Возникновение и развитие второй сигнальной систем мозга человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие второй сигнальной систем мозга человека.



Труд, очеловечивший обезьяну, требовал совместных действий, для согласованного выполнения которых у первобытных людей “появилась потребность что-то сказать друг другу”. Отсюда исключительное значение речи, как специально человеческого способа общения и механизма его высшей нервной деятельности. Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемым друг другу. При этом отпадает необходимость каждому пережить самому события, о которых сигнализирует слово, они могут обдумывать и сопоставлять с другими событиями и приводить к принятию решений в уме. Устная речь обеспечивает непосредственное общение людей, письменная – дала возможность накапливать знания, мысленная – позволяет думать и творить. Благодаря этому человек проявляет исключительную способность к разумному планированию своей деятельности. к чему не способны животные. В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность посредством конкретных зрительных, слуховых, обонятельных и других сигналов о происходящих событиях, речь отражает окружающую действительность посредством обобщающих отвлеченных, выражаемых словами. Вторая сигнальная система как обобщающая сигнализацию от первой, охватывает все функциональные структуры мозга и не имеет ограничений локализации. Однако некоторые структуры коры больших полушарий особенно тесно связаны с осуществлением этой функции. У основания нижней фронтальной извилины находится участок, поражение которого делает невозможными координированные движения, осуществляющие устную речь – двигательный центр Брона. В задней трети верхней височной извилины и в прилежащей части супрамаргинальной располагается область, при повреждении которой человек теряет способность понимать смысл услышанных слов – акцетический центр Вернике. Поражение ангулярной извилины приводят к потере способности узнавать написанное – оптический центр речи. Ведущая роль правой руки в практической деятельности человека определила преимущественную роль, левого полушария в осуществлении функции второй сигнальной системы. В пользу такого предположения приводят наблюдения, что у больных односторонний лечебный электроток правого полушария не нарушает, а даже развязывает речевую активность, но препятствует опознанию окружающих предметов, бытовых звуков и мелодий. Об этом же свидетельствуют факты, что обращение к человеку со словами вызывают более выраженную реакцию его ЭЭГ в левом полушариями, а при неречевых воздействиях – в правом. Отмечают также, что медленная отрицательная, так называемая волна ожидания ЭЭГ, связанная, как считают, с мыслительной деятельностью, более выражена при словесных реакциях в левом полушарии. Рассматривая деятельность второй сигнальной системы как рефлекторную в широком смысле этого слова, можно выделить ее принципиальные отличия от левой сигнальной системы по основным характеристикам рефлексов как приспособительных реакций, которые вызываются определенными сигналами, подкрепляются удовлетворением некоторых потребностей. Чем обеспечивают оптимальное существование в данных условиях жизни.

Слово как сигнал сигналов.

Слово ставится сигналом сигналов лишь в процессе обучения ребенка, его речевого общения со взрослыми. Известны случаи, когда дети, похищенные зверями, вырастали в берлоге и оставались совершенно бессловесными. Слово как комплексный раздражитель начинает формироваться примерно во второй половине первого года жизни ребенка. Произносимые взрослыми звуки слова вместе со всеми одновременно действующими сигнальными раздражителями связываются с подкрепляющим движением. Вначале сигналом служит весь комплекс и лишь постепенно их начинает заменять слово, несущее понятие, которое в конечном итоге перестает зависеть даже от звуковых различий своего произношения. По мере расширения жизненного опыта ребенка содержание слова расширяется и углубляется. Обобщая все большее количество первичных сигналов и отвлекаясь от их контрольного разнообразия. Слово делает заключенное в него понятие более абстрактным, охватывающим более широкий круг явлений. Большое значение при этом имеет разнообразие связей, которые новообразуют с сопутствующими сигналами. Консолидация связей словесного сигнала с первичными сигналами делают реакцию более собранной, что проявляется в ее ускорении и укорочении латентного периода. В образовании ответного сигнала, обобщающего первичные сигналы разных сенсорных систем, особое значение имеют сигналы от двигательного анализатора. В этом проявляется роль критерия практики в формировании понятий, являющихся содержанием слов. То, что слово действует заключенным в нем понятием, а не звуковой оболочкой, показывает опыт выработки у человека на какое-нибудь слово-синоним, содержащее при другом звучании тот же смысл. На протяжении всей жизни человека происходит обогащение уже сложившихся и образованных новых понятий, выраженных словами, в которых обобщается все больше первичных сигналов.

Типология высшей нервной деятельности человека.

Рассмотренные ранее общие типы нервной системы, складывающиеся из различных комбинаций силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, действительных как для животных, так и для человека. Однако типология высшей нервной деятельности человека приобретает специфические особенности и чрезвычайно усложняется прежде всего наличием второй сигнальной системы, формируемой его воспитанием, условиями жизни и взаимоотношениями с окружающими людьми. В результате поведение и мышление человека, руководимое второсигнальными механизмами мозга, оказывается зависящим от генотипических предпосылок в гораздо меньшей степени, чем у животных. Хотя мышление и поведение человека всегда происходит с участием обеих сигнальных систем, но у разных людей их отношения могут складываться различно, особенно в сфере восприятий окружающего мира. По этому признаку И. П. Павлов выделил наряду с общими специально человеческие типы высшей нервной деятельности и образно назвал их художественный и мыслительный. Художественный тип воспринимает окружающий мир и мысли преимущественно в конкретных красочных образах предметов и событий. Это люди живых впечатлений, запоминающие прошлое и представляющие себе будущее в виде картин минувших и грядущих событий. Мыслительный тип воспринимает окружающий мир и мыслит преимущественно в отвлеченных понятиях, выражаемых речью, эти люди аналитического склада ума, склонные к теоретизированию и абстрактному мышлению. Однако такие крайние проявления неуравновешенности сигнальных систем встречаются сравнительно редко. Большинство людей составляют средний тип, который используют в равной степени обе сигнальные системы и совмещает живость непосредственных впечатлений с логикой абстрактной мысли. Типологические различия высшей нервной деятельности людей не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени их социальной полноценности. Уже в отношении животных нельзя считать, что разные типы нервной системы означают для их владельцев разную биологическую ценность, так как все они прошли суровый отбор в эволюции и оказались достаточно приспособленными к условиям жизни. Тем более, жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческого общества представляет широкие возможности его деятельности с учетом типологических особенностей. Несостоятельность попыток расценивать один из этих особенностей как “хорошие”, например сильные нервные процессы, а другие, например инертные и слабые, как “плохие” следует также из того, что инертные нервные процессы обеспечивают весьма прочные временные связи, а слабость нервных процессов оказалась связанной с высокой чувствительностью. Из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотепических определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формирует то, что называют характером человека.

 

Индивидуальная Анатомическая изменчивость органов,
систем и формы тела человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.008 с.)