в процессе правоприменительной деятельности, поскольку они определяют смысл, содержание и применение права. Поэтому нормы-принципы имеют приоритетное значение при реализации правовых предписаний.

Таким образом, значение правовых принципов заключается в следующем. Во-первых, они определяют смысл, содержание и применение права. Во-вторых, они выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным правовым предписаниям. В-третьих, они определяют основу правового статуса субъектов права.

Можно выделить несколько видов принципов права. Прежде всего выделяют общие правовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ. Принцип может быть назван общеправовым, если он применяется во всех ситуациях реализации норм права независимо от их отраслевой принадлежности. К числу общеправовых необходимо отнести принцип законности, поскольку при построении всех без исключения правоотношений должно соблюдаться действующее законодательство. Общим правовым принципом является равенство всех перед законом и судом. В процессе правоприменительной деятельности должно быть обеспечено одинаковое применение законов по отношению ко всем без исключения лицам, в том числе и в судебной деятельности. Общеправовым принципом является недопустимость дискриминации, то есть установление различий в правовом регулировании и правоприменении с нарушением установленных законодательством запретов. К числу общеправовых следует отнести и принципы признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые объявлены высшей ценностью, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, они должны обеспечиваться правосудием. Следовательно, при применении каждой нормы права должно выясняться, насколько она соответствует действующим правам и свободам человека и гражданина.

Таким образом, общеправовые принципы имеют в своем содержании общие юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при принятии каждого правового решения. Из перечисленных общих принципов можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при принятии правовых решений. Во-первых, соответствие принимаемого решения законодательству. Во-вторых, обеспечение одинакового применения законов ко всем без исключения лицам, в том числе и в процессе судебной деятельности. В-третьих, отсутствие дискриминационных мотивов при принятии решения. В-четвертых, отсутствие ограничений провозглашенных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина. Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при вынесении каждого правового решения, независимо от того, кем и когда принимаются такие решения. Естественно, они подлежат проверке и на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет признать правоприменительное решение вынесенным без нарушения общеправовых принципов.

Следующим видом являются межотраслевые принципы, то есть нормы-принципы, которые могут быть применены при регулировании не всех отношений, а только отношений, являющихся предметом смежных отраслей права, например трудового, гражданского и административного. К числу межотраслевых могут быть отнесены принципы свободы труда и запрещения принудительного труда, правовой охраны собственности. Межотраслевые нормы-принципы имеют в своем содержании юридически значимые обстоятельства, подлежащие проверке при применении норм смежных отраслей права. В частности, из перечисленных межотраслевых норм-принципов можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) свободное распоряжение способностями к труду при выборе рода занятий и прекращении отношений в сфере труда;

2) отсутствие принуждения при привлечении к труду и продолжении трудовой деятельности;

3) добровольное распоряжение имуществом, включая вознаграждение за труд, возможность лишения имущества только на основании судебного решения.

Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет признать, что решение вынесено без нарушения перечисленных межотраслевых принципов.

Следующим видом следует назвать отраслевые принципы, то есть нормы-принципы, применяемые при регулировании отношений, составляющих предмет отдельных отраслей права. Данные принципы получают свое закрепление в общей части соответствующей отрасли права.

Отличительной чертой ТК РФ является наличие общих положений как в институтах общей, так и в институтах особенной части.

В связи с чем можно выделить внутриотраслевые правовые принципы отдельных институтов права.

 

§ 2. Отраслевые принципы трудового права

 

Отраслевые принципы трудового права - это закрепленные в нормах общей части основополагающие и руководящие начала, отражающие смысл, содержание и применение норм трудового права. Отраслевые нормы-принципы выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным нормам данной отрасли. Юридически значимые обстоятельства, вытекающие из содержания отраслевых норм-принципов, подлежат проверке при принятии правовых решений с применением норм трудового права. В связи с этим целесообразно рассмотреть юридически значимые обстоятельства, входящие в содержание отраслевых норм-принципов трудового права.

