Рыбницкий филиал пгу им. Т. Г. Шевченко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыбницкий филиал пгу им. Т. Г. Шевченко



Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Кафедра социально-экономических дисциплин

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Учебно-методическое издание

 

Рыбница, 2013

УДК 303.832

ББК 65У

М545

 

Составители:

Д.Ю. Паустовский, ст. преп. кафедры социально-экономических дисциплин

Н.А. Гук, ст. преп. кафедры социально-экономических дисциплин

 

Рецензенты:

И.А. Павлинов, к.э.н., доц., директор Рыбницкий филиал ПГУ

им. Т.Г. Шевченко

М.И. Трач, к.э.н., проф., заведующий кафедрой СЭД

 

М545 Методические указания по написанию курсовых работ по экономической теории. Учебно-методическое издание /Сост.Д.Ю. Паустовский, Н.А. Гук. – Рыбница, 2013. – 42 с.

 

В учебно-методическом издании содержатся правила, которых рекомендуется придерживаться при оформлении курсовых работ по экономической теории студентам экономических специальностей и всех форм обучения РФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко».

Издание позволит более конкретно представить требования к курсовой работе, как с точки зрения содержания, её оформления, оценки и порядка защиты, и подготовиться к экзамену, осмыслить и использовать в жизни глубокие и важные теоретические положения экономической теории.

УДК 303.832

ББК 65У

 

Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

 

 

© Составление:

Паустовский Д.Ю., Гук Н.А., 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания к выполнению курсовой работы.. 4

Значение курсовой работы в изучении экономической теории. 5

Структура работы.. 7

Основные требования. 8

Порядок выполнения курсовой работы.. 11

Оформление курсовой работы.. 16

Работа с рецензией и подготовка к защите курсовой работы.. 28

Приложение 1. 32

Приложение 2. 33

Приложение 3. 34

Приложение 4. 36

Приложение 5. 38

Приложение 6. 41

Приложение 7. 42

 


СТРУКТУРА РАБОТЫ

 

Курсовая работа по экономической теории должна состоять из следующих частей:

- введение;

- основная часть (2-3 главы) текста;

- заключение;

- список литературы (список литературных источников);

- приложение (-я).

Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать цель и задачи, которые будут решаться в работе, предмет, объект исследования и методологическую основу написания работы. Введение должно быть кратким (2-3 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Изложение каждой главы надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кончается их освещение, а также конкретизировать изложение в параграфах (на 2-3). Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа (А4).

Заключение (выводы) вытекают из материалов курсовой работы и содержат обоснованные предложения. Заключение нужно писать кратко на 2-3 страницах.

В конце курсовой работы прилагается список литературы, составлен­ный в определенной последовательности и по алфавиту. Диаграммы, схемы в больших объемах должны выноситься в приложения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, кото­рые предъявляются к письменным работам по экономической теории.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоре­тическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения со­держания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоре­тические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах ре­альной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных эконо­мических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описа­ния истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически по­следовательно и четко (приложение 1).

Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

- изучить научные работы по данной проблеме приднестровских, российских и зарубежных видных ученых;

- знать указы Прези­дента ПМР по экономическим проблемам, постановления правительства, решения сессий Верховного Совета и т.п.;

- ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в статистических сборниках и периодической пе­чати;

- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Экономика Приднестровья», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономиче­ская школа», «Мировая экономика и международные отношения», «Свободная мысль», «Экономист», в еженедельнике «Экономика и жизнь» и др.

Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функци­онирующего рынка пока у нас нет. Переход к рыночной экономике находится в ди­намике. Следовательно, возникает потребность обращения к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Кроме того, по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсо­вые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избран­ной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, час­то устаревших статей, брошюр и книг. Разновидностью такого рода недостатка яв­ляется злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в работе появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отража­ющие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоя­тельного получения информации, студент должен организовать самоконтроль зна­ний - логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выража­ется в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допуска­ет посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, при­водит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важней­ших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются. Как пока­зывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно, потому что в них оказываются серьезные редакционные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные изда­ния словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, политико-экономические и философские энциклопедии.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. К оформле­нию предъявляются следующие требования:

1. Наличие титульного листа (приложение 2).

