Глаголы: haben, sein, werden 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глаголы: haben, sein, werden



НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

 

 

Барнаул 2011

 

ББК 81.43 Нем — 923

УДК 803.0 (075)

К63

 

Комарицкая, Г.В.

Немецкий язык для студентов ОЗО: учебное пособие / Г.В.Комарицкая. — Барнаул: АлтГПА, 2011. – 186 с.

ISBN 978–5–88210–529–6

 

Рецензенты:

Л.М. Владимирская, доктор филол. наук, профессор (ААЭП /институт)

Г.А.Хаустова, канд. пед. наук, доцент АлтГПА

 

Данное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения Алтайской государственной педагогической академии.

В раздел каждого семестра входят краткие грамматические сведения в виде таблиц и схем, а также лексико-грамматические упражнения для их дальнейшего закрепления; тексты по разговорной тематике, предусмотренной программой, сопровождаемые словарем-минимумом и заданиями для развития навыков устной речи; тексты по узкой и широкой специальности для самостоятельного чтения и перевода.

В пособие включена контрольная работа, предусматривающая работу по четырём вариантам. Студенты, номера зачетных книжек которых оканчиваются на цифры:

1, 5, 0, - выполняют вариант № 1;

2, 6, 9, - выполняют вариант № 2;

3, 7, - выполняют вариант № 3

4, 8 - выполняют вариант № 4

 

ISBN 978–5–88210–529–6

 

© Алтайская государственная

педагогическая академия, 2011

© Комарицкая Г.В., 2011


I СЕМЕСТР

 

Устные темы: Биография. Семья. Вуз. Рабочий и свободный день. Россия. Германия.

Грамматика: числительные; местоимения; порядок слов повествовательного и вопросительного предложений; глагол: осн. формы, времена действительного и страдательного залога; существительное: склонение, образование мн. ч.; отрицания „nicht“ и „kein“; прилагательное: склонение, степени сравнения; местоимённые наречия.

 

Имя числительное (Zahlwort)

 

Числительные подразделяются на две большие группы: 1) количественные, которые отвечают на вопрос сколько? – wie viel? и порядковые, которые отвечают на вопрос– der wievielte? (по счёту, по порядку). Количественные числительные от 1 до 12 – простые слова, а числительные от 13 до 19 – сложные.

 

1 – eins 7 – sieben 13 – dreizehn
2 – zwei 8 – acht 14 – vierzehn
3 – drei 9 – neun 15 – fünfzehn
4 – vier 10 – zehn 16 – sechzehn
5 – fünf 11 – elf 17 – siebzehn
6 – sechs 12 – zwölf 18 – achtzehn
    19 – neunzehn

 

Десятки образуются при помощи суффикса – zig (исключение составляет 30 – drei ßig). Все образования с десятками следует читать от единиц (единицы + союз und + десятки), например: 21 – einundzwanzig, 57 – siebenundfünfzig. Запомните: числительные сто – hundert; тысяча – tausend. Все сложные числительные в немецком языке пишутся вместе, например:

347 – dreihundert siebenundvierzig

2518 – zweitausend fünfhundert achtzehn

137102– einhundert siebenunddreißig tausend einhundert zwei

От количественных числительных образуются с помощью суффикса tel (до 19) и – stel (с 20) существительные, обозначающие дробь, например:

2/5 – zwei Fünftel; 1/3 – ein Drittel; 1/20 – ein Zwanzigstel; 1/100 – ein Hundertstel. Особые случаи: ½ — ein halb, 1 1/2 – anderthalb. При чтении десятичной дроби между названием целого числа и дроби употребляется слово Кomma (запятая), например:

0,1 – Null Komma eins; 0,31 – Null Кomma einunddreißig; 0,07 – Null Кomma Null sieben.

Порядковые числительные образуются от соответствующих количественных числительных: от 1 до 10 (при помощи суффикса – t, от 20 и дальше при помощи суффикса – st ), например: der fünfte – пятый; der dreizehnte – тринадцатый; der vierundzwanzigste – двадцать четвертый и т.д. Исключения: der erste – первый, der dritte – третий.

Примечание: при чтении года называется количество сотен, например: 1972 – neunzehnhundert zweiundsiebzig. Но в названии года 21-ого столетия следует говорить тысяча, например: 2009 – zweitausend neun.

 

Упражнение 1. Прочтите следующие числительные по-немецки.

1. 1, 11, 21, 3, 13, 30

2. 63, 36, 79, 82, 44

3. 852, 918, 678, 139

4. 1014, 3425, 9748

5. 208354, 418579

6. 1/5, 3/6, ½, 2/3

7. 0,3; 0,05; 0,0071

 

Упражнение 2. Прочтите следующие предложения и переведите их на русский язык.

1. Heute ist Mittwoch, der 3. Januar. 2. Der Fernseher kostet 986 Euro. 3. Sankt Petersburg ist die zweitgrößte Stadt Russlands. 4. Sankt Petersburg wurde von Peter 1. im Jahre 1703 gegründet. 5. Peter 1. regierte Russland von 1689 bis 1725. 6. Der Wagen fuhr mit der Geschwindigkeit von 71,97 Кilometern. 7. Ich habe Deinen Brief vom 3.06.96 erhalten. 8. Die Fläche Deutschlands beträgt 357050 km². 9. Morgen haben wir den 13. Februar. 10. Der Zug nach Minsk fährt 5 ½ Stunden. 11. Für den Кuchen braucht man ¾ Kilo Mehl. 12. Mein Freund wurde am 30. April 1985 in Moskau geboren.