 

2.1. Свобода труда и запрещение принудительного

труда в трудовых отношениях

 

Данный отраслевой принцип перекликается с межотраслевым. Применительно к трудовому праву его реализация связана с заключением трудового договора для выполнения определенной в нем трудовой функции. Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) свободное волеизъявление при поступлении на работу, продолжении и прекращении трудовых отношений;

2) отсутствие принуждения при заключении трудового договора и в процессе выполнения трудовой функции.

Данный принцип предполагает заключение трудового договора и продолжение трудовых отношений на основании добровольного волеизъявления работника. Данное волеизъявление может быть подтверждено исключительно письменным заявлением работника, составленным без признаков давления на него. Таким образом, заключение и действие трудового договора связаны с добровольным волеизъявлением работника. Приведенный принцип должен соблюдаться по отношению ко всем без исключения трудовым договорам, в том числе и заключаемым при прохождении альтернативной гражданской службы, заменяющей военную службу. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 28 июня 2002 года с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, заключается срочный трудовой договор. При заключении данного договора необходимо учитывать волеизъявление лица, имеющего право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, на выбор места ее прохождения. Отсутствие добровольного волеизъявления на прохождение альтернативной гражданской службы в определенном месте, например вне места постоянного жительства лица, позволяет признать трудовой договор заключенным с нарушением рассматриваемого принципа. По этой причине такой договор в судебном порядке может быть признан недействующим, и место прохождения альтернативной гражданской службы будет определяться с учетом волеизъявления работника. Таким образом, данная норма-принцип применима по отношению ко всем без исключения трудовым договорам.

 

2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия

в трудоустройстве

 

Следующий отраслевой принцип связан с предоставлением государственных гарантий и компенсаций в период безработицы, а также с мерами по содействию в трудоустройстве. Из данного принципа в качестве юридически значимых обстоятельств вытекают права лиц, потерявших работу, требовать предоставления гарантий и компенсаций в период безработицы, а равно содействия в трудоустройстве и обязанности государственных органов службы занятости по предоставлению указанных гарантий и компенсаций и оказанию бесплатной помощи в трудоустройстве.

 

2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда

 

Данный принцип распадается на следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

2) наличие установленных законодательством ограничений рабочего времени и предоставление времени отдыха.

Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при принятии решений, основанных на применении норм трудового права.

 

2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников

 

Данный принцип должен применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Из его содержания можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

- обеспечение продвижения по службе (работе) на равной основе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности;

- обеспечение равного доступа работников к прохождению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации;

- обеспечение равенства прав и возможностей при применении других норм трудового права.

Таким образом, соблюдение принципа равенства прав и возможностей работников должно проверяться при применении каждой нормы трудового права.

 

2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой

и достойной оплаты труда

 

Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) получение работником заработной платы в установленные законом сроки;

2) выплату заработной платы в полном размере;

3) получение работником заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

4) получение работником заработной платы, обеспечивающей достойное существование самого работника и членов его семьи.

Перечисленные юридически значимые обстоятельства должны быть доказаны представителями работодателя при каждом случае получения работниками заработной платы. Для подтверждения этих обстоятельств могут быть использованы лишь письменные доказательства, свидетельствующие о получении работником заработной платы в размере, предусмотренном рассматриваемой нормой-принципом.

Очевидно, что обеспечение достойного существования самого работника и членов его семьи невозможно при получении им заработной платы в размере ниже прожиточного минимума. В связи с чем каждый работник, получающий заработную плату в размере ниже прожиточного минимума, вправе потребовать на основании данной нормы-принципа выплаты за свой труд заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Таким образом, рассматриваемая норма-принцип позволяет каждому работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени, требовать выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Отсутствие федерального закона, устанавливающего заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума, не может служить основанием для отказа от применения рассматриваемой нормы-принципа, которая имеет прямое действие. Поэтому ссылка в ст. 421 ТК РФ на необходимость принятия федерального закона как основания для выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума не освобождает правоприменителей от обязанности прямого применения нормы-принципа, предусматривающей выплату достойной заработной платы, которая не может быть меньше прожиточного минимума.