2. Наличие рецензионного листа

3. На третьей странице - содержание (см. прил. 3).

4. Введение

5. Основная часть

6. Заключение

7. Список литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов.

Текст пояснительной записки печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210´297). При использовании текстового редактора (например, редактора Word) рекомендуется шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт., через полуторный междустрочный интервал, отступ в первой строке абзаца 1,25 см.

При перечислении фраз, следующих за двоеточием, каждая из них выделяется в абзац. Допускается нумерация фраз арабскими цифрами с точкой или скобкой, либо строчными буквами со скобкой. Перечисляемые фразы разделяются точкой с запятой. Если фразы нумеруются цифрами с точкой, то они должны начинаться с прописных (заглавных) букв. Во всех остальных случаях перечисляемые фразы начинаются со строчных букв.

Любое предложение текста должно начинаться полным словом. Использование сокращений в начале предложений не допускается.

При первом упоминании в тексте иностранных фирм, малоизвестных фамилий или названий (марок) изделий их пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках).

Поля следует оставлять по всем четырем краям листа. Размеры полей: левого – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.

Рубрикация пояснительной записки выполняется в соответствии с ГОСТ 7.32-81.

Содержание приводится на следующем после титула листе. В нем указываются части курсовой работы (введение, название глав, заключение, список литературы, перечень сокращений, приложения). Против каждого наименования, в правой стороне листа указывается страница, с которой начинается каждая часть работы. Перед названиями глав и пунктов указываются их номера: римскими цифрами обозначаются главы, арабскимипункты и подпункты. Пример оформления содержания приведен в приложении 3.

Главы нумеруются римскими цифрами, а пункты и подпункты - арабскими. Номер пункта состоит из номера главы и собственно номера подпункта, которые отделяются друг от друга точкой. После номера (простого или составного) ставится точка, за которой следует содержательный заголовок.

Все заголовки выносятся в отдельные строки. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова нельзя.

Названия глав, введение, заключение, приложение, содержание, перечень сокращений пишутся прописными, жирными буквами, шрифт тот же, что и текст дипломной работы, выравнивание текста – для названия глав - по левому краю, для остальных разделов - по центру.

Введение, каждая глава, заключение, список литературы и приложения должны начинаться с нового листа. Их заголовки главы располагаются на 20 мм ниже верхнего поля листа.

Расстояние между последней строкой предыдущего текста и заголовком подраздела – 2 строки, а между заголовком подраздела и первой строкой последующего текста - 1 строка.

Иллюстрации (фотографии, схемы, графики, диаграммы и пр.), помещаемые в пояснительную записку, именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно (сквозная нумерация по всей работе) арабскими цифрами. Номер проставляется по центру рисунка с отступлением от его нижнего края на 15-20 мм (например: Рис. 1.) размер шрифта 12 пт., и выделяется полужирным шрифтом.

На каждый рисунок в тексте обязательно должна иметься ссылка. При первой ссылке на рисунок указывается его номер, например, "... показано на рис. 1.". Повторные ссылки на рисунок следует давать в скобках с сокращенным словом "смотри", например, "...(см. рис. 1)".

Любой рисунок должен размещаться сразу после первой ссылки на него в тексте так, чтобы его можно было рассматривать без поворота пояснительной записки или с поворотом ее по часовой стрелке.

Иллюстрации значительные по объему (занимающие не­сколько страниц текста) целесообразно приводить в приложениях. Если иллюстративный материал позаим­ствован, надо приводить ссылку к тексту иллюстрации или к ее названию.

Не нужно пере­сказывать словами все содержание иллюстрации. Сло­весный комментарий нужен для того, чтобы обратить внимание на наиболее значимые данные или части ри­сунков, на факты, которые будут использованы автором для теоретических построений и, в конечном итоге, для обоснования выводов.