 

Образование имён существительных

Суффиксы –er, - ler

Суффикс – er у существительных мужского рода служит для обозначения лиц по профессии, специальности, роду занятий. Суффикс – ler служит также, кроме вышеперечисленного, для обозначения лиц по общественному положению и принадлежности к какому-либо обществу, объединению или союзу. Примеры:

der Dreher – токарь, der Gärtner – садовник, der Arbeitsrechtler – специалист в области трудового права, der Genossenschaftler – член товарищества или кооператива

 

Упражнение 8. Образуйте от следующих глаголов имена существительные м. р. с помощью суффикса –er по образцу и переведите их на русский язык:

Образец: trainieren (тренировать) – der Trainer (тренер)

 

malen, schweißen, richten, singen, sprechen, lehren

 

Упражнение 9. Образуйте от следующих существительных имена существительные м. р. с помощью суффикса – er по образцу (корневые гласные могут принимать умлаут) и переведите их на русский язык:

Образец: der Garten (сад) – der Gärtner (садовник)

 

die Schule, die Geige, das Fleisch, das Schiff, der Käse

 

Упражнение 10. Образуйте от следующих существительных имена существительные м. р. с помощью суффикса – ler по образцу и переведите их на русский язык:

Образец: die Post (почта) – der Postler (почтовый работник)

 

die Gewerkschaft, die Intelligenz, die Kunst, die Wissenschaft, der Tisch, das Schwergewicht, das Völkerrecht

 

Суффикс - in

Суффикс – in служит для обозначения лиц женского пола по роду занятий, деятельности, национальной, партийной, территориальной и религиозной принадлежности, например: die Lehrerin – учительница, die Heldin – героиня, die Russin – русская

Упражнение 11. Образуйте от следующих существительных м. р. имена существительные ж. р. с помощью суффикса – in по образцу и переведите их на русский язык:

Образец: der Arbeiter (рабочий) – die Arbeiterin (работница)

 

der Dichter, der Dozent, der Aktivist, der Pariser, der Brite, der Slawe, der Bär, der Löwe, der Verkäufer, der Lehrer, der Schriftsteller, der Student

Устная тема „ Биография. Моя семья“

Wortschatz:

absolvieren – оканчивать

der Fernstudent (en, en) – студент-заочник

verheiratet sein – быть женатым (замужем)

die Tochter (-, Töchter) – дочь

der Sohn (es, Söhne) – сын

die Schwester (-, n) – сестра

der Bruder (s, Brüder) – брат

die Geschwister – братья и сестры

der Kindergarten (s, Kindergärten) – детский сад

besuchen – посещать

bestehen (a, a) aus D. – состоять из ч-л

die Familie (-, n) – семья

die Wohnung (-, en) – квартира

eine Rente bekommen – получать пенсию

viel zu tun haben – иметь много дел

den Haushalt führen – вести домашнее хозяйство

helfen (a, o)– помогать

der Onkel (s,-) – дядя

die Tante (-, n) – тетя

gut miteinander auskommen – хорошо ладить друг с другом

von Beruf sein – быть по профессии

 

Задание 1. Прочтите и переведите текст.

 

Слабые глаголы

Infinitiv ImperfektPartizip II

frag en (спрашивать) frag te gefrag t

definieren(определять) definierte definiert

arbeiten (работать) arbeitete gearbeitet

 

 

Сильные глаголы

Основные формы сильные глаголы образуют при помощи чередования гласного корня, например:

geb en (давать) g a b ge geb en

fahren (ехать) fuhr gefahren

schreiben (писать) schrieb geschrieben

 

Неправильные глаголы

Основные формы неправильных глаголов имеют признаки как слабых, так и сильных глаголов, например:

denk en ( думать) d achte ge dach t

kennen (знать) kannte gekannt

bringen (приносить) brachte gebracht

 

Образование глаголов

Немецкие глаголы подразделяются на корневые, производные и сложные.

Корневые глаголы – это глаголы, имеющие односложную основу и суффикс неопределенной формы –en, например: nehmen – брать, bilden – образовывать. Производными называются глаголы, образованные при помощи суффиксов (halb ieren), префиксов (emp fehlen, be geben) и полупрефиксов (ein gehen, mit machen). Сложными глаголами называются глаголы с первым компонентом: прилагательным, наречием, существительным, инфинитивом другого глагола, причастием, а также с первым компонентом, выраженным предложной группой, например: nahe liegen – быть очевидным; zurück führen – объяснять чем-л.; teil nehmen – принимать участие; kennen lernen – знакомиться; verloren gehen – теряться; zugrunde legen – класть в основу.

У глаголов с неотделяемыми приставками (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-miß-,voll -) в III форме-P.II нет префикса ge-, например:

gehören (принадлежать) gehörte gehört

verbreiten (распространять) verbreitete verbreitet

zerschlagen (разбивать) zerschlug zerschlagen

Отделяемые приставки (ab-, an-, auf-, aus-, bei-, ein-, mit-, nach-, vor-, zu -, и т.д.) всегда ударные, в III форме P.II получают префикс – ge, например:

aufmachen (открывать) machte auf aufgemacht

einführen (ввозить) führte ein eingeführt

abgeben (отдавать) gab ab abgegeben

 

Компоненты durch-, hinter-, über-, um-, unter-, wider-, wieder - могут употребляться как в качестве отделяемых, так и в качестве неотделяемых приставок, например:

widerlegen (опровергать) widerlegte widerlegt

widerhallen (отражаться) hallte wider widergehallt

umgehen (избегать) umging umgangen

umgehen (вертеться) ging um umgegangen

 

Упражнение 12. Найдите сначала корневые глаголы и назовите их три основные формы, затем глаголы с неотделяемыми приставками и глаголы с отделяемыми приставками.

 

betragen, organisieren, vorlesen, prüfen, fortfahren, aufmachen, zerschneiden, basteln, übergehen, schwer fallen, erzählen, spazieren gehen, verbessern.