 

2.6. Принцип выплаты равной заработной платы

за труд равной ценности

 

Данный принцип вытекает как из содержания международно-правовых норм, так и из ст. 22 ТК РФ, обязывающий работодателей обеспечивать равную оплату за труд равной ценности.

Из содержания этого принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие равных прав и равных возможностей на получение равного вознаграждения при выполнении одинаковых нормативов труда;

2) отсутствие различий, не предусмотренных законодательством, при установлении разного размера оплаты труда работников. Перечисленные юридически значимые обстоятельства подлежат проверке при принятии правовых решений о размере заработной платы работника, их доказанность позволяет сделать вывод о том, что заработная плата выплачивается работнику без нарушения данной нормы-принципа.

На практике данная норма-принцип нарушается путем установления разной оплаты труда работникам, находящимся в штате организации и выведенным за штат в связи с предстоящим увольнением по сокращению штата, хотя при этом работники выполняют одинаковые функциональные обязанности и тот же объем работы. При возникновении подобных ситуаций нарушается рассматриваемая норма-принцип, что позволяет работникам, получающим меньший размер заработной платы, требовать ее выплаты в равном с находящимися в штате организации размере.

 

2.7. Запрещение дискриминации

при регламентации трудовых отношений

 

Данный принцип закреплен в различных нормативных правовых актах, а также в ст. 3 ТК РФ. Из содержания данной нормы-принципа следует выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие равных возможностей для реализации трудовых прав;

2) отсутствие ограничений и преимуществ в зависимости от обстоятельств, запрещенных или не предусмотренных законом;

3) установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников только по установленным федеральным законом основаниям.

Следует помнить, что в ч. 2 ст. 3 ТК РФ и других нормативных правовых актах дан неисчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых позволяет сделать вывод о наличии дискриминации при регулировании трудовых отношений. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены и другие, не предусмотренные федеральным законом. В то же время в ч. 3 ст. 3 ТК РФ исчерпывающим образом определены возможности по установлению различий, исключений, предпочтений и ограничений при регламентации трудовых отношений. Их введение возможно при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

1) наличие условий для установления различий, исключений, предпочтений и ограничений при регулировании трудовых отношений только в федеральном законе;

2) установление указанных условий в связи со свойственными данному труду требованиями либо обусловленных особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет сделать вывод об отсутствии дискриминации при правовой регламентации трудовых отношений, и наоборот, недоказанность любого из этих обстоятельств позволяет говорить о наличии дискриминации по отношению к работникам.

 

2.8. Наличие объединений по защите прав и интересов

в процессе трудовой деятельности

 

Работники и работодатели имеют право в соответствии с действующим законодательством создавать объединения по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности. Реализация данного права происходит через установленные государственные гарантии, обеспечивающие создание, самостоятельность деятельности и исключительные основания прекращения деятельности названных объединений работников и работодателей. Такие государственные гарантии и составляют содержание данного принципа. При принятии правовых решений данные гарантии выступают в качестве юридически значимых обстоятельств для принятия решений о создании указанных объединений, невмешательства в их деятельность и при принятии решений о прекращении деятельности общественных объединений.

 

2.9. Участие работников в управлении организацией

 

В соответствии со ст. 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через своих представителей регулируется ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Следовательно, реализация данного принципа связана с гарантиями, установленными в перечисленных нормативных правовых актах. Данные гарантии должны выступать в качестве юридически значимых обстоятельств при воплощении рассматриваемого принципа в конкретные отношения.

В настоящее время принцип участия работников в управлении организацией бездействует, поскольку в законодательстве не предусмотрены ни формы, ни гарантии такого участия. В связи с чем его реализация может происходить исключительно через локальные акты организации, находящиеся под контролем работодателя. Хотя участие работников в управлении организацией может способствовать реализации принципа на справедливую и достойную оплату труда. Одной из форм подобного участия может стать распределение прибыли организации с согласия представительного органа работников. В этом случае появляется надежда, что на оплату труда работников будет направлен достойный размер прибыли. Тогда как сейчас работники по общему правилу получают не более 5 процентов от прибыли организации. В то время как партнеры, в качестве которых должны выступать работники и работодатели, видимо, должны обладать равными правами при распределении прибыли. Иначе так называемое партнерство превращается в пустой звук.