В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. График целесообразно ис­пользовать для характеристики и прогнозирования ди­намики непрерывно изменяющегося показателя при на­личии функциональной связи между фактором и пока­зателем. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых ве­личин. Пример оформления графика приведен на ри­с. 1. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, про­изводят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых приводится в поясняющих дан­ных. На одном графике не следует приводить более трех кривых. Если одна кривая значительно отличается от остальных, то количество кривых может быть и больше трех.


 

 

Рис. 1. Число действующих коммерческих банков

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точ­ных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, по­лученной из разных источников. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Таблицы используются для размещения в сжатой форме данных и другого справочного материала. Они оформляются в соответствии с рис. 2.

Таблица (номер)

________________________ (название таблицы)

    Заголовок графы
Подлежащее таблицы

    Подзаголовок графы
         
Сказуемое        
(заголовки)        
строк)        

Источник:(Откуда взята таблица, если есть­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­)

 

Рис. 2.Составные части таблицы

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописных, если они самостоятельные. Делить подлежащее таблицы по диагонали не допускается. Графу "№ п.п." в таблицу включать не следует, но допускается.

Таблица помещается после упоминания о ней в тексте на текущем или следующем листе. Ее следует размещать так, чтобы она читалась без поворота или с поворотом пояснительной записки по часовой стрелке.

Нумерация таблиц сквозная по всей работе. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, например: Таблица 3. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.

Надпись "Таблица" и номер помещаются над правым верхним углом таблицы. При первой ссылке слово "Таблица" пишут в полном виде, например, "...приведены в таблице 3.". Повторные ссылки даются с сокращенным словом "смотри", например, "... (см. табл. 3.)".

При переносе таблицы на следующую страницу ее подлежащее повторяется, а над верхним правым углом помещаются слова "Продолжение табл." с указанием номера. Если головка таблицы громоздка, допускается ее не повторять, в этом случае пронумеровывают графы первой таблицы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Если в какой-либо строке (клетке) таблицы не приводятся данные, то вместо них проставляется прочерк. Большие таблицы, содержащие данные справочного или нормативного порядка, а также исходные первичные данные должны быть отражены в приложениях, которые имеют самостоятельную нумерацию. Под таблицей в круглых скобках указывается источник. Размер шрифта, используемый для иллюстрации таблиц 12 пт.

Примечания, сноски являются обязательным элементом курсовой работы. Все приводимые в тексте цитаты и цифровые данные из литературы, плановых или отчетных данных предприятий должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты. Источники необходимо указать в соответствии с действующими стандартами, регламентирующими библиографические описания произведений печати. Библиографические ссылки на источник данных можно приводить в конце страницы, указав порядковый номер ссылки, автора, название книги, место и год издания, цитируемую страницу. Поскольку они занимают много места, в дипломной работе рекомендуется использовать сноски – после автора каждой цитаты можно поставить квадратные скобки, в них указать источник цифрой, под которой он значится в списке литературы и номер страницы.

Например: [9, с.24].

Все страницы работы нумеруются арабскими циф­рами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Порядковый номер страницы ставится внизу справа. Размер шрифта для номера страницы- 12.

Титульный листимеет единую форму для всех курсовых работ по образцу, данному в приложении 2.

Формулы. При написании формулы следует использовать стандартные или общепринятые обозначения и символы. Нельзя обозначать различные понятия одним и тем же символом или один и тот же параметр обозначать по-разному. В формулах рекомендуется следующая высота букв и цифр: заглавных – 6–8 мм, строчных – 3–4 мм. Высота штрихов, индексов, показателей степени – 1,5–2 мм. Индексы при обозначениях пишутся без точки, если индекс один, и с точкой, если индекс включает несколько сокращений (например: Ра; Ку. тр).

Расшифровки символов, входящих в формулу, долж­ны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со сло­ва «где», например:

 

(1)

где ryx – коэффициент парной корреляции;

– среднее значение произведения фактора на показа­тель;

– среднее значение показателя;

– среднее значение фактора;

– среднеквадратическое отклонение показателя;

– среднеквадратическое отклонение фактора.

Переносить формулу на следующую строку допуска­ется только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повто­ряют. При переносе формулы на знаке умножения при­меняют знак «х».