 

 

Sollen lassen

1. ich soll 1. lass

2. du sollst 2. lässt

3. er soll 3. lässt

1. wir sollen 1. lassen

2. ihr sollt 2. lasst

3. sie sollen 3. lassen

 

Упражнение 13. Поставьте глаголы (данные в скобках) в Präsens.

1. Er (teilnehmen) an unserer Wanderung nicht. 2. In unserem Kinotheater (laufen) der Film „Frau in Schwarz“. 3. Bald (fahren) mein Bruder nach Deutschland. 4. Dort (fortsetzen) er sein Studium. 5. Mein Freund (sein) kurzsichtig, er (tragen) Kontaktlinsen. 6. Der Zug (abfahren) in einer Stunde. 7. Warum (ansehen) du mich aufgeregt? 8. Wir (aufstehen) am Montag früher.

 

 

Упражнение 14. Вставьте соответствующее возвратное местоимение.

1. Ich wasche … jeden Morgen mit kaltem Wasser. 2. Wäscht du … im Badezimmer? Kämmst du … auch dort? 3. Meine Schwester zieht … immer sehr schnell an. 4. Am Abend wasche ich …, ziehe … aus und gehe zu Bett. 5. Habt ihr … auf die Kontrollarbeit vorbereitet? – Wir bereiten … auf alle Kontrollarbeiten gut vor. 6. Warum setzt ihr … immer ans Fenster? 7. Nina, wofür interessierst du…? 8. Das Zentralstadion befindet … im Park.

 

Упражнение 15. Переведите следующие предложения на русский язык, обращая внимание на перевод модальных глаголов.

1. Die Übungen soll man ins Heft schreiben. 2. Ohne Wörterbuch kann ich diesen Text kaum verstehen. 3. Du darfst mit deinen Geschwistern heute Abend ins Kino gehen. 4. Mein Freund fährt am Wochenende aufs Land, er will seine Großeltern besuchen. 5. Der Lehrer lässt seine Schüler Sport treiben. 6. Kannst du Klavier spielen? 7. Ich muss mich beeilen. 8. Meine Schwester will sich selbst ein neues Kleid nähen. 9. Wir wollen die Reise im Mai antreten. 10. Wer soll die Versammlung leiten? 11. Meine Schwester kann gut schwimmen und rudern.

 

Формы прошедшего времени

В немецком языке три формы прошедшего времени: Imperfekt (Präteritum) – простая глагольная форма, Perfekt и Plusquamperfekt – сложные формы. Imperfekt (повествовательное прошедшее время) образуется от II основной формы глагола (у слабых глаголов при помощи суффикса – (e)te, у сильных и неправильных глаголов – при помощи чередований гласных и изменений корня), например:

 

Образцы спряжения глаголов в Präteritum:

geben (давать) — gab sagen (говорить) – sagte

1. ich gab 1. ich sagte

2. du gab st 2. du sagte st

3. er (sie, es)gab 3.er (sie, es) sagte

1. wir gab en 1. wir sagte n

2. ihr gab t 2. ihr sagte t

3. sie gabe n 3. sie sagte n

 

haben (иметь) – hatte werden(становиться) – wurde

1. ich hatte 1.ich wurde

2. du hatte st 2. du wurde st

3. er (sie es) hatte 3. er (sie, es) wurde

1. wir hatte n 1. wir wurde n

2. ihr hatte t 2. ihr wurde t

3. sie hatte n 3. sie wurde n

 

sein(быть) – war

  1. war 1. ware n

2. war st 2. war t

3. war 3. war en

 

Упражнение 16. Переведите следующие предложения на русский язык. Назовите глаголы в 3-х основных формах.

1. Gestern Abend fand im Klub ein Konzert statt. 2. Nina aber ging nicht ins Konzert. 3. Sie blieb zu Hause. 4. Zuerst schrieb sie einen Brief ihrer Mutter, dann las sie eine interessante Erzählung. 5. Gegen 8 Uhr kam ihre Freundin zu ihr, und sie unterhielten sich eine Stunde. 6. Ich nahm an der Mathematik-Olympiade teil.

 

Упражнение 17. Поставьте глаголы в Präteritum.

1. Um 6 Uhr (gehen) er ins Konzert. 2. Ich (fahren) zum Bahnhof. 3. Petrowa (treffen) ihre Freundin im Theater. 4. Die Vorlesung (beginnen) Punkt neun Uhr. 5. Das Kind (schlafen) die ganze Nacht unruhig. 6. Wir (trinken) Tee und (essen) Kuchen. 7. Sie (она) (singen) zwei neue Lieder. 8.Die Studenten (ablegen) die Prüfungen gut. 9. Er (aufstehen) heute spät. 10. Du (beantworten) alle Fragen des Professors.

 

Упражнение 18. Употребите в следующих предложениях Präteritum модальных глаголов.

1. Er muss am Montag kommen. 2. Das kann man leicht vergessen. 3. Man muss ihm alles erklären. 4. Der Lehrer lässt den Schüler laut lesen. 5. Sie können sich hier gut erholen. 6. Das darf man nicht tun. 7. Sie will alles verstehen. 8. Wir wollen ihm helfen. 9. Soll ich Sie am Mittwoch anrufen? 10. Es wird dunkel, wir müssen nach Hause.

 

Упражнение 19. Употребите в следующих предложениях Präteritum неправильных глаголов.

1.Ist er mit meiner Arbeit zufrieden? 2. Ich denke den ganzen Tag an seine Worte. 3. Er wird Lehrer. 4. Der Mann bringt immer schöne Blumen mit. 5. Wir haben hier viel zu tun. 6. Sie sind im Sommer auf dem Lande. 7. In einer großen Schale brennt das olympische Feuer. 8. Mein Onkel kennt viele europäische Sprachen. 9. Der Trainer (beibringen) den Sportlern die Regeln des Spiels.