 

2.10. Сочетание государственного и договорного

регулирования трудовых отношений

 

Содержание принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений раскрывается в ст. 9 ТК РФ. Из данной нормы следует, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, может быть осуществлено путем заключения, изменения, дополнения коллективных договоров, соглашений, а также трудовых договоров. Соглашения, коллективные договоры, трудовые договоры не должны иметь в своем содержании условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В связи с изложенным из содержания рассматриваемого принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) установление в трудовом законодательстве минимума трудовых прав и гарантий работников;

2) недопустимость умаления гарантированных трудовым законодательством прав работников путем принятия соглашений, коллективных договоров, а также путем заключения трудового договора;

3) наличие возможности повысить уровень трудовых прав и гарантий работников по сравнению с действующим трудовым законодательством в договорах о труде за счет средств договаривающихся сторон.

Договоры о труде, при заключении которых перечисленные юридически значимые обстоятельства не подтверждены, должны признаваться недействующими в судебном порядке или органами государственной инспекции труда.

 

2.11. Принцип ведения коллективных переговоров

при регулировании трудовых отношений

 

Принцип ведения коллективных переговоров заключается в том, что возникающие при регламентации трудовых отношений разногласия должны быть урегулированы в рамках установленных законодательством примирительных процедур, которые непосредственно связаны с ведением коллективных переговоров. Причем ведение коллективных переговоров является обязанностью работников и работодателей, а также их представителей. Несоблюдение этой обязанности может повлечь наступление неблагоприятных последствий для лиц, уклонившихся от ее выполнения. Таким образом, из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие обязанности у работников и работодателей, а также у их представителей по ведению коллективных переговоров в установленных трудовым законодательством случаях;

2) наступление неблагоприятных последствий для лиц, уклонившихся от выполнения обязанности по ведению коллективных переговоров.

 

2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда,

причиненного в процессе трудовой деятельности

 

Данный принцип состоит из права работников, которым причинен вред в процессе трудовой деятельности, требовать его возмещения и обязанности работодателя возместить этот вред в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, предполагает возможность обращения с требованиями об этом к работодателю не только пострадавшего работника, но и его представителей, в частности, профсоюзов, членов семьи. Таким образом, реализация данного принципа возможна только при условии установления особого порядка возмещения вреда пострадавшему работнику. Установленный особый порядок возмещения работнику вреда должен обеспечить обязательное получение работником соответствующей компенсации. Рассматриваемый принцип касается и компенсации морального вреда. Однако пока специальных способов возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому принцип обязательного возмещения вреда превращается в принцип не совсем обязательного получения соответствующей компенсации, поскольку его реализация связана с активным поведением пострадавшего работника или его представителей. Тогда как обязательное возмещение вреда может быть обеспечено только специальными способами, исключающими возможность уклонения работодателя от обязанности по его компенсации.

 

2.13. Принцип установления государственных гарантий прав

работников и государственного контроля за их соблюдением

 

Данный принцип предполагает установление государственных гарантий, обеспечивающих права работников, а также осуществление государственного контроля за соблюдением установленных прав работников. Следовательно, полномочные государственные органы обязаны не только установить права работников, но и обеспечить их реализацию при осуществлении государственного контроля за их соблюдением. В свою очередь, у работников, исходя из содержания рассматриваемого принципа, появляется право требовать обеспечения реализации трудовых прав при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Невыполнение контролирующими органами своих обязанностей по обеспечению трудовых прав работников должно влечь неблагоприятные для соответствующих государственных органов последствия. Подобные последствия непосредственно связаны с правами работников, которые вправе потребовать от органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением трудовых прав, возмещения причиненных по их вине убытков и компенсации морального вреда.