Применение в одной формуле условных символов с использованием букв разных алфавитов, например, , ведет к ухудшению восприятия материала и не це­лесообразно.

Порядок изложения в тексте работы математических уравнений такой же, как и формул.

Как правило, промежуточные расчеты по формулам в работах не приводят, а дают лишь окончательный результат. Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию араб­скими цифрами, которые записывают на уровне форму­лы справа в круглых скобках. Одну формулу обознача­ют– «(1)» и далее сквозная нумерация.

Приложения являются самостоятельной частью работы. Материал, дополняющий текст работы, помещают в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого форма­та, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на при­ложения такой же, как и оформления ссылок на иллю­страции. Степень обязательности приложений в ссыл­ках не указывается.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах или виде отдельной части ее, располагая приложения в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

При оформлении приложения отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ.

Список литературы приводится в конце работы, включает перечень литературы и других источников при подготовке дипломной работы, расположенных в соответствии с установленными правилами.

Каждый источник приводится по реквизитам титульного листа печатного издания: указывается фамилия и инициалы автора, название монографии, брошюры, город, издательство, год издания. При использовании работ из собраний сочинений, сборников, журнальных и газетных статей указывается фамилия и инициалы автора. Название статьи (работы), а затем наименование источника по реквизитам титульного листа (название, город, издательство, год издания), после чего указываются номера страниц (начала и конца работы, статьи). Например, книги описываются следующим образом:

Боггс У., Боггс М. UML и Rational Rose. - M.: Лори, 2000. – 124 с.

Статьи и журналы описываются иначе:

Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Информатика и образование. – 1997. – № 5. – С. 11-14

Использованные в дипломной работе источники располагаются в следующем порядке:

- Законодательные акты, постановления правительства (в хронологическом порядке).

- Книги, монографии, статьи, учебники (в алфавитном порядке).

- Инструктивные и методические материалы
(в хронологическом порядке).

- Источники статистических и практических материалов (в хронологическом порядке).

Пример оформления списка литературы приведен в приложении 5.

При написании текста работы не допускается применять:

1. обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;

2. различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

3. иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

4. сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключени­ем единиц физических величин в подлежащих и сказуемых таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, вхо­дящих в формулы;

5. математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»);

6. математические знаки без цифр, например: s (меньше или равно), а (больше или равно), * (не равно), № (номер), % (процент).

В тексте работы могут быть приведены перечисле­ния. Перед каждой позицией перечисления следует ста­вить арабскую цифру, после которой ставится скобка. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать дефисы.

Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.

Наименование команд в тексте следует выделять кавычками, например: «Ввод».

Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Недопустимо приводить следующий ряд величин: 45; 67; 76,8; 87,98. Данный ряд должен выгля­деть следующим образом: 45,00; 67,00; 76,80; 87,98.

В тексте работы не следует приводить значения, в которых количество значимых цифр более трех. Не сле­дует указывать 56,7893. Для использования в тексте ра­боты лучше округлить величину до 56,8. А еще лучше, если величины будут выражены целыми числами. Ис­пользование числовых значений с количеством значи­мых цифр более трех возможно, когда четвертый и более значимый знак имеет большое значение. Например, если возникает необходимость сравнить два полученных ре­зультата 56,7893 и 56,7899, то без приведенной точности до четвертого значимого знака, конечно же, не обойтись.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словом. Напри­мер: «Выборка документов осуществляется пять раз, при этом общая сумма по денежным документам должна быть не менее 9 руб.», «Выборка осуществляется 15 раз». Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических вели­чин, помещенных в таблицах.

Если в тексте для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же физической величине, то обозначение единицы физической величины указывается после послед­него числового значения диапазона, например: «количе­ство переплат на сумму от 1 до 5 руб.».

Если автором приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же величине, то ее указыва­ют только после последнего числового значения, напри­мер: «200, 300, 4000 руб.»

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действую­щем законодательстве или государственных стандартах. В тексте работы перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «коэффициент парной корре­ляции rух».

В работе используются, как правило, только общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: ПМР, ЦБ ПМР и т. п. Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень сокращений, который помещают после списка литературы. Пример оформления перечня принятых сокращений приведен в приложении 6.