 

 

Perfekt

Perfekt образуется при помощи вспомогательных глаголов haben или sein в Präsens + P.II спряг. глагола.

Со вспомогательным глаголом sein спрягаются:

а) все непереходные глаголы со значением движения или перемены состояния, а также все непереходные глаголы того же корня, например: kommen, ankommen, fallen, auffallen, laufen, ablaufen, verlaufen, gehen, entgehen, eingehen; aufstehen, entstehen;

b) глаголы: sein, werden, bleiben, gelingen, misslingen, geschehen, passieren, erfolgen.

Со вспомогательным глаголом haben спрягаются:

а) большинство непереходных глаголов: stattfinden, hinweisen и т.д.

b) все переходные глаголы: haben, berichten, entwickeln и т.д.

c) все возвратные глаголы: sich beschäftigen, sich interessieren;

d) все безличные глаголы, обозначающие явления природы: regnen, schneien и т.д.

 

Образцы спряжения глаголов в Perfekt:

 

machen – machte – gemacht (делать)

1. ich habe wir haben

2. du hast } gemacht ihr habt } gemacht 3. er (sie,es) hat sie haben

Sie haben gemacht

 

 

laufen – lief – gelaufen (бегать)

 

1. ich bin wir sind

2. du bist } gelaufen ihr seid } gelaufen

3. er (sie, es) ist sie sind

Sie sind gelaufen

 

Упражнение 20. Обоснуйте употребление вспомогательных глаголов.

1. Ich habe den vorigen Sommer im Dorf verbracht. 2. Im Sommer hat er viel gelesen. 3. Wo hat der Schreibtisch früher gestanden? 4. Ich habe gestern keine freie Zeit gehabt. 5. Wann sind Sie nach Moskau gekommen? 6. Ich bin heute sehr früh aufgestanden. 7. Bist du gestern im Institut gewesen? 8. Mein Freund ist in der Prüfung durchgefallen. 9. Alle Studenten unserer Gruppe haben an der Biologie-Olympiade teilgenommen.

 

Упражнение 21. Вставьте вместо точек haben или sein.

1. Wir … unsere Bücher genommen und … fortgegangen. 2. Max und Peter … früh aufgestanden und … Sport getrieben. 3. … unsere Fußballmannschaft das Spiel gewonnen? 4. Die Fabrik … ihren Produktionsplan erfolgreich erfüllt. 5. Sein Vater … im Großen Vaterländischen Krieg gefallen. 6. Bertolt Brecht … im Jahre 1956 gestorben. 7. Die Mutter … ihr Kind gut erzogen. 8. … er gestern seine Dissertation verteidigt? 9. Mein Bruder … den ganzen Abend zu Hause geblieben. 10. … die Flieger nach dem Fernen Osten geflogen? 11. Alle … ins Kino gegangen; ich … allein zu Hause geblieben. 12. Wir … bei unserer Arbeit große Schwierigkeiten überwunden.

 

Упражнение 22. Поставьте данные в скобках глаголы в Perfekt.

1. Wir (sich vorbereiten) auf die Prüfung gut. 2. Ich (absolvieren) das Medizinische Institut. 3. Wir (kommen) zu früh ins Konzert. 4. Heute (fehlen) in unserer Gruppe mehrere Studenten. 5. (halten) er sein Wort? 6. Wir (beiwohnen) der feierlichen Sitzung. 8. (sich verspäten) ihr zur Vorlesung? 9. Du (versprechen) mir viel, aber (erfüllen) nichts. 10. Ich (begegnen) im Kulturpark meinen Schulkameraden. 11. Er (reisen) viel und (kennen lernen) viele Länder.

 

Давно прошедшее время

Plusquamperfekt

 

Так же как и Perfekt, это время образуется при помощи вспомогательных глаголов haben или sein + P.II спрягаемого глагола. Однако в отличие от Perfekt вспомогательные глаголы стоят в форме Imperfekt.

 

Образцы спряжения глаголов в Plusquamperfekt:

lesen – las – gelesen (читать)

1. ich hatte wir hatten

2. du hattest } gelesen ihr hattet } gelesen 3.er(sie, es) hatte sie hatten

Sie hatten gelesen

 

verschwinden – verschwand – verschwunden (исчезать)

1. ich war wir waren

2. du warst } verschwunden ihr wart } verschwunden

3. er (sie,es) war sie waren

Sie waren verschwunden

 

Так как Plusquamperfekt обозначает действие в прошедшем времени, предшествующее другому действию также в прошедшем времени и законченному к моменту начала этого другого действия, то он обычно переводится на русский язык глаголами совершенного вида, например: Nachdem der älteste Sohn die Mittelschule beendet hatte, verließ er das Elternhaus. (После того как старший сын окончил среднюю школу, он покинул родительский дом).

 

Упражнение 23. Сопоставляя время событий, употребите в одном из двух предложений Präteritum, в другом - Plusquamperfekt.

1. Der Ingenieur (erzählen) von seinem Projekt sehr interessant, er (arbeiten) daran 2 Jahre. 2. Es (werden) kühl, weil die Sonne (untergehen). 3. Nachdem die Sonne (aufgehen), (beleuchten) die Sonnenstrahlen die ganze Landschaft. 4. Die Studenten (betrachten) mit Interesse die Ansichtskarten, die sie von ihren deutschen Freunden (bekommen). 5. Der Bus (sein) leer, die Fahrgäste (aussteigen). 6. Die Touristen (zurück kehren) ins Lager, nachdem sie einen hohen Berg (besteigen).

 

Будущее время (Futur)

 

Futur образуется при помощи вспомогательного глагола werden в Präsens и неопределённой формы (Infinitiv) спрягаемого глагола.

 

Образец спряжения глагола в Futur:

1. ich werde wir werden

2. du wirst } machen ihr werdet } machen

3. er (sie, es) wird sie werden

Упражнение 24. Употребите вместо точек глагол „werden“ в Präsens.