 

2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав

 

В ст. 2 ТК РФ к числу принципов трудового права отнесено обеспечение права каждого на защиту принадлежащих ему прав и свобод государством, в том числе и в судебном порядке. В связи с чем государственные органы обязаны обеспечивать соблюдение установленных правил поведения в трудовых отношениях, устраняя допущенные нарушения. При реализации данного принципа у полномочных государственных органов возникают задачи, которые не совпадают друг с другом. Во-первых, полномочные государственные органы обязаны устранять допущенные представителями работодателя нарушения трудовых прав работников. Во-вторых, при устранении подобных нарушений государственные органы не должны ущемлять права работодателей. При возникновении коллизий, связанных с решением названных задач, государственные органы обязаны отдавать приоритет защите прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью, а их реализация отнесена к обязанностям государства. Таким образом, и при реализации рассматриваемого принципа в качестве юридически значимого обстоятельства выступает приоритетное положение прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

 

2.15. Принцип обеспечения права на ведение

индивидуальных и коллективных трудовых споров

 

В ст. 2 ТК РФ гарантируется право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также право на забастовку. Данное право корреспондирует обязанности государственных органов обеспечить разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая рассмотрение в суде заявлений о признании забастовки незаконной. В связи с изложенным из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие права у работников и работодателей на ведение индивидуальных трудовых споров в органах по их рассмотрению;

2) наличие у полномочных государственных органов и КТС обязанности по своевременному и правильному разрешению индивидуальных трудовых споров;

3) наличие права у работников и их представителей на проведение процедур коллективного трудового спора, включая забастовку как крайнюю меру его урегулирования;

4) наличие обязанности у работодателей по участию в процедурах по урегулированию коллективных трудовых споров;

5) наличие у полномочных государственных органов обязанности по участию в установленных законодательством формах в урегулировании коллективного трудового спора и по рассмотрению заявлений о законности забастовки.

 

2.16. Принцип выполнения работником возложенных

на него трудовым договором обязанностей

 

В соответствии со ст. 2 ТК РФ стороны трудового договора обязаны соблюдать его условия, в частности, работодатель вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, работники вправе требовать от работодателя соблюдение обязанностей, трудового законодательства.

Содержание рассматриваемого принципа позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) выполнение работником возложенных на него трудовым договором обязанностей;

2) право работодателей требовать от работников выполнения условий трудового договора и положений трудового законодательства;

3) изменение условий трудового договора работодателем только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством или с согласия работника.

Отсутствие доказательств, подтверждающих соблюдение перечисленных юридически значимых обстоятельств, позволяет сделать вывод о нарушении рассматриваемого принципа, что позволяет возложить на нарушителя установленные законодательством неблагоприятные последствия.

 

2.17. Принцип профсоюзного контроля

за соблюдением трудового законодательства

 

Право осуществления профсоюзами контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, имеющих в своем содержании нормы трудового права, корреспондирует обязанности работодателя не препятствовать осуществлению профсоюзного контроля в установленных законодательством формах, а также обязанности полномочных государственных органов обеспечить условия для выполнения профсоюзом контролирующих функций. Сказанное позволяет выделить из содержания рассматриваемого принципа следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у профсоюзов права на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов в установленных законодательством формах;

2) наличие у представителей работодателя обязанности не препятствовать осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в установленных формах;

3) наличие у полномочных государственных органов обязанности по обеспечению реализации права профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Доказанность каждого из перечисленных юридически значимых обстоятельств позволяет сделать вывод о соблюдении данного принципа.

 

2.18. Принцип обеспечения достоинства работников

в процессе трудовой деятельности

 

В соответствии со ст. 2 ТК РФ каждый работник имеет право на защиту достоинства в период трудовой деятельности. Данному праву корреспондирует обязанность представителей работодателя не допускать совершения действий, посягающих на достоинство работников, а также обязанность государства по обеспечению защиты достоинства работников в процессе трудовой деятельности. Содержание рассматриваемого принципа позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у работников права на достоинство и его защиту в процессе трудовой деятельности;

2) наличие обязанности у представителей работодателя по соблюдению достоинства работников;

3) наличие обязанности у полномочных государственных органов по защите достоинства работников в процессе трудовой деятельности.

Недоказанность каждого из перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о нарушении рассматриваемого принципа. Наличие подобных нарушений позволяет работнику требовать компенсации морального вреда за причиненные в процессе трудовой деятельности физические или нравственные страдания, связанные с посягательством на его достоинство.

