Тема 1: Культура речи как направление теории речевого общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Культура речи как направление теории речевого общения



(2 часа)

Дефинирование понятия «культура речи». Понятие современного русского литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

Соотношение понятий «Язык», «Речь», «Культура речи». Предмет, задачи курса, связь с другими дисциплинами.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и в правильном использовании. Русский язык конца XX века. Язык и речь (проблемы разграничения). Язык как знаковая система и как «Орудие культуры». Речь как форма существования языка. Основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение).

Тема 2. Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании литературного языка (2 часа).

Норма как важный регулятор речевого поведения в условиях литературного языка как высшей формы существования языка. Признаки и характеристики нормы. Теория динамической нормы (Л.И. Скворцов). Причины отступления от литературной нормы. Вариативность норм. Типы норм: 1.общеязыковые (акцентологическая, орфоэпическая, лексическая, грамматическая, орфографическая, пунктуационная, словообразовательная); 2. стилистическая; 3. коммуникативная; 4. ассоциативная. Нормы письменной и устной речи, их общность и дифференциация. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Тема 3: Литературный язык и его функционально-стилевая дифференциация (2 часа).

Социально-территориальная стратификация русского языка

Общая картина стилистического расслоения русского литературного языка. Книжная и разговорная функциональные сферы литературного языка. Функциональные стили: классификация, важнейшие стилеобразующие признаки. Системные взаимосвязи функциональных стилей, взаимодействие функциональных стилей.

Тема 4. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория (2 часа)

Риторика: наука или искусство? Зарождение, развитие и современное состояние риторики. Понятие риторического идеала. Роды и виды ораторской речи. Риторический этос, логос, пафос. Основные требования к подготовке и произнесению публичных речей. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

 

 

Темы для самостоятельного изучения

Тема 1: Культура звучащей речи (2 часа).

Понятие орфоэпии. Стиль и произношение. Орфоэпическая норма и участки ее колебания. Специфика русского ударения. Акцентологическая норма и причины ее колебания. Произношение заимствованных слов. Специфика русского ударения и его функции. Акцентологическая норма и причины ее колебания в словах разных частей речи. Типология акцентных вариантов. Типичные акцентологические ошибки. Типы ортологических словарей.

Тема 2: Лексические нормы (2 часа)

Понятие лексической нормы. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, полисемия, омонимия, паронимия). Стилистически оправданное и неоправданное употребление синонимов, антонимов, полисемантов, омонимов, паронимов. Активные лексико-семантические процессы. Идиоматические выражения: дифференциация по стилю употребления, по происхождению (разговорно-бытовые, книжные, профессиональные фразеологизмы). Использование идиом: традиционное, нетрадиционное (расширение состава фразеологизма, придание к компонентам фразеологизма буквального значения, замена компонентов фразеологизма, создание нового варианта по модели общенародного образца). Использование идиом в научном и публицистическом стилях.

Тема 3: Морфологические нормы (2часа).

Понятие морфологической нормы. Трудные случаи использования грамматических форм разных частей речи и типичные ошибки при их использовании. Активные процессы в области частей речи и грамматических категорий. Слабые участки в системе морфологических норм именных частей речи: а) варианты рода, числа и падежа имен существительных; б) употребление форм имен прилагательных; в) употребление форм имен числительных; г) употребление местоимений. Слабые участки в системе морфологических норм форм глагола.

Тема 4: Синтаксические нормы (2 часа).

Функции порядка слов в предложении. Норма согласования и управления. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм согласования и управления. Стилистические возможности простых и сложных предложений. Параллельные и синтаксические конструкции. Функции порядка слов в предложении. Нормы согласования и управления. Типичные ошибки, связанные с их нарушением. Типичные ошибки в построении сложных предложений.

Тема 5: Публицистический стиль и язык рекламы (2 часа).

Сфера функционирования стиля, характеристика особенностей массовой коммуникации. Стилеобразующие черты и функции. Подстили и жанры. Информационное поле и информационная норма в СМИ. Специфические функции и языковые особенности рекламы. Сфера функционирования, характеристика особенностей массовой коммуникации. Информационное поле и информационная норма в СМИ. Специфические функции и языковые особенности рекламы.

Тема 6: Культура научной речи (2 часа).

Культура научной речи: экстралингвистические предпосылки выделения научного стиля, его место среди других стилей; подстили научного стиля, их жанры. Норма в терминологии, виды терминосистем. Сфера применения и основные функции научного стиля. Стилеобразующие черты научного стиля. Собственно языковые признаки научного стиля: лексические и грамматические особенности. Подстили и жанры научного стиля. Норма в терминологии, виды терминосистем. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

Тема 7: Культура деловой речи (2 часа).

Официально-деловой стиль Сфера применения и основные функции официально-делового стиля. Стилеобразующие черты официально-делового стиля. Подстили и жанры официально-делового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля в области лексики и грамматики. Текстовые нормы официально-делового стиля. Правила составления текста документа. Язык и стиль распорядительных, коммерческих, инструктивно-методических документов. Речевой этикет в документе.

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.008 с.)