1. Mit 55 Jahren … meine Mutter die Rente bekommen. 2. Alle Familienmitglieder … am Wettkampf teilnehmen. 3. Die Enkelin … bald in den Kindergarten gehen. 4. Am Abend … die ganze Familie die Neuigkeiten des Tages besprechen. 5. Ich … meiner Tochter bei der Erfüllung der Hausaufgabe helfen.

 

Упражнение 25. Замените в следующих предложениях Präsens на Futur.

1. Nach der Absolvierung der Hochschule arbeitet mein Bruder in einer Dorfschule. 2. Er interessiert sich für Pädagogik und verwendet bei der Arbeit neue Methoden. 3. Seine Frau studiert am Konservatorium. 4. Ihre Kinder leben vorläufig bei den Großeltern. 5. Er hilft seinem Bruder beim Studium.

 

Упражнение 26. Проанализируйте сказуемые в следующих предложениях, определите их временную форму, переведите на русский язык.

1. Mein Großvater ist nach Deutschland gefahren. 2. Hat sich dein Sohn schon auf die Prüfung vorbereitet? 3. Mit 55 Jahren wird meine Mutter eine Rente bekommen. 4. Die Schwester absolvierte eine Berufsschule. 5. Warum hattest du so lange geschwiegen? 6. Man muss diese Prüfung im Januar ablegen. 7. Die Olympiade fand in allen Teilen des Landes statt. 8. Mein Freund spricht fließend deutsch.

 

Unsere Akademie

Seit September bin ich Fernstudent der Altaier staatlichen pädagogischen Akademie. Die Akademie ist die älteste Lehranstalt der Altairegion. Sie besteht seit dem Jahre 1933. Die Akademie bildet Lehrer, Sozialpädagogen, Psychologen, Kindergärtnerinnen aus.

In der Akademie gibt es Direkt-, Abend- und Fernstudium. Ich studiere fern an der Fakultät für Geschichte. Die anderen Fakultäten heißen: die Fakultät für Physik, Mathematik, Philologie, für Körperkultur, das linguistische Institut und das Institut für Psychologie und Pädagogik. Am linguistischen Institut studiert man Deutsch, Englisch und Französisch.

An der Spitze der Akademie steht der Rektor. Der Dekan leitet jede Fakultät. Hochqualifizierte Hochschullehrer (Professoren, Dozenten, Lektoren) unterrichten an der Akademie. Sie halten Vorlesungen, leiten Seminare. Man studiert hier viele Fächer: Pädagogik, Methodik, Philosophie, Psychologie, Literatur, Russisch, eine Fremdsprache, Geschichte, Kulturwissenschaft, Mathematik, Physik, Sportdisziplinen und andere Fächer. Die Akademie verfügt über viele Labors, Computerräume, Sportkomplexe, einige Bibliotheken, Lesesäle, Hörsäle, Sportsäle, Auditorien, Studentenheime und ein Sanatorium für die Studenten.

Die Fernstudenten studieren 5 Jahre lang. Dreimal im Jahr kommen sie zur Prüfungssession. Die Studenten besuchen Vorlesungen und Seminare, bekommen Konsultationen, legen Vorprüfungen und Prüfungen ab. Zu Hause erfüllen sie Kontrollarbeiten, schreiben Konspekte, studieren Fachliteratur. Schwer, aber interessant ist das Studium an der pädagogischen Akademie.

 

Задание 6. Составьте рассказ о своем вузе, используя ответы на следующие вопросы:

1. Sind Sie Student?

2. Wo studieren Sie?

3. Welche Fachleute bildet Ihre Lehranstalt aus?

4. Wie lange studieren die Fernstudenten?

5. Welche Fakultäten hat Ihre Akademie?

6. Welche Fächer studiert man hier?

7. Wer unterrichtet an der pädagogischen Akademie?

8.Was machen die Fernstudenten während der Prüfungssession?

9. Wie setzen sie ihr Studium zu Hause fort?

 

Притяжательные местоимения

mein – мой unser – наш

dein – твой euer – ваш

sein – его ihr – их

ihr – ее Ihr – Ваш

 

Указательные местоимения

dieser – этот derselbe – тот же самый

jener – тот selbst, selber — сам

solcher– такой derjenige – тот

 

Неопределенные местоимения

alle – (с сущ. в ед.ч.) весь, целый manche – некоторые alles – всё einige, mehrere – несколько, некоторые

jeder — каждый viele – многие

jemand – кто-то wenige – немногие

 

Упражнение 29. Переведите следующие предложения на русский язык.

1. Mein Freund besucht sonntags seinen Onkel. 2. Die Geschwister spielten in ihrem Zimmer. 3. Kennt ihr unsere Telefonnummer? 4. Wie ist Ihr Name? 5. Ist das euer Zimmer? 6. Zu dieser Vorlesung kommen die Studenten gern. 7. Jenes Gebäude ist höher als dieses. 8. Beide Jungen sind meine Freunde. 9. Wir studieren an derselben Universität. 10. Jeder Student unserer Gruppe bekommt ein Stipendium. 11. Jemand geht vorbei. Viele bemerken es nicht.

 

Сильное склонение

К сильному склонению относятся:

а) большинство существительных мужского рода;

в) все существительные среднего рода (кроме слова das Herz – сердце).

Образцы склонения:

N. der (ein) Tisch das (ein) Heft

G. des (eines) Tische s des (eines) Hefte s

D. dem (einem) Tisch dem (einem) Heft

Akk. den (einen) Tisch das (ein) Heft

 

Слабое склонение

К слабому склонению относятся только одушевленные существительные мужского рода:

а) с суффиксом – е, например: der Junge, der Kollege;

b) утратившие суффикс — e, например: der Mensch, der Held;

с) с иностранными суффиксами: - ent (der Student), - ant (der Aspirant), - at (der Soldat), - ist (der Aktivist), - et (der Athlet), - ot (der Patriot), - nom (der Astronom), - soph (der Philosoph), - graph (der Geograph).