 

2.19. Принцип обеспечения

обязательного социального страхования работников

 

К числу принципов правового регулирования трудовых отношений в ст. 2 ТК РФ отнесено обеспечение права работников на обязательное социальное страхование. Из содержания данного принципа можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие у работников права на обязательное социальное страхование;

2) наличие у работодателей обязанности уплаты взносов по установленному законодательством страхованию работников;

3) наличие у полномочных государственных органов обязанности по обеспечению реализации права работников на обязательное социальное страхование;

4) возложение на работодателя неблагоприятных последствий, предусмотренных законодательством, за невыполнение обязанности по обязательному социальному страхованию работников.

Таким образом, работник, за которого работодателем не уплачены взносы по обязательному социальному страхованию, не может нести бремя неблагоприятных последствий. Государственные органы обязаны обеспечить получение им социальных выплат, предусмотренных законодательством, и взыскание с работодателя невыплаченных за работника взносов и штрафных санкций и пеней за ненадлежащее выполнение обязательств по обязательному социальному страхованию работников.

 

2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными

законом способами

 

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, ст. ст. 21, 23, 379 - 380 ТК РФ каждый работник вправе защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Содержание рассматриваемого принципа позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства:

1) наличие права у работников по защите трудовых прав и свобод не запрещенными законом способами;

2) наличие обязанности у работодателей не создавать препятствия реализации права работников на защиту не запрещенными законом способами;

3) наличие обязанности у полномочных государственных органов по обеспечению реализации права работников на защиту не запрещенными законом способами.

Перечисленным правовым принципам регламентации трудовых отношений должны соответствовать другие нормы трудового права.

 

§ 3. Принципы институтов трудового права

 

Характерной особенностью ТК РФ является наличие общих норм не только в главах, которые могут быть отнесены к общей части отрасли трудового права, но и в главах особенной части. В связи с этим целесообразно кратко рассмотреть принципы отдельных институтов трудового права. Данные принципы даны в главах ТК РФ, объединяющих нормы соответствующего института отрасли.

 

3.1. Принципы института "Социальное партнерство,

заключение коллективных договоров и соглашений"

 

Принципы социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений закреплены в ст. 24 ТК РФ. К их числу отнесены:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законодательства;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора вопросов, обсуждаемых при регулировании трудовых отношений;

8) добровольность принятия участниками коллективных переговоров обязательств;

9) реальность принимаемых участниками коллективных переговоров обязательств;

10) обязательность выполнения условий коллективных договоров и соглашений;

11) контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Данные принципы следует соблюдать при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений.

 

3.2. Принципы института "Занятость и трудоустройство"

 

Принципы института "Занятость и трудоустройство" перечислены в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". К их числу относятся:

1) равенство прав граждан на добровольный труд и свободный выбор вида занятости;

2) развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и длительной (более одного года) безработицы;

3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

4) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер по защите прав граждан в области занятости, нуждающихся в особой социальной защите;

5) сочетание централизованных, региональных, местных мероприятий по обеспечению занятости;

6) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места.

Перечисленным принципам должны соответствовать нормы института "Занятость и трудоустройство".

 

3.3. Принципы института "Трудовой договор"

 

Принципы института "Трудовой договор" перечислены в главе 10 ТК РФ, в которой помещены общие нормы названного института. К их числу отнесены:

1) определение прав и обязанностей работника и работодателя путем добровольного волеизъявления, выраженного в трудовом договоре;

2) недопустимость включения в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством и иными правовыми актами;

3) заключение срочных трудовых договоров в строго определенных федеральным законом случаях;

4) запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором;

5) обязанность работодателя выдать работнику трудовую книжку и копии документов, связанных с работой;

6) право работников требовать трудовую книжку и копии других документов, связанных с трудовой деятельностью;

7) защита персональных данных работника.

Перечисленным принципам должны соответствовать нормы института "Трудовой договор".

 

3.4. Принципы института "Рабочее время"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.11.93 (0.146 с.)