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы (после списка литературы) должен быть помещен перечень терминов с соответ­ствующими разъяснениями. Пример оформления пе­речня принятых терминов приведен в приложении 7.

 

РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Написанная студентом курсовая работа сдается в установленный срок на кафедру для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответ­ствии с рецензией организовать или доработать ее, подготовиться к защите курсо­вой работы. Студент защищает курсовую работу до экзамена перед комиссией. Без защиты курсовой работы студент к экзамену не допускается.

Главное назначение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной ра­боте над курсом экономической теории, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний. Студенту следует вни­мательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на свою работу критическим взглядом специалиста, обдумать все замечания по содержанию и оформлению рабо­ты, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей курсовой работы, в ре­цензии кроме общей оценки (отлично, неудовлетворительно и т. д.) должны быть:

- общая характеристика работы и ее положительные стороны;

- указание на степень самостоятельной работы;

- анализ недостатков и пробелов с точки зрения структуры, содержания, освещения тех или иных положений, использования статистических и фактических данных, оформления;

- конкретные рекомендации с указанием источников по устранению замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом.

Таким образом, аргументом в подготовке к защите курсовой работы является рецензия научного руководителя, а также постраничные замечания (если они име­ются в тексте работы). В рецензии на курсовую работу не дается окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Ра­бота допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная же оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на ка­федру.

Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента. Ведь новую тему придется писать уже без методических советов преподавателя и не имея рецензии. Следовательно, не исклю­чена возможность, что курсовая работа по новой теме будет выполнена плохо и вновь не допущена (уже по новой теме) к защите.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснова­ния своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецен­зентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецен­зии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента -показать углубленное пони­мание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научно­го творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная кри­тика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освеща­ются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может отве­тить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.

При неудовлетворительной оценке студенту предстоит повторная защита.

Защита и оценка курсовой работы - это подведение итогов самостоятельной ра­боты студента и получение права допуска к экзамену по экономической теории.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях.

В приложении 4 дан перечень примерных тем курсовых работ.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВ Е РСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Кафедра социально-экономических дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине “экономическая теория”

на тему:

«Естественные и социальные условия жизни населения в

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………...….3

ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ……………………...………………………………………………...5

1.1. Понятие естественных и социальных условий жизни..………..5

1.2. Уровень жизни и его показатели.………………… …………….7

1.3. Социальная политика государства..…………………………….10

 

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИКЕ………......…..14

2.1. Ограниченность благ.……………………………...….…………14

2.2. Закон возвышения потребностей……………………………….16

2.3. Человек в мире экономики.………………………...…….……..18

 

ГЛАВА III. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ПМР......................................................................20

3.1. Естественные условия жизни населения ПМР...….…..…..…..20

3.2. Социальная политика ПМР…………………......…….…….…..27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...….…….……….42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………...…………...….43

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...……..44

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерные темы курсовых работ по дисциплине ”Экономическая теория” (МО):

 

1. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение.

2. Естественные и социальные условия жизни. Проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

3. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция.

4. Кредитно-банковская система, ее структура и функции.

5. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания дополнительных затрат.

6. Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Методы изменения форм собственности.

7. Экономическая система: сущность, критерии, типы. Оптимальная модель для Приднестровья.

8. проблемы и особенности проявления черт товарного хозяйства в рыночных условиях для субъектов хозяйственной деятельности ПМР.

9. Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.

10. Деньги как категория товарного производства: происхождение и сущность. Эволюция денежного обращения и денег в ПМР.

11. Торговля и коммерция, как элементы рынка: сущность, виды, структура.

12. Банки, как основной институт финансовой системы государства: сущность, функции и виды.

13. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риск в предпринимательстве.

14. Рынок: условия возникновения, роль и функции. Основные элементы рынка.

15. Основные институты инфраструктуры рынка: назначение, виды и содержание деятельности.

16. Издержки, их сущность, структура и классификация. Теория управления издержками на производстве.

17. Ценовая и неценовая конкуренция рынка: сущность, виды, содержание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.126 с.)