 

Образцы склонения:

N. der (ein) Mensch der (ein) Student

G. des (eines) Mensch en des (eines) Studente n

D. dem (einem) Mensch en dem (einem) Student en

Akk. den (einen) Mensch en den (einen) Studente n

 

Образование множественного числа существительных

Множественное число существительных в немецком языке образуется при помощи:

1) артикля die;

2) суффиксов –e, -en, - er, -s;

3) умлаута корневого гласного.

Таблица образования множественного числа существительных

 

-e -(e)n -er Без суффикса -s Особые случаи
1. Cущ. м.р. с умл. der Raum – die Räume и без него der Tag – die Tage. Сущ. ж.р. die Übung – die Übungen die Fabrik – die Fabriken Сущ. ср.р. с умлаут das Buch – die Bücher. Сущ. м.р. der Wagen – die Wagen Сущ. иност. происхождения das Auto – die Autos Суффикс -en + корень слова иностр. происхождения das Museum – die Museen
2. Сущ. ср.р. das Jahr - die Jahre Сущ. м.р. der Kollege - die Kollegen der Student – die Studenten Сущ. м.р. der Mann – die Männer Сущ. ср.р. das Fenster – die Fenster das Gebäude – die Gebäude   Суффикс –ien das Prinzip – die Prinzipien
3. Сущ. ср.р. das Interesse – die Interessen       Слова сохраняют форму мн.ч. языка заимствования das Datum – die Data или Daten
          der Fachmann – die Fachleute

Упражнение 33. Сгруппируйте следующие существительные по типам склонения.

 

der Kampf, das Volk, der Pädagoge, der Weg, die Reise, das Geschenk, der Schüler, der Aktivist, der Hase, der Lehrer, die Mutter, der Junge, der Mensch.

 

Упражнение 34. Поставьте существительные, заключённые в скобках, в нужный падеж.

1. Wir studieren (die Werke) (dieser Schriftsteller). 2. Ich bekam (der Brief) von den Eltern. 3. Die Erzählung (der Soldat) machte auf uns einen großen Eindruck. 4. Er hilft gern (der Freund). 5. Der Lehrer gibt (der Knabe) sein Heft zurück. 6. Die Kinder heften (die Mutter) beim Haushalt. 7. Der neue Klassenraum gefällt (das Kind). 8. Die deutsche Sprache ist die Sprache vieler großer Menschen: (der Komponist, der Dichter, der Denker). 9. Alle Schüler (diese Klasse) studieren (die Fremdsprache) gern. 10. Er begrüßte freundlich (der Kollege).

 

Предлоги (Präpositionen)

 

Каждый немецкий предлог требует определенного падежа (см. таблицу ниже — предлоги G., D., Akk.). Существует группа предлогов, требующих двойного управления. Если группа существительного отвечает на вопрос wo? (где?), следует употреблять Dativ, если требуется вопрос wohin? (куда?) – то употребляется Akkusativ (см. в таблице предлоги Akk. или D.).

 

Отрицание в немецком языке

 

1. Отрицательная частица nicht может относиться ко всему предложению в целом или к какому-либо одному члену предложения. Если nicht относится ко всему высказыванию в целом, то отрицание всегда стоит после изменяемой части сказуемого, стремясь к концу предложения, например: Ich besuche die Schule nicht. – Я не посещаю школу.

При сказуемом, имеющем неизменяемую часть, nicht обычно ставится непосредственно перед ней, например: In diesem Falle kann ich am Wettkampf nicht teilnehmen. – В этом случае я не смогу принять участие в соревновании.

Die Fehlerverbesserung ist in dieser Klasse nicht erforderlich. – Работа над ошибками в этом классе не требуется.

Если nicht относится лишь к какому-либо одному члену предложения, то оно стоит непосредственно перед отрицаемым словом, например: Nicht alle Studenten sind aus dem Sportlager zurückgekehrt. – Не все студенты вернулись из спортивного лагеря. Der Text ist nicht schwer. – Текст нетрудный.

2. Kein является неопределенным местоимением и употребляется при существительном. Оно объединяет в себе функции отрицания и неопределенного артикля. Если kein служит для отрицания высказывания в целом, то переводится на русский язык отрицанием не при сказуемом, например: Der Lehrer hat uns heute keine schriftliche Übung aufgegeben. – Учитель не задал нам сегодня письменного упражнения.

Иногда отрицанию kein соответствуют в русском языке два отрицания: отрицание не присказуемом и отрицание никакой …, ни один … при существительном. Например: Leider habe ich keinen Text für die schriftliche Nacherzählung. – К сожалению, у меня нет никакого текста для письменного пересказа. Der Text enthält kein neues Wort. – В тексте нет ни одного нового слова.

3. В немецком предложении роль отрицания могут играть также отрицательные местоимения и наречия, например: niemand, nichts, niemals (nie), nirgends, keinesfalls - никто, ничто, никогда,нигде, ни в коем случае. Следует помнить, что в немецком предложении употребляется только одно отрицание, а при переводе на русский язык необходимо поставить два отрицания (или более). Например: Niemand wird bezweifeln, dass dies ein ernstes Problem ist. – Никто не усомнится в том, что это серьезная проблема.

 

Упражнение 37. Переведите следующие предложения на русский язык.

1. Niemand hat diesen Text übersetzt. 2. Ich bin nie in Moskau gewesen. 3. Das verringert aber keinesfalls die Bedeutung der olympischen Bewegung. 4. Ich verstehe hier nichts. 5. Nirgends gibt es so viele Bodenschätze, wie in Sibirien.

Упражнение 38. Вставьте вместо точек отрицания nicht или kein:

1. Ich lese den Text … vor.2. Auf dem Tisch liegen … Hefte. 3. Das Diktat ist … schwer. 4. Hast du einen Kugelschreiber? – Nein, ich habe … Kugelschreiber. 5. … der Lehrer hat es dem Direktor erzählt, sondern die Schüler dieser Klasse. 6. Die Lehrerin sitzt …, sie steht an der Tafel. 7. Ich habe heute … Zeit. 8. Heute findet … Seminar statt.

Устная разговорная тема:

«Мой рабочий день. Моё свободное время»

Wortschatz:

dauern – длиться

die Stunde (-, n) – урок, час

tätig sein als N. – работать кем-либо

sich waschen (u, a) – умываться

sich anziehen (o, о) – одеваться

aufstehen (a, a) – просыпаться, вставать

frühstücken – завтракать

die neuesten Nachrichten – последние известия

sich interessieren für Akk. – интересоваться чем-либо

zu Ende sein – заканчиваться

der Unterricht – занятия

zu Mittag essen (a, e) – обедать

die Mensa (-, en) – столовая

die Hefte prüfen – проверять тетради

sich unterhalten (ie, a) über Akk. – беседовать о ч-л.

im Internet surfen – искать информацию в Интернете

spazieren gehen (i, a) – гулять

die Lieblingsbeschäftigung (-, en) – любимое занятие

gehören zu D. – относиться к чему-либо

sich (D.) ansehen (a, e) – смотреть передачи по телевизору

die Unterhaltungssendung (-, en) – развлекательная передача

die Fernsehserie (-, n) – телесериал

Sport treiben (ie, ie) – заниматься спортом

Ski laufen (ie, a) – кататься на лыжах

zelten – отдыхать с палаткой

Spaß machen j-m D. – доставлять удовольствие кому-либо

vorziehen (o, o) – предпочитать

die Bewegung (-,in) – движение

der Urlaub (s, e) – отпуск

das Wandern – путешествие пешком

das Bergsteigen – восхождение на гору

Schach spielen – играть в шахматы

besprechen (a, o) – обсуждать

das Ereignis (es, e) – событие

verlaufen (ie, e) – протекать, проходить

sich beschäftigen mit D. – заниматься чем-либо

 

Задание 7. Прочтите и переведите текст.

Слабое склонение

Падеж м.р. Ж.р. ср.р. мн.ч.
N. e e e en
G. en en en en
D. en en en en
Akk. en e e en

 

Сильное склонение

По сильному склонению прилагательные склоняются в том случае, если у существительного отсутствует артикль. Во всех падежах ед. и мн. числа прилагательное получает окончания, совпадающие с окончаниями определенного артикля. Исключение составляет генитив ед.ч. м. и ср. рода, где прилагательное имеет нейтральное окончание –en (см. таблицу ниже).

 

Падеж м.р. ж.р. ср.р. мн.ч.
N. er e es e
G. en er en er
D. em er em en
Akk. en e es e

 

 

Образование имён прилагательных

 

Упражнение 45. Образуйте прилагательные от существительных, основ глаголов, от других прилагательных при помощи суффикса – lich (которыйиногда вызывает умлаут корневого гласного) и переведите их на русский язык.

Образец: der Bauer (крестьянин) – bäuerlich (крестьянский)

 

der Freund, der Bruder, der Tag, die Schrift, die Mutter, der Monat, das Jahr, das Fach, die Sprache, das Herz, die Natur, fragen, hassen, gebrauchen, rot, klein, alt, krank.

 

Упражнение 46. Образуйте прилагательные от следующих существительных с суффиксом -ig (гласные а, о, и принимают умлаут). Переведите их на русский язык.

Образец:die Kugel (шар) – kügelig (шарообразный)

 

der Fleiß, die Kraft, das Wasser, die Zeit, die Riese, das Gespräch

 

Упражнение 47. Образуйте от корней следующих глаголов прилагательные с суффиксом -bar. Переведите их на русский язык.

Образец:teilen (делить) – teilbar (делимый)

 

trinken, besiegen, verwenden, elektrisieren, magnetisieren, übersetzen, danken, lesen. ausführen

 

Упражнение 48. Образуйте от следующих существительных прилагательные с суффиксом – haft, который придаёт им значение наличия какого-либо признака, и переведите их на русский язык.

Образец: der Fehler (ошибка) – fehlerhaft (ошибочный)

 

der Meister, der Vorteil, die Sünde, die Tugend, das Kind, das Mädchen, die Blume, die Fabel, das Märchen.

Упражнение 49. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксом -los, который часто соответствует в русском языке префиксу без-или бес-.

Образец: der Takt (такт) – taktlos (бестактный)

 

die Freude, das Interesse, das Gefühl, die Scham, der Schlaf, das Heim, die Eltern, der Schnee.

 

Упражнение 50. Образуйте прилагательные с приставкой un-, которая соответствует в русском языке приставкам не-, без-, бес- и придаёт прилагательным значение отрицания, иногда противоположности.

Образец: abhängig (зависимый) – unabhängig (независимый)

 

aufmerksam, angenehm, bekannt, bestimmt, bedeutsam, dankbar, gebildet, glücklich, wichtig, moralisch.

III. Perfekt Passiv

 

  1. bin 1. sind
  2. bist } geprüft worden, 2. seid } geprüft worden,
  3. ist gelesen worden 3. sind gelesen worden

IV. Plusquamperfekt Passiv

 

  1. war 1. waren
  2. warst } geprüft worden 2. wart } geprüft worden
  3. war gelesen worden 3. waren gelesen worden

 

V. Futur Passiv

 

  1. werde 1. werden
  2. wirst } geprüft werden 2. werdet}geprüft werden
  3. wird gelesen werden 3. werden gelesen werden

 

Инфинитив (Infinitiv)

 

1. Инфинитив как составная часть сказуемого употребляется после модальных глаголов и для образования будущего времени (Futurum), например:

Ich kann meine Belastung erhöhen. – Я могу увеличить свою нагрузку.

Wir werden bald Prüfungen ablegen. – Мы скоро будем сдавать экзамены.

2. Следует обратить внимание на способы перевода инфинитива с глаголами sehen (видеть), hören (слышать), fühlen (чувствовать):

а) придаточным дополнительным с союзами что и как, например:

Ich sehe 2 Jungen Tennis spielen. Я вижу, как двое юношей играют в теннис.

в) превращением инфинитива в причастие-определение перед прямым дополнением;

Man sah nur die Sterne schimmern. Были видны только мерцающие звезды.

с) превращением инфинитива в отглагольное существительное-дополнение;

Der Meteorit, den wir fallen sehen, ist am größten. Метеорит, падение которого мы видим, – самый крупный.

3. Инфинитив может выполнять в предложении функцию подлежащего, определения и дополнения, образует вместе с пояснительными словами так называемую инфинитивную группу, которая на письме отделяется запятыми и может стоять в начале, середине и конце предложения. Запомните порядок перевода инфинитивной группы. Примеры:

1 3

Es ist notwendig, die Mathematik-Olympiade im nächsten

4 2

Monat durchzuführen. – Необходимо провести математическую олимпиаду в следующем месяце.

 

Обратите внимание на перевод следующих выражений, влекущих за собой употребление инфинитивных групп:

es ist interessant интересно

es ist leicht (schwer) легко (трудно)

es ist verboten запрещено

es ist nützlich полезно

es ist notwendig необходимо

4. Инфинитив после глаголов haben und sein стоит с частицей zu, выражая при этом идентичное значение модальности (нужно, необходимо, следует; можно; при отрицании нельзя). Следует помнить, что конструкция haben+zu+Infinitiv употребляется при активном подлежащем, а конструкция sein+zu+Infinitiv – при пассивном. Примеры:

Der Körper ist abzuhärten. – Тело нужно закалять.

Diese Kurven sind leicht zu unterscheiden. – Эти кривые можно легко различить.

Die Rechenmaschine hat viele Aufgaben zu erfüllen. – Вычислительная машина должна выполнять много задач.

5. Инфинитивный оборот um…zu + Infinitivчтобы (для того чтобы) выступает в качестве обстоятельства цели. Оборот ohne…zu + Infinitiv соответствует в русском языке деепричастному обороту с отрицанием не (деепричастию действительного залога настоящего времени несовершенного вида на –я). Оборот (an)statt…zu + Infinitiv соответствует в русском языке обороту вместо того чтобы. Примеры:

Wir mussten ein Taxi nehmen, um rechtzeitig zur Vorstellung zu kommen. – Мы вынуждены были взять такси, чтобы успеть на представление.

Ohne fleißig zu arbeiten, kann man eine fremde Sprache nicht beherrschen. – Не работая прилежно, нельзя выучить иностранный язык.

Statt in der Stadt zu bleiben, fährt er aufs Land. – Вместо того чтобы остаться в городе, он едет на природу за город.

Упражнение 57. Определите функцию инфинитива в следующих предложениях.

1. Wir werden das Thema „Die BRD“ studieren. 2. Ich will eine Reise nach Berlin unternehmen. 3. Der Student hat vor, alle Prüfungen vorfristig abzulegen. 4. Spazieren ist gesund. 5. Wir lernen deutsch sprechen. 6. Ich habe den Aufsatz zu schreiben.

 

Упражнение 58. Переведите следующие предложения на русский язык.

1. Ich höre ihn singen. 2. Er fühlt den Puls schlagen. 3. Mein Onkel sah Ulanowa tanzen. 4. Hörst du die Nachtigal schlagen? 5. Sie lernt schwimmen. 6. Die Schwester hilft mir den Text übersetzen.

 

Упражнение 59. Найдите в предложениях инфинитивные группы. Переведите на русский язык.

1. Leider habe ich jetzt keine Zeit, Museen und Gemäldegalerien zu besuchen. 2. Im Winter finde ich Zeit, Schi und Schlittschuh zu laufen. 3. Haben Sie Zeit, Morgengymnastik zu machen? 4. Es war interessant, diese moderne Stadt zu besichtigen. 5. Es ist sehr wichtig, noch heute mit dieser Arbeit zu beginnen. 6. Ist es interessant, die Sehenswürdigkeiten von Dresden zu besichtigen? 7. Ich war froh, den Brief von unseren deutschen Freunden zu bekommen.

 

Упражнение 60. Переведите предложения на русский язык.

А. 1. Das Mädchen hat um zehn Uhr im Bett zu liegen. 2. Ich habe dieses Plakat bis Montag zu zeichnen. 3. Die Fernstudenten haben die Kontrollarbeiten bis zum 15. Dezember einzusenden. 4. Der Kranke hat noch drei Arzneien einzunehmen. 5. Wir haben noch viele Schwierigkeiten zu überwinden. 6. Du hast Fehler gutzumachen.

В. 1. Bei der Durchführung dieses Versuches sind alle Anweisungen streng zu befolgen. 2. Diese Arbeit ist nicht aufzuschieben. 3. Die Fahrkarten sind noch im Vorverkauf zu haben. 4. Ist diese Vorschrift streng zu beachten? 5. Das Lehrbuch ist in unserer Bibliothek zu bekommen.

 

Упражнение 61. Употребите вместо модальных глаголов конструкцию „haben“ или „sein“+ zu +Infinitiv.

1. Ich muss den Brief noch heute absenden. 2. Er soll den Fehler gutmachen. 3. Du sollst den Leitartikel



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.413 с.)